Материал и орудия письма

Материал и орудия письма. Вопрос о материале для письма принадлежит к числу важ¬ных вопросов палеографии, так как он тесно связан с вопросом об эволюции почерков. По-следние изменялись в зависимости от того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень, распространение означало и распространение письмен-ности среди более широких общественных слоев в связи с процессом феода-лизации. Материалом для русских письменных памятников до ХIV в. служил пергамен.

Памятники письма на пергамене первоначально назывались на Ру-си «харатейными», «харатья», «кожами», «мехом», «телятинами». Кроме пергамена в качестве материала для письма в Древ¬ней Руси употреблялась береста. Буквы наносились острым костяным орудием или ме-таллическим, или вообще каким-либо заострённым предметом на внутрен-нюю гладкую сторону берё¬зовой коры, которая свертывалась в виде свитка.

По-видимому, береста, предназначенная для письма, предварительно обра¬батывалась. Куски бересты с сохранившимися текстами обре¬заны сверху, снизу или с боков. Наличие на бересте природных трещин, изгибов, чёрто-чек, точек, а также свободных мест, получавшихся при выпадении кусочков коры в результате вдавливания или выцарапывания письмен, затрудняет чте-ние. Берестяные грамоты лучше пергаменных сохраняются в земле. На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый отте-нок. Они глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности до-вольно густым слоем и отличались боль¬шой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень чёт¬ким, если, конечно, рукопись не портилась от сыро-сти и т. п. По своему химическому составу чернила русских рукописей были железистого происхождения. Они содержали соли, же¬лезо и дубильные ве-щества.

В качестве последних применя¬лись обычно так называемые чер-нильные орешки — особые наросты на местах поражения листьев дуба насе-комыми-вре¬дителями.

Употреблялись и чернила из сажи («копчёные») и из отвара ольховой пли дубовой коры. Для просушки чернил на бумаге употреблялся мелкий кварцевый пе-сок. Им посыпали лист из песочницы, имевшей крышку с дырками для рав-номерной посыпки. Чернильницы бывали разнообразными по форме и дела-лись из дерева, глины, рога, металла. Кроме чернил, для письма употреблялись краски, особенно красная, издавна служившая для заголовков и инициалов (начальных букв). От нали-чия в рукописях красных заго¬ловков и заглавных букв ведут своё происхож-дение такие термины, как «рубрика» (от латинского ruber — красный) или «красная строка». Последнее название даётся строке, от¬крывающей раздел и отмечаемой в печати так называемым «аб¬зацем» — небольшим пропуском в начале текста, передвигае¬мого слегка вправо.

Краски употреблялись и для орнамен¬тации рукописей (писания заставок, концовок) и для миниатюр. При создании роскошных рукописей для письма заглавий и отдельных букв употреблялось золото.

Известны два сорта золота: 1) листовое, накла-дываемое на предварительно выписанные клейким веществом знаки, и 2) творёное (в виде краски: истёртое в порошок и смешанное с клейкими веще-ствами). Серебро в русской письменности встречалось редко. Обычно процесс письма чёрными чернилами и красками не был одно-временным. Вначале исполнялось чёрное письмо, а для красных букв или строк оставлялись пустые места, за¬полнявшиеся красками уже потом.

Такая манера приводила, между прочим, к тому, что по невнимательности писца пред¬назначаемые для последующей раскраски места так и не рас¬крашивались. Впоследствии такие пробелы становились источ¬ником частых ошибок для позднейших переписчиков, не всегда уже понимавших, какая именно буква оказывалась пропущен¬ной в копируемом ими оригинале. При письме золотом, так же как и при писании красками, среди чёрно-го текста оставалось свободное место, заполняв¬шееся впоследствии золоты-ми буквами или же заглавием в целую строку.

Писал золотом, так же как и красками, обычно специалист-художник, на долю которого приходилась также работа над миниатюрами и заставками, украшавшими рукопись за-главными разрисованными буквами и т. д. Все русские рукописи написаны пером. Письмо палочкой тростью (ка-ламом), изображаемое на некоторых миниатюра евангелий, фактически не имело применения в Древней Руси. Очевидно, подобные лицевые изображе-ния были продуктом не которой стилизации.