Реформы в области образования и культуры

Реформы в области образования и культуры. Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования.

Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям. Богословские предметы в школе уступали место естественнонаучным и техническим. Первыми появились Навигация и Артиллерийская школы (1701), Инженерная школа (1712), Медицинское училище (1707). Для упрощения учебы сложный церковно-славянский шрифт был заменен на более простой современный.

Получило развитие, издательское дело, созданы типографии в Москве, Петербурге и других городах. Заложены основы развития русской науки. В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. Изучали историю, географию и природные богатства России. Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера – первый отечественный естественноисторический музей. С 1 января 1700 г. в России выло введено новое летоисчисление по юлианскому календарю. До этого страна жила в другом времени.

Летоисчисление велось от сотворения мира (григорианский календарь). В соответствии с ним в России уже шло восьмое тысячелетие, а Европа вела счет от рождества Христова и жила во втором тысячелетии. В результате реформы календаря Россия стала жить в одном времени с Европой. Происходила коренная ломка всех традиционных представлений о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел бородобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников.

Поведение молодых дворян в обществе регламентировалась западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге «Юности честное зерцало». Продолжалось вытеснение патриархального образа жизни и постепенная замена его «светскостью» и рационализмом. Петровские преобразования в области культуры, быта и нравов вводились зачастую насильственными методами и носили ярко выраженный политический характер. Главным в этих реформах было соблюдение интересов государства.

Правление Петра I открыло в русской истории новый период. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Управление и юриспруденция, армия и различные социальные слои населения были реорганизованы на западный лад. Быстро развивалась промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения. Созданное им государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны. По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра не имели аналогов на только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории.

Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя. Несмотря на противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служение Российскому государству.

УКРЕПЛЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ. Реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии в отличие от классической западной, не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на крепостническо-дворянской основе. Петровское законодательство отличалось от предыдущего более высоким уровнем обобщения и более четкой схемой и последовательностью. Публично-правовые принципы абсолютизма – это основные начала абсолютизма, основы государственного строя.

Переход к абсолютизму, как уже отмечалось выше, означал, прежде всего, отмирание сословно-представительных органов. Земские соборы уходят в прошлое. В начале своей реформаторской деятельности Петр I окончательно упраздняет Боярскую Думу. Но переход к абсолютизму не сводился лишь к освобождению царя от каких-либо сдерживающих сил. Переход к абсолютизму, его расцвет означали перестройку государственного аппарата.

В связи с этим необходимо рассмотреть правовое положение императора как главы государства. Один из принципов абсолютизма – расширение полномочий императора. Императоры обладали более широкими полномочиями, чем цари периода сословно-представительной монархии. В законодательной области только императору принадлежало право издания законов. Он обладал высшей административной властью в стране и ему подчинялись все органы государственного управления. Император также был главой судебной власти.

Все приговоры и решения судов выносились от его имени. Ему принадлежала высшая церковная власть, которую он осуществлял, через специально созданное учреждение – Синод. Должность главы русской православной церкви – патриарха была упразднена. Петр I внес изменения в порядок наследования императорского престола. До него царский престол переходил от отца к сыну. В XVII в если не было законного наследника, то царя мог избрать Земский собор. Однако Петр считал такой порядок не соответствующим идее неограниченной монархии и полагал, что если наследник не достоин престола, император может назначить своим преемником другое лицо по своему усмотрению.

Петр воплотил эту идею в «Уставе о наследовании престола». Поводом к изданию Устава было сопротивление царевича Алексея реформаторской деятельности Петра. Итак, абсолютизм базировался, во-первых, на неограниченной власти монарха, а, во-вторых, коренным преобразованием в абсолютистской традиции стал «Устав о наследовании престола».