рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Правовые учения об особенности исторического развития в России в конце XVIIIв.

Правовые учения об особенности исторического развития в России в конце XVIIIв. - раздел История, Содержание Вопрос № 1. Особенности Исторического Развития В России В Конце Xv...

Содержание Вопрос № 1. Особенности исторического развития в России в конце XVIIIв.3 а) Радищев как представитель радикального представительства в российском обществе. 3 б) Сперанский и его пути осуществления либеральных преобразований в России. 6 Вопрос № 2. Декабристы и их место в истории освободительного движения в России 9 Вопрос № 3. Западники и славянофилы о путях развития России в первой половине 19 века. 15 Литература 20 Вопрос № 1. Особенности исторического развития в России в конце XVIIIв. а) Радищев как представитель радикального представительства в российском обществе.

Ответ: Вторая половина XVIII в. характеризуется усилением крепостнического гнета. Пугачевское восстание обратило передовые умы русского общества к поискам вариантов выхода из кризисного состояния. Другой проблемой, активно занимавшей русское общество, была форма правления Российского государства.

Поиски ее совершенствования наметили несколько вариантов: превращение абсолютной монархии в просвещенную, различные формы конституционного ограничения монарха и, наконец, предпочтение республиканского образа правления монархическому. Политическая теория А.Н. Радищева предложила радикальные ответы на все волновавшие современное ему общество проблемы. Александр Николаевич Радищев (1749–1802) писатель, философ. Родился по одним данным[ ] в Москве в дворянской семье 20 (31) августа 1749, по другому источнику данных в Саратовской губернии в дворянской семье, обладавшей большими земельными владениями.[ ] Получил хорошее домашнее образование.

Затем окончил Пажеский корпус в Петербурге, учился в Германии, в Лейпцигском университете (1766–1770). В эти годы началось увлечение Радищева философией. Он изучал труды представителей европейского Просвещения, рационалистической и эмпирической философии. Овладел несколькими древними и новыми европейскими языками.

После возвращения в Россию поступил на службу в Сенат, а позднее – в Коммерц-коллегию. Вскоре он оставил службу и всецело посвятил себя литературным трудам: опубликовал перевод книги Г.Мабли Размышления о греческой истории (1773), собственные литературные произведения Слово о Ломоносове (1780), Письма к другу, жительствующему в Тобольске (1782), оду Вольность (1783) и др. свой личный долг перед отечеством он усматривал в борьбе с крепостничеством и самодержавием. Этой теме посвящено его знаменитое произведение Путешествия из Петербурга в Москву, опубликованное в 1790г. Термин «самодержавие» Радищев уже употребляет только в смысле сосредоточения неограниченной власти в руках монарха.

Радищев рассматривает самодержавие как состояние, «наипротивнейшее человеческому естеству». В отличие от Ш. Монтескье, различавшего просвещенную монархию и деспотию, Радищев ставил знак равенства между всеми вариантами монархической организации власти. Царь, утверждал он, «первейший в обществе убийца, первейший разбойник, первейший предатель[ ]». Он не верил в возможность появления на троне просвещенного монарха. «просвещенных монархов нет и не будет.

Истина страшна для него, и он всеми силами стремится скрыть от народа правду». Радищев критикует и бюрократический аппарат, на который опирается монарх, отмечая необразованность, развращенность и продажность чиновников, окружающих трон. Он обращает внимание на особенность российского управления – наличие самостоятельной бюрократии, у которой отсутствует связь и с монархом, и с народом.

Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода «болезни» он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих США, он писал, что «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мрака укрова». Свою позитивную схему Радищев конструирует, основываясь на исходных положениях теории естественных прав человека и договорного происхождения государства.

Причиной образования государства, по мнению Радищева, является природная социальность людей. В естественном состоянии все люди были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. Подобно Руссо, он считал, что возникновение государства связано с образование частной собственности[ ]. Государство возникло как результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных.

При заключении договора народ является определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой. Он не мог бы согласиться на рабство, т.к. это было бы противоестественно. Положительное законодательство, издаваемое государством, должно быть основано на естественном праве. В том случае, «если закон не имеет основания в естественном праве», он как закон не существует, т.к. основанием права является справедливость, а не сила. С этих позиций Радищев современное ему крепостное право и показывает его теоретическую и практическую несостоятельность.

Крепостное право, по его оценке, представляет собой нарушение естественных законов, кроме того, оно и экономически не состоятельно, т.к. подневольный труд непроизводителен; с ним связано и нравственное падение народа, причем как крепостников (бесчеловечие, жестокость, бессердечие и т.п.), так и крепостных (унижение, порабощение, разорение). Россия богата, но ее труженики лишены всего необходимого, и такое состояние является безнравственным. Радищев обращает внимание на отсутствие в законах юридического статуса крепостного крестьянина. «Крестьянин в законе мертв», но по естественному праву он остается свободным человеком, имеющим право на счастье и самозащиту, и «он будет свободным, если захочет». А.Н. Радищев неоднократно подчеркивал, что злом является именно крепостное право, а не лица, его осуществляющие, и замена «злого» помещика на «дорого» ничего изменить не может. Противопоставление естественного права существующим государственным законам привело Радищева к революционным выводам. «Из мучительства неминуемо рождается вольность предрекал он а мучительство достигло в России крайнего предела». Свободы следует ожидать не от «добрых помещиков», а от непомерной тяжести порабощения, которая вынуждает народ искать пути своего освобождения.

Радищев признает за народом право на восстание в том случае, если его естественные права грубо нарушаются. Социальный идеал Радищева – общество свободных и равноправных собственников. «Собственность – один из предметов, который человек имел в виду, вступая в общество». Межа, отделяющая владение одного гражданина от другого, должна быть «глубока, всеми зрима и свято почитаема», но крупную феодальную собственность он рассматривал как результат грабежа и насилия.

Земля должна быть передана безвозмездно тем, кто ее обрабатывает. Радищев не сторонник общественных форм обработки земли: «Себе всяк сеет, себе всяк жнет». В таком обществе социальные привилегии отменяются, дворянство уравнивается в правах со всеми остальными сословиями.

Наилучшей политической организацией такого общества является народное правление, сформированное по образцу северно-русских феодальных республик Новгорода и Пскова.

По мнению Радищева, народ России исстари привержен республиканской форме правления. Концепцию разделения властей он не признает, ибо только народ может быть истинным Государем.

Народ избирает магистров, сосредотачивая всю полноту власти у себя. Поэтому будущее государственное устройство России Радищев представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде. Такое устройство государства сможет обеспечить народу его священные естественным права, которые заключаются «в свободе: 1) мысли, 2) слова, 3) деяния, 4) в защите самого себя, когда того закон сделать не в силах, 5) в праве собственности и 6) быть судимым себе равными». Разрабатывая основы законодательства, Радищев придерживался демократических принципов, утверждая «равную зависимость всех граждан от закона» и требование осуществлять наказания только по суду, причем каждый «судится равными себе гражданами». Организацию правосудия он представлял в виде системы земских судов, избираемых гражданами республики.

Он полагал, что в России должны быть учреждены суды духовные, гражданские, военные и совестные.

Он приветствовал учреждение совестных судов, усматривая в них большую пользу для населения. Похвально отозвался также и о судах присяжных, действовавших в Англии и Франции. В размышлениях о наказаниях Радищев склоняется к мысли об отмене смертной казни и смягчении суровых санкций, полагая, что «жестокость и уродование не достигают в наказаниях цели». Он также высказался против телесных наказаний. Социальные и политико-правовые идеалы А.Н.Радищева были восприняты русской политической мыслью и получили дальнейшее развитие в трудах декабристов, а затем и в революционно-демократической теории последующих лет. На современников его труды произвели огромное впечатление.

Его книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» называли набатом революции, и она была запрещена в России до 1917 года. За свои «богомерзкие сочинения» - «Вольность» и «Путешествие из Петербурга в Москву», Радищев был арестован и объявлен государственным преступником Суд приговорил его к смертной казни, замененной ссылкой «в Сибирь, в Усть-Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание». В ссылке Радищев занимался научными изысканиями, писал Сокращенное повествование о приобретении Сибири, Письмо о Китайском торге, философский трактат О человеке, о его смертности и бессмертии (1790–1792). В 1796 император Павел I разрешил Радищеву вернуться из Сибири и поселиться в своем калужском имении.

В 1801 император Александр I разрешил ему переезд в столицу, и пригласил в комиссию по составлению законов.

В последний год жизни Радищев готовил ряд проектов («О законоположении», «Проект гражданского уложения» и др.), в которых обосновывал необходимость ликвидации крепостных отношений и гражданских реформ. Умер Радищев в Петербурге 12 (24) сентября 1802, покончив жизнь самоубийством. Вопрос б) Сперанский и его пути осуществления либеральных преобразований в России. Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839), русский государственный деятель и политический мыслитель.

Родился 1 (12) января 1772 в селе Черкутино Владимирской губернии, в семье священника по фамилии Третьяков. Окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему «прозвания» Сперанский (от лат speranto – надежда). С 1797 – на службе в государственных учреждениях: директор департамента Министерства внутренних дел (1803–1807); статс-секретарь Александра I (с 1807); государственный секретарь (с 1810). Интриги завистников, а также недовольство его реформаторской деятельностью со стороны дворянства послужили причиной отставки и ссылки Сперанского в 1812 г. (Нижний Новгород, Пермь). В 1816г. получил назначение губернатором в Пензу. С 1819 – генерал-губернатор Сибири; с 1838 – председатель департамента законов Государственного совета.

С 1826 под руководством Сперанского проводилась кодификация законов, итогом которой стал многотомный (45 томов) Свод законов Российской империи (1830), имеющее историко-хронологическое значение. Еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное издание, кодифицирующее действующее законодательство.

Николай I наградил М.М. Сперанского за этот труд Андреевской звездой. В своей деятельности Сперанский ориентировался на идеи европейского Просвещения. Сохранение и упрочнение монархической государственности, по его убеждению, требовало определенных правовых реформ: введения принципа разделения властей, конституции («правление доселе самодержавное, постановить и учредить на непеременяемом законе»), гражданского общества.

Сперанский считал, что эти политические меры будут способствовать возникновению в России «правильной конституционной монархии», исключающей любую форму деспотизма. «Истинная монархия – это не что иное, как представительная форма правления, а не самодержавие». Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени; в Средние века – удельщина; в Новое время – абсолютная монархия, а в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем поданным.

Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу. В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила «правление доселе самодержавное учредить на непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно.

Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их». Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом.

Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коими вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной думой.

Таким образом, Государственная дума имеет законодательный статус. Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами. Одним просвещением и деятельностью просвещенных монархов невозможно достичь политических результатов. Сперанский полагал, что в преобразованном по его проектам государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданных, при этом он отмечал, что политическая свобода имеет больший объем по своему содержанию и поэтому является фундаментом для свободы гражданской. «Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической», и напротив, если в государстве утверждается политическая свобода, то гражданское рабство умирает само собой. «Права гражданские должны быть основаны на правах политических, закон гражданский не может быть без закона политического». Но законодательство не самоцель и само по себе не является гарантом против произвола. «К чему гражданские законы восклицает Сперанский когда скрижали их могут быть разбиты о камень самовластия!».Гарантом всех свобод в государстве является конституция и основанное на ней разделение властей.

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, обеспечивающий ее функциональную деятельность.

Для осуществления такого проекта Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: «О придворных званиях» (3 апреля 1809г.) и «Об экзаменах и чинах» (6 августа 1809г.). Этими узаконениями вводились необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов.

Придворные звания не являлись более основанием для получения чинов и продвижения по службе, а сделать карьеру, не служа, стало для дворян невозможно. На сословный строй общества Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий. В своих проектах он наделял дворянство всеми политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землями.

Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права, а политические – в зависимости от размера собственности (т.е. по цензу). Рабочий народ он наделял только гражданскими правами. К крепостному Праву Сперанский относился отрицательно. «Крепостничество писал он несовместимо с цивилизованной государственностью.

И нет никакого основания считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действенные меры». «Каким образом спрашивал он ремесла в городах могут совершенствоваться без соревнования ремесленников, когда они рассеяны в рабстве? ». Однако немедленной отмены крепостного права Сперанский опасался, полагая, что россияне, получив свободу, обратятся «к кочевому образу жизни». Он предложил двухэтапную схему: вначале ограничиваются крестьянские повинности, производится личное освобождение крестьян от помещиков, а затем к крестьянам возвращается «древнее право перехода» (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее приобретения.

Проекты Сперанского вызывали резкую критику в адрес реформатора со стороны дворян, которые были весьма недовольны указами о чиновниках, ущемляющих их привилегии, а в социальных проектах Сперанского усматривали ущемление своих земельных прав. На него посыпались обвинения в «возжигании бунтов» и даже в «способствовании истребления дворянства». В конечном итоге он был отстранен от службы и отправлен в отставку.

Умер Сперанский в Петербурге 11 ноября 1839 г. Современник мыслителя, поэт Петр Вяземский, характеризуя этого выдающегося государственного деятеля, сказал о нем: «чиновник огромного размера». Вопрос № 2.

Декабристы и их место в истории освободительного движения в России

Неудача в предложении действенной политики по выходу из кризисной ситу... Его основателями были Н.М.Муравьев, Н.И.Тургенев, М.С.Лунин, С.П.Трубе... Опираться на массы дворянские революционеры не только не решались, но ... Они намеревались вывести войска под командованием членов тайного общес... 70 км на юго-запад от Киева), где была расформирована 5-я рота полка. ...

Западники и славянофилы о путях развития России в первой половине

Их объединяло, по крайней мере в начальный период, решительное осужден... Российское западничество в 19 веке никогда не было однородным идейным ... Потому что уничтожили святая святых - общину, артель, назвав это «вели... Крепостное состояние, по мнению Хомякова, введено Петром, когда «закон... Будущее России, о котором мечтал лидер славянофилов, должно было стать...

Литература

Литература 1. Воронин А.В. История Российской Государственности // Учебное пособие – М.: Изд-во НОРМА- М, 1998 2. История России от древнейших времен до начала XX в. Под. ред. И.Я.Фроянова // Учебник истории для ВУЗов - М.: Дрофа, 1997 3. История политических и правовых учений.

Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип. Под общей ред. члена корреспондента РАН, док. юр. наук, проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. с 364-368 4. Семенова А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов. -М.: Мысль, 1982. 5. Нечкина М. В. День 14 декабря 1825 года М Просвещение 1985.

– Конец работы –

Используемые теги: Правовые, учения, особенности, исторического, развития, России, конце, XVIII0.11

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Правовые учения об особенности исторического развития в России в конце XVIIIв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Политические и правовые учения классиков немецкой философии конца XVIII - начала XIX в.
Экономическая отсталость Германии со всей очевидностью обнаружилась после Великой французской революции, особенно в ходе завоевательных войн… Выгодные для себя преобразования она надеялась осуществить с помощью… Религиозный плюрализм в этнически однородной среде создавал благоприятные условия для развития теоретической мысли,…

Особенности правового развития лизинга в России
По окончании плавания чугунные ценности возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду. Введение в экономический лексикон термина лизинг от англ. 1еasе сдавать внаем… К середине 60-х годов лизинговые операции в этой стране составляли 1 млрд. дол а к концу 80-х годов они превысили 110…

Реакционные и консервативные политические и правовые учения в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX в.
За революцией последовали реставрации. Во Франции вновь воцарились Бурбоны. Вернувшиеся в страну эмигранты, особенно реакционные круги дворянства… Всю силу своего недюжинного таланта Жозеф де Местр обрушил на Просвещение и… Человек, который может все видоизменить, но не может ничего создать или изменить к лучшему без помощи божьей, возомнил…

План лекции №1: Часть 1: предмет горного права, метод горного права, основные источники горного права. Часть 2: Этапы развития Российского законодательства о недрах
Часть предмет горного права метод горного права основные источники горного права... Часть Этапы развития Российского законодательства о недрах... формирование и развитие горного права Российской Империи начала го века...

Предмет «Истории экономических учений», исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей. Периодизация истории экономических учений. Место учебной дисциплины в системе экономических наук».
Основные этапы развития экономических учений…3. Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей…15 Заключение… …21 Список… Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются… История экономических учений помогает понять общую направ¬ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее…

Особенности развития СМИ в России и специфика российской истории права массовой информации
Формирование современной системы норм в сфере СМИ и журналистики... По лекции Право СМИ разбросано по всем отраслям права...

Политические и правовые учения в России в период возникновения и развития феодализма и образования единого русского государства
Идеи независимости Русского государства, его единства, сильной княжеской власти становятся ведущими в политической литературе Киевской Руси. В… В “Слове” излагается выдержанная в религиозном духе фантастическая концепция… Период Ветхого завета – период богоизбранности одного, иудейского народа, период подчинения закону.

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом историческом процессе
Особенности становления и развития российской цивилизации Роль и место России в мировом историческом процессе... Русско японская война гг... Назовите термины которые характеризуют период х гг российской истории Какие переломные моменты происходили в...

Учение о государстве и праве в России в конце ХVIII начале ХХ вв.
И третья - намеченное слабее других, касается мыслей Радищева о построении общества, действительно удовлетворяющего потребностям трудящихся. Термин… Мыслитель не верил в возможность обретения на троне просвещенного… Радищев открыто заявлял о приоритете прав народа над правами монархов. Его позиция определялась просветительской…

Учение о государстве и праве в России в период развития феодализма
Обсуждение и разрешение подобной проблематики возможны только на основе серьезных достижений в области политико-правовой культуры. 1.… Трактат состоит из трех частей В 1-ой части трактата Илларион дает понимание… Четко различает закон, как внешнее проявление того или иного установления и истины, которая выражается в высоком…

0.041
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам