Сенат и фискальный комитет

Сенат и фискальный комитет. Уже в начале века роль Боярской Думы упала практически до нуля. Петр сам говорил что дума, где дьяки сидят, уткнувшись бородой в пол, не может сделать ничего полезного. Но совсем без законосовещательного органа тоже было нельзя. Поначалу роль совещательного органа при Петре выполнял круг его друзей, у которых он не брезговал спросить совета, но затем появился более формальный преемник Боярской Думы - Сенат. Сам Сенат был рожден экспромтом, так как Петр вряд ли нуждался в органе, который бы хоть как-то ограничивал его власть.

Отправляясь в 1711 г. в Прутский поход Петр учреждает для отлучек наших правительствующий Сенат, поначалу лишь из 9-ти человек, в полномочия которого входило попечение о правосудии, об устройстве государственных доходов, общем управлении, о торговле и хозяйстве. Сенат был создан поначалу лишь на время отлучки Петра, однако нет ничего более постоянного, чем временное, и Сенат вскоре стал высшим государственным судебным и управленческим органом.

Вместе с сенатом был создан фискальный комитет, призванный строго следить за нарушениями чиновников, приносящими вред государству - казнокрадством, взяточничеством, нарушением закона, и др. Фискалы не получали жалования, а жили лишь на проценты от конфискованного имущества, что, несомненно, способствовало их старанию. Учитывая древнюю русскую традицию воровать, важность фискального комитета трудно переоценить.

Табель о рангах. Роспись чинов 24 января 1722г, табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые учрежденные должности - все с иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих выстроены по табели в три параллельных ряда воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе.

Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к табели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут. Введение табеля о рангах было одной из важнейших государственных реформ. Это нововведение в корне подорвало значение знатности на государственной службе.

Со времени введения табеля о рангах государственные служащие добивались высоких чинов только благодаря личным заслугам, а не благодаря рождению в знатной семье. Отмена патриаршества. Церковная реформа. Еще одним препятствием, ограничивающим власть абсолютного монарха, была церковь. Большинство духовенства враждебно относилось к реформам, и это неудивительно - церковь издревле была хранителем русских традиций, которые искоренялись петровскими реформами.

Поэтому церковь была причастна к делу царевича Алексея, и отнюдь не на стороне отца. После смерти патриарха Адриана Петр лишь назначил на его пост исполняющего обязанности - местоблюстителя, а выборы патриарха не провел. В 1721 г. был образован Святейший правительствующий Синод, или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату, фактическим главой которого являлся Феофан Прокопович. Именно он сочинил духовный регламент - свод важнейших организационных и идеологических уставлений церковной организации в новых условиях абсолютизма.

По регламенту члены Синода присягали как чиновники на верность царю и обязывались в мирские дела и обряды не входить ни для чего. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны.

Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах. Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального синодального управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени княжескую систему церковной власти.

Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства.

Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.