Северные монастыри и их деятельность по хозяйственному освоению русского севера

«Северные монастыри и их деятельность по хозяйственному освоению Русского Севера (на примере Николо-Корельского монастыря)» План контрольной работы Введение….….1. Основание и становление Николо-Корельского монастыря……… 5 2. «Взлет и падение». Хронология строительства и разрушения Николо-Корельского монастыря (XVII –XX вв.)…7 3. Николо-Корельский монастырь – морской форпост… ….4. Миссионерская деятельность Николо-Корельского монастыря в Заполярье (XIX – начало XX в.)… 5. Хозяйственная деятельность Николо-Корельского монастыря 13 Заключение….14 Список используемой литературы… 15 Введение В период вхождения северных земель в состав Московского государства (1470-е гг.) основными видами земельной собственности были: черносошная, дворцовая (или удельная, то есть принадлежащая на праве феодальной собственности московскому князю, позднее – царю), монастырская.

Монастырь – обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, принявших монашество, монашеский обет. Монах – отрекшийся от светских сует, постриженик во ангельский образ, мних, инок, чернец, прописанный к монастырю. (В.И. Даль, «Толковый словарь русского языка») Северные монастыри, в условиях отсутствия помещичьего землевладения, были самыми крупными хозяйствами на Севере.

Монастыри владели землями, пожнями, рыбными ловлями. Все это позволяло строить красивые церкви, восстанавливать и значительно приумножать хозяйство.

Наиболее прибыльный промысел – солеварение – вскоре оказался в руках у монастырей. Это придавало им здесь особое значение. Богатейшими монастырями были Соловецкий, Антониево-Сийский, Михайло-Архангельский, Николо-Корельский и другие. Нынешний Архангельск благодаря Михайло-Архангельскому монастырю получил свое название и месторасположение. В эпоху Ивана Грозного Поморье приобретает особое геополитическое положение как для России («окно в Европу»), так и для всего мира (транзит на пути из Европы и страны Востока). Торговые связи с Россией устанавливают многие европейские страны.

Для сосредоточения всех торговых операций в одном месте, под наблюдением таможенных чиновников, Иван Грозный распорядился выбрать место для будущего портового города. Такое место нашли, где располагался Михайло-Архангельский монастырь, и в 1584 году вокруг монастыря был поставлен деревянный город. В течение некоторого времени новое поселение называлось либо Архангельским городом, либо Новохолмогорами.

С 1613 года город получил название «Архангельский город». Монастыри являлись хранителями культуры и распространителями книжности в регионе. Здесь, как правило велось летописание, собирались богатые библиотеки, писались иконы, открывались духовные училища. Это были своего рода духовные крепости. Исполняя функции просветителей местного населения, северные монастыри занимались также активной колонизацией северных и сибирских земель. Так, Стефан Пермский (1346-1396) мессионерствовал среди народа коми, составил для них азбуку, перевел на коми-язык богослужебные книги и Библию; соловецкий монах Феодорит Кольский (1489-1570) обращал в православие Кольских лопарей.

В эпоху Смутного времени голод, охвативший центральные районы России, пришел и в Поморье. Монастыри, располагавшие большими хлебными запасами, воспользовались спросом и высоко подняли цены на продовольствие. Голод стал причиной того, что северные крестьяне шли в кабалу к монастырям. В это же время, для защиты от западных захватчиков северных рубежей России правительство построило в поморье систему каменных и деревянных крепостей.

Особенно мощные стены были возведены вокруг Соловецкого монастыря. В XVII веке, в «эпоху дворцовых переворотов», а также вплоть до середины XX века северные монастыри, благодаря их удаленности и суровому климату использовались в качестве мест отбывания ссылки для политических преступников. В устье Никольского рукава Северной Двины, по которому тогда пролегал тогда основной судовой ход, был поставлен Николо-Корельский монастырь.

Стоя на стыке речного и морского пути поморян, он служил морским форпостом на побережье, хорошо связанным с Холмогорами. Еще в 1772 году академик И.И. Лепехин точно и объективно оценил его роль и значение: «В истории Архангелогородской торговли монастырь сей первое занимать должен место … При сем монастыре была в Никольском Двинском устье и пристань корабельная и привал Двинских судов из Холмогор и прочих мест… пристань сия пребывала сборищем как иностранных, так и русских судов по 1584 год». К этой формулировке остается добавить, что и после основания Архангельска, спустя 100-150 лет, судоходство по Никольскому рукаву было довольно оживленным.

К 1419 году обитель имела две деревянные церкви, комплекс жилых и хозяйственных построек, причалы. В середине XVI в именно у стен монастыря Святого Николая с прибытием сюда английского судна «Эдуард Бонавентура» под началом Ричарда Ченслера начались торговые отношения Западноевропейских государств и Московии. 1.

Основание и становление Николо-Корельского монастыря

Между тем соперники англичан в торговых делах – голландцы обосновывают... В 1922-1925 годах административным отделом Архангельского губисполкома... В послевоенные годы предпринимались также попытки снести здания. Кроме крещения 3000 человек, сотоварищи Вениамина уничтожили много язы... Так, игумен обители Филарет в 1822-1835 гг по свидетельству историков,...

Хозяйственная деятельность Николо-Корельского монастыря

Хозяйственная деятельность Николо-Корельского монастыря. В условиях от... Кроме чисто религиозных причин интереса Русской церкви к поселениям на... Так, в сентябре 1891 года, анонимный благотворитель пожертвовал скиту ... Еще одним аспектом деятельности монастыря в Большеземельской тундре яв... Архивные документы свидетельствуют о «передаче стада из-под присмотра ...

Заключение

Заключение Одиноко и неприглядно стоят сегодня обезглавленные церкви и колокольня Николо-Корельского монастыря, на землях которого сегодня расположился город Северодвинск. Построенные впритык к нему производственные здания и сооружения исключают в ближайшее время территориальную реставрацию замечательного древнейшего памятника истории и культуры Русского Севера. Надвратная главная башня, срубленная над восточными воротами монастыря в 1692 году, в начале прошлого столетия была вывезена в Москву, в музей Коломенское, где она сейчас и находится.

Неоднократно перестроенная башня, хотя и сохранила некоторые характерные черты грозных боевых башен, но многие конструктивные переделки сводят на нет ее оборонительные достоинства, делают ее декоративной и мирной. Разрушенные и разоренные в годы Советской власти северные монастыри в наши дни старательно восстанавливаются. Так Антониево-Сийский монастырь, возрожденный 15 лет назад, в наши дни является духовно-просветительским центром Архангельской епархии.

Сорок лет назад, 10 января 1967 года, на Соловецких островах был создан музей-заповедник – Мекка для туристов, исследователей и верующих. Строительство монастыря на архипелаге началось в 1558 году. Монастырь, закрытый после Октябрьской революции, в 1923 году стал Соловецким лагерем особого назначения (СЛОН). В 1939 году лагерь упразднили, на его месте разместили воинскую часть. В годы Великой Отечественной войны здесь действовала школа юнг, а с 1967 года Соловки открыли свои двери для туристов.

В 1991 году монастырь был возвращен Русской православной церкви. Происшедшее в минувшем году вхождение Соловецкого музея-заповедника в международный совет музеев поможет развитию Соловков как культурного и образовательного центра. Есть надежда на то, что и судьба Николо-Корельского монастыря не останется без внимания властей и общественности. В настоящее время руководство предприятия «Севмаш» дало согласие своими силами реставрировать здание Николо-Корельского монастыря при предоставлении управлением архитектуры чертежей и фотографий. Хочется верить, что эти обещания не останутся простыми словами и Николо-Корельский монастырь засияет на солнце куполами своих церквей.

Список используемой литературы

Список используемой литературы 1. «В Архангельском городе было построено» Шалычев А.А. Архангельск, 1994г. 2. «Севмаш», информационно-технический вестник, № 14, 1995 г. 3. «Христианский мир: религия, культура, этнос», материалы научной конференции, Санкт-Петербург, 2000г. 4. «Россия и Европейский Север в начале XXI века», сборник докладов и тезисов научно-практической конференции студентов. 2.06 2000г. г. Архангельск. 5. г-та «Правда Севера» от 11.01.2007 г.