рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Скифы

Скифы - раздел История, План 1. Введение 2. Историки Античности О Скифах 3. Хозяйство И Быт Скифов 4....

ПЛАН 1. Введение 2. Историки античности о скифах 3. Хозяйство и быт скифов 4. Религия и верования скифов 5. Куль-Оба 6. Заключение 7. Литература 1. ВВЕДЕНИЕ Скифы, обитавшие на юге Восточной Европы в I тыс. до н.э относятся к числу тех народов, имя которых не только прочно вошло в историю чело-вечества, но и практически всегда «на слуху» самых разных и возрасту, про-фессии и образованию людей.

В немалой степени такой популярностью ски-фы обязаны целой цепи блестящих открытий курганов их владык, что протя-нулась с конца XVIII в. вплоть до наших дней. Найденные в них сокровища, среди которых есть подлинные шедевры ювелирного искусства, не только будоражат воображение, но и порождают зачастую различные догадки и до-мыслы относительно облика скифов, а также их языка, образа жизни и пр. Скифский язык, судя по немногим, дошедшим до нас в иноязычной пе-редаче словам, относился к североиранским языкам иранской группы индо-европейской языковой семьи.

Антропологически скифы принадлежали к ев-ропеоидной расе. Проблему происхождения скифов старалось решить несколько поколе-ний исследователей. Несмотря на то, что по этому поводу высказались десят-ки авторов, желаемой ясности достигнуть не удалось. Если попытаться клас-сифицировать различные мнения, неизбежно огрубляя их при этом, выясня-ется следующее. Многие исследователи полагали, что скифы - это потомки племен, населявших Северное Причерноморье еще в эпоху бронзы.

По мне-нию других ученых, скифы вторглись в Северное Причерноморье с востока, принеся с собой сложившуюся в глубинах Азии культуру, которую мы при-выкли называть скифской. Впрочем, приверженцы "автохтонной" теории обычно допускали участие в формировании скифского этноса мигрантов из Заволжья, а сторонники «азиатской» гипотезы не отрицали вклад населения Северного Причерноморья в складывание скифской культуры.

В последние годы усилия некоторых авторов были направлены на создание «компромисс-ных» теорий. М.П.Грязнов полагал, что участие в формировании скифской культуры принимали различные кочевые племена Евразийских степей, быст-ро заимствовавшие друг у друга достижения в области военного дела, кон-ского снаряжения и прикладного искусства племен и северо-причерномоских киммерийцев. В восточных районах евразийских степей берут свои истоки и древ-нейшие элементы скифской культуры, которая затем была привнесена свои-ми создателями в степи Восточной Европы.

Продвинувшиеся сюда племена скифов покорили своих предшественников – киммерийцев, родственных им по языку и образу жизни. Со временем победители и побеждённые слились в единый и многочисленный народ, получивший имя завоевателей. Скифы вели кочевой образ жизни, продвигаясь со своими стадами и отарами по определённым сезонным маршрутам в границах своих земель. Для нас – потомков оседлых землепашцев, само слово «кочевник» звучит не-сколько угрожающе.

И это вполне понятно, ведь предки восточных славян в целом и украинцев в частности, жившие на порубежье Степи и Лесостепи, долгие столетия были вынуждены противостоять кочевой угрозе с юга. Но периоды войн сменялись миром, а длительная жизнь славян бок о бок с различными кочевыми народами не могла не повлечь взаимопроникно-вения культур и традиций, возникновения определённой общности историче-ских судеб. Так, например, именно в недрах Скифии зарождалась славянская государственность и связанные с ней институты – недаром слово «царь» имеет иранские корни.

Немаловажно и то, что освоившие степной «океан» кочевники были тем звеном, что соединяло между собой «острова» и «мате-рики» оседлых цивилизаций – вспомним хотя бы Великий шёлковый путь, который шёл некогда от границ Китая до современной Италии. Иными словами, хотя современное население Украины не является прямыми потомками скифов ни в биологическом ни в языковом отношении, скифская история есть яркая страница нашей истории, а скифская культура является частью нашего культурного наследия. 2. ИСТОРИКИ ДРЕВНОСТИ О СКИФАХ Наиболее ранние упоминания скифов, датируемые 70-ми годами VII в. до н.э зафиксированы в ассирийских клинописных источниках.

Асархаддо-ну, занимавшему в это время (680-669 гг. до н.э.) ассирийский престол, при-ходилось, как и всем его предшественникам, вести напряжённую дипломати-ческую и военную борьбу за сохранение ассирийского господства в Перед-ней Азии, осуществлять изнурительные походы в Египет.

Естественно, что появление на северных границах Ассирии нового потенциального противни-ка, каким были скифские отряды, состоявшие из прирождённых лучников и непревзойдённых наездников, не могли не вызвать обеспокоенность у асси-рийских властителей. Согласно данным ассирийских документов, скифы вначале проникли на территорию расположенного в районе озера Урмия Ма-нейского царства, и, под предводительством Ишпакая, поддержали послед-нее в борьбе с Ассирией.

Обеспокоенные сложившимися обстоятельствами, ассирийцы постарались привлечь скифов на свою сторону. Сохранился за-прос Асархаддона к оракулу бога Шамаша, будет ли верен своему слову Пар-татуа – «царь страны Ишкуза», если он получит в жёны ассирийскую прин-цессу. Немало сведений про Скифию и скифов оставили нам историки антич-ности. С VII-VI столетий до н.э. начались регулярные отношения греков с Северным Причерноморьем, а с ними вместе повысился интерес ионийских переселенцев и купцов ко вновь осваиваемому краю. Отсюда родилась лите-ратура, сохранившая, к сожалению, только более или менее значительные или совсем малые отрывки.

Первые сведения о скифах, впрочем, не называя их имя, даёт Илиада. Она снабжает их эпитетами справедливых доителей кобылиц, питающихся молоком. И в Одиссее слышится отзвук знакомства с киммерийцами, отчасти современниками, отчасти предшественниками скифов в Крыму и в украин-ских степях, а учёная литература греков уже в самых ранних своих произве-дениях классического времени включает кое-где в смеси с современными им данными географические и этнографические сведения из эпоса аргонавтов и гомеровского эпоса.

Изучение странствий Одиссея показывает, что сказания о них сначала имели в виду Эгейское море, затем частью перенеслись на Чёрное, а позднее к берегам Сицилии и Италии в зависимости от новых зна-ний, сообщавшихся мореходами грекам, в том числе и рапсодам. У писателя VII в. до н.э. Гесиода гомеровские доители кобылиц прямо названы скифами.

В конце VII и начале VI в. отдельные поэты сообщали о далёких бере-гах Чёрного моря и чудесных землях на север от него. Реальность этих све-дений особенно заметна в том стихе лесбосского лирика Алкея, из которого видно знакомство с Белым островом владыки Скифии Ахилла. У Сапфо есть некоторые сведения об отдельных фактах относительно Скифии. Поэты этого времени, в частности Алкман, восприняли, по-видимому, немало из поэмы об аримаспах, «одноглазых», похищавших у грифонов то ли уральское, то ли алтайское золото, написанной, вероятно, в VII в. Аристеем из геллеспонтско-го города Проконнеса. У него, несомненно, были сведения о торговом пути на северо-восток, упоминались народы и их нравы, и, наконец, он сообщал о последнем вторжении скифов в земли киммерийцев и об изгнании их. Его сведения может быть легли в основу многого в трудах позднейших логогра-фов (сочинителей в прозе) и историков, хотя в них, судя по различию с Ари-стеем, отразились другие не дошедшие до нас источники.

Некоторый взрыв интересов к далёкой Скифии на рубеже этих двух столетий имеет прямое ка-сательство к тому, что именно в это время основывались первые колонии на Северном берегу Понта и что тогда же происходили последние вторжения киммерийцев в Малую Азию, достигшие её ионийско-лидийского побережья.

Сношения со скифским севером никогда не прекращались в античное время, но они вспыхивали сильнее и больше отражались в те периоды среди-земноморской истории, когда скифы играли или могли сыграть в ней какую-ту роль. Поэтому новая вспышка интересов к Скифии и скифам возникает в связи с греко-персидскими войнами, во время которых скифы рассматрива-лись как возможные союзники, а шедший с берегов Скифии хлеб лишь спо-радически перехватывался персами в проливах и играл видную роль в продо-вольствовании Эллады.

Среди писателей начала этой эпохи, т.е. рубежа VI-V вв. до н.э прежде всего следует выделить Гекатея из Милета, известного в отрывках у более поздних авторов.

Его большой труд «Землеописание» отражает интересы то-гдашней Ионии к внешнему миру, а его отрывки, касающиеся Скифии, пока-зывают большое внимание к разным местам заселённого греками побережья. Он знал много туземных племён. В его кругозор в противоположность Геро-доту вошла не только собственно Скифия, но и Северный Кавказ, на котором он не знает и не называет скифских племён. Часть его сведений касается скифов ещё VII и VI вв. Он говорил и о последнем вторжении скифов в земли киммерийцев и, по-видимому, кое-что из рассказа о походе царя персов Да-рия I в Скифию взято Геродотом у него. Геродот из Галикарнасса (около 484-425 гг. до н.э.), касаясь истории скифов, в разных местах своего труда о греко-персидских войнах, а особенно в IV книге детально освещает географию и границы Скифии, происхождение Скифов, их обычаи и религию, торговый путь на северо-восток и нравы бо-лее северных народов, живших близким к скифскому бытом, но иных по языку и не входивших в Скифское царство.

Всё это изложено в связи с похо-дом Дария в Скифию в 515/14 гг. до н.э. У Геродота отражены также события ранней истории скифов, их походов в Переднюю Азию и вплоть до границ Египта в конце VII и в начале VI в. до н.э. Современник Геродота и Фукидида Геланник из Митилен на Лесбосе написал целый не дошедший до нас труд «Скифское». От него сохранились скупые, но существенные отрывки.

Он знал и европейскую Скифию, и её за-донское продолжение, т.е. один из первых начал употреблять её имя расши-рительно.

Он приписывает скифам изобретение железа. Один из первых он идеализирует их нрав и быт. В IV в. интерес к Скифии несколько уменьшился, пока не вспыхнули войны македонских царей Филиппа и Александра. Эфор (405-330 гг. до н.э.), историк и этнограф, известен лишь в отрывках у позднейших писателей, осо-бенно у Страбона; несмотря на идеализацию скифов, он сохранил точное по-нятие об их территории и даёт интересное противопоставление их обычаев обычаям савроматов.

Источником, где много сведений по географии и истории Скифии, по-чёрпнутых у предшествующих авторов эпохи Митридата и Юлия Цезаря, яв-ляется Страбон (около 63 г. до н.э. – 23 г. н.э.). Хотя он сплошь и рядом употребляет термин «скифы» для обозначения сарматов, но у него легко выделить ранние сведения о скифов по Геродоту, Эфору и другим авторам вплоть до Гекатея и Гомера. Впрочем, в ряде случаев он предпочитает Геродоту другие источники, как, например, в вопросе о направлении торгового пути через Скифию, в рас-сказе о походах скифов и киммерийцев в Переднюю Азию и т.п. Но он незаменим в рассказе о Скилуре и Палаке и об их борьбе с Дио-фантом.

Расширительно применяя термин «скифы», он никогда не ошибает-ся, когда идёт речь о собственно скифах, о событиях их истории или об их территории. Так, по данным историков первой половины I в. до н.э. мы узна-ём о фракийском царе Биребисте и о сожжении им Ольвии. После Страбона воспоминания о скифах, по большей части фактически переплетаясь с реальными данными о сарматах, часто попадаются в виде экскурсов у греческих и римских авторов эпохи римской империи.

Так, у натуралиста Плиния Старшего (23-79 гг. н.э.), при общей запу-танности его географии есть новые сведения о некоторых племенах Скифии эпохи Геродота, например об авхатах. Клавдий Птолемей сохранил нам впе-ремежку с новыми данными старую номенклатуру рек, городов и племён, восходящих к собственно «Скифии» и к её истории до эпохи Митридата. 3.

Хозяйство и быт скифов

Основным источником для восстановления женского кос-тюма остаются женс... В памятниках среднескифского периода господствующей в группе столовой ... Чаще всего использовались неглубокие сферические чащи для молока или б... У большинства кочевников соблюдался сезонный ритм питания. Ту часть молока, которая поднимается наверх снимают черпаком.

Религия и верования скифов

А перед этим эму давали такой надел земли, который он мог объехать вер... Вероятно, эти обряды с участием царя и его двой-ника входили в ритуал ... Фигурки богинь и оружие переданы так реалистично и точно, что просто п... На шее женщины были ожерелье и тяжёлая золотая гривна весом 473 г. Утром оказалось, что неисследованная часть кургана ограблена.

Заключение

Заключение Каждый народ проходит свой исторический путь. Путь скифов не был короток – история отмерила им более тысячи лет. Долгое время они пред-ставляли господствующую политическую силу на обширной территории между Доном и Дунаем.

Поэтому история юга Украины не может рассматри-ваться вне контекста истории скифов. Немало выдающихся археологов и ис-ториков занимались изучением этого народа. Исследования продолжаются и к ним начинают присоединяться специалисты смежных специальностей (на-пример, палеогеографы или климатологи). Надеюсь, что это сотрудничество позволит нам узнать немало интересного и нового из истории скифов. 7. ЛИТЕРАТУРА: 1. Бессонова С.С. Религия скифов. Николаев: МП " Возможности Кимме-рии", 1997. 24 с.: ил. (Страницы истории Южной Украины). 2. Гаврилюк Н.А. Хозяйство и быт Степной Скифии. Николаев: МП "Воз-можности Киммерии", 1997. 24 с.: ил. (Страницы истории Южной Украи-ны). 3. Мурзин В.Ю. История скифов. Николаев: МП "Возможности Киммерии", 1997. 24 с.: ил. (Страницы истории Южной Украины). 4. Агбунов М.В. Путешествие в загадочную Скифию. М.: Наука, 1989. 191 с.: ил. (Страницы истории нашей Родины). 5. Граков Б.Н. Скифы: Научно-популярный очерк. М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. 200 с.: ил табл. 6. Брашинский И.Б. Сокровища скифских царей: Поиски и находки М.: Наука, 1967 128 с.

– Конец работы –

Используемые теги: Скифы0.029

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Скифы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Скифы
Искание идеалов человеческой жизни в первобытном прошлом привело к тому, что некоторые писатели начали трактовать скифов как образ справедливого… Сопоставив сведения, которые сообщают античные авторы, можно заметить, что… Отсюда вывод, что завоеватели - скифы слились с местным населением, которое в основном оставалось на старых местах.…

Быт и верования скифов
Первоначально греки называли скифами ближайшее к Ольвии племя, которое само себя называло сколотами. Затем это название распространилось на… Когда с неба упали золотые вещи — плуг, ярмо, секира и чаша, их смог взять… Только с кон. 7 в. до н. э. культура причерноморских степей стала относительно однородной. Скифское культурное влияние…

Мировоззрение скифов в понимании Д.С. Раевского и других авторов
Однако, как правило, включенное в него содержание ограничивается значением термина культура в контексте понятия археологическая культура . Иными… Между тем, если подходить к культуре скифов с учетом присущей ей одной… При таком подходе каждый скифский памятник - от единичной вещи утилитарного назначениядо грандиозного могильного…

Суперкомпьютер СКИФ
Необходимы разработка в соответствии со стандартами программной и конструкторской документации КД и ПД, прохождение в установленном порядке… Программа СКИФ выполнялась пять лет, с 2000 по 2005 годы. В программе были… Институт программных систем Российской академии наук ИПС РАН являлся головным исполнителем программы СКИФ от…

Скифы
Искание идеалов человеческой жизни в первобытном прошлом привело к тому, что некоторые писатели начали трактовать скифов как образ справедливого… Сопоставив сведения, которые сообщают античные авторы, можно заметить, что… Отсюда вывод, что завоеватели - скифы слились с местным населением, которое в основном оставалось на старых местах.…

Хозяйство и быт Степной Скифии
Поэтому все стороны их жизни ,в том числе хозяйство, носят отчетливый отпечаток кочевого способа жизни .Здесь мы не касаемся вопросов экономики, по… Скотоводство Главным занятием скифского населения Степной Скифии долгое время… Но вернемся к кочевому скотоводству , определяющему хозяйственно-культурный облик степи в период скифской архаики и…

Образ жизни и обычаи скифов
С VII - VI столетий до н. э. Начались регулярные отношения греков с Северным Причерноморьем, а с ними вместе повысился интерес ионийских… С V в. до н. э. Возрастает интерес Афин к торговле с этой окраиной. В… Однако и среди этих идеализирующих схем встречаются новые сведения полностью конкретного характера. Туманное…

0.026
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам