рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Хозяйство и быт скифов

Хозяйство и быт скифов - раздел История, Скифы Хозяйство И Быт Скифов. Находки Утвари (Лепной Керамики, Амфор, Гончарной Пос...

Хозяйство и быт скифов. Находки утвари (лепной керамики, амфор, гончарной посуды, металли-ческих предметов обихода – ножей, щипцов и пр.), костей домашних живот-ных, орудий труда, строительных остатков (жилищ, очагов, хозяйственных ям) составляют основную часть находок из скифских погребальных памятни-ков и памятников оседлости.

Скифы были хорошими работниками – умелы-ми, изобретательными, отнюдь не замкнутыми в себе, а наоборот,  откры-тыми и восприимчивыми к нововведениям. Своеобразной оценкой результа-тов их повседневного труда стало сооружение мощных погребальных памят-ников, возможность вести многочисленные и успешные войны, установление контроля над огромными территориями.

Трудовая деятельность скифов ма-териализовалась в двух основных сферах – хозяйстве и быте. Главным занятием скифского населения долгое время было кочевое скотоводство. Скифы, писал Геродот: « не основывают ни городов, ни укре-плений, но все они будучи конными стрелками, возят свои дома с собой, по-лучая пропитание не от луга, а от разведения домашнего скота » (IV, 46). Кочевое скотоводство скифов основывалось на разведении и круглогодичном содержании под открытым небом стадных животных (лошадей, овец, круп-ного рогатого скота). В течение достаточно долгого времени, т.е. весь период скифской архаики, этот вид хозяйства был господствующим на всём Север-ном Причерноморье.

Но с середины V в. до н.э. в долине Днепра и на бли-жайших к ней участках степи начинает возникать новая форма скотоводства – полукочевая, предполагающая зимнее содержание скота в загонах с под-кормкой его твёрдыми кормами.

Длительное время – вплоть до гибели Вели-кой Скифии – эти два вида скотоводства сосуществовали, составляя эконо-мическую основу политического объединения именуемого Великая Скифия. Сведений об организации скотоводческого хозяйства мало. Учитывая особое значение качества пастбищ, расположения водопоев и особенности выпаса лошадей и овец, можно предположить, что основная направленность сезонных перекочёвок кочевников – от водораздельных пастбищ весной и летом – в долины рек, на подовые и пойменные пастбища осенью и зимой.

Возможным местом зимовки кочевников была припойменная зона Днепра. Не случайно Геродот писал, что Борисфен (Днепр) « представляет прекрас-нейшие и изобильнейшие пастбища для домашнего скота » (IV, 53). Именно в этих районах по археологическим материалам прослеживается возникнове-ние первых зимовок скифов, затем превращающихся в стационарные поселе-ния. На рубеже V-IV вв. до н.э. некогда плодородные пастбища Северного Причерноморья под воздействием непомерного выпаса животных и ряда других негативных влияний человеческой деятельности ухудшаются.

Вытап-тывание пастбищ, называемое пастбищной дигрессией, происходит в первую очередь на водоразделах. Это закономерный процесс развития любого коче-вого общества. Также закономерны и поиски человеком лучших условий су-ществования и попытки изменить хозяйство, приспособившись к новым ус-ловиям.

Так, на рубеже V и IV вв. до н.э. возникает полукочевое скотоводст-во. В стаде полуоседлых скифов начинает преобладать крупный рогатый скот, меньше становится лошадей и овец. Кормовую базу составляют пой-менные пастбища, использование которых не требует длительных откочёвок. Начинают выделяться особые структуры – эколого-экономические рай-оны, состоящие из городища (центра), расположенного на пересечении тор-говых путей, расселенческой зоны, в которой сосредоточены неукреплённые поселения и селища, и зоны фильтрации ресурсов с единичными стоянками и многочисленными погребальными памятниками.

Городище представляло со-бой укреплённое поселение, защищённое земляным валом высотой более 2 м. Этим валом, переходящие к полукочевому образу жизни скифы как бы отде-лялись от других, закрепляя за собой пастбища обширной поймы. За преде-лами городища, на расстоянии 1-3 км по берегам небольших балок и над поймой формируется округа городища, состоявшая из небольших незащи-щённых поселений, селищ, зимовок.

Оценивая в целом скотоводство степных скифов, отметим, что эта от-расль играет важную роль на каждом этапе развития хозяйства степных ски-фов. Изменялись лишь форма её организации – если в период скифской ар-хаики существовало лишь кочевое скотоводство, то в среднескифский период существуют две формы организации скотоводства – кочевая и полукочевая. На рубеже V-IV вв. до н.э. формируется новая отрасль экономики Ски-фии – земледелие. Оно было ориентировано на производство твёрдых кор-мов, столь необходимых для подкормки скота в зимнее время.

По-видимому, к IV в. до н.э. пастбища днепровской поймы перестали обеспечивать скот кормами в зимнее время, и появилась необходимость в запасах пленчатого ячменя и проса. Палеоэкологическая ситуация в степи в этот период стала причиной сложения «скифского» степного земледелия. В видовом отношении среди культурных растений преобладали засухоустойчивые: просо обыкновенное, ячмень пленчатый, в меньшей степени – полба.

В обработке земли использо-вался перелог. На небольшом участке целины жгли травостой, потом при по-мощи ручного деревянного орудия (ни одного плуга на территории Степной Скифии пока не найдено) её обрабатывали и засеивали. Через год-два уча-сток запускали в перелог, который использовался как пастбище. Приблизи-тельно через десять лет участок вновь обрабатывался. В IV в. до н.э. земледелие скифов играло вспомогательную роль в хо-зяйстве и было подчинено скотоводству.

Объёмы его производства обеспе-чивали лишь минимальные потребности населения в кормовом зерне, о его вывозе или о товарном характере земледелия в степи говорить не приходит-ся. Это земледелие в степи по сути отличается от античной земледельческой системы, ориентированной не только на внутренние потребности античных центров Северного Причерноморья, но и на вывоз определённой части хлеба в Грецию. Все виды домашнего производства скифов (деревообработка, обработ-ка камня, изготовление посуды, обработка скотоводческого сырья, прядение и ткачество) были полностью обеспечены собственным сырьём. Зависимость от природных ресурсов обусловила концентрацию основных видов домашне-го производства скифов в Поднепровье.

Именно в пойме Днепра были сосредоточены леса – сырьё для дерево-обработки. Использовалась древесина дуба, ясеня, бука, граба, клёна, берёзы, тополя, ольхи, липы, ивы. Способы обработки древесины довольно сложны – здесь и рубка, и раскол ствола дерева при помощи клиньев, и лицовка по-верхности долотом, теслом, и гнутьё, и долбление. В этой же местности была сосредоточена обработка камня.

Это обусловливалось мощными выходами гранита и песчаника. Уровень специализации в обработке этих материалов в раннем железном веке оставался достаточно низким и это производство не вышло за границы домашнего. Домашний характер имели прядение и ткачество, появившиеся в среде оседлых скифов в среднескифский период. Сырьём для этих видов домашне-го производства были шерсть, конопля, крапива и, возможно, лён. Обработка скотоводческого сырья (кости, рога, шкур) также осуществлялась в рамках домашнего производства.

Кочевники были умелыми косторезами. Об этом свидетельствуют раскопки хозяйственного комплекса на Каменском городи-ще, мастером которого изготовлялись костяные ручки к ножам и шильям, а также сами ножи, костяные орудия для обработки кож. Сравнения материа-лов этой мастерской с находками ножей с костяными ручками в погребениях Степной Скифии позволяют говорить о том, что мастерская снабжала своими изделиями всё Степное Поднепровье.

Основные виды повседневной утвари также производились самими же скифами. К среднескифскому периоду скифянки полностью усвоили способы лепки посуды. К этому времени в скифском быту утвердились наиболее ра-циональные формы посуды, удобные при кочевом и полукочевом образе жизни (в основном – горшки средних размеров и небольшие миски), своя ор-наментация посуды. В основном она предназначалась для приготовления мясной и молочной пищи. Одним из основных элементов материальной культуры, отражающих приспособление человека к условиям обитания является его жилище.

Под-вижный образ жизни кочевников диктовал выбор лёгких строительных мате-риалов. Тип жилища отвечал не только требованиям окружающей среды, но и техническому уровню эпохи, специфике местных строительных материа-лов. Первому периоду кочевания присущ единственный вид жилища – повоз-ки с крытым верхом. Во второй половине V-IV вв. до н.э. определяются па-стбищные территории.

В местах, наиболее пригодных для зимнего выпаса скота возникают зимовья. По-прежнему основным видом жилища является повозка, плетёный верх которой снимается и превращается в наземное жи-лище. Позднее появляются землянки или полуземлянки, входы в которые располагались с подветренной стороны. Раскопки скифских погребений, как богатых, так и бедных, немного-численные изображения скифов на предметах торевтики позволяют рекон-струировать их одежду.

Скиф-воин был одет в кожаную безрукавку со сви-сающими острыми концами пол, застёгнутую влево и опушённую мехом, ко-торая одевалась поверх рубахи с длинными рукавами. Верхней одеждой слу-жили плащи из кожи. Остроконечный кожаный башлык закрывал голову. Длинные кожаные штаны, напоминающие шаровары и мягкая обувь без каб-лука (скифики) завершали мужской костюм. Женскую одежду восстановить труднее, так как изображения женщин немногочисленны. Основным источником для восстановления женского кос-тюма остаются женские погребения.

По положению бляшек в районе головы можно восстановить головной убор – в виде кокошника или конуса, обшито-го золотыми бляшками. Изредка голову украшали повязки. Основу одежды составляло платье-рубашка с длинными рукавами, поверх которой надевался плащ без рукавов, обшитый золотыми бляшками. Серьги, ожерелья, гривны и перстни из золота, серебра или бронзы, стеклянные или пастовые бусы, мно-гочисленные золотые нашивные бляшки дополняли одежду любой скифянки.

Утварь скифов бедна и набор её подчинён образу жизни и быту её соз-дателей и потребителей. В хозяйственных нишах наиболее богатых погребе-ний хранились: посуда для варки (котёл, котелок, крючки для мяса и щипцы) и потребления (блюда, подносы) мяса или бульона (деревянные чаши, иногда с обивками). Отдельный блок составила посуда для питья вина (амфора, чер-пак, ситечко, канфар или килик, ойнохоя или кувшин), молока или молочной водки (кожаные сосуды, металлические или деревянные открытые сосуды). Менее богатые могли позволить себе простой набор инвентаря (лепная кера-мика, деревянные сосуды), блюда или подносы для мяса и греческая посуда для вина (чернолаковая или бронзовая). Типичный набор утвари рядовых по-гребений среднескифского периода – лепной горшок и деревянное блюдо или поднос с частью туши барана или коровы с одним-двумя железными ножами.

В наборе утвари раннего периода наиболее многочисленна группа лепной посуды. В памятниках среднескифского периода господствующей в группе столовой керамики становится греческая гончарная посуда.

Деревянная утварь играла большую роль в обработке и употреблении молочных продуктов. Чаще всего использовались неглубокие сферические чащи для молока или бульона. Встречаются подносы в виде скреплённых де-ревянных дощечек со слегка согнутыми бортами или блюда с высокими бор-тиками и выступающими ручками по бокам. Они использовались в качестве сосудов для готового вареного мяса. Коллекция сосудов, изготовленных из металла (бронзы, серебра или железа) из погребений среднескифского периода немногочисленна.

В основ-ном это бронзовые котлы и парадная посуда для питья вина из богатых по-гребений. Редкая находка – приспособление для разлива вина – киафы – желез-ные или бронзовые чашечки на длинной ручке, которая иногда заканчивается лебединой головкой. В курганах, расположенных ближе к античным центрам встречаются бронзовые ситечки для процеживания вина – неглубокие широ-ко открытые чашечки с короткими фигурными или плоскими ручками, ино-гда также украшенные птичьими головками.

Изучение всех видов утвари из погребений и материалов поселений среднескифского периода позволяет получить представление не только о ма-териальной культуре степных скифов, но и о системе питания этого народа. В системе питания скифов присутствовала мясная, молочная и расти-тельная пища. В рационе преобладало мясо (встречаются кости лошадей, овец и крупного рогатого скота, реже – птиц). При анализе находок замечены некоторые социальные особенности потребителей.

В отличие от рядовых могил, в напутственной пище из богатых погребений отсутствует мясо круп-ного рогатого скота, т.е. любимой, а может быть канонизированной пищей кочевника остаётся конина. О преобладании в рационе знатных скифов мясной пищи и пренебре-жении ими растительной пищей свидетельствуют некоторые данные антро-пологии, в частности – патологические наросты на костях позвоночника. Новой составляющей системы питания степняков, перешедших к полу-оседлому способу ведения хозяйства, становится мясо свиньи.

Кости этих животных зафиксированы практически на всех поселениях Приднепровья. У большинства кочевников соблюдался сезонный ритм питания. Мяс-ная пища преобладала осенью, когда перед зимовкой забивались слабые и старые животные, и зимой, когда мясо могло долго храниться. В дневном ра-ционе тяжёлая мясная пища употреблялась вечером после трудового дня. Сезонный характер мясной пищи принуждал скотовода к поискам рас-тительной пищи. Археологические данные, в частности, отпечатки зёрен на лепных сосудах, обожённое зерно в слоях памятников оседлости и в зерно-вых ямах, позволяют определить видовой состав зерновых культур.

Преобла-дали ячмень и просо - культуры, хорошо известные скотоводу и использо-вавшиеся для приготовления блюд из толчёного зерна. Подсушенное на солнце зерно растирали на зернотёрках; толчёное зерно варилось в неболь-шом количестве молока или воды. Вопрос об употреблении скифами хлеба остаётся открытым.

Они несо-мненно знали выпечку хлеба из пресного теста (стоило каше из толчёного зерна немного пересохнуть и превратиться в лепёшку подобную хлебу, вы-печенному на тандыре). Но отсутствие в материальной культуре жерновов позволяет высказать предположение, что до состояния муки зерно скифы не размалывали и мучные продукты в их рационе ещё не появились. В целом растительная пища не отличалась разнообразием, но потребности человека в белках растительного происхождения, углеводах, минеральных веществах и витаминах обеспечивала. Растительная пища кочевника, доставляемая путём собирательства, чрезмерно бедна: щавель, стебли кислицы, полевой лук, чеснок.

По словам Геродота эти растения были известны каллипидам и алазонам. О понтийском луке писал Теофраст: « очевидно, что есть много видов луковиц; они разли-чаются величиной и цветом, и видами, и соками. В некоторых областях они так сладки, что употребляются в пищу сырыми, как, например, в Херсонесе Таврическом». В качестве приправы к мясу использовался сельдерей, кото-рый также упоминается Геродотом.

Широкое распространение у скифов получило вино греческого произ-водства, чему способствовали не только большие возможности греческого импорта, но и знакомство скифов с алкогольными напитками типа молочной водки араки или кумыса. Молочные водки более крепки, чем виноградное вино, которое скифы стали сразу пить неразбавленным и быстро пьянели, чем поразили греков. Спартанцы, желая выпить покрепче, говорили: «Налей по-скифски». Молочная пища. Молоко – универсальный продукт, который можно употреблять в его естественном виде. Античные авторы преувеличили роль кобыльего молока в рационе кочевника.

По удойности, пищевой ценности, количеству вторичных продуктов кобылье молоко значительно уступает овечьему. Из овечьего молока изготовлялся сухой сыр типа бислага или ару-ла у монголов, торака у каракалпаков, курута у киргизов. Сухой сыр, хра-нившийся века, найден в одном из алтайских курганов скифского времени. Хотя кобылье молоко по ряду качеств уступает другим видам молока, оно незаменимо при изготовлении кумыса.

Скифы же знали напиток, анало-гичный кумысу: «Как только надоят молока, его разливают в деревянные со-суды и, разместив вокруг сосудов слепых, взбивают молоко. Ту часть молока, которая поднимается наверх снимают черпаком. Её считают более ценной, а молоко, осевшее вниз считают худшим» - пишет Геродот. Обычай потребле-ния коровьего молока стал возможен лишь в условиях оседлой жизни.

Оценивая в целом систему питания скифов отметил некоторые её осо-бенности: выдвижение на первое место потребления мяса крупного рогатого скота, появление в мясной пище свинины; знакомство с хлебом и увеличение доли зернового компонента в питании степняков. Изучение хозяйства и быта скифов позволило заметить, что изменения в хозяйстве этого народа связаны с изменением природных ресурсов, которое чаще всего происходит под антропологическим влиянием. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Скифы

В немалой степени такой популярностью ски-фы обязаны целой цепи блестящих открытий курганов их владык, что протя-нулась с конца XVIII в. вплоть до… Антропологически скифы принадлежали к ев-ропеоидной расе. Проблему… По мне-нию других ученых, скифы вторглись в Северное Причерноморье с востока, принеся с собой сложившуюся в глубинах…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Хозяйство и быт скифов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религия и верования скифов
Религия и верования скифов. Религия является важным источником для воссоздания культуры и ис-тории скифского общества. Каждое божество древних религий имело какую-то определённую функцию, ва

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги