Реферат Курсовая Конспект
Церковная реформа - раздел История, Утверждение абсолютизма и создание централизированного аппарата власти в России Церковная Реформа. Во Второй Половине Xvii В. Позиции Русской Православной Це...
|
Церковная реформа. Во второй половине XVII в. позиции Русской Православной церкви были весьма прочными она сохранила административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти.
Последние патриархи Иоаким и Адриан проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.
Сначала в деятельности царя не было ничего антицерковного. Однако после смерти матери, царицы Натальи Кирилловны, Пётр перестаёт постоянно участвовать в религиозных церемониях и уже не столь регулярно общается с патриархом. Как и в других областях, основой политике Петра I в отношении церкви первоначально было лишь стремление выжать из неё по возможности больше средств на обеспечение обширных государственных программ, прежде всего - на строительство флота. Церковные иерархи насильственно объединялись в кумпанства, каждое из которых должно было построить на свои средства по одному кораблю.
После кончины в 1700 году патриарха Адриана царь организовал ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись выявленными злоупотреблениями, Пётр произвёл решительные перемены в церковном устройстве. Временно, во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, который по-прежнему должен был созывать на советы епископов - освященный соборы, но эти совещания носили чисто формальный характер.
Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в1701 г. Монастырскому приказу. Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы. Доходы, полученные от хозяйственной деятельности монастырей и других церковных учреждений, шли в основном на государственные нужды. Так, с 1701 по 1711 гг. казна получила с монастырских вотчин свыше 1 млн. руб. Одновременно государство ограничивало число монахов, запрещало им переход из одного монастыря в другой. В указе 1724 года Пётр прямо называл монахов тунеядцами, отлынивающими от службы императору количество монахов в монастыре теперь должно было зависеть от числа людей отставных солдат, больных, престарелых и нищих, за которыми они ухаживают.
В 1721 году видный церковный деятель, сторонник петровских реформ, выходец с Украины Феофан Прокопович составил так называемый Духовный регламент. Главная идея этого документа была следующая власть государя не просто от бога, но государь в праве решать, что богу угодно, а что нет никакого контроля со стороны церкви здесь быть не могло, потому что государь выше церкви.
Регламент предусматривал упразднение патриаршества, а для управления церковью был образован Святейший правительствующий Синод. Был назначен обер-прокурор Святейшего Синода, личный представитель Петра, который наблюдал за всем, что там происходило. Понятно, что в ситуации полного подавления церкви человек оказался в духовной ловушке у него не оставалось ничего, кроме государства.
Если раньше религия всё-таки давала возможность некоего автономного духовного существования, то теперь и этого не было. Везде был тотальный контроль. Всего в ведении находились чисто церковные дела толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и т. д. Пётр сам отредактировал Духовный регламент и провозгласил его законом.
Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Пётр указал на Регламент и заявил Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится при этих словах он бросил на стол кинжал, то вот вам булатный патриарх. Принятие Духовного регламента означало логическое завершение церковной политики Петра. Хотя Святейший синод и состоял из представителей высшего духовенства, фактически они были государственными чиновниками, которые могли быть в любой момент заменены императором.
В дальнейшем церковная иерархия превратилась в разновидность государственной бюрократии. Основы этого были заложены церковной реформой Петра I. 4. Судебная реформа Судебная реформа, проведенная в 1719г упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы - отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно.
По его инициативе возникли канцелярии розыскных дел, которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы за должностные преступления. Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.
Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке апелляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда. Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян.
Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи - в административные. В связи с этим была проведена новая реорганизация судебных органов нижние суды были заменены провинциальными 1722г. и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам 1727г Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган.
Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и были отданы в ведение других административных органов Синоду, приказам и другим. На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы. Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного принципа принципом следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы.
Говоря о развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три закона процессуального законодательства конца ХVП - начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску, главным содержанием которого являлась полная замена суда розыском.
В апреле 1715г. вышло Краткое изображение процессов или судебных тяжб одним томом вместе с Артикулом воинским. Краткое изображение являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. В Кратком изображении содержатся процессуальные нормы дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды дается определение новым институтам процесса того времени определяется система доказательств устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора систематизируются нормы о пытках.
Указом от 5 ноября 1723г. О форме суда была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на приличных соответствующих статьях материального закона. Изменения внесенные Указом О форме суда были не столь принципиальными.
По сути указ был создан в развитие Краткого изображения. Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства. Когда думаешь о петровских реформах, неизбежно встает вопрос насколько был необходим для России именно такой тип реформ, именно такой темп и такие методы их проведения - с применением фактически почти неограниченного насилия.
Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны его деятельности государственную и реформативную изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес величайший вред будущности России. Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад. Деятельность Петра I создала условия для более широкого знакомства России с культурой, техникой образом жизни западноевропейского общества, что послужило началом коренной ломки норм и представлений Московской Руси. Однако, не смотря на все минусы реформ, положительных итогов не мало. Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России - она стала великой европейской державой.
Укрепился господствующий класс в целом. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной.
Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство. Новый импульс получило развитие русской культуры. Петровские преобразования затронули все слои общества, они властно вторглись в жизнь каждого человека - от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность. Когда царь Алексей Михайлович строил корабли в подмосковном селе Дединово, в этом участвовали лишь несколько русских плотников строительство же флота при Петре I стало делом всей страны, так или иначе коснулось всего народа.
Когда в 1672 году в придворном театре Алексея Михайловича был дан первый в истории России спектакль, его смотрели лишь сам царь и несколько высших аристократов. При Петре I театр стал достоянием всего общества. И так было во всем. Вот почему и по сей день не утихают споры о значении петровских реформ в русской истории. ВОПРОС 3 В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом в плане экономики, внешнеполитических отношений, но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества.
Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала европейская политика Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи.
Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления вторая половина XVIII века выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения.
Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России. Поэтому необходимо рассмотреть не только сами реформы по модернизации жизни в эпоху правления Екатерины II, но и их последствия. Глобальная екатерининская политика имела вполне определённую политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России.
Именно это заставляло признать в ней первостепенного исторического деятеля, в первую очередь, потому что Екатерина II серьёзно задумалась над приведением в действие реформы российских законов. А через это - и всего общества, согласно с представлениями того времени. Осуществить такую модернизацию Екатерина II решила путём собственной законодательной работы, важнейшими принципами которой были постепенность, последовательность, учёт общественных настроений и провозглашение основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха.
Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица должна, прежде всего, защищать интересы России и не отступала от этого правила. Трудно перечислить все, что сделала Екатерина для пользы и славы России.
Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом Екатерина как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Екатерина приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно.
Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики. Здравоохранение тоже привлекало внимание императрицы. Она постоянно заботилась о том, чтобы было побольше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь. А чего стоит прививка оспы, продемонстрированная на собственном примере.
И затем по Указу сделавшаяся обязательной. Екатерина путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами. Забота Екатерины II о Просвещении выражалась, в частности, в открытии училищ. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. Императрица велела открывать училища всюду в больших городах ? главные, в уездных ? малые. Это было новое дело. Императрица покровительствовала ученым и писателям.
Сама она также писала научную и художественную литературу. Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.
Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание дворянство, мещанство и крестьянство.
Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других.
Сама Екатерина активно участвовала в государственной жизни. Жажда власти и славы являлась существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Екатерина. II прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной фразой что характерно для просвещенного абсолютизма. Эту же цель преследовали оживленные сношения ее с Вольтером и французскими энциклопедистами и щедрые денежные подношения им. Задачи просвещенного монарха Екатерина II представляла себе так 1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям. В реальной жизни декларации императрицы часто расходились с делами. 1.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Понятно, что при таком противоположном качестве многих важных явлений характер главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представлялся загадочным,… Устами митрополита была начертана программа деятельности царя в союзе с… По завершению венчания Великий князь стал боговенчанным царем . Под руководством высокообразованного для того времени…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Церковная реформа
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов