рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон - раздел История, Содержание Введение… 1. Царь Алексей Михайлович И Никон До Начала Церковной Р...

СОДЕРЖАНИЕ Введение… 1. Царь Алексей Михайлович и Никон до начала церковной реформы.….… 1.1 Царь Алексей Михайлович… 1.2 Никон… 1.3 Знакомство Алексея Михайловича и Никона… … 1.4 Единство духовной и светской власти…….… 2. Зарождение противоречий между Алексеем Михайловичем и Никоном …2.1 Подготовка церковной реформы….2.2 Церковная реформа… 3. Разрыв отношений между двумя государями… ……… 3.1 Охлаждение отношений между царём и государем… 3.2 Окончательный разрыв отношений… 3.3 Возвращение и низвержение государя ….3.4 Разрешение спора двух государей… 29 Заключение… 34 Список используемой литературы… 35 ВВЕДЕНИЕ На протяжении почти всей своей многовековой истории Россия оставалась и остаётся по сегодняшний день носительницей православной истории, культуры.

Несмотря на то, что страна многонациональна и в ней уживаются разные религии и вероисповедания, приоритетной для русского народа является христианская религия.

Все правители государства, начиная с Владимира Святого, были православными, русский народ не мыслил свою жизнь без церкви, без религии, он верил, что так будет всегда. Но в 20 веке, когда в стране установилась власть большевиков, и наше государство было объявлено атеистическим, христианская религия пришла в упадок, произошёл разрыв отношений между светской и духовной властью, начались гонения на верующих.

Сейчас, в 21 веке, когда Россия возобновляет многовековые духовные традиции, и православная религия вновь входит в жизнь русского народа, особенно важно знать, понимать и ощущать её историю, развитие, чтобы снова не повторить ошибок прошлого. Проблемы светской и духовной власти, поднимаемые в данной работе, были актуальны для России в любой период её исторического развития. По каким законам жить? Подчиняться правовым нормам или же следовать канонам церкви? Каждый человек самостоятельно выбирает свой путь. Но что, если этот выбор ложится на плечи целого государства? Объектом изучения в данной работе является спор, возникший между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном.

Предметы изучения: установление причин начавшегося спора, анализ конфликта, раскрытие личности царя и патриарха (для понимания поступков, совершённых ими в период разногласий), а также установление итогов и последствий этих противоречий. Более того, следует раскрыть на просто тему противоборства двух правителей (светского и духовного), но и показать при этом отношение к этому вопросу народа, его реакцию на происходящее.

Структура данной работы такова: введение, далее следуют разделы; первый раздел называется «Царь Алексей Михайлович и Никон до начала церковной реформы», в нём раскрываются биографии государя и патриарха, описывается их встреча, далее следует раздел «Зарождение противоречий между Алексеем Михайловичем и Никоном», в котором выявляются причины начавшихся разногласий, затрагиваются проблемы церковной реформы, непосредственно повлиявшие на конфликт.

Последний раздел «Разрыв отношений между двумя государями» содержит детальное описание процесса охлаждения и разрыва отношений между царём и патриархом, далее следует заключение, подводящее итог проделанной работе, последним в структуре является

Список используемой литературы

Список используемой литературы . 1. ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ И НИКОН ДО НАЧАЛА ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ 1.1 Царь Алексей Михайлович Царь Алексей Михайлович «Тишайший» (19.03.1629 – 29.01.1676).Царь всероссийский, сын Михаила Фёдоровича Романова от второго брака с Евдокией Лукьяновой Стрешневой.

До пяти лет воспитывался по старинным московским обычаям, под надзором нянек. Затем воспитателем юного царевича был назначен боярин Б.И.Морозов, человек для своего времени эрудированный, который способствовал обучению будущего самодержца не только грамоте, но и почитанию древнерусских обычаев.

На четырнадцатом году жизни Алексея Михайловича торжественно «объявили как наследника народу» (В.Ключевский), а на шестнадцатом он, лишившись отца и матери, вступил на московский престол. В первые годы своего царствования государь находился под влиянием своего воспитателя, боярина Бориса Морозова, злоупотребления властью которого способствовали всколыхнувшему 25 мая 1648 г. Москву «соляному» бунту, тогда Алексей Михайлович с трудом спас своего наставника.

Во всех делах и начинаниях царь продолжал, с одной стороны традиции старой Руси, с другой – вводил новшества. Именно при нём в Россию стали приглашаться на службу иноземцы. Большое значение государь придавал распространению новой для России светской культуры, образования. Алексей Михайлович отличался самыми примерными личными качествами, был добродушен до такой степени, что получил прозвище «тишайший», хотя по вспыльчивости нрава позволял себе грубое обращение с придворными, но для того периода времени это было почти нормой.

Царь был чрезвычайно благочестив, любил читать священные книги, ссылаться на них и руководиться ими; никто не мог превзойти его в соблюдении постов. Чистота его нравов была безупречна: он был примерным семьянином, превосходным хозяином, любил природу и был проникнут поэтическим чувством, которое видно как в многочисленных письмах, так и в некоторых его поступках. В правление Алексея Михайловича особенное развитие получили церковная и придворная обрядности, которые при государе осуществлялись с особенной точностью и торжественностью.

Несмотря на превосходные качества этого государя как человека, он был неспособен к управлению: всегда питал самые добрые чувства к своему народу, всем желал счастья, везде хотел видеть порядок, благоустройство, но для этих целей не мог ничего вымыслить иного, как только положиться во всём на существующий механизм приказного управления. Считая себя самодержавным и ни от кого не зависимым, царь был всегда под влиянием то одних, то других; безукоризненно честных людей около него было мало, а просвещённых и дальновидных ещё меньше.

Поэтому правление Алексея Михайловича представляет в истории печальный пример, когда под властью вполне хорошей личности строй государственных дел шёл во всех отношениях как нельзя хуже. 1.2 Никон Патриарх Никон, один из самых крупных, могучих деятелей русской истории, родился в мае 1605г в селе Вельеманове, близ Нижнего Новгорода, от крестьянина по имени Мины, и наречён в крещении Никитой.

Мать умерла вскоре после его рождения. Отец Никиты женился второй раз, но брак этот не принёс счастья, мачеха невзлюбила пасынка, часто его била и морила голодом. Когда мальчик подрос, отец отдал его учиться грамоте. Книги увлекли Никиту. Выучившись читать, он захотел изведать всю мудрость божественного писания. Он отправляется в монастырь Макария Желтоводского, где продолжает изучение священных книг. Здесь с ним случилось событие, глубоко запавшее ему в душу. Однажды, гуляя с монастырскими служащими, он встретил татарина, который во всём околотке славился тем, что искусно гадал и предсказывал будущее.

Гадатель, посмотрев на Никона, сказал: «Ты будешь великим государем над царством российским!» Вскоре у Никиты умирает отец, оставшись единственным хозяином в доме, он женится, но церковь и богослужение неудержимо влекут его. Будучи человеком грамотным и начитанным, Никита начал искать себе место, и через некоторое время был посвящён в приходские священники одного села. Ему тогда было не более 20 лет. Семья у Никиты не сложилась – умерли все дети, рождённые в браке.

Он принимает это за небесное указание, повелевающее ему отрешиться от мира. Будущий патриарх уговорил жену подстричься в московском Алексеевском монастыре, а сам ушёл на Белое море и подстригся в Анезерском ските под именем Никона. Как оказалось, жизнь в ските была довольно трудная, братия жила в отдельных избах, раскинутых по острову, и только в субботу сходилась в церковь, богослужение длилось целую ночь, с наступление дня совершалась литургия.

Над всеми был начальный старец по имени Елеазар. Несмотря на все трудности, Никон вместе Елеазаром совершил поездку в Москву за сбором милостыни на построение церкви. По приезду в скит между ними произошёл разлад, и Никон отправляется в Кожеозёрскую пустынь, находившуюся на островах Кожеозера. Он поселился на особом озере, отдельно от братии. Спустя некоторое время, Никон стал игуменом. 1.3

Знакомство Алексея Михайловича и Никона

1.4 . В 1648 году скончался новгородский митропо¬лит Афанасий. Алексей Михайлович приказал архимандриту ездить к нему во дворец кажду... п.; царь поверял ему свое мнение о том или другом боярине. Из-за этого... Никон, пользуясь расположением государя, стал просить его за утесненны...

Единство духовной и светской власти

Уже в этом поступке Никона виден его крутой и неподатливый характер. Все знали, что царь же¬лал избрания Никона, но бояре не хотели видеть ... Последний, вероятно, в угоду царю, отказался от претензий на патриарши... 25 Июля Никон сделался патриархом. Начиная с этого времени, государь и... Никон же, пробыв десять лет приходским священником, поневоле усвоил вс...

Подготовка церковной реформы

Важнейшее дело предпринял Ни¬кон в церковном строе богослужения. Давно... Государь очень встревожился этим известием, чтобы решить этот вопрос о... С этого момента Никон начинает всерьёз задумываться над тем, чтобы уни... 2.2 . По мере умножения печатных книг церков¬ного содержания, этот вопрос вс...

Церковная реформа

Никона не пригласили, хотя прежде в подобных случаях ему оказывали чес... Когда же боярин назвал себя и цель своего прихода, «не дорожись» сказа... Патриарх понял, что царь озлобил¬ся на него. Так восхотел и повелел его величество. На это у меня и грамоты есть, п... А нет ничего хуже, чем царский гнев носить».

Окончательный разрыв отношений

Этого невоз¬можно уничтожить. Царь Алек¬сей Михайлович, по своей натуре, всегда готов был прибегнуть... Их главная суть состояла в том, что, по мнению вселенских патриархов, ... Но в этом вопросе возникли сомнения. Греки, прибывшие в Москву и допус... Царь, бояре и духовные власти сбились с толку и отправили в Константи¬...

Возвращение и низвержение государя

Они недоумевали, что это значит, и не смели ослушаться патриарха, пред... Иона с трепетом, опасаясь чего-то недо¬брого, отправился. Царь, слушав... Совещание царя происходило с лицами, кото¬рые имели причины всеми сила... Царь поставил ему в ви¬ну, тот факт, что он брал благословение от Нико... В этом письме он изложил всю свою распрю с царем и боярами, порицал Ул...

Разрешение спора двух государей

Разрешение спора двух государей 2 Ноября 1666 года для рассмотрения дела Никона в Москву приехали александрийский патриарх Паисий и антиохийский Макарий. После первых церемоний и угощений они предварительно занялись исследованием дела, которое им предстояло решить.

В помощь им были назначены два архиерея, Павел Крутицкий и Иларион рязанский и Паисий Лигарид, который стал докладчиком по делу Никона перед вселенскими патриархами. Он со¬ставил обвинительную записку против московско¬го патриарха, которая заранее настроила судей против обвиняемого. Следует отметить, что Паисий в своей записке старался настроить Паисия и Макария против Никона, утверждал, что будто московский патриарх посягал на право и власть вселенских патриархов, и в доказательство приводил весьма сомнительные факты, указывая, главным образом, на то, что Никон из высокомерия вымышлял се¬бе разные титулы. 29 Ноября псков¬ский архиепископ Арсений, ярославский архи¬мандрит Сергий и суздальский Павел отправились звать Нико¬на на собор. Московский патриарх сначала отказывался и всячески упирался.

Однако, на другой день, 30 ноября, Никон отслужил заутреню, затем — литургию, в архиерейском облачении, поучал братию о терпе¬нии, а к вечеру выехал в санях.

Но посланные за ним духовные лица успели дать знать в Москву, что Никон принял их нечестно, «не идет и не сказал, когда поедет». Тогда в столовой избе, в присутствии государя и бояр, собравшиеся вселенские патриархи и русские духовные лица послали другой вызов Нико¬ну, с упреком за непослушание и приказанием прибыть в Москву 2 декабря, во втором или треть¬ем часу ночи и остановиться в Кремле на Архангельском подво¬рье. Никон был уже в дороге, когда его встретило второе посольство.

Он остановился в селе Чернове, так как ему было приказано ждать до ночи 2 декабря, а 1 декабря к нему послали третье пригла¬шение, но оно было уже излишним, так как Никон ехал ту¬да, куда его звали, очевидно, враги хотели усугу¬бить его вину и дать делу такой ход, будто Никон не слушался соборного призыва. Следует отметить, что по древнему обычаю, если призываемый на собор после третьего приглашения ослушивается, то его считали виновным. В город московский патриарх въехал около полуночи, его поместили в дом, который находился у са¬мых Никольских ворот, в углу Кремля и был окру¬жён стражей, Никольские ворота не от¬крывались, даже мост у этих ворот разобрали.

В 9 часов утра начался собор, Никон вошел в столовую избу торжественно, как патриарх, прочитал молитву, поклонился ца¬рю, патриархам и всем присутствующим. Все, кроме царя приветствовали Никона стоя. Первым сои обвинения зачитал государь. Дело получало такой вид, как будто собор должен рассудить двух государей.

Царь прежде всего жаловался, что Никон оставил церковь на девятилетнее вдовство, из-за чего восстали раскольники и мятежники. Московский патриарх, в свою очередь, вспомнил дело об обиде, нанесённой окольничим Хитрово патриаршему боярину. Но собор не счёл это оскорблением, направленным на Никона. Тогда государь велел прочесть перехваченное письмо Никона к константинопольскому патриарху Дионисию. Оно послужило нитью для целого допроса. Это послание перебрали пункт за пунктом, особенно тщательно разобрали ту часть, в которой Никон обвиняет Паисия Лигарида.

Патриарх прямо обви¬нял Паисия в латинстве перед Дионисием, нахо¬дил незаконным собор, на котором Лигарид был председателем, и писал так: «С этого беззаконно¬го собора прекратилось соединение святой вос¬точной церкви, и мы от благословения вашего отлучились, а начаток волями своими приняли от римских костелов». За это место собор особенно уцепи¬лся, потому что оно подавало повод обвинить Никона в самой тяжелой вине: в хуле на право¬славную церковь.

Затем его старались уличить во лжи и найти противоречие в том, что он отказывался от патриаршества, а потом называл себя патриархом. 5 декабря собор вновь был созван. У Никона на этот раз отняли крест, который раньше носили пе¬ред ним. Никона допрашивали вперебивку о разных происшествиях, но больше всего его старались ули¬чить в том, что он будто бы сказал: «Будь я ана¬фема, если захочу патриаршества!» В этом свидетельствовали новгородский митрополит Питирим, твер¬ской архиепископ Иоасаф и Родион Стрешнев.

Никон по-прежнему уверял, что не произносил таких слов. Собор длился довольно долго, московский патриарх отрицал свою вину по всем пунктам обвинений. В конечном итоге александрийский патриарх задал вопрос греческим духовным лицам: «Чего достоин Никон?». Ему отвечали, что московский патриарх заслуживает отречения от церкви и лишения священнодействия. Александрий¬ский патриарх в звании судьи вселенной, произнес приго¬вор, в котором было сказано, что, по изволению Святого Духа и по власти, данной патриархам, с согласия других патриархов, по¬становляют, что «отселе Никон, за свои преступле¬ния, более не патриарх и не имеет права священ¬нодействовать, но именуется простым иноком, старцем Никоном». 12 декабря собрались вселенские патриархи и все духовные члены собора в небольшой церкви Благовещения, в Чудовом монастыре.

Привели Никона. Приговор был произнесён повторно, в нём обвиняли бывшего московского патриарха глав¬ным образом за то, что он произносил хулы: на госу¬даря, называя его латиномудренником, мучите¬лем, обидчиком; на всех бояр; на всю русскую церковь, говоря, будто она впала в латинские дог¬маты; а в особенности обвинения, направленные на газского митропо¬лита Паисия, к которому питал злобу за то, что он говорил всесветлейшему синклиту о некоторых гражданских делах Никона.

Ему поставили в вину низвержение коломенского епископа Павла, об¬виняли в жестокости над подчинен¬ными, которых он наказывал кнутом, палками, а иногда и пытал огнем. «Призванный на собор Ни¬кон, — говорилось в приговоре, — явился не сми¬ренным образом, как мы ему братски предписали, но осуждал нас; говорил, будто у нас нет древних престолов, и наши патриаршие рассуждения на¬зывал блудословиями и баснями». С Никона сняли клобук и панагию.

На другой день утром царь прислал к Никону Родиона Стрешнева с запасом денег, мехов и одежд. Однако Никон ничего не принял. Стрешнев сказал, что царь просит прощения и благословения.

На что бывший патриарх ответил: «Будем ждать суда Божия!» 13 декабря толпы народа стали собираться, чтобы поглазеть, как повезут низвержённого патриарха. Его провожало 200 стрельцов. На пути одна вдова поднесла Никону теплую одежду и двадцать руб¬лей денег. Он принял это, как милостыню, при этом, отказавшись взять подачки от царя. В Ферапонтовом монастыре (находившемся недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря) Никон содержался под надзором присланного архимандрита Новоспасского монастыря.

Ему за¬прещено было писать и получать письма. Он долго не хотел принимать никаких государских запасов. Однако влияние Никона его было так велико, что и ферапонтовский игумен и архимандрит, приставлен¬ные к нему, и, наконец, сам царский пристав Наумов величали его патриархом и принимали от него благословения. Царь по прошествии некоторого времени через пристава за¬говорил со своим прежним другом о примирении. Никон написал царю: «Ты боишься греха, про¬сишь у меня благословения, примирения, но я те¬бя прощу только тогда, когда возвратишь меня из заточения». В сентябре 1667 года царь повторил свою про¬сьбу, и Никон отвечал, что благословляет царя и все его семейство, но если царь возвратит его из заточения, то он простит и разрешит его окончательно.

Но царь не возвращал Никона. Приставлен¬ный к бывшему патриарху архимандрит Иосиф в 1668 году сделал донос, что к нему приходили воровские донские казаки и намеревались освободить его из заточения.

Никона стали содержать строже. Перед его кельей всегда стояло двадцать стрельцов с ду¬бинами, много людей было схвачено и подвергнуто пыткам по подозрению в сно¬шениях с опальным патриархом. Вскоре царь опять сжалился над Никоном: умерла царица Марья Ильинишна, и государь отправил к нему Стрешнева с деньгами, но Никон ничего не принял. Но долгие страдания стали подламывать волю Никона. В конце 1671 года он написал царю при¬мирительное письмо и просил прощения за все, в чем был виноват перед царем. «Я болен, наг и бос, — писал Никон, — сижу в келье затворен чет¬вертый год. От нужды цынга напала, руки больны, ноги пухнут, из зубов кровь идет, глаза болят от чада и дыму. Приставы не дают ничего ни про¬дать, ни купить.

Никто ко мне не ходит и мило¬стыни не у кого просить. Ослабь меня хоть не¬много!» На Никоне в то время лежало подозрение в сно¬шениях со Стенькой Разиным. Сам Стенька говорил, что к нему приезжал старец от Никона, но последний уверял царя, что этого никогда не было. Алексей Михайлович поверил и, хотя не перевел Никона, по его желанию, ни в Иверский, ни в Воскресенский монастырь, однако приказал содержать его в Ферапонтовом без всякого стеснения.

Тогда Никон отчасти примирился со своей судьбой, принимал от царя содержание и подарки, завел собственное хозяй¬ство, читал книги, лечил больных и любил ездить верхом. Стол его в это время не только был обильный, но и роскошный, Кирилловскому монасты¬рю было приказано доставлять ему все необходимое.

Несмотря на некоторые улучшения жизни Никона, он заметно слабел умом и телом от старости и болезней; его стали занимать мелкие дрязги: он ссорился с монахами, постоянно был недоволен, ругался без толку и писал царю странные доносы, как, например, на кирилловского архимандрита, который ему «в келью напускает чертей». В последние годы жизни царь был особенно милостив к Никону, посылал ему щедрые подарки и лакомства. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог спора двух государей, следует отметить, что, не смотря на широту власти, дальновидные взгляды и стремление к управлению страной, патриарх Никон не смог добиться желаемых целей.

Он не стал олицетворением светской и духовной власти, и едва ли кому-нибудь удалось бы этого достичь, учитывая укрепление позиций самодержавия в правление Алексея Михайловича. Да и нужно ли было это делать? Какие бы благие намерения ни преследовала светская власть при управлении огромной страной, она никогда не смогла бы дать людям умиротворение души, веру в чудо и справедливый суд. И наоборот, церковь, по своей природе, направленная выполнять эти функции, не сможет заниматься управлением государством, иначе духовной власти рано или поздно придётся применять силовые методы регулирования отношений: будь то война или подавление мятежа; в этом случае церковь уже перестаёт выполнять свои основные обязанности перед людьми.

Исторически в России не могла сложиться теократическая форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит духовенству, функции главы государства и главы церкви принадлежат одному лицу. Наивысших достижений во всех сферах жизни общества наше государство добивалось только при сильных правителях, жёстко регулировавших все процессы, протекавшие внутри государства, теократия привела бы Россию в запустение, сделала бы её отсталой, по сравнению с другими.

Итак, исход спора Алексея Михайловича и Никона был предрешён. Если бы Никон пошёл на уступки царю и не старался бы занять его место, то каждый из них остался бы государем в своей сфере деятельности: Алексей Михайлович в управлении страной, а Никон – церковью.

В данной работе были детально проанализированы объект и предметы изучения, выявлены причины, итоги и последствия спора. CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Костомаров Н.И. Русская история. М.: Эксмо, 2006. 1022 с. 2. Котомин О.Н. Романовы. Иллюстрированная хроника. СПб.: Петроградский и Ко, 2005. 18с. 3. Озерский В. В. Правители России. От Рюрика до Путина.

История в портретах. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 347с. 4. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. М.: Белый город, 2006. 704с. 5. Сахаров А.Н Троицкий С.М. Живые голоса истории. М.: Молодая гвардия, 1978. 348с. 6. Шалаева Г.П Колязич Т.М. Всё обо всех в 12 т. Т.2. М.: АСТ, 1999. 446с.

– Конец работы –

Используемые теги: Царь, Алексей, Михайлович, Патриарх, Никон0.085

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Патриарх Никон и церковная реформа в России во 2 половине 17 века
Она должна была уничтожить разночтение в богослужебных книгах и различия в обрядах, подрывавшие авторитет церкви. С необходимостью проведения… По указанию Никона были сделаны новые переводы греческих текстов, при чем в… Таким образом, в расколе столкнулись три тенденции государственная представленная царем Алексеем Михайловичем и его…

Алексей Степанов. Дезертир
На сайте allrefs.net читайте: "Алексей Степанов. Дезертир"

Николай Михайлович Карамзин: журналы и альманахи
Журнал выходил ежемесячно в течение двух лет, и ведущим автором в нем был сам Карамзин. Центральные места там занимали заметки о его путешествиях, а… Но Карамзин получал от популярности своего журнала мало. Поэтому он в 1792… В Москве, Петербурге, Риге и Вильно (Вильнюсе) были созданы специальные комитеты, состоявшие из трех человек: один -…

Алексей Калугин. Мечта на поражение
На сайте allrefs.net читайте: "Алексей Калугин. Мечта на поражение"

Алексей Калугин. Дом на болоте
На сайте allrefs.net читайте: "Алексей Калугин. Дом на болоте"

Алексей Живой. Битва на Калке
На сайте allrefs.net читайте: "Алексей Живой. Битва на Калке"

Уроки Александра Михайловича Евлахова
Указать на все художественные произведения, в своё время подвергшиеся преследованию либо упрёкам в безнравственности, — невозможно. Это значило бы составить длиннейший мартиролог художников и писателей".… Однако мысли самого Евлахова выделялись в его трудах не только чётко, но и весьма образно.Соответственно, эта самая…

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД СОВЕРШЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ЕЕ ОТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА
На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД СОВЕРШЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ЕЕ ОТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА "

Алексей Степанович Хомяков (реферат)
Какие же аргументы они приводили в пользу своей точки зрения? Посреди быстрого крушения религиозных и гражданских устоев в Евро-пе при повсеместном… К счастью, Россия со-хранила горячую веру в спасительные начала, без которых… Самодержавие составляет главное условие политиче-ского существования России. Русский колосс опирается на него, как на…

Фернейский патриарх
Вольтер был вдохновителем и воспитателем этого могучего поколения французских мыслителей-революционеров.Жан-Жак Руссо, вспоминая о своей юности,… Немного спустя появились его Философские письма . Хотя они, конечно, не… Задумчивый Руссо провозглашается его учеником пылкий Дидро есть самый ревностный из его апостолов . Вольтер…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Толстой Алексей Николаевич (1882/83-1945) Научно-фантастические романы «Аэлита» (1922-23), «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-27), рассказы, пьесы. Государственная премия СССР (1941, 1943,… Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, смолоду… В июле 1918 он с семьей выехал в литературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы в Стамбул.…
  • "Алексей Константинович Толстой. К 190-летию великого русского поэта." Реферат – представлять отчет, объяснения, записку, или словесно излагать мнение, заключение по делу. Владимир Иванович Даль (Толковый словарь живого… Он принадлежал к графскому роду, начало которого положил Петр Андреевич… Портреты Константина Петровича Толстого и Анны Алексеевны Перовской (Толстой) Интересна и необычайна история…
  • Алексей Курбановский "Мертвая рука". Некрофизика и метафизиология в творчестве Михаила Шемякина. Это знаменовало определенную нравственную победу автора: тридцать лет назад он участвовал в разгромленной властями предержащими самодеятельной… От картины — к иконе”2. Обращение к иконе в условиях советской… Оно вписывается в общий “ретроспективизм”, интерес к архаическим и “модифицированным” стилям — так называемое…
  • ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД СОВЕРШЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ЕЕ ОТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА. Том 2. На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД СОВЕРШЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ЕЕ ОТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА. Том 2."
  • Первый русский царь - Иван Грозный Для этого требовалось покончить с пережитками феодальной децентрализации, завершить формирование единого общегосударственного аппарата, а также… Но, тем не менее, централизованное Русское государство в основном сложилось.… Общественные преобразования в Московском государстве в царствование Ивана IV (Грозного) (1533-1584 гг.) Первым…