рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Церковная реформа

Церковная реформа - раздел История, Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон Церковная Реформа. Никон Убеждает Алексея Михайловича В Проведении Церковной ...

Церковная реформа. Никон убеждает Алексея Михайловича в проведении церковной унификации, поэтому циркуляром 1653 года патриарх предписал приступать к реформе.

А в 1654 созывается собор русских иерархов, архимандритов, игуменов и протопопов, царь и бояре также присутствовали. Никон произносит речь, в которой высказывает свои взгляды на равенство церковной и светской власти: «Два великих дара даны человекам от Вышняго по Божьему человеколюбию – священство и царство. Одно служит божественным делам, другое владеет человеческими делами и печется о них. Оба происходят от одного и того же начала и украшают человеческое житие; ничто не делает столько успеха царству, как почтение к святителям (святительская честь); все молитвы к Богу постоянно возносятся о той и другой власти Если будет согласие между обеими властями, то настанет всякое добро человеческой жизни». Также в своей речи патриарх указал на необходимость исправить нововведения в церковных чинах.

Собор решил «достойно и праведно исправлять, сообразно старым харатейным и греческим спискам». Свой проект реформ Никону пришлось отложить, так как Московское государство начало войну за Малороссию; патриарх с особым рвением благословлял царя на эту войну своим советом.

Отправляясь в поход, Алексей Михайлович доверил патриарху, как своему ближайшему другу, свою семью, Москву, поручил ему наблюдать за правосудием и ходом дел в приказах. С отъездом царя из столицы Никон стал называть себя «великим государем», и как верховный правитель государства, писал грамоты (например, о высылке подвод на службу под Смоленск), в которых выражался так: «Указал государь, царь, великий князь всея Руси, Алексей Михайлович, и мы, великий государь…» По возвращению царя патриарх опять занялся церковными преобразованиями.

Своих противников по делам реформы Никона подверг гонениям. После Собора он интерпретировал в свою пользу ответ на реформы греческого патриарха (1655) и кон¬сультации главы Антиохийской церкви. Заручившись поддер¬жкой царя, Никон сконцентрировал в своих руках всю полно¬ту церковной власти, для чего в 1655 и 1658 гг. созывались со¬боры. Уже тогда поведение патриарха по отношению к царю предвещало разногласия в вопросе о власти.

Однако тактичный Алексей Михайлович «тишайший» избегал скандала. Ещё в 1649 году Никон дал серьёзный повод для разногласий с царём: патриарх выступил против Соборного Уложения, по которому духовенство становилось подсудным светскому суду, он открыто назвал Уложение «беззаконной книгой», «проклятым законоположением». Никон выступал за восстановление судебного и иного иммунитета церкви, как это и предписывалось каноном.

В условиях назревавшего разрыва с царем все более четко проявлялись политические замыслы Никона. Лейтмотив взгля¬дов Никона выражен им же самим в словах: «Я русский и сын русского, но мои убеждения и вера — греческие». В слове «гре¬ческие» прослеживается не просто грекофильство патриарха, а стремление возрождения византинизма. Также как и Москва — третий Рим, Никон стремился к возвеличиванию русской цер¬кви. Объективно первой среди равных признавалась констан¬тинопольская патриархия, но Никон желал идеологического обоснования русской церкви как самой большой из православ¬ных и единственной независимой от господства мусульманской Турции.

Идея объединения православных церквей под главен¬ством Москвы и освобождения Константинополя от турок была одинаково близка светской и духовной власти. До этого вожделенного события Москва обустраивалась как Царьград.

Патриарх курировал строительство Новоиерусалимского мона¬стыря и в идее византинизма находил поддержку царя. Несмотря на явные противоречия между царём и патриархом, в деле реформ они сохраняли единогласие почти во всех вопросах, исключая проблемы власти. Алексей Михайлович не шёл на открытый конфликт, понимая, что самостоятельно провести церковные реформы он не сможет, заручиться поддержкой сторонников реформаторского движения у него не получилось бы, так как их было крайне мало, да и выразителем всех идей являлся патриарх.

Для Никона было также не выгодно разрывать отношения с царём по ряду причин: первая и самая важная состояла в том, что государь мог лишить патриарха сана и устроить на него опалу; а вторая причина – свёртывание реформ, которое также могло произойти после конфликта. 3. РАЗРЫВ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДВУМЯ ГОСУДАРЯМИ 3.1Охлаждение отношений между царём и патриархом До сих пор историки не знают в подробностях, как произошло охлаждение царя Алексея Михайлови¬ча, прежде считавшего патриарха своим лучшим другом.

В 1656 году Никон был еще в силе, и следствием его влияния является несчастная война, предпринятая против Швеции. В 1657 го¬ду, по-видимому, отношения между царем и патриархом еще были дружественные. В это время Никон занимался постройкой нового монастыря. В сорока верстах от Москвы ему понравилось ме¬сто, принадлежавшее Роману Боборыкину, на ре¬ке Истре. Никон купил у владельца часть его зем¬ли с селом и начал основывать там монастырь.

Сперва он построил деревянную ограду с башня¬ми, а в середине деревянную церковь и пригла¬сил на освящение церкви царя Алексея Михайловича. «Какое прекрасное место», — сказал царь, — «как Иерусалим!» Патриарху понравилось это замечание, и он заду¬мал создать подобие настоящего Иерусалима. Между тем он дал пале¬стинские названия окрестностям своей начинаю¬щейся обители, интересно, что гору, с которой любовался царь, патриарх назвал Никон Елеоном. Пока Никон занимался своей новой обителью, на Алексея Ми¬хайловича начали оказывать влияние враги патриарха, бояре Стрешнев, Никита Одоевский, Трубец¬кой и другие.

Они, видимо, задели чувстви¬тельную струну в сердце царя, указав ему, на то, что он не один самодержец, что, кроме него, есть еще другой великий государь. Алексей Михайло¬вич, не ссорясь с Никоном, стал отдаляться от него. Никон понял это и не ис¬кал объяснений с царем, но вельможи, заметив¬ши, что патриарх уже не имеет прежней силы, не утерпели, чтобы не дать ему это почувствовать. Сам царь развил в этом человеке властолюбие, он приучил его вмешиваться в государственные дела, и патриарху трудно было держаться в сторо¬не от них. Зависимость церкви от государственной власти казалась ему нестерпимой, по мере того, как он терял прежнюю силу и влияние на го¬сударственные дела. Летом 1658 года наступила явная размолвка.

В Москву приехал грузинский царевич Теймураз; по этому поводу во дворце был большой обед. Никона не пригласили, хотя прежде в подобных случаях ему оказывали честь, приглашая его в первую очередь.

Патриарх послал своего боярина, князя по имени Димитрий, за каким-то церковным делом (так он сам го¬ворил), но, вероятнее всего, для того, чтобы высмотреть, что творится во дворце. Окольничий Бог¬дан Матвеевич Хитрово, расчищавший в толпе путь для грузинского царевича, ударил по голове палкой патриаршего боярина. Когда же боярин назвал себя и цель своего прихода, «не дорожись» сказал Хитрово и еще раз ударил Димитрия по лбу. Патриарший боярин вер¬нулся к Никону и пожаловался на обиду.

Никон написал царю письмо, в нём он просил суд за оскорбление своего боярина. Государь отвечал ему собственноручно: «Сыщу и по времени сам с тобою видеться буду». Однако прошел день, другой: царь не повидал¬ся с Никоном и не учинил расправы за оскорбле¬ние его боярина. Наступило 8 июля, праздник иконы Казанской Богородицы. В этот праздник патриарх обычно служил со всем собором в храме Казанской Божьей Матери.

Царь с боярами присутствовал на богослужении. Накануне, когда пришло время со¬бираться к вечерне, Никон послал к царю свя¬щенника с вестью, что он идет в церковь. Алексей Михайлович не пришел; не было его в церкви и в день праздника. Патриарх понял, что царь озлобил¬ся на него. 10 июля был праздник ризы Господ¬ней. Тогда, по обычаю, царь присутствовал при патриаршем богослужении в Успенском соборе. Никон посылал к царю перед вечернею, а потом и перед заутренею. Царь не пришел и послал к Никону своего спальника (дежурного в покоях царя), князя Юрия Ромодановского, который сообщил: - Царское величество на тебя гневен: оттого он не пришел к заутрени и повелел не ждать его к святой литургии.

Никон спросил: за что царь на него гневается? Юрий Ромодановский отвечал: - Ты пренебрег его царским величеством и пишешься великим государем, а у нас один вели¬кий государь — царь. Никон возразил на это: - Я называюсь великим государем не собою. Так восхотел и повелел его величество.

На это у меня и грамоты есть, писанные рукою его царско¬го величества. Ромодановский сказал: - Царское величество почтил тебя, яко отца и пастыря, и ты этого не уразумел; а ныне царское величество велел тебе сказать: отныне не пишись и не называйся великим государем; почитать тебя впредь не будет. Самолюбие Никона было уязвлено до крайней степени. Он стал думать и решился произнести торжественно отречение от патриаршей кафедры, вероятно, рассчитывая, что кроткий и набожный царь испугается и поспешит помириться с первосвятителем. В тот же день, после посещения Ромодановского, он сказал о своем намерении пат¬риаршему дьяку Каликину, который уговаривал Никона не делать этого; но патриарх стоял на своём. Каликин сообщил это известие другу Нико¬на - боярину Зюзину, он в свою очередь, велел передать патриарху, чтобы он не гневил государя; иначе — «захочет воротиться на¬зад, да будет поздно». Никон призаду¬мался, стал писать к государю, но потом передумал. Он приказал купить себе простую палку, с какой ходили в то время попы. В тот же день патриарх отслужил в Успенском соборе литургию, а во время причастия отдал при¬каз, никого не выпускать из церкви, потому что он намерен прочитать поучение.

Рассказав сначала слово из Златоуста, Ни¬кон повёл речь о себе. «Ленив я стал», — сказал он, — «не гожусь быть патриархом, окоростевел от лени, и вы окоростевели от моего неучения. Называли меня ере¬тиком, иконоборцем, что я новые книги завел, камнями хотели меня побить; с этих пор я вам не патриарх » От такой неожиданной речи в церкви поднял¬ся шум; было трудно расслышать, что далее гово¬рил Никон. Окончив свою речь, Никон разоблачился, ушел в ризницу, написал царю письмо, надел мантию и черный клобук, вышел к народу и сел на последней ступени амвона, на котором облача¬ются архиереи.

Встревоженный народ кричал, что не выпустит его без государева указа. Между тем царь уже узнал о том, что происходит в Успен¬ском соборе.

Алексей Михайлович дважды посылал к Никону боярина Трубецкого с требованиями прекратить гневить царя и не оставлять патриаршества.

На что Никон в весьма резкой форме отвечал: «Даю место гневу царского величества. Бояре и всякие люди церковно¬му чину обиды творят, а царское величество упра¬вы не дает и на нас гневает, когда мы жалуемся. А нет ничего хуже, чем царский гнев носить». Боярин Трубецкой возражал, указывая на то, что патриарх самовольно называл себя государем и вступал в дела государства. Никон категорически не согласился с этим, о себе говорил, что «великим государем не сами назвались и в царские дела не вступаем¬ся, а разве о правде какой говорили или от беды кого-нибудь избавляли, так мы, архиереи, на то заповедь приняли от Господа». Вдобавок он просил у государя себе келью; ему отвечали, что келий на патриаршем дворе много: может жить в любой.

Затем Никон снял с себя мантию, вышел из церкви и отправился пешком на под¬ворье Воскресенского монастыря. Он пробыл там два дня возможно, дожида¬ясь, что царь, по крайней мере, позовет его и захочет с ним объясниться, но царь не позвал.

Никон отправился в Воскресенский монастырь на двух плетеных повозках, которые тогда назывались киевскими, написав царю письмо следующего смысла: «По отшествии боярина вашего Алексея Никитича с товарищами ждал я от вас, великого государя, милостивого указа по моему прошению; не дождался — и многих ради болезней велел от¬везти себя в Воскресенский монастырь». Вслед за Никоном приехал в Воскресенский монастырь боярин Трубецкой, но не с мировой и не с просьбой о возвращении в столицу. Боярин велел ему дать благословление царской семье, а также отречься от патриаршего сана и утвердить Крутицкого митрополита временно ведать делами церкви.

Никон был на всё согласен, а также просил простить его за всё. Казалось, дело было совершенно окончено. Правитель церкви сам отрекся от управления ей - случай не редкий в церковной истории; остава¬лось избрать на его место другого законным по¬рядком. Но Алексей Михайлович начал колебаться; с одной сторо¬ны, в нем говорило прежнее дружеское чувство к Никону, а с другой — бояре настраивали его про¬тив бывшего патриарха, представляя ему, что Никон ума¬лял самодержавную власть государя.

Царь боялся раздражить бояр, не принимал явно стороны невидимого ими патриарха, но отправил через Афанасия Матюшкина Никону свое прощение, затем посылал к нему князя Юрия, приказывал передать, что все бояре на него злобствуют — один только царь и посланный князь к нему добры.

Между тем царь не посмел тогда просить его о возвращении в Москву в прежнем сане. Никон, как будто забыв о патриаршестве, деятельно занимался каменными постройками в Воскресенском монастыре, копал возле монастыря пруды, разводил рыбу, строил мельницы, благоустраивал сады, расчищал леса, всегда показывал пример рабочим, трудясь наравне с ними. Царь не раз жаловал ему щедрую милостыню на создание монастыря, на прокормление нищих и, в знак особого внимания, в большие праздники и свои семейные торжества посылал ему лакомства, которые он отдавал на трапезу всей братии. 3.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Несмотря на то, что страна многонациональна и в ней уживаются разные религии и вероисповедания, приоритетной для русского народа является… Все правители государства, начиная с Владимира Святого, были православными,… Сейчас, в 21 веке, когда Россия возобновляет многовековые духовные традиции, и православная религия вновь входит в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Церковная реформа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Знакомство Алексея Михайловича и Никона
Знакомство Алексея Михайловича и Никона. На третий год после своего поставления, в 1646г. Никон, отправившись в Москву, явился с поклоном молодому царю Алексею Михайловичу. Царю до такой сте

Единство духовной и светской власти
Единство духовной и светской власти. В 1650 году вспыхнул новгородский бунт. Ни¬кон, и без того уже мало любимый, на первых же порах раздражал народ своей энергической ме¬рою: он сразу наложил на в

Подготовка церковной реформы
Подготовка церковной реформы. Важнейшее дело предпринял Ни¬кон в церковном строе богослужения. Давно уже, еще со времен Максима Грека, замечались разно¬речия в богослужебных книгах; естестве

Окончательный разрыв отношений
Окончательный разрыв отношений. Смиренная жизнь Никона продолжалась недолго, вскоре он вновь начинает вмешиваться в дела церкви, это обстоятельство опять вооружило против него царя, и государь, по

Возвращение и низвержение государя
Возвращение и низвержение государя. Никон, узнав, что его враги собирают над ним грозу суда вселенских патриархов, попытался снова сблизиться с царем и написал ему письмо, в котором предостерегал г

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги