рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Принятие христианства германскими племенами

Принятие христианства германскими племенами - раздел История, Язычество и христианство германских племён Принятие Христианства Германскими Племенами. Принятие Христианства Фра...

Принятие христианства германскими племенами.

Принятие христианства франками в эпоху Меровингов В 486 году в результате франкского завоевания в Северной Галлии воз-никло Франкское государство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг из рода Меровея, который был истинным основателем франкского королевства.

Из трех германских королевств (бургундского, вестготского и франкского), самым сильным оказалось королевство франков. К середине VI века франкские короли завершили завоевание Аквитании и Бургундии и овладели почти всей Галлией – от низовьев Рейна до Гаронны, Севенн и Прованса.

Прочность власти обосновавшихся в Галлии германских племен зави-села от того, насколько удастся им, не растворяясь полностью в массе преж-него римского населения, объединиться с их новыми подданными, с тем, чтобы образовать общее культурно-этническое единство. Успешно эту зада-чу решили франки, вестготы и бургунды потерпели неудачу. Причиной тому была не только разница в устойчивости и действенности их общинного укла-да, но и в различии религиозной политики их королей.

Расселяясь на римских землях, германцы принимали христианство, что приобщало их к наследию античной цивилизации. Но в христианстве того времени царил раскол: боль-шинство староримского населения исповедовало католическую веру, при-знанную ортодоксальной вселенскими соборами, меньшинство – арианскую веру, официально осужденную как ересь. Вестготы и бургунды приняли хри-стианство раньше, но в форме арианства. Франки в лице короля Хлодвига и его дружины, явившись в Галлию позднее, приняли христианство в форме католичества, что обеспечило им поддержку римской церкви против бургун-дов и готов за власть над Галлией.

Крещение франков не было процессом простым и быстрым. Хлодвиг долго не соглашался отречься от богов своих предков и его обращение в но-вую веру ярко показывает истинные мотивы, которыми руководствовались правители варваров, становясь христианами. Григорий Турский в «Истории франков» пишет, что «королева же непрестанно увещевала Хлодвига при-знать истинного бога и отказаться от языческих идолов.

Но ничто не смогло склонить его к этой вере до тех пор, пока наконец однажды, во время войны с алеманнами, он не вынужден был признать то, что прежде охотно отвер-гал» . За свое обращение Хлодвиг потребовал от Христа и его служителей немедленной победы в битве: Главным образом практические соображения и политические мотивы, а не какие-либо высокие духовные устремления по-буждали варварских королей принимать крещение. В отличие от своих кон-курентов вестготов, придерживавшихся арианства, Хлодвиг мог рассчиты-вать на поддержку местного римского населения, ранее подчиненного вест-готами.

Понимая выгоды от союза с церковью, Хлодвиг жаловал католическо-му духовенству из владений фиска земли для основания монастырей. Эту практику поддерживали его сыновья. Во время завоеваний Хлодвиг распо-ряжался, чтобы имущество и рабы, захваченные у церкви и клириков во вре-мя военных конфликтов, были им возвращены. В ответ духовенство освяща-ло власть королей, утверждая представление о короле как о законодателе и суверене, стоящем над подданными.

Но король в глазах подданных должен быть их защитником. Переход к христианству совершался в основном в городах, процесс ох-ватывал все более широкие слои населения. В период правления Хлодвига, епископы появились почти во всех главных городах, а если их не было, то причиной тому был упадок города, вынуждавший его слиться с соседним. Епископы, обосновавшиеся в центрах провинций, требовали, чтобы метропо-лия отдавала им предпочтение перед прочими коллегами.

Таким образом, ус-тановилась поддерживаемая императорской властью церковная иерархия, копировавшая порядки иерархии гражданской. Связи между той и другой ус-танавливаются самые тесные: обычно епископы подбирались из членов се-мей сенаторов и только в исключительных случаях были выходцами из ку-рий. Следовательно, власть епископов во многих случаях заменяла слабею-щую светскую, и некоторое время спустя церковь оказалась в положении си-лы поддержавшей легитимность светской власти.

Таким образом, городское население под духовным водительством священнослужителей, возглавляемых епископом, стало в эту эпоху воспри-нимать основные положения христианских догматов. Что касается сельского населения, то и здесь епископы стремились распространить новую веру за пределы родного города. Но даже после обращения Хлодвига и его приближенных христианиза-ция сельского населения шла медленнее. В течение всего VI века абсолютное большинство крестьянства оставалось языческим.

Положение изменяется лишь в VII-VIII веках. Постоянная поддержка, оказывавшаяся франкскими королями христианской церкви, позволила ей постепенно укрепить свои по-зиции. Меровинги раздают им щедрые пожалования. Представители знатных родов создают в своих владениях новые церкви, содействуя проникновению христианства в отдаленные уголки страны. Увеличивается влияние еписко-пов, назначавшихся королями. Облеченные также политической властью, они усердно насаждали новую религию, либо запрещая, либо христианизируя языческие обряды и обычаи.

Кроме того, особенности социального и этниче-ского развития наложили отпечаток и на характер распространения новой ре-лигии – число приверженцев христианства росло на юге значительно быст-рее, чем на севере. Ярким отражением изменяющегося мира в сознании людей эпохи франкского господства явилось искусство. По своему характеру оно сильно отличается от искусства периода господства на этой территории Рима. Почти полностью исчезла скульптура.

Неузнаваемо изменилась живопись. Главная тема – человек – была забыта. Под влиянием церковной идеологии всячески подчеркивалось превосходство духа над плотью. Но не меньшее значение имела и специфика «варварского» видения мира. Лишь в VII веке начинается возрождение антропоморфного искусства. Изображение человекоподобного божества и библейских сюжетов стало доминирующими темами искусства. 4. Христианизация при Каролингах Представители дома Каролингов правили Франкским государством с конца VII века до середины IX века. Этот период называют каролингским.

В правление Каролингов во франкском обществе сложились основы феодаль-ного строя, шло социальное расслоение общины, дальнейшее расширение го-сударства путем захвата новых территорий, представители династии активно содействовали распространению христианства и увеличению владений церк-ви на покоренных территориях. При Карле Мартелле отношения с церковью осложнились проведением секуляризации ее земель, что способствовало укреплению центральной вла-сти. Но Пипин Короткий урегулировал взаимоотношения с церковью путем признания розданных в бенефиции церковных земель собственностью по-следней.

Со времени этого компромисса Каролинги находились всегда в тес-ном союзе с католической церковью и ее главой – римским папой. Превра-щаясь в крупного земельного собственника, церковь шла рука об руку с го-сударством. Здесь нужно отметить, что каролингские правители наряду с прагматическими целями, по всей вероятности, верили в то, что действитель-но исполняли «волю небесную», приводя окружающий мир в соответствии с «замыслом Божьим». Теснимый лангобардами папа все свои надежды возлагал на помощь франков, поэтому он санкционировал присвоение Пипином королевского ти-тула. В 751 году на собрании франкской знати и своих вассалов в Суассоне Пипин был официально провозглашен королем франков.

Последний меро-вингский король Хильдерик III был заключен в монастырь.

В свою очередь по призыву папы Стефана II Пипин силой оружия принудил лангобардского короля отдать папе захваченные им ранее города римской области и земли Равеннского экзархата. На этих землях в Средней Италии в 756 г возникло Папское государство. При сыне Пипина Короткого Карле, прозванном Великим, Каролинг-ское государство пережило наивысший расцвет. Карл Великий, опираясь на союз с папой и используя христианство как средство идеологической консо-лидации упрочения центральной власти, значительно расширил границы Франкского государства и укрепил его. Духовенство в руках Карла стало, на-ряду с мечом, оружием против языческого мира. В 800 г Карл был провоз-глашен императором Священной римской империи, и папа Лев III возложил на него в соборе св. Петра в Риме императорскую корону, тем самым под-черкнув, что светская власть, сколь бы могущественной она ни была, обрета-ет законность лишь с благословения папы. Император мыслился как продол-жатель дела Римской империи, защитник церкви и всех христиан, а его власть представлялась священной.

Продолжая завоевательную политику своих предшественников, Карл в 774 г совершил поход в Италию и присоединил к Франкскому государству Лангобардское королевство.

Но наиболее длительные, кровопролитные и тя-желые для франков войны Карл вел в Саксонии. Саксонские племена нахо-дились еще на стадии военной демократии, классы еще не сложились, не бы-ло королевской власти, господствовало язычество. Саксы отличались свобо-долюбием, особой приверженностью своим богам, что не могло сказаться в дальнейшем на их судьбе.

По мнению А.П. Левандовского, франкский мо-нарх в начальный период своих завоеваний, скорее всего, не имел опреде-ленного плана насчет Саксонии. «Видимо, план стал зарождаться, когда за-воевания в основном завершились, и когда сын короля Пипина почувствовал себя вдруг хозяином огромной державы» . В результате «…началась война против саксов, которая велась непрерывно в течение 33-х лет с великим ожесточением с обеих сторон, но с большими потерями для саксов, нежели для франков». Саксы, особенно их основная масса – фрилинги, отчаянно сопротивля-лись франкам, которые несли им потерю земли и свободы, насильственную христианизацию.

Там, где саксы отбивали нападения франков, они восста-навливали язычество как символ независимости. Упорное сопротивление саксов Карл пытался сломить крайне жестокими мерами. Подобные меры способствовали уничтожению этнической общности саксонских племен, де-лали невозможным в дальнейшем их сопротивление.

После победы над ними на Везере в 782 г. он приказал казнить 4500 саксонских заложников. Тогда же он издал «Капитулярий по делам Саксонии», угрожавшей смертной казнью всем, кто будет выступать против церкви и короля, и предписывавший сак-сам платить десятину церкви. Вскоре сложил оружие и принял христианство Видукинд, один из немногих эделингов, возглавлявших саксонское сопро-тивление после 777 года. За это он получил богатые дары и земельные пожа-лования.

Время обращения Видукинда многие историки считают концом войны. Но саксы до конца не смирились. Несколько лет спустя вспыхнуло восстание более значительное и кровавое, чем взрыв 782 года. Взрыв 793 го-да охватил не только Саксонию. После смерти Карла Великого западный мир в целом был уже христи-анским. Распространение своих идеалов и концепций церковь (а вместе с ней и королевская власть) проводила через все сферы общественной жизни. Не последнюю роль в этой борьбе за души и умы людей играло развитие пись-менности.

Главное, чтобы это затрагивало, прежде всего, личность короля. В период варварских нашествий и дальнейшего кризиса муниципаль-ной системы епископ превращается фактически в правителя города. Центром города постепенно делается собор, развиваются культы местных святых — покровителей города. Кроме того, во вновь образованных варварских коро-левствах епископат стал своего рода представительством галло-римской ари-стократии, сосредоточенной в городах.

Сотрудничество королей с епископа-том являлось затем одним из факторов упрочения германской государствен-ности, расширения ее базы. Еще императоры предоставляли церкви налого-вый иммунитет. Во франкском королевстве всем епископам жаловался также судебный иммунитет (т. е. епископ на своих землях мог отныне сам собирать налоги в пользу государства и вершить суд). С образованием варварских королевств, происходил разрыв прежних церковных связей в рамках римских провинций, падала роль митрополитов, а также провинциальных синодов.

Возникли так называемые королевские церкви, объединявшие епископат каждого королевства. За королем, как неко-гда за императором, закреплялось право созыва церковных соборов и законо-дательного утверждения их решений. Но важнейшей прерогативой короля явилось участие в выборах епископов. С первой половины VII в. Меровинги все более рассматривают епископов как своих уполномоченных на местах. Создание королевских церквей нарушало и, начавшие было склады-ваться, контакты римского папы с епископствами Запада.

С конца V до нача-ла VIII в. власть не ограничивалась лишь непосредственно римской церков-ной провинцией в Средней и Южной Италии. Вне всякой связи с Римом фик-сировались местные традиции в литургии и церковном праве. Папство же сначала, с 493 г оказалось под властью ариан-остготов, затем с середины VI в. – Византии. Выборы папы были поставлены под жесткий контроль импе-ратора, а неугодных пап в лучшем случае ожидало лишение сана. Поддержка часто далекой от ортодоксии церковной политики василевса углубляла отчу-ждение папства от других церквей даже в Италии. Положение римской ка-федры особенно ухудшилось с появлением на полуострове лангобардов-ариан, постоянно угрожавших самому Риму.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Язычество и христианство германских племён

Наряду с проявлением феодального насилия, не-вежества, господством догматического мировоззрения и жестоким преследо-ванием инакомыслия, голодом и… К концу эпохи относится переворот в раз-витии естествознания, расцвет… Христианство стало политической доктриной, идеологическим и этическим регулятором жизни средневекового общества,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Принятие христианства германскими племенами

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Язычество германских племён
Язычество германских племён. Мир германцев языческой эпохи – это реальный мир, мир человеческой практики и окружающей природы, мир в котором нет ничего потусторонне-го. На стадии родового строя рел

Христианское миссионерство в VII-VIII веках
Христианское миссионерство в VII-VIII веках. Еще в конце IV века после эдиктов Константина I и Феодосия I боль-шинство населения Римской империи хотя бы формально стало христиан-ским. Многочисленны

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги