Хеттское общество по Хеттским законам

Хеттское общество по Хеттским законам Оглавление Введение 1. Постановка. Цели и задачи.Обоснование актуальности темы 2. Характеристика источников 3. Историографический обзор Глава I. Отношение собственности и власть 1. Власть 2.Преступления против собственности Глава II. Общественно-экономические отношения в Хеттской державе 1 Положение рабов 2 Положение знати 3 Сельская община. Положение трудового населения Глава III. Брак и семья по Хеттским законам Заключение Список используемой литературы Введение 1.Постановка цели и задач. Обоснование актуальности темы. Целью данной контрольной работы является рассмотрение вопросов рабовладельчества в Малой Азии, а так же определение общественных отношений в Хеттском государстве по законам Хеттских царей.

Содержание Хеттских законов представляет большой интерес для изучения хозяйства, производственных отношений, семейного права и государственного строя хеттского рабовладельческого общества.

Бросается в глаза чрезмерная жестокость наказаний за преступления, совершенные рабами, в то время как к преступникам из среды господствующего класса законодатель относится весьма снисходительно. Самым обычным наказанием для них является денежный штраф или штраф натурой. Законы относятся к 15-14 в. до н. э. Задачей является определить характерные черты, как экономического строя, так и соответствующей ему надстройки в период образования и развития древневосточных рабовладельческих государств.

Несомненно, что общественный строй древневосточных народов был более развит, чем первобытно- общинный. На древнем Востоке возникает первое деление общества на классы рабовладельцев и рабов и своеобразное деспотическое государство, чего ещё не знала первобытно-общинная эпоха. Рабство - как исторически возникшая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб, наряду с орудиями производства, являлся собственностью своего хозяина - рабовладельца.

В наиболее отчетливых формах раб не имел никаких прав и считался вещью, которой пользовались по личному усмотрению лишенный средств производства и экономического стимула к труду, он работал только в результате прямого физического принуждения, предполагавшего систему устрашений и наказаний. Формы рабства в различные исторические эпохи и в связи с особенностями социально-экономического развития стран и народов мира отличались большим разнообразием.

Начальной, наиболее примитивной его формой было т.н. патриархальное рабство, когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные ее члены, жили обычно под одной крышей с хозяином и выполняли такую же работу, что и остальные члены семьи. Это рабство, рассчитанное на удовлетворение потребностей больших патриархальных семей и семей других видов, существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе их от первобытнообщинного строя к классовому обществу, в т.ч. и у тех, которые по существу миновали рабовладельческую формацию.

В большинстве случаев патриархальное рабство характеризовалось относительно удовлетворительным положением рабов, сравнительно легким приобретением ими статуса свободных, однако некоторые его виды, например у индейцев Северной Америки тлинкитов, хайда и др отличались жестоким обращением с рабами. Однако прогрессивное развитие древневосточного общества происходило крайне медленно.

Несмотря на возникновение товарного производства, которое существовало при рабовладельческом строе и обслуживало его, и на появление примитивной, главным образом меновой, торговли, ведущую роль в древневосточных рабовладельческих государствах играет натуральное хозяйство. Наряду с первым появлением организованных форм использования труда рабов в больших рабовладельческих хозяйствах на древнем Востоке сохраняются формы домашнего рабства. Несмотря на наличие органов центральной власти в виде сложного и разветвлённого аппарата чиновничества, на Востоке всё ещё сохраняют своё значение древние формы общинного быта. Объектом данного исследования является Хеттское общество, а предметом, исследования - жизнь Хеттского общества по Хеттским законам. 2.

Характеристика источников

Таваннанна отправляла религиозные обряды, вела самостоятельную диплома... От территориальной общины, как можно заключить из 46, I, и 38, III, гл... в. одно денежное возмещение за кражу, иногда с условием, что виновный отв... Из двух типов повинностей в Хатти - саххана см.

Положение знати

Последняя, конечно, не могла удержать крупного рабовладельца от соблаз... Авторитет суда представителей знати утверждался хеттскими законами в т... Документы отмечают и наличие полей человека повинности, т. е по-видимому, тех лиц, которые вели хозяйство на царской земле. В договорах хеттских царей с союзными или с подчиненными им государств...

Заключение Хеттские законы. Важнейшим источником для определения общественных отношении в Хеттском государстве являются законы хеттских царей, ставшие известными историкам на несколько десятилетий позже, нежели законы царя Хаммурапи.

В богатой сокровищнице богазкёйского архива едва ли не самыми пенными текстами являются две большие, правда, несколько повреждённые, клинописные таблицы, сохранившие часть законов хеттских царей. Благодаря ряду имеющихся фрагментов параллельных текстов содержание таблиц, в особенности одной из них, было почти полностью восстановлено. Эту таблицу можно датировать примерно концом XIV в а другую-первой половиной XIII в. до н. э. Законоположения, выписанные в первой таблице, позже подвергшиеся переработке, трактуют вопросы уголовного права убийство, преступления против личности, кража скота, кража в домах и закромах, поджоги закромов, бегство и укрывательство рабов, похищение рабов и свободных, семейного права, положения воинов и т. д. Что касается второй таблицы, то она производит впечатление беспорядочной выписки самых разнообразных дополнительных положений с прибавлением обширного тарифа пен на различные товары.

К некоторым статьям, выписанным в первой таблице, писец добавлял замечания о том, что внесло новое законодательство в старое право.

Сравнивая хеттские законы, насколько они нам известны по данным табличек богазкёйского архива, с законами Хаммурапи, можно заметить несколько большую детализацию права в хеттских памятниках. Так, например, кражи различных видов скота трактуются, в противоположность законам Хаммурапи, в различных частях хеттского сборника весьма подробно, что, пожалуй, и неудивительно в обществе, в котором скотоводство играло ещё и в это время значительную роль. В других случаях следует искать причину большей детализации законодательства хеттских царей в большей сложности социально-экономических условий Хеттской державы, объединившей в XIV в. дон. э. на сравнительно долгий срок обширную территорию.

В одном отношении хеттское право было значительно более совершенным, нежели законы Хаммурапи, а именно в отношении кары за убийство.

Хеттский законодатель принимал во внимание наличие злого умысла или отсутствие его у виновного умышленное убийство каралось двойным штрафом по сравнению со штрафом за такое убийство, когда грешит лишь рука убийцы. В позднейшей переработке первой таблицы в случаях убийства купца предусматривались три возможные причины преступления убийство купца с целью грабежа, убийство из мести, а не из корысти и, наконец, убийство по неосторожности. Что же касается законов Хаммурапи, то в них лишь в малой степени учитывалась злая воля. Карательные нормы составляют главное содержание ХЗ здесь право рабовладельческого общества выступает прежде всего как система жестоких наказаний за посягательство на основы рабовладельческого строя, на государство и семью, личность и собственность рабовладельца, как орудие классовой расправы с производителями материальных благ - рабами, а в целом - как устрашающая наказаниями система мер подавления всякого сопротивления классовой воле рабовладельцев, организованных в государство и выражающих свою волю в действующем праве.

Отсюда, прежде всего, резко выраженная классовая природа наказаний З5ак мы видели, например, за убийство свободного убийца должен в возмещение дать четырех человек, а за убийство раба - только двух 1-2, I , в возмещение имущественного ущерба, понесенного господином раба. Затем, подавляющая масса преступлений карается, как мы видели, только уплатой возмещения вреда что означает более высокий уровень права, чем талион исключение составляют преступления против государства, религии и устоев семьи, имущественно невозместимые и требующие личного наказания вплоть до смертной казни, так как это преступления, затрагивающие, коллективные интересы господствующего класса.36 ХЗ знают преступления 1 против государства, как совокупного рабовладельца, 2 против личности действительного или потенциального рабовладельца 3 против его собственности и 4 против устоев его семьи.

Заключениезнатные хетты не считались рабами царя, как остальное население, похоже, у хеттов сохранилось присущее индоевропейским народам представление о благородстве как о врожденном качестве оно не зависело ни от степени близости к царю, ни от занимаемой должности.

Чистыми, т.е. свободными, хетты признавались, если не несли отработочной луццы или продуктовой саххан повинности.

Они объединялись в собрание воинов - панкус, от мнения которого зависел выбор нового монарха из числа представителей царского рода. Одним словом, царь не оказывал давления на знать, бывшей надежной опорой трона.

Не случайно другой царь, Хаттусили I, когда ему понадобилось изменить решение о назначении наследника престола, обратился именно к панкусу. Таким образом, хеттский способ складывания пальцев в кулак был более эффективным, чем у остальных народов. Четкое, простое устройство общества, единство интересов царского рода и свободных хеттов делали этот кулак весьма грозным. Хетты не всегда оказывали на своих соседей длительное давление, но при случае умели наносить короткие удары сокрушающей силы. Особенности организации хеттского общества выделяют его среди современных ему государств.

Некоторые историки даже считают его феодальным. Наверное, это преувеличение. Хетты переняли от культур Малой Азии и Междуречья очень многое письменность, религиозные верования и мифы, законы, обычаи. Даже свое имя они заимствовали от хаттов - более древнего народа, населявшего центральные области полуострова Малая Азия до возникновения здесь Хеттского царства. В древневосточной истории хетты сыграли значительную роль, сумев отвоевать себе место под солнцем.

Казалось, что мир уже поделен между державами древности, но ни одной из них опоздавшие к дележу хетты не уступили. Их царство почти бесследно исчезло примерно в 1200 г. до н.э. Хетты умели противостоять могущественным государствам. А вот перед мощной волной стихийного нашествия десятков племен и народов с Балканского полуострова они оказались бессильны.

Она, можно сказать, накрыла Хеттское царство с головой. После разгрома столицы страны, Хаттусы, сила, объединявшая маленькие княжества, перестала существовать.