рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Организационное оформление светского Палестинского национально-освободительного движения

Работа сделанна в 1994 году

Организационное оформление светского Палестинского национально-освободительного движения - раздел История, - 1994 год - СВЕТСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ВЕКТОРЫ В ПАЛЕСТИНСКОМ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XI ВЕКОВ Организационное Оформление Светского Палестинского Национально-Освободительно...

Организационное оформление светского Палестинского национально-освободительного движения. В 1950-е годы в палестинском общественном мнении преобладали идеи, сводившиеся к тому, что только арабские стра¬ны способны решить палестинскую проблему.

В связи с этим, в данный период палестинское освободительное движение можно было охарактеризовать как растворившееся в общеарабской борьбе. Сопротивление палестинских арабов некоторое время после первой арабо-израильской войны не оказывало более или менее эффективного влияния на ход событий в регионе. Эскалация агрессивных действий Израиля, систематическое попрание национальных прав палестинского народа ускорили формирование и организационное оформление Палестинского движения сопротивления (ПДС). Первые организации палестинского движения сопротивления появились еще накануне войны 1948г. Это были организации Аль-Джихад аль-Мукаддас (в переводе - "священная борьба"), Абталь-аль-Ауда ("Герои возвращения") и др. К началу 1950-х годов относится создание основного ядра ведущей палестинской организации ФАТХ (абривеатура от Харакат ат-Тахрир-аль-Филастыни, в переводе - "Движение освобождение Палестины"). На 1956г. приходится окончательное становление ФАТХ. Основателями организации были Ясир Арафат, Салах Халаф, Халил аль-Вазир, Фарук аль-Каддуми и др В 1958г. на оккупированных палестинских территориях возникла нелегальная организация Аль-Ард ("Земля"). Однако на этом начальном этапе, палестинское движение сопротивления характеризовалось относительной слабостью, отсутствием единства, ориентацией организаций на разные страны.

Руководители арабских стран признавали необходимость создания органа, выражающего интересы арабского народа Палестины.

Это позволило бы поставить освободительное движение палестинцев под контроль лидеров арабских стран, ликвидировав тем самым появившуюся к 1960гг. среди передовых палестинцев тенденцию решения палестинской проблемы самими палестинцами. 28 мая 1964г. в иорданском секторе Иерусалима по инициативе Лиги Арабских Государств (ЛАГ) состоялся первый Палестинский национальный конгресс, в работе которого участвовало 388 делегатов, избранных соответствующими комитетами в странах пребывания палестинц.

Заручившись поддержкой таких государств как Алжир, Египет, Ирак, Катар, Кувейт, Ливан, и др. представители палестинских арабов сформировали Организацию Освобождения Палестины (ООП). ООП возглавил Ахмед Шукейри – премьер министр Саудовской Аравии.

Руководство осуществлялось Национальным Советом Палестины. ПНС - представительный орган арабского народа Палестины, представляющий арабов-палестинцев, проживающих на территории Палестинской автономии (около 4 млн. чел.), на территории Израиля (около 1 млн. чел.) и за рубежом (около 4 млн. чел.). Конгресс принял основные программные документы Палестинского движения сопротивления: Палестинскую национальную хартию и устав Организации освобождения Палестины (ООП). Последняя редакция Палестинской национальной хартии была утверждена четвертой сессией Национального совета Палестины в июле 1968г. Автором проекта Палестинской национальной хартии был также Ахмед Шукейри.

В соответствии с хартией, вооруженная борьба является единственным путем освобождения Палестины.

Палестина также провозглашается родиной арабского палестинского народа, а палестинский народ — частью арабской нации. Согласно национальной хартии Палестина определяется в границах, существовавших во времена британского мандата на эту территорию.

В хартии также нашли свое отражение вопросы арабского единства и роли арабских стран в решении палестинской проблемы: "арабское единство и освобож¬дение Палестины - это две взаимосвязанные цели: достижение одной из них облегчает достижение другой. Таким образом, араб¬ское единство ведет к освобождению Палестины, а освобождение Палестины ведет к арабскому единству. Борьба за осуществление одной цели ведет к осуществлению другой" . Хартия так же выражала консолидирующие тенденции.

В документе провозглашалось, что все противоречия между палестинс¬кими национальными силами являются второстепенными и должны быть урегулированы, с целью разрешения главного противоречия между сионизмом и капитализмом, с одной стороны, и палестин¬скими арабским народом - с другой. В этом же документе был зафиксирован тезис о том, что притязания евреев на Палести¬ну не имеют под собой исторической и религиозной почвы, и, что евреи не имели права на создание на территории Палестины своего соб¬ственного независимого государства.

При этом авторы Хартии исходи¬ли из того, что «иудаизм - это религия, а не национальность и евреи не являются самостоятельным и единым народом. Они яв¬ляются гражданами тех стран, в которых они проживают» . В целом, с созданием ООП, движение сопротивления переходит на совершенно новый уровень. ООП активно начала принимать участие в деятельности Лиги Арабских Государств, а также была признана арабскими странами и ООН в качестве единственного законного представителя палестинского народа в 1974г. Что касается структуры Организации Освобождения Палестины, то она объединяет организации и группы Палестинского движения сопротивления, а также палестинские политические и общественные организации.

Первоначально ее структура строилась по географическому принципу, а начиная с 1968г. в организации представлены различные партизанские движения. Руководящим органом ООП является ее Исполком из 15 членов во главе с М. Аббасом. Военным формированием ООП стала Армия освобождения Палестины, образованная из офицеров и солдат палестинцев.

Официальное признание ООП арабскими государствами произошло в сентябре 1964г когда Совещание глав арабских государств в Александрии в своем специальном заявлении поддерживало создание ООП в качестве основы палестинского сообщества. Стоит отметить также, что до 1964г. представительство палестинцев в Лиге Арабских Государств носило символический характер. Это было обусловлено, в первую очередь, тем, что сами арабские государства до создания ООП рассматривали палестинцев не как исторически сложившуюся общность, а как большую массу разрозненных групп беженцев, что, в общем, соответствовало действительности.

В дальнейшем ООП стала принимать участие в работе Лиги Арабских Государств в качестве полноправного члена этой организации. Перечислим крупнейшие организации, входящие в ООП (в том числе и террористические группы): 1. ФАТХ - крупнейшая фракция ООП. 2. Народный фронт освобождения Палестины (НФОП). 3. НФОП-Главное командование. 4. Аль-Сайка (авангард "Народно-освободительной Войны"). 5. Фронт палестинской Народной Борьбы. 6. Демократический Фронт Освобождения Палестины.

Фракции ООП отличались идеологически и тактикой, некоторые открыто признавали тактику терроризма. Умеренные фракции ООП высказывались за переговоры с еврейскими поселенцами и включение их поселений в состав Палестинского государства; радикалы высказывались за насильственное уничтожение Израиля и создание светского государства с равными правами для всех верующих. Деятельность ООП финансировалась союзными арабскими государствами и частными пожертвованиями палестинцев.

Рассмотрим состав Организации Освобождения Палестины более детально. ФАТХ («Движение за национальное освобождение Палестины») - основан в 1957 в Кувейте как военно-политическая организация палестинских арабов с целью уничтожения государства Израиль, изгнания с территории Палестины вновь прибывших евреев. Среди создателей организации Ясир Арафат и Халиль аль-Вазир (также известный как Абу-Джихад). В свой первый период деятельности ФАТХ, поддержанная Сирией, базировалась в Дамаске.

В Израиле и США ФАТХ признавалась террористической организацией до 1988г. (в этом году она провозгласила отказ от террористических атак на мирных граждан). В целом, ФАТХ пользовалась достаточно широкой популярностью среди палестинцев на оккупированных территориях и среди палестинских беженцев Стоит отметить, что мощным импульсом для роста палестинского самосознания, а заодно и популярности ФАТХ стало поражение арабских стран в июньской войне 1967г сопровождавшееся оккупацией израильскими войсками палестинских территорий – Западного берега р. Иордан вместе с Восточным Иерусалимом и сектора Газа. Это привело к дополнительному массовому увеличению числа палестинских беженцев и их лагерей, как внутри, так и за пределами Палестины.

Проявившаяся в ходе войны неспособность арабских армий противостоять Израилю, а также оккупация палестинских территорий обусловили стремление и попытки палестинских партий и движений, среди которых в первую очередь выделялась ФАТХ, организовать вооруженное партизанское сопротивление режиму оккупации с территорий сопредельных государств.

Народный фронт освобождения Палестины - Организация возникла в 1967г. из слившихся трёх палестинских террористических групп: "Палестинского Освободительного Фронта" Ахмада Джибрила (создан в 1961г.), группы "Герои Возвращения" и группы "Мстящая Молодёжь". Политический лидер НФОП - Жорж Хабаш. Его ближайший помощник, занимавшийся (до смерти в 1978г.) планированием и проведением террористических операций - Вади Хаддад.

С 1978г. боевые отряды НФОП осуществляли многочисленные нападения на Израиль и "умеренных" арабов, выступающих за отказ от вооружённой борьбы. Область операций: Сирия, Ливан, Израиль и оккупированные территории. НФОП-Главное командование – Организация образовалась в результате раскола НФОП в 1968г. НФОП-ГК стало функционировать под началом бывшего капитана сирийской армии Ахмада Джибрила, который с 1961г. возглавлял Палестинский освободительный фронт, ставший в 1967г. одним из трех соучредителей Народного фронта освобождения Палестины.

НФОП-ГК находилось в твердой оппозиции по отношению к НФОП и ФАТХ. При создании фракции руководством был провозглашен курс на активные радикальные меры, выражалась необходимость активнее заниматься вооруженной борьбой и меньше внимания уделять политике.

Силы организации составляли несколько сотен боевиков. Она имеет штаб-квартиру в Дамаске, ячейки — в Ливане и Европе; пользуется помощью Сирии и Ирана. С 1990-х годов организация не осуществляла крупных террористических актов. Аль-Сайка («Молния») – организация была создана в 1966г. и представляла собой фактически палестинскую ветвь сирийского филиала Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ). Основана в 1954г. как региональное отделение общеарабской партии Баас («Партия арабского социалистического возрождения», основана в 1947г.). В партию входят представители революционной интеллигенции, военнослужащих, крестьян, ремесленников, мелких торговцев, рабочих.

Задачи партии изложены в её программе (основывается на программе общеарабской партии Баас, принятой в 1947г.): построение единого арабского социалистического общества, свободного от империалистической эксплуатации и социального неравенства. Фронт палестинской Народной Борьбы - Основан в 1967г. ФПНБ - радикальная просирийская палестинская террористическая группировка, возглавляемая Замиром Гоше и Бахиатом Абу Гарбиахом.

В 1971г. ФНПБ объединился с ФАТХ, однако в 1974г. однако, по причине расхождения взглядов с Я. Арафатом вышел из состава движения. В дальнейшем организация не единожды предпринимала радикальные вооруженные действия. Демократический Фронт Освобождения Палестины - палестинская марксистско-ленинистская политическая и военная (в прошлом террористическая) организация. Её название часто встречается сокращенным до «Демократический фронт». В 1969 году левая фракция Народного фронта освобождения Палестины (НФОП) отделилась, образовав Народно-демократический фронт освобождения Палестины (НДФОП). Новую организацию возглавил генеральный секретарь Наиф Хаватме, иорданский политический деятель Разногласия, приведшие, к образованию НДФОП сводись к тому, что руководство новообразованной организации не устраивало, что в НФОП слишком большое внимание уделяется военным вопросам.

Таким образом, Наиф Хаватме стремился сформировать организацию, которая бы больше сосредотачивалась на идеологической составляющей и анализе.

Среди военизированных организаций Ближнего Востока, НДФОП, тяготеющая к марксистско-ленинскому анализу ситуации, стремительно завоевывала репутацию одной из наиболее стратегически сильных групп. Таким образом, эти наиболее весомые в ООП организации различались между собой, и в некоторых моментах довольно значительно, по своей политической направленности, методам борьбы и тактическим установкам.

Однако, в тоже время, они были едины в понимании целей освободительной борьбы палестинского народа, как они сформулированы в Палестинской национальной хартии, что еще раз подчеркивает значимость этого документа и в целом Палестинского национального Конгресса. В целом, идеологическая и организационная раздробленность Палестинского Движения Сопротивления являлась следствием как социальной разнородности рядов движения, так и воздействия на него различных сил в арабском мире. По мере того как ПДС брало на себя всю полноту ответственности за судьбу палестинского народа, его руководство осознавало необходимость консолидации движения. Изменения в сложившейся политической обстановке произошли в декабре 1967 г когда дискредитировавший себя в ходе и после израильской агрессии А. Шукейри был вынужден уйти с поста председателя исполкома ООП. Движение за обновление ООП возглавила самая влиятельная и авторитетная организация сопротивления — ФАТХ. В результате проведения V сессии Национального Совета Палестины в феврале 1969г. организации Палестинского Движения Сопротивления, добившись численного преобладания среди членов совета, установили контроль над руководящими органами ООП. На пост председателя исполкома Организации Освобождения Палестины был избран представитель ФАТХ Я. Арафат.

Таким образом, успехи, достигнутые в 1950-е годы арабским национально-осво¬бодительным движением, а также неоправданность его надежд в отношении возможности решения палестинской пробле¬мы арабскими странами, привели к росту национального само¬сознания палестинцев.

Были приняты политические установки, основу которых составили положения о необходимости развертывания па¬лестинцами вооруженной борьбы, независимости палестинского освободительного движения, революционном насилии, как един¬ственном средстве решения палестинской проблемы.

Эти концеп¬ции свидетельствовали о наличии националистических тенденций, а также об активном развитии палестинского национально-освободительного движения.

Также необходимо отметить, что особенностью палестинского сопротивления как национально-освободительного движения стало то обстоятельство, что его территориальная и оперативная база находилась вне Палестины — в Иордании, Ливане и Сирии. Если, например, в отношениях с Сирией у Палестинского Движения Сопротивления в тот период не наблюдалось значимых разногласий, то военно- политическое присутствие палестинского движения на территории Иордании и Ливана приводило к систематическим конфликтам с местным правительством.

Кроме того, зажиточные слои населения Иордании и Ливана, а также имущие группы среди самих палестинцев выражали недовольство материальным ущербом, наносимым от усилившихся атак со стороны Израиля и деятельностью отдельных фракций ПДС. Наиболее серьезные вооруженные столкновения произошли в Иордании в ноябре 1968г феврале и июне 1970г. и в Ливане в апреле и октябре 1969г. и в марте 1970г. Сложная обстановка в арабском мире, характеризовавшаяся активизацией реакционных сил, требовала от палестинского сопротивления консолидации сил и, в целом, совершенствования форм борьбы за осуществление поставленных им целей. 1.3. Особенности развития организаций палестинского движения сопротивления от образования ФАТХ (1959г.) до «Черного Сентября» (1970г.) Палестинское национально-освободительное движение формировалось, главным образом, в среде палестинской диаспоры и, прежде всего, в среде палестинских беженцев.

Политизация населения лагерей палестинских беженцев приобретала все более массовый характер в силу того, что привлечение кадрового состава политически активно настроенных деятелей не ограничивалось одними только выходцами из традиционной знати.

В значительной мере палестинское освободительное движение пополнялось за счет «самых активных и способных, вместе с тем и самых амбициозных и честолюбивых представителей более низких социальных слоев палестинского общества» . Это во многом обусловило растущий радикализм создаваемых партий и движений.

Таким образом, характерной чертой Палестинского национально-освободительного движения стала светская направленность ее идеологических платформ. Процесс создания организаций на палестинской арене шел почти параллельно с формированием институтов ООП. Одной из главных причин начала активной организационной деятельности самих палестинцев, как и в случае создания ООП, следует считать закат идей панарабизма. К началу 1960-х г. все более популярной среди палестинских арабов становится светская организация ФАТХ. Беглый взгляд на подробности биографий основателей ФАТХ позволяет понять причину популярности новорожденной организации. Вначале стоит отметить, что создатели ФАТХ, согласно описанию израильского востоковеда А.Я. Клявы, представляли собой новое, молодое поколение в политике. Они все были выходцами из семей мусульманской буржуазии, родившимися и выросшими в Палестине.

За исключением Аль-Хасана, все получили образование в университете Каира и были активистами Палестинского студенческого союза – отсюда и приобретение опыта в деятельности организаций подобного рода. Все участвовали в рейдах партизанских отрядов (отрядов т.н. «федаюнов» – по-арабски «воинов»), базирующихся в Газе, на территорию Израиля в 1955г. и в израильско-египетской войне 1956г. Негативное отношение к фигуре Г.А.Насера и его идеям выработалась у создателей ФАТХ во время политических репрессий, которым подверг их египетский лидер, будь то в Каире (Салах Халаф и Ясир Арафат) или в Газе (Халиф Аль-Вазир). Важным с точки зрения анализа причин популярности организации является тот факт, что с момента своего зарождения идеология ФАТХ оперировала понятными и общедоступными формулировками, суть которых сводилась к двум принципам: 1) освобождение Палестины является первостепенной задачей самого палестинского народа, а вовсе не арабских государств; 2) такое освобождение может быть достигнуто исключительно в ходе вооруженной борьбы, а не политическим путем.

Исходя из этого, создатели ФАТХ провозгласили принцип невмешательства во внутренние дела арабских государств.

С момента создания организации в 1959г. шла активная подготовка к провозглашенной вооруженной борьбе, разумеется, что готовились к ней подпольно.

Только в 1964г. ФАТХ делает первую попытку провести рейд на территории Израиля. Вся операция, продолжавшаяся несколько дней, не принесла желаемых результатов. Во второй половине 1960-х гг. террористические акции осуждались арабскими правительствами как наносящие ущерб необходимому объединению и подготовке армий арабских стран к освобождению палестинских земель.

Египетские власти добились полного прекращения ведения подобных акций и провокационных рейдов с египетской территории. Давление, оказанное Г.А.Насером на арабские правительства, имело успех: отныне любая деятельность ФАТХ, ведущаяся с территорий Египта, Иордании и Ливана на территорию Израиля, признавалась незаконной.

Ситуация стала меняться после так называемой Шестидневной войны 1967г в ходе которой ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) разгромил арабские войска, которые безуспешно пытались удержать Сектор Газа и Западный берег реки Иордан. В результате войны эти территории были оккупированы Израилем. Поражение арабских армий привело к серьезному идеологическому кризису на арабской арене и, как следствие, к мощному подъему палестинского национального движения как самостоятельного фактора в деле борьбы арабских стран с Израилем.

Иначе говоря, последствия Шестидневной войны выявили важность идеологии военной борьбы партизанского толка, пропагандируемой лидерами ФАТХ, в то время как политические варианты действий в сложившейся ситуации любого вида, выдвигаемые Египтом и Иорданией, на этом этапе выглядит хоть и более реалистичным, но, однако, менее популярным решением, с точки зрения палестинских лидеров и их последователей. Последствиями этих изменений, произошедших после Шестидневной войны, на палестинской площадке стало образование новых палестинских организаций, усиление роли ФАТХ в ООП, в 1968г. Я. Арафат возглавил ООП. В этот период, обозначенный общим подъемом палестинского национально-освободительного движения, существовавшие уже на тот момент более мелкие организации светского вектора деятельности, были вынуждены предпринимать активные меры по усилению своего влияния.

Это было обусловлено, прежде всего, тем фактором, что ФАТХ упрочил свои позиции и не такие крупные организации стали рассматривать возможность своего слияния для объединения сил и возможностей.

По сведениям исследователей таких мелких организаций на тот период насчитывалось порядка 40 . Для борьбы с популярностью ФАТХ необходимо было иметь убедительную идеологию и большое количество представителей. Народный Фронт Освобождения Палестины, образованный 7 декабря 1967г. возник в результате слияния трех мелких организаций («Молодые мстители», «Фронт освобождения Палестины», и «Герои Возвращения»). Главой новообразованной организации стал палестинец, доктор медицины Джордж Хабаш. В отличие от лидеров ФАТХ, принадлежавших к высшим слоям мусульманской буржуазии, лидеры НФОП были представителями средних слоев буржуазии, некоторые не были мусульманами вообще (Джордж Хабаш, Вади Хадад). Отсюда происходит более отстраненное отношение к палестинской проблеме, в отличие от более прагматичной доктрины ФАТХ. В идеологии новой организации были существенные отличия от установок ФАТХ, например, идея о том, что объединение арабского мира должно произойти до освобождения палестинских земель.

Существенные отличия подмечены одним израильских исследователей: «НФОП оперировал новыми для палестинского национального движения идеями, привнесенными из мира марксистских понятий.

Так, лидеры НФОП искали своих последователей в среде «рабочего класса палестинских масс», а примером для подражания избрали личность Фиделя Кастро, подчеркивая его вклад в дело превращения национального кубинского движения из буржуазно-реакционного в коммунистическое» Общая направленность идеологии НФОП на идентификацию палестинского национального движения как части мировой революции определила и выбор оперативных методов борьбы самой организации: НФОП впервые в истории палестинского национального движения использовал в качестве тактики военной борьбы террористические акты, происходящие не на территории Израиля, а во всем мире, подчеркивая важность атаки на израильские цели. 23 июля 1968г. первой операцией такого рода стал захват членами НФОП израильского самолета, летящего из Рима в Лод. Однако, эти мери не принесли террористам желаемого результата и, вскоре, им пришлось искать другие способы влияния.

Кроме идеологических и методологических различий между ФАТХ и НФОП, стоит также отметить чрезмерную фрагментацию, присущую последней организации. Так, 24 апреля 1968г. ряды НФОП покинул Ахмад Джибриль.

Он создал свою собственную организацию – «Общее командование национального фронта Палестины», не принесшую ничего нового в идеологию, а пользующуюся широкими популярными лозунгами, вроде приоритета военной борьбы, с помощью которой необходимо освободить палестинские земли.

Высказывая недовольство идеологией НФОП и утверждая, что организация отклонилась от марксистско-ленинского курса, от НФОП отошел Наиф Хаватме. 22 февраля 1969г. он объявил о создании своей собственной организации – Демократического фронта освобождения Палестины» (ДФОП). Марксистско-ленинская составляющая часть идеологии нового фронта и особенно учение о необходимости тщательной подготовки мировой революции сказались на истории развития ДФОП: первые годы его члены занимались созданием советов и колхозов по советскому типу на территории Иордании, и лишь в середине 1970-х годов ДФОП обращается к террористической деятельности.

В отличие от НФОП, лидеры ДФОП полностью отрицали использование международного терроризма как проявления именно «терроризма», приводящего к ненужным жертвам среди населения, непричастного к палестино-израильскому конфликту.

Увеличение числа сильных представительных организаций на палестинской арене не могло не сказаться на политике лидеров ФАТХ. После Шестидневной войны сложились вполне благоприятные условия для достижения цели, поставленной перед собой руководством ФАТХ – подчинение себе институтов ООП. Ахмад Шукейри полностью лишился поддержки египетского режима и 24 декабря 1967г. подал в отставку с поста председателя Исполнительного комитета ООП. Эти изменения поставили перед руководством ФАТХ две задачи: с одной стороны, его лидеры понимали, что для завоевания рядов ООП необходимо было создать видимость сплочения организаций на палестинской площадке, в противном случае ФАТХ быстро бы столкнулся с проблемой легитимации захвата власти в институтах ООП. С другой стороны, лидирующая позиция в создавшейся коалиции должна была быть у ФАТХ. Пятый съезд ПНС, проходивший в Каире с 1 по 4 февраля 1969г официально завершил захват ключевых позиций в институтах ООП представителями ФАТХ. Был выбран новый Исполком ООП во главе с Ясиром Арафатом.

На шестом съезде Палестинского Национального Совета, проходившем с 1 по 6 сентября того же года, впервые участвовали члены НДФОП и была принята стратегия борьбы ООП, согласно которой цель палестинской революции есть полное освобождение Палестины, а также создание палестинского демократического государство, без какой бы то ни было расовой и религиозной дискриминации.

Эта формулировка открыла новый этап в развитии политической мысли идеологов палестинского национального движения и поэтому требует более пристального рассмотрения. Во-первых, возможность основания обособленного палестинского государства сводила на нет панарабские ожидания о едином арабском государстве.

Принимая формулировку об обособленном государстве, ООП полностью порывала с панарабскими тенденциями, долгие годы существовавшими на палестинской арене. Во-вторых, шаг вперед был сделан в признании существования еврейского населения на территории будущего палестинского государства.

В дебатах о принятии формулировки государства, без какой либо расовой или религиозной дискриминации, все больше были слышны голоса, высказывающие мнение о том, что евреи, желающие мирно сосуществовать с мусульманами и христианами в одном палестинском государстве, смогут остаться. Однако, руководство ФАТХ не останавливалось на достигнутом. На 3-м съезде ФАТХ была принята программа о создании демократического, прогрессивного, необщинного государства, в котором евреи, христиане и мусульмане будут мирно сосуществовать и иметь одни и те же права. Таким образом, произошла замена всегда весьма проблематичного для палестинцев национального определения евреев как народа на более общепринятое определение евреев как религиозной группы, исповедующей иудаизм, без какой бы то ни было связи с сионистским движением.

Именно такая формулировка позволила проложить путь к началу переговоров с израильскими политиками: вначале с представителями тех политических течений, которые не представляли сионистскую идеологию в качестве главенствующей, как, например, компартия Израиля РАКАХ, а затем в 1970-е гг. и с другими израильскими политиками леворадикальной ориентации, в частности, с членами «Израильского комитета за мир с палестинцами». Рост числа палестинских организаций и существование постоянной конкуренции на палестинской арене вызывали необходимость определения системы отношений между этими организациями и арабскими странами, вовлеченными в конфликт с Израилем.

Г.А.Насер видел в действиях палестинских организаций поддержку своей политики по отношению к Израилю.

Египетский лидер оказывал военную и финансовую помощь ООП. В декабре 1968г. была создана Арабская Синайская организация, координирующая и поощряющая рейды организаций федаюнов с египетской территории. Более того, Г.А.Насер выступил за продвижение интересов Организации Освобождения Палестины на мировой арене: именно при его поддержке был организован первый визит лидеров ФАТХ в СССР в начале июля 1968 г. Сирийская политика, как и в прошлый период, характеризовалась дуализмом по отношению к палестинцам: каждый рейд ФАТХ должен был получить разрешение военного совета, созданного сирийскими властями специально для этой цели. Для облегчения разделения между «Аль-Саикой» и ФАТХ, лидерам последнего был запрещен набор сирийцев в ряды своей организации. Это создавало дополнительные бюрократические трудности на пути свободного действия палестинцев на сирийской территории.

Отношения между палестинскими организациями и двумя другими арабскими странами – Ливаном и Иорданией – были наиболее проблематичными из-за отсутствия продуманной политики правительств этих стран.

Ливанские власти предпочли отложить решение проблемы палестинского присутствия: 3 ноября 1969г. в Каире был подписан договор между армейским командованием Ливана и лидерами ФАТХ (так называемое «Каирское соглашение»), фактически узаконивающий обширную деятельность организаций федаюнов в южной части Ливана. Ситуация в Иордании была в этот период сложнее и требовала незамедлительных шагов со стороны властей.

Необходимость вернуть Западный берег Иордана побуждала короля Хусейна делать шаги, порой кардинально противоречащие курсу его прежней политики: союз с Г.А.Насером и поддержка палестинских организаций были одними из таких вынужденных шагов. Таким образом, с середины 1969г. в отношениях палестинских организаций и арабских правительств в общем, а Иордании – в частности, наступил период согласия, когда создалось впечатление, что обе арены действия – палестинская и арабская – приняли вооруженного сопротивления как единственно возможную.

Однако, это продолжалось недолго. Предложенный 1 декабря 1969г. Государственным секретарем США Уильямом Роджерсом план мирного урегулирования и его принятие Египтом и Иорданией в конце июля 1970г что привело к окончанию войны с Израилем – изменили всю расстановку сил и привели к первому серьезному конфликту между лидерами палестинских организаций и Г.А.Насером.

В Египте на время закрыли радиостанцию «Аль-Асифа», принадлежащую ФАТХ. Однако, к началу августа 1970г. конфликт между сторонами утих, по большей части из-за нежелания палестинских лидеров тратить дополнительные усилия при существовании и так довольно сложного положения организаций в Иордании. На внеочередном съезде ПНС в Аммане 27–29 августа 1970г. Я. Арафат обобщил позицию ООП как отрицание плана мирного урегулирования государственного секретаря США У. Роджерса, приостановление атак на режим Г.А. Насера и мобилизацию на защиту палестинской революции от противостоящих ей сил в Иордании.

Конфликт между египетским правительством и палестинскими организациями не остался вне внимания иорданского лидера. Король Хусейн ждал, когда идеологический и финансовый кризис палестинского движения достигнет своего апогея. Новая вспышка столкновений в Иордании последовала в феврале 1970г. после опубликования 10 февраля более жестких требований в осуществлении иорданской власти на Западном берегу. 11 и 12 февраля два мощных столкновения между палестинскими организациями и иорданскими войсками произошли в Аммане и Аль-Салте. Конфликт стал настолько серьезным, что иорданским властям был поставлен ультиматум от иракской стороны с угрозой вмешаться, если конфликт не будет прекращен немедленно.

Иордания отвела свои войска и после нескольких правительственных совещаний 22 февраля 1970г. подписала соглашение о перемирии с палестинцами, фактически уступая их требованиям.

Соглашение основывалось на директивах «Общего командования» палестинских организаций, опубликованных днем раньше, в которых были установлены правила управления палестинскими силами в иорданских городах, не касаясь при этом вопроса реализации иорданской власти. Однако, дальнейшие события, в частности, сентябрьское покушение на жизнь короля Иордании и захват самолетов членами палестинских фронтов послужило поводом для начала военных действий. 17 сентября 1970г. иорданские войска, входят в Амман. Операция по очистке территории Иордании от присутствия палестинских организаций, названная впоследствии «Черный сентябрь», началась. В течение следующих десяти дней повсеместно на территории Иордании происходили крупные бои. Подавляющее превосходство иорданской армии над палестинскими организациями стало очевидным.

Вооруженный конфликт был настолько обширен, что заставил вмешаться Сирию. 19 сентября 1970г. иорданскую границу пересекли сирийские части, вступившие в боевые действия на севере и вынужденные отступить 23 сентября, встретив сопротивление хорошо подготовленной 40-ой бригады иорданской армии. 27 сентября 1970 г. в Каире было подписано соглашение о перемирии между сторонами.

Однако, перемирие было лишь небольшой паузой перед решающим сражением. Бои возобновились с новой силой в октябре. До начала весны 1971 г. атаки военных сил Иордании сосредотачиваются на палестинских укреплениях в Ирбиде и Аль-Салте, в апреле того же года происходит решающая битва в Аммане, в результате которой палестинские войска вынуждены покинуть город.

К середине июля иорданские власти завершают очистку от палестинского военного присутствия главного сосредоточения палестинских сил в центре страны - региона Джараш-Аджлуна. 1.4. Деятельность светских организаций палестинского движения сопротивления по созданию Палестинской государственности (Палестинская автономия 1994г.) После событий «Черного сентября» положение палестинских организаций ухудшилось.

Позиция израильского правительства во главе с премьер-министром Голдой Меир заключалась в принципиальном отрицании права палестинцев на государство – ни на Западном берегу, ни на какой-либо другой территории, что лишало смысла все попытки продвигать вперед политическое решение палестинской проблемы. Последствия «Черного сентября» сводили на нет всю военную деятельность палестинских организаций.

Военная деятельность палестинских организаций против Израиля велась теперь с территории южного Ливана, однако после успешных контратак израильской армии и после давления, оказанного Сирией и Египтом, число палестинских рейдов на территорию Израиля существенно уменьшилось. Большое количество существующих возможностей развития палестинского национального движения в этот период – от разного рода политических решений и до вооруженной борьбы на занятых Израилем территориях и на мировой арене – не могло не породить отсутствия единства среди активистов палестинских организаций.

Расхождение во мнениях побуждало к поиску возможных точек соприкосновения. Таким образом, начало 1970-х гг. характеризовалось проведением обширных дискуссий о необходимости создания единого фронта, с целью объединения усилий для достижения тех нескольких целей разного уровня, которые стояли перед палестинским движением: свержение режима короля Хусейна, проблема статуса палестинского населения на занятых территориях, мировое признание и, конечно же, освобождение всей Палестины.

На практическом уровне ООП отдалялась от возможностей достижения этих целей. Общая направленность идеологии организации становилась более воинственной, лидеры ФАТХ в этот период неоднократно заявляли о своем положительном отношении к крайним методам вооруженной борьбы, а позиция умеренного крыла организации, предводимого Халедом Аль-Хасаном, который утверждал, что стоит учитывать и мирные средства достижения поставленных целей, активно критиковалась Я. Арафатом.

Для доказательства серьезности намерений возобновить вооруженную борьбу ООП обратилась к тактике осуществления террористических актов на мировой арене. В целом, в проведении такого рода террористических акций не было ничего нового. Новой была изменившаяся позиция руководства ФАТХ, а следовательно, и ООП по отношению к действиям подобного рода. В октябре 1971г. на 3-м конгрессе ФАТХ, проходившем в Дамаске, было принято решение о разграничении трех главных арен действия: «оккупированной земли», иорданской территории и интернациональной арены.

Первой операцией созданной для этих целей организации – «Черный сентябрь» стало убийство премьер-министра Иордании Васфи Аль-Телл, совершенное 28 ноября 1971г. у входа в каирскую гостиницу «Шератон». 15 декабря того же года в Лондоне машина иорданского экс-премьер-министра, а в тот момент – посла Иордании в Лондоне Зайда Аль-Рифаи была расстреляна, хотя сам Аль-Рифаи остался жив, отделавшись легким ранением.

Лидером организации «Черный сентябрь» был Салах Халаф. Правящая верхушка «Черного сентября» всегда отрицала какую бы то ни было связь с ФАТХ, что помогало последнему, идеологически противостоя политике НФОП и ДФОП, но на деле использовать их методы борьбы. В 1972г. «Черный сентябрь» включает в сферу своих интересов и израильские цели: самой громкой операцией такого рода стало убийство 11 израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене 5 сентября 1972г. Последовавшая вслед за этим актом кампания израильской разведки, получившая название «война теней», в ходе которых выслеживались по одному и уничтожались ключевые фигуры организации «Черный сентябрь», привела к частичной остановке подпольной и террористической деятельности организации.

Изменение программы ФАТХ и принятие программы 1974г. свели деятельность «Черного сентября» на нет. В 1974г. в истории светского вектора палестинского национально-освободительного движения произошли 2 важных события.

Одним из них стало принятие делегатами 12-го съезда ПНС «поэтапной программы», в которой впервые политический путь решения палестино-израильского конфликта был признан наравне с вооруженной борьбой. Вторым важным событием, изменившим судьбу Организации Освобождения Палестины, стало присуждение ей статуса «единственного законного представителя палестинцев», произошедшее на встрече лидеров арабских стран в столице Марокко г. Рабате. С этого момента палестинская организация будет ориентироваться больше на политические достижения, чем на результаты военной деятельности. Эти два события в совокупности говорят о том, что палестинское национально-освободительное движение теперь рассматривает возможности политического пути решения палестинской проблемы, так как представлялось очевидным, что курс на вооруженное сопротивление, выбранный ФАТХ в начале-середине 1970-х годов показал свою несостоятельность.

Таким образом, в ситуации глобальных изменений, происходивших в ближневосточной политике, палестинское национальное движение не могло позволить себе остаться позади.

Первостепенной проблемой был поиск компромисса между достижением конечной цели военным путем, с одной стороны, и необходимостью достижения промежуточной цели возможными политическими средствами с другой. Идеологи палестинского движения прекрасно понимали, что изменение тактики грозило двумя опасностями: промежуточная цель – основание государства на освобожденной территории Западного берега – могла превратиться в конечную, и, что более важно, принятие мирных средств борьбы могло расколоть палестинское движение на два противоположных лагеря.

Отражением поиска этого компромисса явилась программа из десяти пунктов, представленная на 12-ом съезде Палестинского национального совета (ПНС), проходившем с 1 по 8 июня 1974 г. в Каире. Основные принципы принятой на этом съезде «поэтапной программы» заключались в следующем: 1. Учреждение национальной власти: «ООП будет использовать все возможные средства, и, в первую очередь, военную борьбу для освобождения палестинской земли и учреждения народной национальной власти на каждой освобожденной пяди земли…, каждая освобожденная часть станет звеном в цепи создания Палестинского демократического государства» . 2. Решение Совета Безопасности ООН № 242: «ПНС отвергает резолюцию № 242 и любую арабскую и мировую деятельность, основывающуюся на тексте этой резолюции, особенно Женевскую мирную конференцию.

Данная резолюция отрицает существование у нашего народа национальных и панарабских прав и относится к палестинской проблеме исключительно как к проблеме беженцев» . 3. Непризнание Израиля: «ООП будет бороться с любым решением палестинской проблемы, включающим в себя признание Израиля, мир с Израилем, неприкосновенность его границ и отрицание права на возвращение [палестинских беженцев] и права на самоопределение нашего народа» . 4. Иордания: «ООП вместе с национальными иорданскими силами будет бороться за создание палестинско-иорданского национального фронта, задачей которого будет учреждение национальной демократической власти на территории Иордании» . Следует остановиться более подробно на анализе решений 12-ого съезда ПНС, в свете их важнейшего значения для дальнейшей истории всего палестинского национального движения. В принятии идеи об основании палестинской власти на отвоеванной у Израиля территории не было ничего нового.

Более того, эта идея не раз высказывалась в прошлом теоретиками палестинского движения. Все же, никогда еще основание палестинской власти на упомянутых территориях не являлось официальной целью палестинского национального движения.

Несмотря на то, что резолюция ООН № 242 была отвергнута участниками ПНС, в тексте программы не содержалось категорического отрицания участия ООП в Женевской мирной конференции.

Это давало возможность созвать конференцию с участием палестинцев, но не на основе резолюции № 242. Такое толкование позволило А.Садату продолжить усилия по привлечению палестинской организации к участию в международных конференциях, аналогичных Женевской.

Результаты 12-ого съезда ПНС, а особенно – уравнивание важности политических и военных методов борьбы – открыли путь ООП на мировую арену. 22 ноября 1974г. Я.Арафат от имени всех палестинцев выступил перед Генеральной Ассамблеей ООН – цель, к которой палестинский лидер шел долгие годы. Не менее важным стало для лидеров ООП принятие сессией Генеральной Ассамблеи ООН резолюций № 3236 и № 3237, суть которых сводилась к признанию существования у палестинского народа права на самоопределение, национальную независимость и суверенитет, а также предоставление ООП статуса наблюдателя на всех обсуждениях и заседаниях ООН. Решения 12-го съезда ПНС послужили основой для признания за ООП официального статуса «единственного законного представителя палестинского народа». Эта формулировка была одобрена на встрече в г. Рабате с 26 по 29 октября 1974г. Таким образом был разрешен многолетний спор между ООП и королем Хусейном: отныне последний лишался права официально представлять миллион палестинцев в Иордании и свыше полумиллиона на Западном берегу.

Изменение политического курса ООП, последовавшее в 1974г разрушило с трудом достигнутую в конце 1960-х годов внутреннюю сплоченность ее рядов.

В этот период в рамках ООП выявились две тенденции: усиление политической фрагментации и возникновение внутреннего террора. Выражая несогласие с новым политическим курсом ООП, лидеры группировок, составлявших ее, все же понимали, что, даже объединив усилия и основав собственную организацию, они не смогут создать легитимной альтернативы ООП. Однако, несмотря на законное теперь уже право представлять палестинский народ, в ООП имели место быть внутренние противоречия.

Обстановка усугубилась еще больше после событий в Ливане – после убийства всех пассажиров одного из автобусов, проезжавших по восточному району Бейрута, начались столкновения между различными этническими и религиозными группировками, населявшими страну.

Президент Ливана Сулейман Франжье использовал инцидент с автобусом как предлог для возобновления требований об ограничении палестинской военной деятельности на территории Ливана. 16–18 октября 1975г. в столице Саудовской Аравии состоялось совещание, в котором приняли участие руководители Египта, Сирии, Кувейта, Саудовской Аравии, Ливана, а также председатель Исполкома ООП Я.Арафат. На совещании было принято решение о прекращении огня, максимально удовлетворявшее все конфликтующие стороны.

ООП подтверждает свою позицию невмешательства во внутренние дела Ливана, признавая его суверенным и неделимым государством. В то же время, ливанские власти гарантируют свободу действий ООП на территории Ливана. В январе 1977 г. президент Египта А. Садат и король Иордании Хусейн выступили с призывом созвать новую Женевскую конференцию. При этом, подчеркивалась роль ООП как единственного представителя палестинцев, который должен участвовать в переговорах на равных вместе с другими делегациями, а также, выражалась уверенность, что итогом конференции станет создание независимого палестинского государства.

В сложившейся обстановке лидеры ООП не могли не отреагировать на призыв двух правителей арабского мира. В течение следующих двух месяцев, предшествовавших созыву 13-ого съезда ПНС, дискуссии среди палестинских организаций шли по трем главным направлениям: 1) начало переговоров с леворадикальными израильскими политиками, 2) налаживание отношений с королем Иордании и 3) одобрение резолюции № 242 СБ ООН . 1 января 1977г. израильский генерал в отставке М. Пелед объявил о возможности проведения встреч с лидерами ФАТХ на основе «взаимной договоренности». В течение всего 1977г. такие встречи были проведены в различных европейских городах.

С израильской стороны в них участвовали представители леворадикальных кругов: М.Пелед, У.Авнери, М.Паиль, А.Кейнан и другие. Не менее важным дипломатическим шагом, предпринятым руководителями ООП, стало налаживание контактов с королем Иордании.

Иорданский правитель встретился в середине января с пресс-секрета-рем ПНС Х.Аль-Фахумом и членом Революционного совета ФАТХ Х.аль-Хасаном и обсудил с ними план иордано-палестинской федерации. Аль-Фахум и М.Аббас были вторично приглашены в Амман в середине февраля, а за несколько дней до проведения съезда ПНС на Афро-Азиатской конференции в Каире состоялась встреча Хусейна и Я.Арафата – первая после событий «Черного сентября» 1970 г. Несмотря на удовлетворение палестинских кругов сближением с Иорданией, в решениях ПНС не содержится упоминания об этих встречах.

Непрямым переговорам между США и ООП, при посредничестве Египта и Саудовской Аравии поспособствовало заявление президента США Дж. Картера, сделанное в марте 1975г. относительно того, что США выражают свое понимание в отношении необходимости палестинцев иметь сове государство и что для решения этой проблемы необходимо в текущем году провести мирную конференцию с участием всех вовлеченных сторон.

До середины лета 1977г. переговоры шли медленно и включали обсуждение возможных поправок к резолюции № 242. 1 августа 1977г. начался двухнедельный визит С. Вэнса, который сменил на посту государственного секретаря Г. Киссинджера, на Ближний Восток, по окончании которого С. Вэнс объявил о возможности образования Палестинского государства на занятых Израилем в 1967г. территориях после десятилетнего переходного периода.

Со своей стороны, Ф.Каддуми и С.Халаф заявили о возможности принять исправленную версию резолюции № 242 и даже отказаться от вооруженной борьбы. Палестинская сторона на переговорах дала понять, что если текст резолюции будет включать в себя определение палестинской проблемы не только как проблемы беженцев, но будет говорить о праве палестинского народа на самоопределение, ООП согласится принять ее. 13 сентября 1977г. госдепартамент США опубликовал заявление, в котором, в частности, говорилось: «Статус палестинского государства должен быть определен в рамках арабо-израильского договора.

Палестинцы должны участвовать в мирных переговорах от начала и до конца» . Я.Арафат приветствовал это заявление, подчеркнув, что ООП готова принять исправленный вариант резолюции № 242. Ф.Каддуми пошел дальше и объявил, что ООП не только примет резолюцию, но и признает за Израилем право на существование, если последний признает национальные права палестинцев. 26 сентября 1977г. Я. Арафат созвал экстренное заседание ЦК ООП, на котором было принято решение не принимать резолюцию № 242, до тех пор, пока ее текст не будет официально изменен.

Вместе с этим, палестинский лидер просил членов ЦК продолжить поиски возможных формулировок резолюции. В это же время, египетский президент А. Садат проявил инициативу и 19 ноября 1977 г. состоялся его визит в Израиль, в ходе которого он объявил о готовности к мирному соглашению с Израилем. Последствием этого визита стал договор, подписанный между сторонами 17 ноября 1978г. в Кемп-Дэвиде. 26 марта 1979г. между Израилем и Египтом был подписан всеобъемлющий мирный договор, положивший конец состоянию войны между двумя государствами.

В целом, политическая обстановка с точки зрения палестинцев оставалась крайне неблагоприятной. В этот период ООП проводила так называемую осторожную политику, когда ни одно решение ее лидеров не влекло за собой резкой перемены курса. Новый этап в истории палестинского национального движения начался 11 марта 1978г когда боевики ФАТХ захватили израильский автобус и застрелили всех пассажиров – 31 человека.

В ответ, 15 марта 1978г части израильской армии вступили на территорию Ливана, заняв весь юг страны вплоть до реки Литани. Широкомасштабная операция евреев в Ливане получила название «Мир Галилее». За первую неделю, не встречая особого сопротивления со стороны палестинцев, силы израильской армии дошли до южных кварталов Бейрута . 11 июня 1982г. был заключен израильско-сирийский договор о прекращении огня. Это ознаменовало конец первого этапа войны.

В тот же день израильские войска осадили Бейрут. Осада ливанской столицы продолжалась около трех месяцев. В этот период происходили непрямые переговоры между палестинской и израильской стороной. Палестинцы прекрасно понимали, что, рано или поздно, им придется оставить стратегически важные форпосты на юге Бейрута. Суть переговоров, таким образом, заключалась в попытке достижения компромисса, максимально выгодного для ООП. Палестинцы последовательно требовали возможности отойти в северные районы Ливана, переместить свои базы в Сирию, оставить в Ливане лишь политические учреждения ООП. Когда на все эти требования был получен отказ, палестинцы объявили о своем решении о безоговорочной эвакуации под эгидой США. После публикации Государственным департаментом США документа, обещающего международные гарантии жителям палестинских лагерей на территории Ливана, стороны пришли к соглашению, и эвакуация началась.

Я.Арафат со своим штабом перебрался в Тунис, а его боевики были эвакуированы в восемь арабских стран (Около половины палестинцев перебралось в Сирию, остальные – в Алжир, Тунис, Южный Йемен, Северный Йемен, Судан, Ирак и Иорданию). 1 сентября 1982 г. было официально заявлено об окончании операции «Мир Галилее». 14 сентября 1982 г. президент Ливана Б.Жмайель погиб при взрыве бомбы в Бейруте.

В ту же ночь, по приказу министра обороны А.Шарона, израильская армия вошла в Западный Бейрут, ссылаясь на то, что в Бейруте остались вооруженные группировки террористов.

Стоит выделить наиболее важные последствия Ливанской войны. Укрепления палестинских отрядов в Южном Ливане были для палестинцев, по их словам, «козырной картой в переговорах». Их потеря побуждала лидеров ООП возобновить дипломатическую деятельность на более высоком уровне. Потеря южного Ливана в качестве военной базы породила кризис политической системы всего палестинского движения. Это привело к возникновению хорошо сплоченной оппозиции в рядах ООП, поддерживаемой Сирией.

Примерно с середины 1980-х гг. происходило медленное усиление влияния ООП на развитую политическую инфраструктуру территорий Западного берега и сектора Газа. 1 сентября 1982г когда последние силы палестинских отрядов покинули Бейрут, президент США Р. Рейган выступил с планом мирного урегулирования. Основная суть его положений может быть сформулирована следующим образом: палестинскому населению Западного берега и сектора Газа предоставлялось «административное самоуправление» в рамках «ассоциации» с Иорданией.

В плане подчеркивалась необходимость обеспечения безопасности Израиля. Решение об определении статуса Иерусалима откладывалось до «будущих переговоров» . В тексте плана не упоминалось Палестинское государство. Более того, в тексте не было упоминания ООП. Опубликование плана Рейгана поставило перед палестинскими лидерами следующую дилемму: проигнорировать план и быть полностью отстраненными от участия в процессе ближневосточного урегулирования, либо выступить на мировой дипломатической арене как равный партнер по переговорам. 14 сентября 1982г. король Иордании Хусейн объявил о поддержке плана Рейгана и о возможном формировании иордано-палестинской делегации для участия в мирных переговорах.

Это послужило началом диалога между палестинским лидером и иорданским правителем. Первоначальные позиции сторон заключались в следующем: Я.Арафат считал возможным создание иордано-палестинской конфедерации, но только после создания палестинского государства, Хусейн был готов обсудить такой план развития событий, но только после того, как лидеры ООП объявят об одобрении резолюций № 242 и № 338. Серия переговоров между сторонами началась в ноябре 1982г. и продолжалась до весны 1983 г. Главным препятствием, помимо принятия резолюций СБ ООН, стало активное желание лидеров ООП исключить из диалога американскую сторону.

Дипломатическая деятельность, предпринятая ООП осенью 1982г не отвечала ожиданиям сирийского правительства.

Отражением недовольства сирийских властей стал ряд встреч с лидерами НФОП и ДФОП, на которых сирийцы призывали к созданию новой, альтернативной ООП палестинской организации. Одновременно, понимая всю бесплодность этих попыток, сирийские власти начинают новую кампанию – поддержку оппозиционных кругов в самом ФАТХ. На этом этапе их усилия начали приносить плоды. 27 сентября 1982г. от рук поддерживаемой сирийскими властями народной ливанской милиции «Амаль» погиб начальник оперативного штаба палестинских войск в Ливане С.Саиль. Следующим шагом сирийских властей стал поиск оппозиционеров среди кадровых офицеров ФАТХ. Усматривая в этом открытое сирийское давление на ООП, Я .Арафат решил укрепить свою власть в организации.

С этой целью, весной 1983г. под предлогом подавления волнений он уволил восемь офицеров высшего эшелона и назначил двух своих ставленников – полковника Х. Исмаила и командира бригады «Караме» Р. Аталлу. Боевые заслуги обоих офицеров оставляли желать лучшего: в ливанской войне они оставили свои войска на произвол судьбы и бежали.

Выражая несогласие с назначениями, проведенными Я. Арафатом, 9 мая 1983г. командование бригадой «Ярмук», расположенной в долине Бекаа, захватил полковник С. М. Марара, отличившийся при обороне бейрутского аэропорта и одним из последних покинувший ливанскую столицу 1 сентября 1982г. В течение следующих двух недель к С. Мараре присоединились и другие офицеры, выразившие несогласие с единоличной властью Я. Арафата и с тем курсом, который взяло руководство ООП. В числе требований восставших были: отставка Я. Арафата и назначение нового коллективного правления, отрицание любого плана мирного урегулирования в регионе, создание комиссии по надзору за денежными потоками организации, а также восстановление позиций палестинских боевиков в Южном Бейруте.

Небольшие уступки, на которые пошел ЦК ФАТХ, как, например, назначение на должность командира палестинских войск Сирии и Ливана генерала А. Афану, не удовлетворили восставших.

На первых порах стороны воздерживались от прямого военного конфликта. Когда же уступки, на которые пошел Я. Арафат, не привели к желаемому результату, восставшие отряды резко поменяли тактику. 25 мая 1983г. силы восставших атаковали склады боеприпасов в долине Бекаа, принадлежавшие ФАТХ. Через три дня последовала атака на продовольственные базы ФАТХ в Дамаске. Наконец, 21 июня 1983г после продолжительных боев силами восставших была занята деревня Мадждаль Анджар, а также ряд мелких населенных пунктов, находящихся на весьма важном стратегическом участке между Дамаском и Бейрутом.

Заручившись финансовой и идейной поддержкой сирийских властей, которые поспешили закрыть бюро ФАТХ в Дамаске и 24 июня 1983г. выпроводить Арафата с сирийской территории, лидеры восстания создали свою собственную организацию под названием Временное командование ФАТХ (ВКФ). Члены ВКФ попытались привлечь на свою сторону НФОП, ДФОП и «Аль-Сайку», но потерпели провал.

После ряда боев, войска Я. Арафата, сконцентрировались в ливанском городе Триполи. 24 ноября 1983 г. при посредничестве Египта, Саудовской Аравии и Франции было заключено долгожданное соглашение о прекращении огня, 20 декабря того же года Арафат вместе с четырьмя тысячами своих сторонников покинул Триполи и направился в Тунис. После смерти А. Садата президентом Египта становится Хосни Мубарак. В сложившейся после ливанской войны ситуации Я. Арафат решает встретиться с Х. Мубараком.

Последствием встречи между X. Мубараком и Я. Арафатом стало налаживание дипломатических отношений между Египтом и ООП на качественно новом уровне. С этого момента во всех совместных палестино-египетских заявлениях будет подчеркиваться политический, более дипломатический статус ООП. Это касается и «Каирской Декларации» . В заявлении, среди прочего, было сказано: «ООП напоминает о том, что в 1974г. было принято решение, отвергающее все формы внешних военных операций и любое проявление террора, и вновь подтверждает это решение» . В налаживании дружественных дипломатических отношений с Египтом можно видеть также и прямой вызов сирийской политике борьбы за влияние в рядах ООП. Принимая во внимание довольно шаткое положение ООП на международной арене, единственным выходом из создавшейся обстановки для Я. Арафата стал созыв ПНС и получение поддержки большинства членов ПНС по вопросу дальнейших переговоров с Иорданией.

Семнадцатый съезд ПНС открылся 22 ноября 1984г. Впервые с 1970г. он прошел в иорданской столице Аммане.

На нем присутствовали 257 делегата от ФАТХ, Арабского фронта освобождения (АФО) и других членов ПНС. Все остальные организации, составлявшие ООП, бойкотировали съезд. Результатом заседаний стало достижение нужного Я. Арафату кворума по вопросу переговоров с Иорданией. В своем обращении к участникам ПНС король Иордании Хусейн в очередной раз призвал ООП одобрить резолюцию № 242 как основу для переговоров о мирном урегулировании в регионе, на которых палестинская организация участвовала бы на равных с другими участниками. 11 февраля 1985г. был заключен долгожданный договор между палестинским лидером и иорданским королем.

Он назывался «Совместная программа действий для достижения справедливого мирного урегулирования ближневосточной проблемы и окончания израильского захвата арабских земель, включая Иерусалим» и содержал следующие главные пункты: 1. Согласно принципам решений ООН и резолюциям СБ ООН № 242 и № 338, путь к урегулированию лежит через принятие формулировки «мир в обмен на территории». 2. Палестинский народ сможет воплотить в жизнь свое право на самоопределение, сделав это вместе с иорданским народом в рамках кон-федерации между двумя государствами – иорданским и палестинским. 3. Будут рассмотрены и решены все аспекты палестинской проблемы, включая проблему беженцев. 4. На основе всего вышесказанного будут проведены переговоры с целью достижения мирного урегулирования.

Будет созвана международная конференция, участниками которой станут все пять постоянных членов СБ ООН и все стороны конфликта, включая ООП – законного представителя палестинского народа, участвующего в конференции в рамках совместной [палестино-иорданской] делегации. Иордано-палестинское соглашение было важным дипломатическим шагом, предпринятым Я. Арафатом.

Вместе с этим, оно угрожало с трудом достигнутому единству рядов ООП. 25 марта 1985г. лидеры НФОП, «Ас-Саики», Общего командования народного фронта Палестины (организация Ахмада Джибриля), и АФО объявили о создании так называемого Фронта национального спасения (ФНС). Его целью стало смещение Я.Арафата и переворот в ООП. Создание ФНС ознаменовало очередную сирийскую попытку захватить власть в ООП. Решение иорданского правителя о расторжении договора с ООП послужило поводом для возвращения НФОП и ДФОП в ряды Исполкома ООП. Это нанесло мощный удар ФНС, который остался без двух главных составляющих.

Восемнадцатый съезд ПНС, открывшийся 20 апреля 1987 г. в Алжире, прошел под знаком примирения ФАТХа, НФОП и ДФОП. Накануне открытия съезда на заседании ЦК ФАТХа Я.Арафат официально подтвердил аннулирование амманского соглашения от 11 февраля 1984 г. Делегаты съезда призвали к продолжению всех видов борьбы – вооруженной, массовой и политической – за достижение целей палестинского движения.

Хотя съезд ПНС и осудил положения резолюции № 242, участники съезда выступили за необходимость созыва международной конференции в будущем. 1.4.1 Интифада 1987г. 8 декабря 1987 г. неподалеку от лагеря беженцев Джебалия, расположенном в секторе Газа, израильский грузовик врезался в легковую машину, в которой сидели четыре палестинца.

Все четверо скончались на месте. Всеобщая демонстрация протеста, начавшаяся на следующий день и охватившая Джебалию и соседний с ним лагерь Балата, в течение нескольких дней распространилась по всему сектору Газа и перекинулась на города и деревни Западного берега. Это была не просто волна протеста, акция мгновенно приняла размах народного восстания, которое сами участники демонстраций так и назвали – «интифада». Однако демонстрации протеста не появлялись стихийно - организовывались и поддерживались созданным в середине 1986г. подпольным формированием под названием Особое национальное командование (ОНК), которое, хоть и представляло себя как филиал ООП на территориях, являлось независимой от нее организацией.

Цели организации - созыв международной конференции и создание Палестинского государства.

К весне 1988г. палестинцы всерьез были обеспокоены тем, что усилия интифады могут ни к чему не привести. Убийство 16 апреля 1988г. израильскими коммандос одного из ее главных идеологов – Х.аль-Вазира – только усугубило их опасения. Однако силы народного восстания были настолько хорошо организованы, что интифада не утихла, а продолжала сохранять прежний накал. Теперь, помимо демонстраций протеста, забастовок, выпуска агитационных листовок и широкого использования СМИ, интифада включала в себя еще и экономический бойкот израильских товаров, поставляемых на территории Западного берега и сектора Газа. Начало интифады явилось неожиданностью не только для палестинского руководства, назначившего всеобщую демонстрацию протеста на 1 января 1988г. – годовщину первой операции ФАТХ на израильской территории.

Неожиданностью она стала также и для короля Иордании Хусейна, который получил наглядное доказательство того, сколь малым было влияние политики его правительства на население Западного берега реки Иордан. Народные волнения грозили охватить анклавы палестинского населения самой Иордании.

Реакция Иордании последовала мгновенно. Король Хусейн в очередной раз предложил возобновить диалог с ООП и сформировать совместную иордано-палестинскую делегацию для участия в мирных переговорах. Палестинские лидеры отклонили это предложение. С этого момента дальнейшие действия короля Иордании были направлены в одну сторону – на как можно более скорое политическое размежевание между территорией мятежного Западного берега реки Иордан и иорданским королевством. 28 июля 1988 г. он отменил пятилетний план развития инфраструктуры территории Западного берега реки Иордан, а 30 июля распустил иорданский парламент.

И в итоге, 31 июля 1988г. Хусейн заявил о прекращении административных и иных связей своей страны с Западным берегом Иордана. 12 ноября 1988 г. в Алжире открылся 19-й съезд ПНС. Ему предшествовал ряд встреч, проводимых руководством ФАТХ в двух направлениях: с представителями ОНК, – с целью получить реальную картину событий, происходивших на территориях, с одной стороны, и с лидерами НФОП, хотя и возвратившимся в Исполком ООП, но сохранившим враждебную позицию по отношению к любому мирному урегулированию в регионе, с другой. 15 ноября 1988г. съезд ПНС принял два важнейших документа – «Декларацию независимости» и «Государственное воззвание». Тексты документов свидетельствовали о желании палестинских лидеров оповестить дипломатический мир, а более всего, – США и Израиль, о тех идеологических и структурных изменениях, которые произошли в его рядах с 1974г и дали (по мнению руководства ООП) возможность включить палестинскую организацию в рамки любых переговоров о мирном урегулировании в регионе.

При бесспорной исторической значимости этих документов, необходимо отметить следующий факт: и «Декларация независимости», и «Государственное воззвание» были опубликованы до начала мирных переговоров, до признания ООП американской и израильскими сторонами и до начала реального строительства институтов власти Палестинского государства.

В этом смысле тексты «Декларации независимости» и «Госуда

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СВЕТСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ВЕКТОРЫ В ПАЛЕСТИНСКОМ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XI ВЕКОВ

Особую остроту этнические конфликты приобретают в условиях, когда их причинами являются территориальные претензии. Противостояние арабов и евреев на Ближнем Востоке длится уже около века. Эта… На протяжение его длительной истории сталкивались интересы не только палестинцев и израильтян, но и различных…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Организационное оформление светского Палестинского национально-освободительного движения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предыстория возникновения палестинской проблемы
Предыстория возникновения палестинской проблемы. В XIX вв. в Европе в силу влияния различных факторов получает широкое распространение антисемитизм. В качестве ответной реакции возникает пол

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. Аль-Ахрам, № 234, 1995. 2. Аль-Кудс, 10.10.1997 3. Аль- Хаят, 16.10.2002. 4. Ар-Рисаля, 20.02.2003. 5. АфакБарламанийя, № 2, 11.2002. 6. Аш-Шарк аль-А

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги