рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Несостоятельность мнения о насильственной христианизации Руси

Несостоятельность мнения о насильственной христианизации Руси - раздел История, Несостоятельность Мнения О Насильственной Христианизации Руси В Домонгольский...

Несостоятельность мнения о насильственной христианизации Руси в домонгольский период в контексте проблемы двоеверия Оглавление Введение 1. Концепция «насильственной христианизации» 1.1 Аргументы в пользу «насильственной христианизации» 5 1.2 Не состоятельность «Иакимовской летописи», как исторического источника 5 2. Точка зрения церковных историков XIX века 2.1 Мнение Е. Голубинского 2.2 Мнение мтрп. Макария (Булгакова) 2.3 Юридические основания для преследования язычников на Руси в домонгольский период 3. Летописные свидетельства об убийстве волхвов _3.1 Волхвы как служители общественного культа 16 3.2 Анализ свидетельств об убийстве волхвов 17 4. «Насильственная» христианизация в контексте проблемы двоеверия 21 Заключение 25 Список использованных источников и литературы _26 Введение Актуальность данной работы обусловлена с одной серьезным расхождением в современном российском обществе двух основных, и крайне противоположных, точек зрения по данному вопросу.

С другой стороны, сама концепция «насильственной» христианизации, располагает своих сторонников к радикальному пересмотру взглядов истории, как науки на все развитие нашего государства.

Сторонники этой концепции открыто заявляют: - Если христианство было насаждено нашему народу силой, то для поднятия национального самосознания, нам необходимо откинуть христианство, и все то, что оно принесло в нашу культуру, как вредное и чужеродное.

Что в свою очередь, порождает довольно-таки экстремистские настроения, не только среди молодежи, но и среди людей среднего и старшего возраста. Целью данной работы является доказательство ошибочности мнения о том, что христианизация Руси в домонгольский период проходила насильст-венным способом, рассматривая данную точку зрения в контексте проблемы двоеверия в Русской Православной Церкви. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи: 1) Выявить базу источников, на которых базируется мнение о «насиль-ственной» христианизации Руси. 2) Проанализировать летописные источни-ки, затрагивающие данную проблему. 3) Проанализировать имеющиеся тру-ды историков на тему данной работы. 4) Выявить несостоятельность мнения о насильственном способе христианизации Руси в домонгольский период. 5) Сопоставить мнение о насильственной христианизации с проблемой двоеве-рия в Русской православной Церкви.

В основным материалом для данной работы послужили тома с 1 по 13 «Полного собрания русских летописей», труды отечественных историков, в том числе и церковных, а также статьи научных журналов «Воп¬росы исто-рии» и «Знание, понимание, умение». Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

В первой главе рассматривается основные аргументы выдвигающиеся в пользу концепции «насильственной» христианизации и проводится анализ «Иоакиморвской летописи». Во второй главе излагаются мнения церковных историков XIX века и проводится их анализ.

В третьей главе проводится ана-лиз летописных свидетельств об убийствах волхвов. В четвертой главе рас-сматривается концепция «насильственной» христианизации в свете пробле-мы двоеверия. В заключении подводятся итоги проделанной работы. 1. Концепция «насильственной христианизации» 1.1 Аргументы в пользу «насильственной» христианизации Позиция сторонников версии насильственной христианизации Руси, как правило строится на следующих аргументах.

Первый это рассказ «Иоакимовской летописи» приведенный у В. Н. Татищева о крещении Новгорода «огнем и мечем» . В качестве второго аргумента приводят мнения церковных историков XIX века. Е. Голубинского в его труде «История русской Церкви» писал: «Таким образом, это дело о крещении Руси Владимиром должно понимать так, что было крещено большее или меньшее большинство жителей, что язычество было объявлено верою запрещенною и преследуемою (religio prohibita, intolerata, illicita) и что оно, хотя далеко еще не перестало существовать, стало верою тайною…». Митрополит Макарий (Булгаков) также писал: «Не все, принявшие тогда у нас святую веру, приняли ее по любви, некоторые - только по страху к повелевшему; не все крестились охотно, некоторые - неохотно». Последним, и одним из любимейших аргументов сторонников концепции «насильственной» христианизации являются летописные указания на убийство волхвов в рассматриваемый нами период. 1.2 Не состоятельность «Иакимовской летописи», как исторического источника. Крещение Новгорода «огнем и мечом» давно стало хрестоматийным примером при изложении истории крещения русских земель в 988–989 гг. при князе Владимире.

Ничего удивительного в этом нет: это единственный пример, который можно приводить в подтверждение концепции «насильственного» крещения, ставшей практически общепринятой в отечественной науке советского периода.

По сути, нет практически никаких материальных подтверждений (пожарища, бегство или гибель населения и т. д.) массового характера общественных катаклизмов, будто бы сопровождавших крещение.

Даже языческие святилища на периферии Руси функционировали еще спустя столетия. На базе основной массы письменных и археологических источников складывается ощущение мирного и отчасти формального принятия крещения горожанами в 988 г. Оно происходило под несомненным воздействием верховной власти, но как будто не сопровождалось ни репрессиями, ни массовыми силовыми про тестами. Следует, кстати, помнить, что речь идет еще об обществе, где оружие, в общем, имелось в доме каждого свободного «мужа». Возможностей для масс сового мятежа было достаточно - но его не произошло.

Однако, почемуто считается, что известие Иоакимовской летописи XVII в. о крещении Новгорода разрушает эту идеализированную картину. Самый древний рассказ о крещении Новгорода находим в Новгородской первой летописи младшего извода. «В лето 6497. Крестися Володимиръ и вся земля Руская; и поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градомъ епископы и попы и диаконы; и бысть радость всюду.

И прииде къ Новуграду архиепископъ Аким Корсунянинъ, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи его в Волхово; и поверзъше уже, влечаху его по калу, биюще жезлеемъ; и заповеда никому же нигде же не прияти. И иде пидьблянин рано на реку, хотя горънци вести в город; сице Перунъ приплы къ берви, и отрину и шистомъ: “ты, рече, Перунище, досыти пилъ и ялъ, а ныне поплови прочь”; и плы со света окошьное» . Как видим, здесь нет данных о насильственном характере крещения и каких-либо конфликтах.

Власть, как и в Киеве, призывает «не прияти» сверженного и опозоренного идола — и призыв этот услышан. Гончар из Пидьбы (села под Новгородом) посрамляет павшего бога, что встречает, разумеется, полное одобрение летописца. В такой картине, заметим, нет ничего недостоверного «аристократический» государственный культ Перуна был навязан Новгородчине из Киева в качестве основного лишь за несколько лет до того. Заметим, что и тогда не говорится о каких-либо беспорядках и конфликтах («и жряху ему люди новгородьстии аки богу»). Ярко выделяется на фоне многочисленных переработок этого повествования в других сводах лишь один текст - фрагмент Иоакимовской летописи, с упоминания о которой мы начали настоящую работу.

Подчеркнем, что в дошедшем до нас виде летопись, дошедшая только в составе «Истории» В. Н. Татищева, была составлена не ранее последней четверти XVII в. Нечего и говорить, что первому новгородскому епископу Иоакиму, за пересказ повествования которого выдал свой труд неизвестный летописец, источник текста принадлежать не мог. Достаточно сказать, что крещение Руси связывалось в нем с именем болгарского царя Симеона, умершего за несколько десятилетий до вокняжения Владимира.

О крещении новгородцев Иоакимовская летопись сообщает следующее: «В Новеграде людие, уведавше еже Добрыня идет крестити я, учиниша вече и закляшася вси не пустити во град и не дати идолы опровергнути.

И егда приидохом, они, разметавше мост великий, изыдоша со оружием, и асче Добрыня пресчением и лагодными словы увесчевая их, обаче они ни слышати хотяху и вывесше 2 самострела великие со множеством камения, поставиша на мосту, яко на сусчия враги своя. Мы же стояхом на торговой стране, ходихом по торжисчам и улицам, учахом люди, елико можахом. Но гиблюсчим в нечестии слово крестное, яко апостол рек, явися безумием и обманом.

И тако пребыхом два дни, неколико сот крестя. Тогда тысяцкий новгородский Угоняй, ездя повсюду, вопил: “Лучшенам помрети, неже боги наша дати на поругание”. Народ же оноя страны, разсвирипев, дом Добрынин разориша, имение разграбиша, жену и неких от сродник его избиша. Тысецкий же Владимиров Путята, яко муж смысленный и храбрый, уготовав лодиа, избрав от Ростовцев 300 муж, носчию перевезеся выше града на ону страну и вшед во град, никому же пострегшу, вси бо чаяху своих воев быти. Он же дошед до двора Угоняева, онаго и других предних мужей яти абие посла к Добрыне за реку. Людие же страны оные, услышавшее сие, собрашася до 5000, оступиша Путяту, и бысть междо ими сеча зла. Некия шедше церковь Преображения Господня разметаша и домы христиан грабляху.

Даже на разсвитании Добрыня со всеми сусчими при нем приспе (и повеле у брега некие домы зажесчи, чим люди паче устрашении бывшее, бежаху огнь тушити; и абие) преста сечь, тогда преднии мужи просиша мира. Добрыня же, собра вои, запрети грабление и абие идолы сокруши, древянии сожгоша, а каменнии, изломав, в реку вергоша; и бысть нечестивым печаль велика.

Мужи и жены, видевшее тое, с воплем великим и слезами просясче за ня, яко за сусчие их боги. Добрыня же, насмеяхаяся, им весча: “Что, безумнии, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, кую помосчь вы от них чаять можете”. И посла всюду, объявляя, чтоб шли ко кресчению. Воробей же посадник, сын Стоянов, иже при Владимире воспитан и бе вельми сладкоречив, сей идее на торжисче и паче всех увесча.

Идоша мнози, а не хотясчих креститися воини влачаху и кресчаху, мужи выше моста, а жены ниже моста. Тогда мнозии некресчении поведаху о себе кресчеными быти; того ради повелехом всем кресченым кресты деревянни, ово медяны и каперовы на выю возлагати, а иже того не имут, не верити и крестити; и абие разметанную церковь паки сооружихом. И тако крестя, Путята иде ко Киеву. Сего для людие поносят новгородцев: Путята крести мечом, а Добрыня огнем». К Иоакимовской летописи вообще и к этому, наиболее известному ее свидетельству в частности, в науке существует прямо противоположное отношение.

Одни исследователи видят в Иоакимовской совершенно адекватный источник и, подчас без каких-либо оговорок, пишут о «восстании» новгородцев против крещения. С другой стороны, некоторые источниковеды высказывали решительные сомнения в подлинности источника вообще, предлагая видеть в нем полностью или частично творчество самого В. Н. Татищева.

Большинство исследователей, впрочем, признали подлинность сохранившегося текста Иоакимовской, идентифи цируя ее как новгородский памятник конца XVII в. Еще Н. М. Карамзин считал, что вся история крещения новгородцев -лишь развернутый домысел вокруг присловья туманного происхождения. Даже признавая наличие в основе Иоакимовской подлинных преданий, зафиксированных к тому же впервые еще в XIII в мы не можем отрицать противоречий и несообразностей имеющегося текста. Есть в нем и явно малодостоверные детали.

Откровенную нелепость встречаем уже в самом начале: как могли новгородцы поставить свои «самострелы» «на мосту», который только что сами «разметаша»? Или они построили его снова — навстречу Добрыне? Кстати, именно под этим мостом — целым и невредимым, проплывал, как мы помним, Перун. Мы, конечно, можем полагать, что автор XIII и затем конца XVII в. опирался на подлинную историческую традицию, в основе которой лежали реальные факты. Но, тем более признавая некоторую силу документа за Иоакимовской летописью, мы должны довериться ее свидетельству в целом.

А оно достаточно однозначно: «того для люди поносят новгородцев: Путята крести мечем, а Добрыня огнем». Кто же мог «поносить» новгородцев, если бы вся Русь была крещена насильственно, «огнем и мечем» очевидно, что никто. Более полные доказательства о несостоятельности «Иоакимовской летописи» приводятся в статье С. В. Алексеева «Литературные и археологические источники о крещении Новгорода». К тому же сам термин «крестил» из приводимой новгородской пословиц к Добрыне и Путяте, по большому счету, не применим.

Поскольку христианство в Новгороде присутствовало уже до описываемых Татищевым событий, и та самая церковь Преображения которая по «Иоакимовской летописи» была разрушена по другому летописному источнику простояла 60 лет: «Въ лето 6497. (988 г.) «Постави владыка епископъ Іоакимъ первую церковь древяную дубовую святыя Софии, имущую верхъ 13; и стояла 60 летъ, и подняся отъ огне въ лето 6557, марта въ 4 день, въ суботу, при второмъ епископе Луке, въ 13 лето. Бысть честно устроена и украшена; а стояла по конецъ Пискупли улицы, надъ Волховомъ рекою, до Камениого детинца града…» . Все это не делает Иоакимовскую летопись достоверной.

И безусловно необходимо еще раз отметить, что дошла она до нас только в составе «Истории» В. Н. Татищева. Были конечно. В истории случаи, когда найденные исторические документы, утрачивались в более поздний период. Как это например произошло с Троицким летописным сводом, найденным Карамзиным в Троице-Сергиевой лавре, который погиб при пожаре Москвы 1812 года. Но этот список был передан Николаем Михайловичем Обществу Истории и Древностей, благодаря чему было составлено его исчерпывающее описание.

В случае с «Иоакимоской летописью» у Татищева не было ни одного свидетеля, принадлежавшего к научным кругам, который мог бы подтвердить реальность существования источника, пересказанного им. На основании вышеизложенного, мы вообще не можем говорить о рассказе «Иоакимовской летописи» о крещении Новгорода, как о реально существующем источнике, и тем более о событиях передаваемых в нем, как об историческом факте. 2.

Точка зрения церковных историков XIX века

Точка зрения церковных историков XIX века . 2.1

Мнение Е. Голубинского

Голубинского. Православная Церковь в России подчинялась не выборному из иерархов пат... В частности концепция понимания Жертвы Христа, как выкупа. Голубинский в своей работе, помимо слов приведенных выше говорит еще и... 2.2 Мнение мтрп.

Юридические основания для преследования язычников на Руси в домонгольский период

Ярослава находим следующее «…Аще жена будет чародейца, наузница, или в... е. крещенных, так и оглашенных, которые могут быть подвергнуты за свои гр... Например Церковное правило митрополита Иоанна к Иакову черноризцу в п. посещать богослужения, участвовать в таинствах и не называть себя хрис...

Волхвы как служители общественного культа

Они живут отдельной от общества жизнью. летописец помещает известную легенду о смерти вещего Олега от собствен... 3.2 . Здесь же упоминается «Симон волхвъ». Волхвы как служители общественного культа. Одним из самых любимых аргу...

Анализ свидетельств об убийстве волхвов

Анализ свидетельств об убийстве волхвов. Всего по летописным источника... Таковое количество уже само по себе говорит о том, что повального истр... Буганов. Разделяя взгляды коллег на феодализацию древнерусского общест... (1044 г.) Того же лета умре Брячиславъ князь, сынъ Изяславль, внукъ Во... И далее вну-шал князю: «Будь милостив не только к своим христианам, но...

Заключение

Заключение Подводя итоги, мы можем сделать следующие выводы: • «Иакимовскоя летопись», как источник вызывает огромнейшие сомнения в своей достоверности. • Мнение проф. Голубинского, не смотря на его принадлежность к церковной исторической науке, так и остается его личным, ничем не подтвержденным мнением.

Мтрп. Макарий (Булгаков) данного мнения не разделял. • Каких либо законодательных актов о всеобщем истреблении язычества на Руси не существует. Те же которые каким-то образом касаются разбираемой нами темы, принадлежат области церковного суда, и, следовательно, распространяются исключительно на членов Церкви, а не на все население Руси. • Летописные свидетельства о восстаниях и казнях волхвов ни коем образом не подтверждают мнения о том, что они имели своим началом религиозные мотивы.

Данное исследование наглядно показывает несостоятельность концепции «насильственной» христианизации Руси в домонгольский период. Тем более, при признании существования проблемы двоеверия, подобная концепция абсолютно нелогична. Список использованных источников и литературы 1. Алексеев С. В. «Литературные и археологические источники о крещении Новгорода» //«Знание, понимание, умение». М, № 2, 2005 г. 2. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. -М 1901, репринт.

Т.1 М 2002. 3. Какабадзе Ш. Ш. Российское законодательство X-XX веков. М. Юридическая литература 1984. 4. Лекции по Церковному Праву. Протоиерей В.Г. Певцов. Петербург, 1914. (http://krotov.info/libr_min/p/pevtsov.h tml) 5. Митрополит Макарий (Булгаков) . История Русской Церкви М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994-1996. 6. Полное собрание русских летописей изданное по высочайшему повелению археографическою комиссиею Т. 1-13 Санкт Петербург в типографии Эдуарда Праца (http://dlib.rsl.ru/view.php?path=) 7. Русанова И. П Тимощук Б. А. Языческие святилища восточных славян.

М 1993. 8. Рыбаков Б. А. Языческое мировоззрение русского средневековья // Воп¬росы истории. М, № 1, 1974. 9. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1. М 1994.

– Конец работы –

Используемые теги: Несостоятельность, мнения, насильственной, христианизации, Руси0.073

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Несостоятельность мнения о насильственной христианизации Руси

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ РОССИИ Билет 1. 1. Возникновение и развитие древнерусского государства. Ранняя древнерусская держава IX–XII века. Роль христианизации на Руси
ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ РОССИИ... Билет Возникновение и развитие древнерусского государства Ранняя...

Архитектура Древней Руси
Получив в крещении имя Василий, князь соорудил на том месте, где стоял Перун-языческий идол, деревянную церковь св. Василия и призвал искусных… Византийские мастера принесли с собой разработанную византийскими зодчими… В притворах начиналось богослужение, здесь же была крестильная купель. Удлинённый притвор делал храм вытянутым. С трёх…

Политическая раздробленность Руси (12 век)
К середине XII в. политическое раздробление Древнерусского государства с центром в Киеве было уже свершившимся фактом. Считают, что внедрение… Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания… Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел. …

Банкротство (несостоятельность) индивидуального предпринимателя
Казалось бы, взят курс на проведение реформ, а экономика остается нестабильной. Причина тому – наличие множества нормативных правовых актов не обеспеченных… Если в древности законодательство о банкротстве носило карательный и позорящий характер, позволявшее кредитору…

Государство и право в Древней Руси
Кроме того, Горбунов А.Н. попытался сравнить право Древней Руси с другими памятниками средневекового права, выделить их общие черты и различия, тем… Дипломная работа свидетельствует о глубокой эрудиции автора, его широкой… Горбунов высказал ряд чисто авторских замечаний, что безусловно заслуживает одобрения.

Рукописные книги дрквней руси
На цилиндриках делались краткие буквенные и цифровые записи. Древнейшие славянские рукописные книги известны с Х-ХI веков. Они написаны двумя видами… Кириллица прошла долгий путь развития.Древнейший ее тип, так называемый устав,… Буквы устава перпендикулярны строке, размещены на равных расстояниях одна от другой, интервалов между словами нет, и…

Архитектура Руси 15 – 16 веков
С конца 15 века Москва окончательно становится политическим, религиозным и культурным центром Руси. После падения Константинополя в 1453 году… В Италии в это время уже начал творить Леонардо, были достигнуты выдающиеся… Он рационален и геометрически правилен. Равной ширины прясла (стены между лопатками), следовательно, одной высоты…

Образ русской женщины в поэме "Кому на Руси жить хорошо?"
Дело не только в том, что он писал о революционерах и помещиках, крестьянах и петербургских чиновниках. Можно найти немало поэтов, тематика… Актуальность нашей работы определяется тем, что вопросы народной жизни –… Поэма является источником знаний о России 1870-х годов, в ней – художественное решение сложных вопросов. Поэма «Кому…

Несостоятельность (банкротство) юридических лиц
Однако они необходимы, так как обеспечивают непрерывность процесса производства. Незавершенное производство - это предметы труда, которые находятся… Последние две группы - готовые изделия, а также денежные средства в кассе, на… Рассмотрим подробнее составные элементы и структуру оборотных фондов в основном нормируемых запасов . Сырье и…

Программа прикладного социологического исследования на тему "Изучение мнения потенциальных и реальных пользователей всемирной компьютерной сети Internet о проблемах ее существования и развития в Москве"
Выработка конкретных рекомендаций, полученных на основе данного социологического исследования, для создания более благоприятных условий для развития… Сбор и обобщение предложений юзеров и потенциальных пользователей всемирной… Объект исследования и его конкретизация: Сформулированной выше проблеме в качестве объекта исследования соответствуют…

0.027
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Борьба народов Руси, Закавказья и Средней Азии с татаро-монгольским нашествием В тоже время Темучин отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой, лавировать, отступать. Известно, что он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его… Он говорил: "Ныне они взяли нашу землю, завтра возьмут вашу". б) Волнение на Руси "Россияне ужаснулись и в изумлении…
  • Архитектура Руси Русские не любили жить в каменных постройках, рубленные из стволов деревьев (сосна, ель, лиственница) клети, соединенные с необыкновенным… Основная проблема всякого строительства — это устройство перекрытия.На Руси… Огромная тяжесть барабана с куполом, символизирующих для молящихся в храме небо, "горние выси", требовала обычно…
  • Борьба Руси с иноземцами Представители монгольской степной аристократии, избрав ханом Тэмуджина, дали ему титул Чиигисхан. В 1185г. Тэмуджин в союзе с главой племени… Монгольское государство строилось по военному образцу. Вся территория и… Создав сильную державу, устройство которой способствовало быстрому развертыванию военных сип, Чингисхан приступил к…
  • Народные и языческие праздники Древней Руси Несмотря на это, пиши не хватало, короткие периоды относительного изобилия в теплое время года сменялись длительным недоеданием, а часто и… Суровая зима была самым тяжелым периодом в жизни древних славян, поэтому они… С развитием религиозных представлений у древних предков славян праздничные обряды стали приобретать колдовской,…
  • Уголовное право на Руси в XI-XIII в Государство не рассматривалось как объект преступления. Объективная сторона преступления предполагала наличие двух стадий совершения преступления:… Холопы за совершенные ими правонарушения не отвечали, имущественную… В некоторых случаях потерпевший мог сам расправится с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам,…