рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Анализ свидетельств об убийстве волхвов

Анализ свидетельств об убийстве волхвов - раздел История, Несостоятельность мнения о насильственной христианизации Руси Анализ Свидетельств Об Убийстве Волхвов. Всего По Летописным Источника...

Анализ свидетельств об убийстве волхвов.

Всего по летописным источникам в период с Х по XIII века (то есть за 3 века существования христианства на Руси) мы находим всего лишь около десятка «пострадавших» волхвов. Таковое количество уже само по себе говорит о том, что повального истребления язычества «огнем и мечем», скорее всего, не было. Первые упоминания о подобных инцидентах связаны с «восстаниями» в Суздале и Ростове в 1024 и 1071 гг. соответственно. «Въ се же лето въсташа велесви въ Суждалі, избиваху старую чадь по дьяволю наученью и беснованью, глаголюще, яко си держать гобіно. Бе мятежь великъ и голодъ по всей той стране; идоша по Волзе вси людье въ Болгары, и привезоша жито, и тако ожіша. Слышавъ же Ярославъ волхвы, приде Суздалю; изъимавъ волхвы, расточи, а другыя показни, рекъ сице : «Богъ наводить по грехомъ иа куюждо землю гладомъ, или моромъ, ли ведромъ, ли иною казнью, a человекъ не весть ничтоже» . «Бывши бо единою скудостим въ Ростовьстей области, встаста два волъхва отъ Ярославля, глаголюща : «яко въ свеве, кто обилье держить;» и поидоста по Волзе, кде придуть въ погосте, туже нарнцаху лучьшие жены, глаголюща, яко си жито держить, a си медъ, а си рыбы, а си скору.

И прпвожаху къ нима сестры своя, матере и жены своя; она же въ мечте прорезавше за плечемъ, выимаста любо жито, любо рыбу, и убипашета многы жены, иминье ихъ отъимашета собе. И придоста на Бълоозеро; и бе у нее людій не 300» . Понимание и религиоведческое изучение летописных известий зави¬сит в большой степени от того, как переводить древнерусское выраже¬ние «старая чадь». Один из вариантов перевода - «старики», «старые люди». Он относительно нейтрален в социально-экономическом плане; старость в данном случае общекультурный возрастной параметр.

Ис¬торики советского времени, в большинстве, рассматривали события как массовое народное восстание.

И «старая чадь» представлялась им социально-классовой категорией.

Так Н. Н. Воронин писал, что «вос¬стание было вызвано, в первую очередь, внутренними противоречия¬ми среди населения Суздальской земли, особенно обострившимися в районе, близком к старой торговой Волге. Здесь, очевидно, существо¬вала какая-то зажиточная верхушка - старая чадь выделившаяся из среды местного общества; ее накопления в виде жита и хозяйствен¬ных продуктов делали особо острым охвативший эту местность голод. То, что Ярослав спешно прибыл из Новгорода < > и встал на защиту старой чади, показывает, что этот слой находился уже под покрови¬тельством княжеской власти, являясь опорой ее политики на местах». Антифеодальный характер «избиения» старой чади безусловно признавали М. Н. Тихомиров, В. В. Мавродин, Л. В. Черепнин, А. А. Зимин, П. М. Рапов, В. И. Буганов.

Разделяя взгляды коллег на феодализацию древнерусского общества, Б. А. Рыбаков отметил, что «люди ожили не после расправ волхвов со «старой чадью», а лишь после закупки жита в Болгарии, что позволяет понимать вину «старой чади» не в фактическом владении запасами зерна, а в каком-то языческом влиянии на ход земле¬дельческого хозяйства» . Так же можно добавить и то, что для того чтобы «люди ожили» во всем крае изъятых запасов могло вполне и не хватить, а вот волхвам и их сторонникам – вполне.

Какую бы точку зрения мы не поддерживали, мы не можем не констатировать тот факт, что в описываемых случаях, те, кого сторонники концепции «насильственной» христианизации пытаются выдать за выразителей народного религиозного самосознания и противников христианства, по сути, занимались элементарным разбоем и мародерством.

Светская власть в данных случаях даже не защищала христианство, она наводила правовой порядок. Волхвы же не призывали к поклонению старым богам. Они не вели народ уничтожать храмы и священство. Они не обвиняли новую религию в постигших народ бедах и злоключениях. Поэтому данные случаи ни как нельзя интерпретировать как восстания на религиозной почве, с призывом борьбы с узурпатором – христианством.

Также в 1071 году «Въ лето 6579. …Сиць бе волхвъ всталъ при Глебе Новегороде; глаголеть бо людемъ, творяся акь Богъ, многы прельсти, мало не всего града : глаголашеть бо, яко «все ведаю,» и хуля веру хрестьяньскую, глаголашеть бо : «яко переиду по Волхову предъ всеми.» И бысть мятежь въ граде, и вси яша ему веру, и хотяху погубити епископа; епископъ же вземъ крестъ и облекъся въ ризы, ста рекъ : «иже хощеть веру яти волхву, то да идеть за нь; аще ли веруеть кто, то ко кресту да идеть.» И разделишася надвое : князь бо Глебъ и дружнна его идоша и сташа у епископа, а людье вси идоша за волхва и бысть мятежь великъ межи ими. Глебъ же возма то-поръ подъ скутомъ, приде къ волхву и рече ему : «то веси ли, что утро хо-щеть быти, и что ли до вечера?» Онъ же рече : «все ведаю.» И рече Глебъ : «то веси ли, что хощеть быти днесь»? «Чюдеса велика створю» рече. Глебъ же вынемъ топоръ, ростя и, и паде мертвъ, и людье разидошася; онъ же по-гыбе теломъ и душею, предавъся дьяволу…» . Данная ситуация, на мой взгляд вообще комментариев не требует.

Ни один правитель, ни в эпоху средневековья, ни ранее, не потерпел бы откры-того подстрекательства к бунту, происходящего у него на глазах, не зависимо от того какую религию он исповедует.

Существуют еще два упоминания о погибших волхвах, но уже без сто-роннего вмешательства. «Въ лето 6578. (1070 г.) Въ се же лето прійде ко Кіеву некто волхвъ, поведая : «яко явишамися пять боговъ, глаголюще: пове-дай людемъ, яко на пять летъ потечетъ Днепръ воспять и земля имать преступати на ина места, Греческая на Рускую, а Руская на Греческую, и прочіи земле начнутъ изменятнся.» Его же безумніи п послушаху, разумніи же посмевахуся, глаголюще : «яко бесъ тобою играюще лжетъ, прелщая че-ловеки, дондеже тя погубптъ;» еже и бысть : во едину бо нощъ вземше его въ пропасть вринуша, и тако погибе безъ вести волхвъ окаяный» . И «Въ лето 6599. (1091 г.) Въ се же лето волхв явися Ростове иже вскори погыбе» . Показательно сообщение о казни волхвов в XIII веке уже представите-лями народных масс, а не светской власти. «Въ лето 6735. (1235 г.) Явишася въ Новеград волхвы, ведуны, потворницы, и многая волхвованіа, и потворы и ложная знаменіа творяху, и много зла содеваху, многихъ прелщающе. И со-бравшеся Новогородци изымаша ихъ, и ведоша ихъ на архіепископъ дворъ, и се мужи княже Ярославли въступишася о нихъ, Новогородци же ведоша волхвовъ на Ярославль дворъ, и съкладше огнь велій на двор Ярославли, и свя-завше волхвовъ всехъ, и вринуша во огнь, и ту згореша вси» . Другой лето-писный свод уточняет количество погибших в результате этой казни. «Изъ-жгоша волхвовъ 4, творяхуть я потворы деюща, а Богъ весть, и сожгоша на Ярославле дворе» . То есть в середине XIII века, тот самый народ, кото-рый по мнению сторонников концепции «насильственной» христианизации, яростно сопротивлялся насаждению христианства, сам чинит самосуд и уничтожает волхвов.

Из вышеописанного можно справедливо заключить, что казни волхвов на Руси в домонгольский период, происходили не по причине насильствен-ного насаждения христианства.

Они являлись реакцией светской власти на расшатывание общественно-политической обстановки в государстве. По-следний же описанный случай, так же говорит не в пользу сторонников кон-цепции «насильственной» христианизации. 5. «Насильственная» христианизация в контексте проблемы двоеверия.

Проблема двоеверия в Русской Православной Церкви в рассматриваемый нами период признается как сторонниками концепции насильственной христианизации, так и ее противниками.

На протяжении последних 2 веков ведуться многочисленные споры о том, что же понимать под термином «двоеверие», христианизацию язычества или же включение языческих элементов в христианство.

Следует отметить, что вопрос о месте христианства и язычества в системе древнерусской религиозности редко становился предметом специальных монографических исследова¬ний. История изучения проблемы показывает, что она появлялась либо на страницах трудов, посвященных церковной истории, либо в работах, освещавших языческую религиозность; а также, в качестве частного сю¬жета, входила общие курсы истории России.

Ценные теоретические на¬блюдения и огромный фактический материал, накопленный на протяже¬нии двух столетий, не был полностью осмыслен и современной наукой. Поэтому научному сообществу предстоит приложить много усилий для комплексного решения этой многосторонней проблемы.

В любом случае при признании наличия двоеверия, в любых его формах, нам так же необходимо признать существование двух независимых религиозных мировоззрений. Если бы какое-либо из них было истреблено, то ДВОЕверия не могло бы быть. Тем не менее проблема двоеверия в Русской православной Церкви существует и по сей день. Во-первых, следует обратить внимание на то, что если бы христианство действительно насаждалось «огнем и мечем», то всегда была возможность уйти из государства, религиозная политика которого, по каким-то причинам неприемлема. Русь не была окружена стенами.

Рядом существовали государства и племена, исповедовавшие самые разные культы – выбирай любую религию и живи там, где тебе нравится. В качестве яркого примера можно привести соседнюю с Русью Болгарию, где народ открыто выступал против христианства и убивал священство. «Въ лето 6538. (1030 г.) Въ се же время умре Болеславъ великый въ Лясехъ, и бысть мятежъ въ земли Лядьске : вставше людье избиша епископы, и попы, и бояры своя, и бысть въ нпхъ мятежъ.» В последствии Болгария была захвачена мусульманами.

Помимо этого в летописных источниках мы находим сведения о существовании языческих мировоззрений в самой Руси, в течение всего рассматриваемого нами периода, причем не только среди низших социальных слоев населения, но и среди представителей княжеских родов. «Въ лето 6579. (1071 г.) …Паче же женами бесовьская волъшвеньа бывають, искони бо бесъ жену прелсти, си жеу мужа; тако въ си роде много волхвують жены чародействомъ, и отравою, и инеми бесовьскыми козньми.

Но и мужи прелщени бывають отъ бесовъ невеpнiи…» . «Бонякъ (полоцкий князь) же шолудивый изыйде волхвуя въ нощи, и возвы яко волкъ, и отвыся ему волкъ, и паки иные волцы возвыша; и отъ сего волшебства поразуме Бонякъ, яко имать победити Коломана» . «Въ лето 6552. (1044 г.) Того же лета умре Брячиславъ князь, сынъ Изяславль, внукъ Володимеровъ, отець Всеславль; и Всеславъ седе на столе отца своего.

Сего же мати роди отъ волхвованія ; матери бо родивши его, бе ему на главе знамя язвено, яма на глав его; рекоша волсви матери его : «се язвено, гавяжи на нь, да носить е до живота своего Всеславъ на себе»; сего ради немилостивъ есть на кровопролитіе» . Также есть рассказ летописца о некоем новгородце, просившем волхования у кудесника. И указания на то, что «…женами бесовьская волъшвеньа бывають, искони бо бесъ жену прелсти, си жеу мужа; тако въ си роде много волхвують жены чародействомъ, и отравою, и инеми бесовьскыми козньми.

Но и мужи прелщени бывають отъ бесовъ невеpнiи…» . Помимо этого на Руси свободно существуют общины других испове-даний. Мтрп. Макарий пишет «То несомненно, что исповедники римской ве-ры, именно некоторые варяги и поляки, жили в Русской земле и что наши князья оказывали им веротерпимость и христианскую любовь. Преподобный Феодосий Печерский в известном послании о вере варяжской к великому кня-зю Изяславу между прочим писал: «Исполнилася и наша земля злыя тоя веры людий, понеже по всей земли варязи суть; велика нужда правоверным хри-стианом, иже межи тех живуще в едином месте; да аще кто ублюдется от них, чисту веру нося, пред Богом станет одесную радующеся». И далее вну-шал князю: «Будь милостив не только к своим христианам, но и к чужим; если увидишь кого-либо нагим, или голодным, или подвергшимся бедствию, то, хотя бы то был латинянин, всякого помилуй и избавь от беды как мо-жешь» . Неприятие христианства ни коем образом не вызывает каких-либо си-ловых карательных мер, как со стороны Русской Православной Церкви, так и со стороны светской власти.

Свт. Леонтий Ростовский принял мученическую кончину.

Два его предшественника на ростовской кафедре Федор и Илларион вынуждены бы-ли просто бежать «не терпяче неверия и досаждения люди» . Прп. Кукша Печерский со своим учеником Никоном также приняли мученическую смерть от рук язычников. Нам не известно ни одного случая убийства христианского проповед-ника, священника, монаха, который бы вызвал какие-либо карательные дей-ствия со стороны Церкви или князей.

Из описанной картины становится ясно видно то, что оба мировоззре-ния, как языческое, так и христианское существовали параллельно, и ни одно из них не уничтожалось светской властью насильно. Только благодаря такому существованию мы и можем говорить о про-блеме двоеверия.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Несостоятельность мнения о насильственной христианизации Руси

С другой стороны, сама концепция «насильственной» христианизации, располагает своих сторонников к радикальному пересмотру взглядов истории, как… Сторонники этой концепции открыто заявляют: - Если христианство было насаждено… Что в свою очередь, порождает довольно-таки экстремистские настроения, не только среди молодежи, но и среди людей…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Анализ свидетельств об убийстве волхвов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мнение Е. Голубинского
Мнение Е. Голубинского. Необходимо сразу охарактеризовать тот период в истории Русской Православной Церкви, в который писались разбираемые нами труды. Период этот известен по названием «сино

Юридические основания для преследования язычников на Руси в домонгольский период
Юридические основания для преследования язычников на Руси в домонгольский период. Для подтверждения мнения Е. Голубинского о том, что язычество на Руси после принятия кн. Владимиром крещения

Волхвы как служители общественного культа
Волхвы как служители общественного культа. Одним из самых любимых аргументов сторонников концепции «насильственной» христианизации Руси являются летописные упоминания о казнях волхвов в X-XI

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги