Начало войны

Начало войны. Но исключительно чудовищные формы по­литика массового истребления армян приняла в Турции в годы первой мировой войны, которая принесла новые, неисчислимые бед­ствия армянскому народу. В августе 1914 года Германо-австрийский блок, в который вхо­дила и Турция, развязал войну против стран Антанты (Англии, Франции и России). Восточные армяне, как граждане России, были призваны в русскую армию.

Западные армяне должны были служить в турецкой армии. Турецкие власти, не доверяя армянам и не выдав им оружия, свели мобилизованных армян в строитель­ные отряды. В феврале 1915 года Турция под давлением России была вынуждена подписать соглашение о проведении реформ в армянских областях, но уже в конце 1914 года, со вступлением Турции в войну на стороне Германии, по приказу высших властей были уничтожены в армии 60 тысяч армянских офицеров и сол­дат, призванных в турецкую армию.

По существу, этим актом на­чалось осуществление уничтожения армян в Турции, но своего периода кульминации и завершения истребление армян достигло в 1915-1922 годах. События 1915 года В апреле 1915 года правители Турции отдали приказ о депор­тации и уничтожении армян во всех уголках империи. Началась массовая депортация армянского населения в пустыни Сирии и Месопотамии. Часть из них была вырезана на месте, а другая часть погибла в пути. Эта резня армянских стариков, детей, женщин и мужчин продолжалась и в самих лагерях. Бои, Резня, Пожаров красная стена, В крови сердца людские А была весна (Паруйр Севак) В ночь на 24 апреля начались аресты армянской интеллиген­ции в Константинополе.

Свыше 800 арестованных писателей, журналистов, врачей, представителей духовенства были высланы в глубь Анатолии. Часть из них была убита в пути, другая - замучена и убита в тюрьмах. Среди погибших были классики ар­мянской литературы: Григор Зограб (1861-1915 гг.), Сиаманто (1878-1915 гг.), Даниел Варужан (1884-1915 гг.), Рубен Севак (1885-1915 гг.), Рубен Зардарян (1874-1915 гг.), Арташес Арутюнян (1873-1915 гг.), Тигран Чёкюрян (1884-1915 гг.), Тлкатинци (1860-1915гг.), и многие другие.

Жертвами этого преступления стали также именитые ученые, общественные деятели, учителя, художники, музыканты, актеры. Гениальный музыкант Комитас, потрясенный зверствами турок, сошел с ума. Встает передо мною тень Моей Армении печальной, Сиаманто и Варужан, И Комитас многострадальный, И боль и кровь армянских ран. (Вера Звягинцева) Турецкими погромщиками были разрушены сотни историчес­ких и архитектурных памятников, уничтожены тысячи уникаль­ных рукописей, осквернены святыни армянского народа. Тем са­мым ими был нанесен громадный ущерб материальной и духовной культуре армян.

В 1915 году младотурки хладнокровно убили своих армянских друзей, которые еще в 1909 году спасали им жизнь, укрывая от преследований охранников Абдул Гамида, тем самым, доказав, что их обещаниям нельзя верить. "Турецкое правительство фактичес­ки преследует цель уничтожить армянскую нацию в турецком го­сударстве" писал немецкий посол в Константинополе Вангенгейм в своем донесении от 7 июля 1915 года канцлеру Бетману Гольвегу. В решении Джемиета (комитета) от 15 сентября 1915 года, которым руководствовались каратели и погромщики с его обяза­тельным и беспрекословным выполнением, требовалось полностью уничтожать армян, проживающих в Турции, и положить конец их существованию, не обращая никакого внимания ни на женщин, ни на детей и больных, ни на угрызения совести. " Хотя вопрос унич­тожения всего армянского народа давно решен, обстоятельства не позволили осуществить это святое дело. В настоящее время, ког­да все препятствия уничтожены, и настал момент освобождения нашей родины от этих опасных элементов, решительно поручает­ся не прислушиваться к голосу совести уничтожать всех " - призывало турецкое правительство в 1915 году. В 1916 году уничтожение армян, проживающих во всех частях Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи, было продолжено.

Сохранилось много свидетельств оче­видцев этих событий, описавших неимоверные страдания армянс­кого населения.

В 1916 году русский поэт, публицист, переводчик и общественный деятель Сергей Городецкий, ставший очевидцем погромов армянского населения, писал: "Невыносима мысль, что сотни тысяч мирных, беззащитных людей были подвергнуты людь­ми же неслыханным по зверству истязаниям, тончайшим пыткам тела и духа Чувство, с которым стоишь на месте погрома, ни с чем не сравнимо по горю. Непоправимое несчастье, несмываемый позор, бессильный гнев за оскорбление души человеческой - вот ощущения, которыми дарит Турция". Несомненно, автором геноцида армян в Турции были младо­турки и их правительство.

Они преследовали явную цель - унич­тожение одного из древнейших представителей человеческой ци­вилизации - армянского народа.

Но их приказы и распоряжения, наряду с регулярными подразделениями армии, жандармерии и полиции, выполняли нередко и рядовые турки, жаждавшие лег­кой наживы.

В ограблении и истреблении армян участвовали и им руководили чиновники всех рангов, офицеры высших и низших чинов, буквально почти все, перед кем открывалась возможность обогатиться за счет армян. Массовая депортация и истребление армян в Турции в 1915-1922 годах, как по охвату территории, так и по методам исполне­ния вряд ли имели до этого аналоги в мировой истории.

Армян - женщин, детей, стариков умерщвляли огнем и мечом, топили в реках, расстреливали группами, бросали со скал в бездонные уще­лья, морили голодом и холодом, истязали до мученической смер­ти, расстреливали группами И льются, льются реки жгучих слез Несчастного народа. Льется кровь Среди мучений, казней и угроз. И ужасы творятся вновь и вновь. И обступила гибель нас кругом. Измученные телом и душой, Взывали мы: “За что же это? В чем Мы, Боже, провинились перед Тобой ?…” (Ованнес Туманян) Тысячи депортированных армян погибали на дорогах и в лаге­рях от эпидемических заболеваний. " Трудно забыть набереж­ные Смирны. Чего только не плавало в ее водах.

Впервые в жиз­ни я дошел до того, что такое снилось мне по ночам. Рожавшие женщины - это не так страшно, как женщины с мертвыми деть­ми " писал Э.Хемингуэй, ставший в 1922 году очевидцем зверств турок и страданий армян. И все это проводилось в рамках программы сплошной исламизаиии-османизации населяющих Тур­цию народов.

Г.Фирбюхер в работе "Армения 1915. Предисло­вие к русскому изданию В.Микаеляна" отмечал, что " истреб­ление армян нельзя понять, не оглянувшись на историю развития Турецкой империи. Этот период истории своими ужасами и пре­ступлениями превосходит любую другую главу мировой истории… Насилие, насилие и еще раз насилие вот знамение турецкой ис­тории ”. Во многих местах армянский народ организовывал самооборо­ну, а затем перешел и к вооруженной борьбе, оказывая туркам упорное сопротивление.

В середине 80-х годов XIX века в За­падной Армении для борьбы против турецких угнетателей сфор­мировалось Армянское гайдукское движение - вооруженные груп­пы гайдуков-фидаи из армянской молодежи. Первые отряды ар­мянских гайдуков - группы Арабо (Аракела), Рубена Шишманяна, Тороса Царукяна (Челло), Ованнеса Минасяна (Минаса) и многих других возникли в Тароне, Васпуракане, Кесарии. Их дей­ствия отличались самоотверженностью и дерзостью. Они носили стихийный и разрозненный характер, но уже в 1894-1896 годах и в начале XX века гайдуки приняли активное участие в самообо­роне и борьбе армянского населения против турецких бесчинств в армянских местностях Османской империи. На этом этапе в героической борьбе против многовекового ту­рецкого ига и истребления армянский народ выдвинул целую пле­яду борцов-фидаинов за свое освобождение.

Широкой популяр­ностью среди армянского народа пользовались фидаи (участники вооруженной борьбы) - Ахбюр Сероб, Андраник, Геворг Чавуш, Никол Думан, Жирайр, Грайр (Казарян Арменак) и другие.

Среди них особо выделялся, гроза турецких погромщиков, герой Балкан­ской войны Андраник Озанян (1865-1927 гг.), которого совре­менники называли "Армянским Гарибальди", "Храбрым Андраником", "Армянским Ильей Муромцем", "Венцом борьбы армян за освобождение" и слагали о нем песни и легенды. Враг не толь­ко приходил от него в ужас, считая его храбрым и мужественным воином, но и уважал за доброту и справедливость. "Я солдат говорил о себе Андраник солдат армии угнетенных и порабо­щенных, и где борьба за свободу, где борьба с господами, там мой меч. Против мирного турецкого населения не имею никакой вражды.

Я сражаюсь только против беков и их правительства Армянские войска воюют только против турецких вооруженных сил, а мирное мусульманское население должно находиться под защитой армянских властей Я боролся только за одно - за свободу и благополучие родного народа и желаю лишь, чтобы был счастлив народ, которому я служу всю свою жизнь". Имя националь­ного героя Андраника стало символом борющейся Армении. "На протяжении многих лет армянский зинвор высоко нес свое имя и честь.

Со дня битвы в Сасуне до Балканской войны, и после нее до Зангезура, Сисиана, Кафана, до рек Забуги и Пекерлу, ваши битвы на Кавказском фронте восхитили мир. Ферих, Али, Явер, Али Исган, Халил, Вегиби Нурипаша и даже их самые последние солдаты увидели и почувствовали силу ваших ударов" позднее обращался он к своим воинам. Однако борьба армянско­го народа против зверских деяний, погромов и мучений турок была неравной, с многочисленными жертвами и не смогла завершиться победой.