Принятие христианства на Руси и его историческое значение

Московский Гуманитарно-Экономический Институт Нижнекамский филиал Реферат по истории на тему: «Принятие христианства на Руси и его историческое значение» Выполнила: Студент группы ЭЗ-762 Дудышева Диана Николаевна Проверила: Носаненко Галина Юрьевна Дата сдачи: 23.11.2007г Нижнекамск, 2007 Содержание Введение 3 Обстановка в Киевской Руси перед крещением 4 Выбор веры 6 Крещение Руси 7 Историческое значение принятия Русью христианства 11 Заключение 14 Список используемой литературы 16 Введение История Руси, предшествовавшая принятию христианства, известна нам далеко не достаточно и слабо изучена.

Это связано, прежде всего, с тем, что наши первые летописцы писали не раньше XI века. А о событиях IX – X вв. за исключением немногих письменных греческих свитков, не имели других источников кроме устных народных преданий, за которыми нельзя признать несомненной достоверности, так как они подвергались вымыслам и изменениям.

Таким образом, можно отметить, что только с приходом христианства русский народ получил прочные основы для создания государственной и гражданской жизни, основы, без которых и не было бы истории русского народа. Большой интерес во всем мире к принятию христианства Киевской Русью обусловлен тем бесспорным историческим значением, которое оказало православие на развитие русского государства и его международные связи, тем авторитетом, который приобрела русская православная церковь.

Крещение Руси – историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. О принятии Киевской Русью в 988г. христианства написано большое количество книг. Известно, что на Руси стали складываться христианские традиции. К христианству пришла и княжеская власть. Много лет государством правила княгиня Ольга, принявшая христианство в 957 году. Но в среде народа христианство долго не получало распространения. Официально крещение Руси связывают с именем князя Владимира Святославовича (в последствии получившим наименование Святого). В 988г. жителями Киевской Руси было принято христианство. Что же подвигло Киевскую Русь к принятию христианства? К тому времени в мире существовало несколько религий (ислам, иудаизм, христианство, индуизм) претендовавших на то, что бы обосноваться на Руси. Владимиру только оставалось сделать выбор.

Почему именно христианство и как крестили Киевскую Русь?

Обстановка в Киевской Руси перед крещением

Насущной потребностью Руси. В 981г. и 982г. Но завоеванием Червенских городов дело не кончилось: в летописи под 99... упоминается еще поход Владимира на хорватов, а по некоторым спискам в ...

Выбор веры

К тому же Византия нуждалась в военной помощи Руси. Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ ... В то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба и киевские кня... Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси... Игорь и Ольга не отважились на это.

Историческое значение принятия Русью христианства

Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства. Русь была признан как христианское государство, что определило более в... Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как масс... Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жер... Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новоо...

Заключение

Заключение Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что принятие христианства Киевской Русью являлось реализацией исторической закономерности. Весь ход общественного развития Древнерусского государства диктовал необходимость замены родоплеменного политеизма новой религией, соответствующей духовным потребностям формирующейся феодальной системы.

Древнерусское государство крещением упрочило свои экономические, политические и культурные связи, расширило дипломатические контакты, сформировало новую социальную систему, являвшуюся большим шагом вперед по сравнению с предшествующим этапом общественного развития. Подведем краткие итоги. Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведение куполов, камнерезное дело – все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства.

Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира. С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием, стали создаваться рукописные книги, при монастырях возникали школы, распространилась грамотность. Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, борясь с работорговлей, стремилась ограничить рабство.

Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении. Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям – сознание своей высокой ответственности. Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание всех русских вообще. Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами. Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства.

Миссионерская деятельность на землях населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчила болезненные процессы становления многонационального государства. Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовенные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия грекоримской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основной для сотрудничества, из осваиваемых достижений Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен создавало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

Таким образом, исследования причин, условий и особенностей принятия христианства Киевской Русью позволяет понять последующий ход истории и современный этап ее развития.

Список используемой литературы

Список используемой литературы 1. Введение христианства на Руси. – М.: Мысль, 1987. 2. А. Гарнак «Сущность христианства» - М.: Intrada, 2001. 3. М. Гладкая «Владимир.

Литературно-художественный сборник» - Владимир «Золотые ворота», 1995. 4. Греков Б.Д. «Киевская Русь» - М.: Госполитиздат, 1953. 5. «Как была крещена Русь» - М.: Политиздат, 1989. 6. Новиков М.П. «Христианизация Киевской Руси» - М.: издательство Москва, 1991. 7. Рыбаков Б.А. «Из истории культуры Древней Руси» - М.: издательство МГУ,1984. 8. Тальберг Н.Д. «Святая Русь» - СПб.: издательство им. А.С. Суворина, 1992.