рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Cад эпохи просвещения

Работа сделанна в 2011 году

Cад эпохи просвещения - Реферат, раздел История, - 2011 год - Московский Городской Педагогический Университет Факультет Институт Гуманитарн...

Московский городской педагогический университет Факультет Институт гуманитарных наук РЕФЕРАТ На тему: « Сад эпохи Просвещения» Выполнила: студентка 5 курса д/о МГПУ, 51 гр. КУРДЮКОВА Т.С МОСКВА 2011 Содержание Введение…3 Сад эпохи Просвещения… 4 Заключение…16 Иллюстрации… 18 Список используемой литературы…20 Введение. Эпоха Просвещения — эпоха развития европейской культуры, содержание которой определяла вера в преобразующую силу естественнонаучных знаний и рационального мышления.

Идеи Просвещения зародились во Франции в середине XVIII в. Французские философы-просветители Д’Аламбер, Д. Дидро, Ж Ж. Руссо, Вольтер (Ф М. Аруэ), К А. Гельвеций считали, что знания, рациональное и атеистическое мышление способны "расшатать старый порядок", изменить этику и мораль, ускорить ход исторического процесса и социальные преобразования (см. энциклопедия). В конечном счете их идеи действительно способствовали разрушительным последствиям французской революции 1789—1804 гг. "Просвещение умов" мыслилось французскими философами прежде всего как нравственное и гражданское воспитание, при этом оно отличалось непримиримым отношением к иным формам мировоззрения: религиозному, дворянско-аристократическому.

Основой эстетики эпохи Просвещения во Франции были прагматизм, критицизм, оптимизм, стремление к "естественному человеку" и природе как "естественному порядку вещей" (сравн. пантеизм). В этой эстетике можно выделить два главных положения: 1. Человек рассматривается не как индивид и уникальная личность, а как представитель определенного типа, поведение и вкусы которого предопределены географией, влиянием климата и социальными условиями жизни. Эстетика и искусство не разделяют, а объединяют людей одного социального класса и национальности (сравн. исторический тип искусства). 2. Психология, внутреннее состояние человека обязательно проявляется в его внешности. Поэтому изобразительное искусство призвано через изображение внешности раскрывать внутреннее состояние "типичного человека". Следствием просветительской эстетики стало соединение в практике изобразительного искусства обоих положений.

В портрете искали проявление "типических черт общественного человека" — как правило, через внешние атрибуты.

Личность отождествляли с идеальным героем, а психологию персонажа раскрывали в его внешнем облике, позе, движении. Именно тогда появился "словарь" стандартных величественных поз и шаблонных движений: воздетые руки, закатившиеся глаза, разметавшиеся волосы, развевающиеся одежды. Художники уделяли особенное внимание пластической анатомии и мимике.

Именно в это время французский скульптор Жан-Антуан Гудон (1741—1828) создал знаменитую анатомическую фигуру — экорше́ (франц. écorché — "ободранный"), изображение шагающего человека с открытой мышечной структурой (1776). Экорше было выполнено в Риме и предназначалось для обучения молодых художников. Гудон также является автором прославленной мраморной статуи философа Вольтера, хранящейся в петербургском Эрмитаже (1781). Фигура сидящего философа в "вольтеровском кресле" представляет собой превосходное пособие по психологии, но неприятна натуралистичным исполнением. Под воздействием тех же натуралистических идей немецкий скульптор Ф. К. Мессершмидт (1736—1783) создавал свои "характерные головы" (нем. «Charakterköpfen") — 69 бюстов, демонстрирующих различные эмоциональные состояния: удивление, радость, брезгливость. Однако морализаторские тенденции, дидактизм, ограниченность эстетических оценок просветителей тормозили естественное развитие классицистического искусства.

Ярким примером этих тенденций являются "Салоны" — критические обзоры академических выставок французского искусства за 1759—1781 гг составленные и опубликованные Д. Дидро. В борьбе с косностью академического искусства Дидро отстаивал сентиментальные и слащавые картины Ж Б. Грёза, названия которых говорят сами за себя: "Разбитые яйца", "Два воспитания", " Девушка, оплакивающая мертвую птичку", "Наказанный сын", "Паралитик, или Плоды хорошего воспитания". Дидро считал "самым достойным" жанр "нравоучительной живописи", независимо от художественных качеств конкретного произведения1. Художники писали пространные письма, программы с подробными комментариями и объяснениями картин. Изображать "жестокие сюжеты" или сюжеты "с плохим концом" считалось безнравственным. Противоречие просветительской эстетики заключалось также и в том, что, не имея собственной художественной программы, в поисках "естественного человека" Дидро и его единомышленники фактически возвращались к идеям академизма.

Дидро утверждал: "Естественная одежда — это кожа, чем дальше удаляются от этого принципа, тем более грешат против хорошего вкуса". В крайнем случае разрешались греческие туники или римские тоги. Поэтому картины Ж Л. Давида на сюжеты героической истории Древнего Рима были созвучны идеологии эпохи Просвещения. В то же время просветители поддерживали художников, находившихся в оппозиции академическому искусству, — натуралистов Ж Б С. Шардена ,М К. де Латура. Идеологические и художественные противоречия эпохи Просвещения проявились в творчестве французского скульптора Э М. Фальконе. Идеология Просвещения не смогла создать собственного художественного направления или стиля.

Однако она стимулировала течение сентиментализма, которое иногда рассматривают в качестве стадии, предшествующей Романтизму. Некоторые идеи философии Просвещения совпадали с эстетикой Классицизма.

Не случайно общественное движение просветителей развивалось параллельно с искусством Неоклассицизма во Франции, Англии, Германии, Италии середины и второй половины XVIII в. Просветительская эстетика этого времени затронула и Россию — с середины XVIII в. русское искусство развивалось в едином русле с западноевропейским.

Уничижительную оценку эпохе Просвещения дал русский художник и историк искусства С. П. Яремич.

Сад эпохи Просвещения

Заметим, что судьба Кульмана, едва ли не первого узника и мученика сов... Это не городской особняк, стилизованный под сельский дом, а настоящая ... Православный храм на холме, который во время строительства Александров... Эта речь произнесена в 1914 году, за несколько месяцев до момента, ког... Однако российскому императору нужен был свой архитектор.

Заключение

Заключение. XVIII столетие — одна из самых блестящих эпох в истории человеческой культуры. Этот период европейской истории, находящийся, условно говоря, между двумя революциями — так называемой «славной революцией» в Англии (1688—1689) и Великой французской революцией 1789—1795 гг — именуют эпохой Просвещения.

Действительно, центральным явлением культурной и идеологической жизни XVIII в. явилось движение Просвещения. Оно включало в себя политические, общественные идеи — прогресса, свободы, справедливого и разумного социального устройства, развития научного знания, религиозной терпимости. Но оно не было узкоидеологическим движением буржуазии, направленным против феодализма — и только, как это иногда утверждают.

Знаменитый философ XVIII столетия, тот, кто первым подводил итоги этой эпохи, И. Кант, в 1784 г. посвятил Просвещению специальную статью «Что такое Просвещение?» и назвал его «выходом человека из состояния несовершеннолетия». Основные идеи Просвещения носили общечеловеческий характер. Одной из важных задач просветителей была широкая популяризация идей: недаром важнейшим актом их интеллектуальной и гражданской деятельности был выпуск в 1750-х гг. Энциклопедии, пересматривающей прежнюю систему человеческих знаний, отвергающей убеждения, основанные на невежестве и предрассудках.

Просветители прежде всего были убеждены в том, что, рационально изменяя, совершенствуя общественные формы жизни, возможно изменять к лучшему каждого человека. С другой стороны, человек, обладающий разумом, способен к нравственному совершенствованию и образование и воспитание каждого человека улучшит общество в целом.

Так, в Просвещении выходит на первый план идея воспитания человека. Вера в воспитание укреплялась авторитетом английского мыслителя Локка: философ утверждал, что человек рождается «чистым листом», на котором могут быть начертаны любые нравственные, социальные «письмена», важно лишь руководствоваться при этом разумом. «Век разума» — таково распространенное наименование XVIII в. Но отличие от ренессансного жизнерадостно-оптимистического убеждения в безграничных возможностях человеческого ума, в отличие от рационализма XVII столетия, считающего единственно достоверным рассудочное познание мира, мировоззрение эпохи Просвещения включает в себя понимание того, что разум ограничен опытом, ощущением, чувством. Просветительский оптимизм порой совмещался с иронией и скепсисом, а рационализм сплетался с сенсуализмом.

Вот почему в эту эпоху одинаково часто встречаются и «чувствительные души» и «просвещенные умы». Вначале они сосуществуют в гармонии, дополняя друг друга. «Чем разум человека становится просвещеннее, тем сердце его — чувствительнее», — утверждают французские энциклопедисты.

По мере движения века к его последней трети развиваются «руссоистские» идеи, противопоставляющие «природу» и «цивилизацию», «сердце» и «ум», «естественного» человека и человека «культурного», значит — неискреннего, «искусственного». Точно так же меняется на протяжении века характер и степень просветительского оптимизма, веры в разумное и гармоничное устройство мира. Поначалу успехи научной революции, особенно открытие Ньютоном закона всемирного тяготения, сформировали представление о вселенной как о едином и гармоничном целом, где все в конечном счете направлено к добру и благу. Этапным событием, которое внесло значительные сомнения в эти убеждения, было землетрясение в Лиссабоне в 1755 г.: город был разрушен на 2/3, 60 тысяч жителей его погибло.

Беспощадность стихии стала предметом горьких размышлений многих просветителей, в частности Вольтера, посвятившего печальному событию, изменившему его представление о вселенной, «Поэму о Лиссабоне». Уже по одному этому примеру видно, что XVIII в. был эпохой, когда сложные философские идеи обсуждались не только в ученых трактатах, но и в художественных произведениях — поэтических, прозаических.

Человек эпохи Просвещения, чем бы он ни занимался в жизни, был еще и философом в широком смысле слова: он настойчиво и постоянно стремился к размышлению, опирался в своих суждениях не на авторитет или веру, а на собственное критическое суждение.

Недаром XVIII в. называют еще и веком критики. Критические настроения усиливают светский характер литературы, ее интерес к актуальным проблемам современного общества, а не к возвышенно-мистическим, идеальным вопросам. В этот «философский», как его справедливо называют, век философия расходится с религией, происходит процесс «секуляризации мысли». Получает распространение своеобразная светская форма религии — деизм: ее сторонники убеждены, что, хотя Бог и является источником всего существующего, он не вмешивается непосредственно в земную жизнь.

Эта жизнь развивается по твердым, раз и навсегда установленным законам, познать которые могут здравый смысл и наука. Но не стоит думать, что эпоха Просвещения была скучным, сухим «ученым» веком: люди этого времени умели, по словам О. Мандельштама, «ходить по морскому дну идей, как по паркету», ценили увлекательность и остроумие, любили, когда смешивается «глас рассудка с блеском легкой болтовни» (Бомарше), а с другой стороны, высоко ставили чувствительность, эмоциональность, не стеснялись слез. Разнообразие идей, представлений, настроений эпохи отразилось в ее основных стилях и направлениях.

Главным из них являются классицизм, рококо и сентиментализм.

Список используемой литературы

Список используемой литературы . 1. Культура эпохи Просвещения. М 1993 2. Зарубежная литература эпохи классицизма и Просвещения.

М 1994 3.Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Он же. Риторика и истоки европейской литературной традиции; Человек эпохи Просвещения. М 1999 4. Кривушина Е.С. Французская литература XVII–XX вв. Поэтика текста. Иваново, 2002 5.С. М. Каверина «История маровой культуры» Киев 1999.

– Конец работы –

Используемые теги: Cад, эпохи, просвещения0.062

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Cад эпохи просвещения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История психологии как наука. Античная философия и психология. Развитие психологии в Средневековый период. Психология эпохи Нового времени. Психологические идеи эпохи Просвещения.
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Библиотеки Европы в эпоху просвещения
По представлениям жителей Скандинавии дохристианского периода, ад был закован в снега и вечные льды. Посиневшему от холода древнему скандинаву… Библиотека была именно таким социальным изобретением, родившимся тогда, когда… Из столетия в столетие каждая эпоха формировала и использовала собрания письменных документов, чтобы сохранить и…

Психологические идеи эпохи Просвещения
Расшатывались феодальные устои в Германии. Рас ширялось и крепло движение, названное Просвещением. Как писал Н.В.Гоголь, просвещение означает… Предполагалось, что, следуя этим путем, удастся избавиться от социальных… Давид Гартли: основоположник ассоцианизма. Д.Гартли (1705-1757) является основателем ассоциативной психологии,…

Эпоха Просвещения
Они дают возможность человечеству осмыслить все его ошибки и причины. И когда люди осмыслят все ошибки и причины, наступает расцвет. Так было и с… С одной стороны, это можно сделать при помощи революции свергнуть монархов, а… Появляется мощное культурное движение - Просвещение, сопровождаемое расцветом науки и искусства. В ряде стран Западной…

Театр эпохи Просвещения
Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ… Название закрепилось после выхода статьи И.Канта «Ответ на вопрос: что такое… На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в…

Политическая мысль эпохи Возрождения, Реформации и Просвещения.
Естественно, что это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты,… Когда говорят о Возрождении, имеют в виду период кризиса римско-католической… Для Возрождения и Реформации характерны такие общие моменты, как: ломка феодальных и возникновение…

Развитие политической мысли в эпоху Просвещения
Развитие политической мысли в эпоху Просвещения... На качественно более высокую ступень в своем развитии политическая мысль... Родиной Просвещения явилась Англия Это не случайно Эта страна раньше других стала па путь капиталистического...

Генезис политической мысли в древнем мире. Политическая мысль Средневековья, эпохи Возрождения и Просвещения
Генезис политической мысли в древнем мире Политическая мысль Средневековья эпохи Возрождения и... Этапы политической социализации Типы политической социализации Результат... Политическая социализация включает несколько основных стадий Стадии или этапы политической со циализации прежде всего...

Смысл Петровских реформ в эпоху просвещения
Можно сказать, что Петровские реформы представляют собой тот узел трудноразрешимых национальных проблем, который России предстоит в дальнейшем… Заметим попутно, что термин Петровские реформы с прописной буквы понимается… Ярко выраженное двоеверие Древней Руси было вполне органичным, ибо существовало на фоне межконфессиональной борьбы…

Библиотеки эпохи просвещения
Так же и новые социальные явления не возникают, подобно Афине в полном вооружении, из головы Зевса, а протекают и формируются из совокупности… Из столетия в столетие каждая эпоха формировала и использовала собрания… Пройдя путь от глиняных табличек Шумера и Ниневии, папирусов Древнего Египта, через скудное оснащение средневековых…

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Культура эпохи европейского просвещения Вторая форма Просвещения, как называл ее К. Каутский, имея в виду под первой формой Возрождение, вырастает на почве предыдущих этапов эволюции… Один из крупнейших современных историков Ф. Бродель в своей книге… В европейской модели позднего феодализма они взаимообусловливали друг друга и были связаны со структурными…
  • В эпоху Русского Просвещения Русский классицизм как основное литературное направление эпохи провозглашал идеи патриотизма и служения родине. Именно в это время входят в… К тому времени ещё не был выработан язык русской художественной и научной… Как верно отметил позже В. Г. Белинский, сатиры Кантемира отличаются не только "русским языком, но и русским умом".…
  • Культура эпохи Просвещения XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия отношение к Богу, обществу, государству,… Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающих… Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества,…
  • Смысл Петровских реформ в эпоху просвещения Можно сказать, что Петровские реформы представляют собой тот узел трудноразрешимых национальных проблем, который России предстоит в дальнейшем… Заметим попутно, что термин Петровские реформы с прописной буквы понимается… Ярко выраженное двоеверие Древней Руси было вполне органичным, ибо существовало на фоне межконфессиональной борьбы…
  • Токсоплазмоз-трихомоноз - бич нашей эпохи К сожалению даже ученые, представившие такие данные, не осознали, что практически все тяжелые и считающиеся неизлечимыми заболевания имеют… Лучшим доказательством этому является эффективность противоплазмозного даже… Сколько мы видим таких вокруг себя ежедневно, в том числе среди министров, банкиров, президентов, королей и прочего…