Хозяйственная деятельность восточных славян

Хозяйственная деятельность восточных славян.

Природно-климатические условия способствовали формированию успешной хозяйственной деятельности славян полноводные реки, плодородные почвы, густые леса, полные зверей и птиц, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян. На южных плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных степях кочевым скотоводством, в северных и северо-западных районах охотой, добычей меха ценных пород зверей, бортничеством сбором мда диких пчл и воска.

Прежде всего, славяне народ не кочевой, а осдлый. Осдлость славян надо понимать в том смысле, что главный капитал их состоял не в стадах и табунах, а в земле, и хозяйство было основано на эксплуатации земли. Но эта осдлость была не прочна, так как, истощив пашню на одном месте, славяне легко покидали сво жилище, и искали другого. Таким образом, послки славян имели очень подвижный характер. Тип славянского дома в степной зоне отличался от подобного ему в лесной зоне. В степи это была рамочная структура, облеплнная глиной украинская хата. В лесной зоне это было бревенчатое строение русская изба. Археологические раскопки поселений говорят о том, что основным занятием восточных славян во 2-5 веках было земледелие, они сеяли просо, рожь жито, пшеницу, лн и другие культуры.

Для сельскохозяйственных работ применялось рало примитивная деревянная соха с железным наконечником наральником, мотыга, серп, грабли, коса. Позже появился плуг с железным лемехом.

Земледелие осуществлялось в переложной залежной или подсечно-огневой форме. Перелог предполагал использование одних и тех же участков в течение нескольких лет подряд, после чего он не обрабатывался примерно 20-30 лет до восстановления естественного плодородия. Эта система существовала в основном в степных и лесостепных районах. Подсечная система применялась чаще всего в северных лесных краях, где сначала подрубали подсекали деревья, а когда они высыхали, их сжигали, чтобы зола при этом служила удобрением почвы. Но эта система требовала больших затрат физического труда людей, которые должны были объединяться в большие трудовые коллективы.

Это было под силу только родовой общине. Родовая община в виде большой патриархальной семьи располагалась обычно в виде поселения, которое называли двор дворище, городище, печище. Это была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой общины было совместным. Размеры земельных участков определялись только тем, сколько земли мог освоить каждый член рода. Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному земледелию заметно повысил культуру сельского хозяйства и его продуктивность.

Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. До нас дошли свидетельства об использовании нашими предками ям хранилищ, вмещавших до 5 т зерна. О славянском экспорте хлеба во 2- 4 веках говорит заимствование славянами римской хлебной меры квадрантала, ставшего потом у них четвериком 26,26 л и дошедшего в нашей метрологии до 1924года. Если экспорт зерна в Римскую империю стимулировал развитие земледелия, то местный рынок способствовал появлению нового способа размола зерна на мукомольнях с жерновами.

Появилось двуполье, а потом и трхполье, то есть ежегодное чередование различных посевных культур и пара. Лошадей разводили не только для военной конницы, но и для использования их в качестве рабочего скота наравне с волами.

Развитие факторов производства обусловило разложение кровно-родственной общины и переход е в 6-8 веках к соседской, сельской общине. Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли уже можно было проводить небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность, что означало полное разложение родовой общины. Дворища печища уступали место поселениям под названием деревня, а сама община стала называться вервь мир. Общины управлялись властью избранных старшин, так называемым вечем.

Верви сливались в волости, которые уже были общинами политическими. Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя вс необходимое. В маленьких глиняных печах домницах или в ямах, из местных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна и шили одежду.

В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на месте. Самым распространнным товаром была соль, ведь месторождения е встречались далеко не везде. Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовляли украшения. За вс расплачивались ходкими и ценными товарами, которые играли роль денег пушниной, мдом, воском, зерном, скотом. В повседневном быту славяне широко использовали так называемый ритуальный календарь, связанный с аграрной магией.

В нм отмечались дни весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семян до жатвы особо выделялись дни языческих молений о дожде в 4-х разных сроках. Указанные 4 срока дождей считались оптимальными для Киевщины в агрономических руководствах конца 19 века, что свидетельствует о наличии у славян 4 века достоверных агротехнических наблюдений. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался сечень от слова сечь рубить.

Далее следовали месяцы сухий и березол, во время, которого лес сушили и сжигали. Месяц жатвы назывался серпень, а месяц молотьбы вресень от врещи молотить. То, что названия месяцев у древних славян связаны с земледельческими работами, свидетельствует о первостепенном значении земледелия в их хозяйстве. И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли ещ долго оставались в совместной собственности, они уже делились на участки наделы, которые передавались общинникам в пользование на определнное время.

А лесные угодья, водомы, сенокосы и пастбища оставались в совместной собственности. Ещ долго сохранялись различные виды работ, выполнение которых требовало объединнного труда прокладывание дорог, корчевание леса и др. Земельные наделы обрабатывались теперь членами отдельной семьи своими собственными орудиями, урожай также принадлежал данной семье. Таким образом, эта хозяйственная единица уже не должна была участвовать в принудительном равенстве при производстве и распределении продуктов.

Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных земельных собственников феодалов.