Составители

Составители. Правда Русская» состоит из Правды Ярослава (статья с 1 по 18) , Правды Ярославичей (статья с 19 по 41) , Покона вирного (статья 42) и Урока мостников (статья 43) и других составителей, которые хранят нормы об побоях, убийстве, об нарушении прав собственности и подходов его восстановления, также о вознаграждении за утрату чужих вещей.

Правду Ярославичей не могут отнести к точной дате ее основания. Ярославичи моги съехаться только в 1054-1073 гг потому что в 1054 году умирает Ярослав, а в 1073 году Святослав выгоняет из Киева своего старшего брата Изяслава, а после всех этих событий Ярославичи никогда уже не собирались вместе.

Первоначальный текст «Правды Русской» нас к сожалению не достиг. Однако известно, что право содержит решения, которые обсуждались на княжеском съезде потомков Ярослава и далее были приняты, дополняли уже имеющиеся статьи своими нормами судебных пошлин и расходов. Владимир Мономах сотворил более крупную переработку данного закона. В результате сложилась «ПП». В следующих веках создавались новейшие редакции «Правды Русской», которых насчитывается около пяти или шести.

Источниками были нормы обычного пра¬ва и княжеская судебная прак-тика. К этим нормам обычного права относятся положения о кровной ме-сти, а так же круговой поруке. «Правда» прояв¬ляет различные взгляды к этим обычаям: кровную месть стремятся ограничить, уменьшая круг людей которые имеют желание отомстить, или же отме¬нить вовсе, например, заменив – вирой (денежным штрафом). Круговая порука же напротив сохраняется как политическая мера, объединяющая всех участников общины ответственностью за своего преступника, со¬вершившего преступление (на всю об¬щину налагалось - «дикая вира»). Визан¬тийское каноническое право повлияло на «Правду Русскую». Древнерусское законодательство проявляет немалый интерес к уго-ловному праву.

Данному праву посвящено немало статей «Правды Рус-ской», уголовно-правовые нормы имеются и в княжеских уста¬вах.