Библейские законы и их влияние

Библейские законы и их влияние. Источниками, которыми пользовалась церковь при решении и формулировании встречавшихся им случаев, можно приплюсовать к источникам «Правды Русской», насколько такие случаи нашли себе в ней место.

Такими пособиями прежде всего служили те дополнительные статьи Кормчей, среди которых помещалась и «Правда Русская», Самое присутствие их в составе такого памятника, как Кормчая, служило достаточным доказательством их авторитета, как источников права. Но древнерусские церковные законоведы не пренебрегали источниками менее авторитетными, если находили в них подходящий материал; только трудно уловить их. Кажется, сохранился след одного из них. В «Правде Русской», есть ряд статей о побоях и повреждении руки, ноги и других частей тела. В так называемой Эклоге приватном руководстве права, относимом извест-ным канонистом Цахариэ ко времени позднее начала Х в встречаются по-добные статьи по содержанию.

Взыскания, прописанные в некоторых из этих статей, дают задуматься и вызывают предположение, не читал ли этих статей составитель «Правды Русской», когда выражал размер пени за членовредительство и побои. Например, за порчу носа или глаза, Эклог назначает пени и в пользу потерпевшего 30 восточных монет – «сикл»; в «Правде Русской» за это же положено пени и вознаграждения потерпевшему 30 гривен кун ( Гривна значит фунт. Куны – деньги.

Гривной кун - денежным фунтом, называется отлитый слиток серебра разнообразной формы, обычно продолговатый, позже его заменил рубль.); за выбитый зуб в Эклоге 12 золотых, в «Правде Русской» 12 гривен. Следует заметить, что более высокими санкциями в «Правде Русской» береглось имущество бояр. Трудно было удовлетворить боярство законодательством, существовавшем после издания «Правды Ярославичей» (по утверждению Юшкова С.В.). «Правда» касалась только княжеских дворовых слуг, и охраняло только княжеское имущество.

Эта частная греческая компиляция была мало известна древнерусским правоведам, и если не ошибаться, не оставила следа в старинной русской письменности. Если сходство это - совпадение не случайное, то можно подозревать что у составителей «Правды Русской» довольно разнообразные и неожиданные источники.

Очень важная черта древнерусского процесса – поле или судебный поединок. Черта указывает, что русская церковь решительно выступала против этого вида судебных доказательств, этот ф акт указывает на происхождение «Правды Русской» в церковной среде. В работах Тихомирова М.Н. очень много говорится об участии церкви в возникнове-нии «Правды Русской». Но против данной теорий выступает - Юшков С.В. Юшков считает участие церкви в составлении «Правды Русской» является недоказанным. «Правда Русская» по его мнению: «это сборник светского права». В «Правде Русской» не содержится статей о преступлениях государ-ственных и преступлениях против нравственности. Если учитывать характер источников, по которым складывалась «Правда», отсутствие первых можно объяснить.

Что касается преступлений против нравственности, они уже во времена «Правды Русской» были собственно отнесены в сферу церковного законодательства и описаны церковными уставами князя Ярослава и князя Владимира.

Существует и причина, по которой отсутствует смертная казнь. В церков-ном суде при рассмотрении тяжких дел, по которым предполагалось уста-новление смертной казни, вместе с судьей из церкви заседал и судья от князя. Видимо установление смертной казни и входило в его полномочия, судья из церкви не мог себе позволить этого. Просто по христианским соображениям.