рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура кочевого общества

Культура кочевого общества - раздел История, Оглавление Введение.глава I. История Кочевых Племен Половецкой Земли §1.пись...

Оглавление Введение.Глава I. История кочевых племен Половецкой земли §1.Письменные источники о печенегах и половцах §2. Историография накопления археологического материала по средневековым кочевникам §3. Исследователи о причинах массовой миграции азиатских кочевников Глава II. Материальная и духовная культура кочевого общества ХII-ХIV вв §1. Типология вещевого комплекса печенегов и кипчаков-половцев по данным археологии §2 Погребальный обряд кочевников Заключение. Список литературы Введение Археологические памятники, скупые, отрывочные и в большинстве достаточно поверхностные сведения письменных источников, составляют в настоящее время основу для изучения и реконструкции этнической и социально- экономической истории кочевых народов степей Евразии.

Этапы развития кочевых обществ, смена одних этнополитических объединений другими, территория их расселения, характер взаимодействия, вот далеко не полный перечень вопросов.

Ответ на них можно найти в археологическом материале, естественно, при условии его тецательного историка- археологического анализа. В отечественный науке уже имеется серия крупных работ, в которых на основе комплексного изучения археологических памятников, каменных изваяний, сведений русских летописей и сочинений восточных и западных авторов эпох средневековья воссоздается этнической, социально- экономической истории кочевых племен печенегов и половцев.

С точки зрения этнической истории кочевых племен Евразии степи Южного Урала и Приуралья (территория простирается от верховья Тобола на востоке до нижнего течения р. Урал на западе и отр. Эмба на юге до низовьев Камы и Белой на севере) представляют собой важный район, поскольку именно через него проходили на запад все известные в евразийской истории кочевые племена и орды, начиная с гуннов. Фрагментарность сведений о печенегах и половцах, содержащихся в средневековых письменных источниках, и очевидный субъективизм их авторов превращают археологические памятники в основной источник информации по этнокультурному составу, социальной структуре, материальной и духовной культуре кочевников эпохи средневековья.

Таким образом: цель данной работы - изучить культуру кочевого общества по данным археологии. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: дать описание исторических сведений о печенегах и половцах с помощью данных в письменных источниках, а также используя хронологию накопления археологического материала дореволюционных, советских и современных исследователей; назвать причины миграции азиатских кочевников по мнению некоторых ученых; дать типологическое описание составных элементов материальной культуры печенегов и половцев; с помощью специально разработанного перечня признаков провести подробный анализ погребального обряда памятников с целью выделения общих и особенных черт для данных видов племен.

Для данной контрольной работы были использованы публикации В.А.Иванова, В.А.Кригера, А.Ф.Яминова, которые посвятили свои работы истории средневекового населения Южного Урала. Глава I. История кочевых племен Половецкой земли §1.Письменные источники о печенегах и половцах Самые ранние письменные свидетельства о пребывании народов- печенегов и половцев в Урало-Волжских степях датируются 922 годом и принадлежат перу Ахмеда Ибн Фадлана, секретаря посольства, посланного багдадским халифом Муктадиром в Волжскую Болгарию по просьбе болгарского царя Алмуша.

На всем протяжении своего долгового и трудного пути из Багдада в Болгарию он вел дневник, куда заносил сведения о местностях, странах и народах. Спустившись с безводного плато Устюрт, караван посольства пришел к кочевьям Огузов (гуззов), живших в то время в степях между Северным Приаральем и низовьями Волги. Кроме сообщений об образе жизни и нравах этого народа Ибн Фаден оставил детальное описание похорон огуза, фиксируя признаки и языческий обычай захоронения.

Благодаря сведениям Ибн Фадлана, археологам удается этнически классифицировать часть курганов Х-ХI вв в Урало-Волжских степях, погребальный обряд которых характеризуется именно такими признаками (захоронения под земляными насыпями в прямоугольных ямах, перекрытых досками, на которых лежат череп и кости ног коня, поза погребенного – вытянуто на спине, головой на запад, вместе с ним очень часть находятся железные наконечники стрел, бронзовые и серебряные украшения поясов и специфические фигуры с распростертыми крыльями). Двигаясь дальше от огузских почевий, багдатское посольство через несколько дней подошло к берегам озера Шалкар (Уральская область), вокруг которого в это время печенеги.

Очевидно, из-за краткости остановки (у печенегов посольство пробыло всего лишь 1 день, Ибн-Фадлан не имел возможности подробно ознакомиться с бытом и обычаями этого народа, а потому ограничился только кратким описанием их внешнего вида («они- темные брюнеты с совершенно бритыми бородами …») и сжатый, буквально в 1 фразе, характеристикой имущественного состояния данной группы печенегов («…они бедны в противоположность гузам…»). Сведения Ибн-Фадлана о пребывании в начале Х века печенегов к востоку от Волги подкрепляются аналогичными сообщениями других средневековых авторов, современников Ибн-Фадлана: византийского императора Константина Багрянородного и арабского писателя, историка и географа Аль-Масуди.

Указанные сведения органично дополняются данными археологических исследований, в результате которых в северной части Урало-Волжских степей на территории современных Куйбышевской , Саратовской и Оренбургской областей, выявлена и изучена серия курганов, по своим признакам индентичных особенно печенежским курганам, в большом количестве известным в степях Украины и Северного Причерноморья.

Северные же границы печенежских кочевий в Заволжье и Приуралье (Заволжская Печенегия) совпадали с южной кромкой волго-уральской степи, а западная доходила до Самарской Луки (в средневековых географических картах Жигули называются «Печенежскими горами») . Однако государство печенегов в Приуралье продолжалось не долго, так как с востока из Центральной Азии на печенегов уже катился, сверкая молниями своих кривых сабель, всесокрушающий вал безжалостного и жесткого врага, о котором в далеком Киеве смиренный летописец с горечью написал: «В лето 6569 (1061г.) придоша половца первое на Русьскую землю воевати» . Половцы, они же команы, они же кипчяки- народ с драматической и по-своему прекрасный историей.

По мнению армянского средневековья историка Матфея Эдесского «рыжеволосый народ хардеш»- это половцы, которые в 1050-1051 гг. огузов и печенегов в степях Северного Кавказа.

Через 5 лет, в 1055г. первые половецкие орды появляются у границ Киевской Руси, о чем говорит «Повесть временных лет». В данной ситуации кыпчаки- половцы выступали как завоеватели, имя вполне определенную цель- степи, лежащие к западу от Волги. Вырвав в Х-ХI вв из рук печенегов огромное пространство Великого пояса степей от озера Балхаш до Дуная (впоследствии эту территорию так и стали называть- Половецкая степь, или Дешт-и-Кипчак), половцы на многие десятилетия становятся едва ли не основной политической и этнической силой юга Евразии.

Половецкие ханы со своими дружинами жестоко разоряли южные окраины русских княжеств, а потом выдавали своих дочерей замуж за киевских, владимирских, новгород-северских, волынских и других князей.

В 1107г. после сокрушительного похода Владимира Монома- ха в Половецкую степь 40 тысяч половцев хана Отрока находят убежище у грузинского царя Давида Строителя и служат ему в качестве конного войска. Участвуют половцы и междоусобных войнах византийских императоров.

Однако, самой яркой страницей в истории половцев-кипчаков явился захват ими власти в далекой и богатой стране- Египте. Соприкасаясь с другими народами, половцы-кипчаки вступали с ними в культурные и этнические контакты, заимствуя у них имена (в египетских документах мамелюкского периода встречается имя кипчака- мамелюка Иван ибн Василий) . В период татаро-мнгольского завоевания кроме сведений о кипчаках- половцах в русских летописях, есть данные летописца чингисхановых завоеваний, который писал о встрече татаро-манголов лицом к лицу с объединенными силами половцев и аланов так: «Когда монголы дошли до области Алан, где население было многочисленно, то оно совместно с кипчаками сразилось с монгольским войском, и ни одна сторона не одержала верха.

Тогда монголы сообщили кипчакам следующее: «Мы и вы- одного племени и происходим из одного рода, а аланы нам чужие.

Мы с вами заключим договор, что не причиним друг другу вреда, мы дадим вам золота и одежд то, что вы пожалаете, вы же оставьте нам аланов. Было это в 1221-1222 гг. в степях Северного Кавказа. Кипчаки великодушно повернули назад, за что и были обмануты «родственниками». Затем была битва на Калке. Таким образом, скупые отрывистые на первый взгляд сведения о кочевниках средневековья все же дают определенные знания археологам о материальной культуре, обрядах, и, самое главное, в географии, местонахождении этих племен в разные периоды средневековья, о чем будут свидетельствовать и археологические находки. §2. Историография накопления археологического материала по средневековым кочевникам Конечно, одних письменных источников современников кочевых народов недостаточно, чтобы показать яркую самобытность кочевых племен Половецкой земли.

В 80-е гг. пошлого века интенсивно накапливается археологический материал по средневековым кочевникам территории Южного Приуралья.

Этим работам предшествовали отдельные, большей частью случайные раскопки средневековых курганов в Башкирском и Оренбургском Приуралье, начало которым положил в 1887-1888 гг. Ф.Д.Нефедов своими исследованиями в междуречье Урала и Илека (Мертвые Соли, Ханская Могила, Мертвецовский и др.)*. Те же авторы указывают на то, что в 1926г. Б.Н.Граковым были раскопаны два могильника ХIII-ХIVвв. у аула Худай-Берген на левом берегу р. Урал, ниже г. Орска, а в 1927г. при раскопках сарматского курганского могильника у пос. Неженский им же были обнаружены еще 5 средневековых захоронений (Башкирское стойло, Алебастровая гора, Красный Яр). В 1958-1962, 1971-1973, 1979 гг. во время раскопок савромато-сарматского могильника ус. Новый Кумак экспедицией М.Г.Могиковой, К.Ф.Смирнова, В.А.Кригера исследованы более 30 кочевнических погребений ХIII-ХIV вв. Примерно тогда же остатки погребения ХIII-ХIV вв. доисследовал на склоне горы Шахтау под г. Стерлитамакском музее Б.В.Скляров.

В 1963г. два женских захоронения ХIII- ХIV вв. были раскопаны М.Х.Садыковой у д. Юлдыбаево в Зилаирском районе Башкортостана.

В 1966г. исследованы сразу 14 погребений ХII-ХIV вв. С.М.Васюткиным в Сынташтамакском могильнике на р. Чермасан. 70-е годы прошлого века были временем начала систематических поисков и изучения средневековых памятников в степном Приуралье.

Наиболее масштабную в этом плане работу провел в 1973-1974 гг. Н.А.Мажитов, который открыл и исследовал серию курганов ХII-ХIV вв. в среднем течении р. Урал на территории Оренбургской области (Алабайтал, Жанаталап I, II, Карагач, Россыпино и др.) В то же время А.Х.Пеничук раскопал 2 могильника ХII-ХIV вв- это IV Ивановский, у пос. Колеса мол. В 1979г. археологи В.А.Заседателева раскопали в г. Орске курган, судя по внешнему облеку вещей, конца ХIII- начала ХIV в. В том же году исследователи вскрыли еще 6 курганов на Ново-Кумакском могильнике, раскопки которого были начаты в 1958-1962 годах.

В 1980г. экспедиция института истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии Наук СССР, возглавляемая В.А.Ивановым, после долгих безуспешных поисков обнаружила великолепный кипчакский могильник на правом берегу Сакмары, в 5 км к западу от г. Кувандыка возле с Тиявгулова. В настоящее время исследования в данной области продолжаются, в них заняты такие ученые как Иванов В.А Гарустович Г.Н Питнева С.А. Как показали работы последующих лет, на территории Уральской и Оренбургской областей, а также в Башкирском Зауралье и в Челябиской области, именно курганы ХII-ХIVвв. составляют основную массу выявленных в регионе средневековых кочевнических памятников.

Следовательно, благодаря исследованиям отечественной науки эпохи средневековья в половецкой земле - есть важнейший вклад в этническую, социально-экономическую и политическую историю кочевников-печенегов и половцев. §3. Исследователи о причинах массовой миграции азиатских кочевников Временный пик массового движения азиатских кочевников на запад приходится на период с середины IХ до середины ХI в когда по евразийским степям прокатилось несколько кочевых волн: печенеги, Огузы (торки), кыпчаки.

Современники этих событий полагали, что перемещались кочевники по цепной реакции, когда одни одни племена, захватывая пастбища соседей, вынуждали последних уходить на другие территории (аль-Марвади), выдвинули одну из причин миграции военно-политическую. В своей книги «Курганы кыпчакского времени…» авторы предполагали точку зрения П.Н.Гумилева.

Он считал, что существовал 2 вида миграций: 1) при усушении степи кочевники в поисках воды и пастбищ конценрировались по окраинам зоны; 2) при увлажнении аридной зоны возрастало население степи, которое, чтобы сохранить привычный способ хозяйствования, было вынуждено расширять свои владения. Гипотеза о гетерохронности увлажнения и усушения в аридной и гумидный зонах позволяет совместить периоды миграционной активности кочевников (по историко-археологическим данным) и климатические условия аридной зоны в это время (по данным палеоботаники и колебаниям уровня Каспийского моря). Оказалось, что колебания уровня Каспия совпадают с колебаниями уровней Арала и озера Балхаш, показывая тем самым, что кочевые племена от Прикаспия до Принртышья обитали примерно в одинаковых климатических условиях.

Северное Причерноморье не подвергалось столь резким колебаниям усушения и увлажнения.

Богатые разнотраньем и надежно обеспеченные водой южнорусские степи были убежищем для кочевников в периоды усыхания степей восточнее Волги, где гидросеть развита слабо. В.А.Иванов и В.А.Кригер проследим следующею закономерность: в Х в. Началось медленное усушение аридной зоны и поднятие вследствие перемещения фронта циклонов на север уровня Каспия, что повлекло за собой массовое переселение огузких племен на реки Илек, Волгу и печенежских- в южнорусские степи.

Подобное переселение подразумевает переход кочевников к I стадии кочевания, археологически выражающейся в слабой насыщенности памятниками домонгольского периода (ХII-первая половина ХIII в.), поскольку сложившаяся к началу огузо-печенежкого передвижения на запад в степях Центрального Казахстана и Приуралья кочевая орда во главе с кыпчаками также была вынуждена уйти на более благоприятные северо-западным земли- и это сочетание экологических и военно-политических причин, по мнению тех же авторов.

Вновь вступают в период усушения с одновременным поднятием уровня Каспийского моря, но в это время в регилне, кроме чисто экологических причин, активно действуют причины военно-политические и социально-экономические, следствием которых явилось образование государство с относительно устойчивыми границами и искусственное ограничение свободы передвижения кочевников. Отсюда- широкое распространение в степях Южного Приуралья курганов золотоордынского времени (вторая половина ХIII-ХIVв.). Таким образом, исследователи выявили несколько причин миграции азиатских кочевников, которые дали возможность археологам прследить за ходом переселения, проводя всесторонний типологический анализ имеющеюся материала на предмет его хронологизации и выявления общих и особенных черт на фоне синхронных памятников евразийских степей, а письменные источники, несмотря на свою фрагментарность, дают сведения о социальной структуре, материальный и духовной культуре кочевников в ХII-ХIV вв. Глава II.

Материальная и духовная культура кочевого общества Х

Первое в районе г. Уральска, на юго-восточном берегу озера Челкар, и второе- у села Увак ... Также впервые в Южном Приуралье выделяется такой элемент кочевнической... археологической экспедицией Баш. Кроме вышеуказанного, авторы книги «Курганы кыпчакского времени…» убеж...

выводы: 1) Если для элементов материальной культуры характерна приверженность изменениям под воздействием определенных «мод» на оружие, конское добранство и т.д то погребальный обряд, как печенегов, так и половцев отличается консерватизмом, стабильностью; 2) в общей массе признаков погребального обряда захоронений золотоордынского времени от Волго-Донского междуречье до Урала абсолютно преобладающими являются признаки, характерные для половецкого погребального обряда, но в то же время в этой массе присутствуют и признаки, свидетельствующие в среде населения Волго-Уралья ХIII-ХIV вв. включенных каких-то остаточных групп Огузов и печенегов (по Г.А.Федорову-Давыдову). Заключение Итак, в данной работе постаралась доказать, что благодаря изучению письменных источников совместно с археологическими исследованиями русских дореволюционных, советских, а также современных ученых- археологов, антропологов, этнографов, геологов прослеживается точная и яркая картина территориальной принадлежности печенегов и половцев в эпоху средневековья, их обычаев, материальной культуры, обрядов захоронения- их сходство и различий.

Из историографии накопления археологического материала по средневековым кочевникам следует, что с каждым новым обнаружением того или иного археологического памятника археологи вносили неоценимый вклад в этническую, социально - политическую и экономическую историю кочевых племен.

Благодаря совместной же, слаженной работе некоторых исследователей, как средневековых авторов, так и современников, можно с уверенностью говорить о причинах миграции рассматриваемых мною племен.

Что касается материальной и духовной культуры кочевого общества, то благодаря все тем же письменным источникам средневековых авторов плюс современным археологическим исследованиям можно с уверенностью сказать, что археологические памятники времен печенегов и половцев представляют собой достаточно емкую источниковую базу для изучения этнической и социально-политической истории средневековых «рыцарей» степи.

Анализируя типологию вещевых комплексов и обряда погребения, можно бесспорно говорить о том, что в разные отрезки времени существовали определенные обычаи кочевников- как печенегов, так и половцев. При наличии и явном преобладании общих признаков, свидетельствующих о генетическом и этнокультурным родстве рассматриваемых памятников, указываются и существенные различия, которые зависели от образа жизни, язычества, принятие ислама, социальной и политической культуры кочевого общества.

Список литературы 1. Иванов В.А. Путями степных кочевий: - Уфа, 1984 (С.76-116) 2. Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? (Взгляд археолога на древнею историю Южного Урала) ТОО «Грань»- УНЦ РАН СПб; 1994 (С. 85-101). 3. Иванов В.А Кригер В.А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (ХII-ХIV вв.)- М: Наука, 1988 (С.3-71). 4. Плетнева С.А. Половецкие изваяния САИ, -1974-вып. С 4-2-с. 61,65. 5. С.И.Руденко и башкиры- «Гилем»- РАН УНЦ Уфа, 1998 (с. 180-187).

– Конец работы –

Используемые теги: Культура, кочевого, общества0.06

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура кочевого общества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Культура как детерминанта развития общества. Проблемы культуры и социума
Следовательно, тот же Сартр не прав, когда уверяет, что культура никого и ничего не спасает.Спасает — и тогда, когда она способна помочь человеку в… Итак, культура, с одной стороны, есть результат предшествующей деятельности… Детерминантный статус культуры особо зримо обнаруживается в эпохи революционно-реформаторских изменений в обществе.

Физическая культура как вид культуры личности и общества
Самые ловкие фехтовали на пиках, ходили по натянутым канатам, дюжие силачи поднимали лошадей, валили наземь быка, впрягались в груженые возы, гнули… Медленно растет значение физкультуры и спорта в международных… В 1908-1910 годах чемпионом России среди конькобежцев был российский скороход Николай Струнников.

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
А и Б Стругацкие Хромая судьба... Только установление истории открывает нам истину и обосновывает концепции... Д С Лихачев История мать истины...

Культура Эпохи Высокого Возрождения и ее представители как светочи мировой культуры
Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением,но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл… Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви … И действительно готическая напряженность и лихорадочность в северном Возрождении не исчезают. Но,с другой стороны,…

Массовая культура современного общества
История этого века утвердила свою всемерность в тенденциях глобальных проблем: образование экономических систем мирового масштаба (мировой рынок,… XX век - это преодоления пространственных ограничений макромира. Усилиями… Компьютер изменил и производственную и бытовую культуру нашего мира. В рамках определенной исторической эпохи в мире…

Эпистемология культуры: история и философия наук о культуре
Ю В Ларин... Эпистемология культуры история и философия наук о культуре...

Русская культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III,… Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей… В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг.…

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам