О кризисе современной исторической науки

Переживает ли кризис современнаяисторическая наука? Кризис на лицо - крах идеологий, угроза гибели человечества в огне ядерногоапокалипсиса вызвали растерянность многих историков. Падение авторитета научного знанияспособствует подрыву веры в идею прогресса исторической науки. Уменьшениефинансирования на науку приведут к кризису, так как обновление можно будетожидать толь ко от молодого поколения ученых.Время между двумя мировыми войнами -наиболее продуктивный и творческий период истории нашей професии.

Обновление исторических знаний Стоун видитв изменении взгляда с окружающих человека обстоятельствах начеловека в конкретных обстоятельствах. Франция является родиной Новойисторической науки , в которой произошло раздробление истории - утратацелостности.Какой кризис? Болезнь смертельная илиболезнь роста? В России образовался трудовосполнимый огромный пробел вметодологии исторического процесса. Рассмотрим два периода Хрущевский - 50-60 ггнапряженный интерес к теории и методологии общественных наук, кружки, диспуты,публикации статей, сейчас подобного не наблюдается, методологическая мысльпарализована.

Расчищены завалы догматизма, но в рамках марксистской концепцииистории исторический процесс - смена социально экономической формации,центральный тезис классовая борьба. Марксизм имеет предельные познания. Став напозиции всеобщей познавательности, разумно и логично Маркс отверг теорию познанияо границах человеческого разума.Эти границы, отделяющие мир в себе от познающего субъекта, подлежат осознанию исследователя.

Кант - первый счелневозможным говорить о бытие без предварительного упоминания о познающемсубъекте. Обнаружена исключительная сложность исторического познания.Марксистко-Гегелевский подход к историческому познанию закрыл доступ к наиболееинтересной методологии направлению в исторических науках XX века. Научнаяревизия показала кризис марксизма как учения.Мы оказались на руинахобщественного строя на базе Марксизма, источника трагедии миллионов.

Деятели 80 годов - старая идеология пала,а новая не сформировалась, пустота заполнилась нежелательным содержанием. Темыв основном касаются развития и смены формации. Методология социализма легкоподменяла процесс жизни людей общественными, политическими, социальнымиисследованиями, жизнь человека рассматривалась, как бесконечно малая величина. Общество - объединение живых людей, с ихинтересами, потребностями, мыслями, эмоциями.Люди в исторической ситуацииведут себя не адекватно требованиям законов, в зависимости от культурысознания, от психического состояния.

Если признать человека - содержаниемисторического процесса надо пересматривать истории. Марксизму не нужна наука окультуре и проникновение во внутренние причины поведения людей. Первый этап исследования - формулировкапроблемы, история - плод активной целенаправленной работы историка. Когдапоставлена проблема - устанавливается контакт с прошлым историческими источникамии историческими фактами.Историк углубляется со своими вопросами в источник -получает сведения, создается плодотворное взаимодействие диалог междуисториком и людьми прошлого.

Исторический памятник - их мысли и намерения.Задавая вопросы историк получает ответы иногда неожиданные. Исторический контекст зависит от того, вкакой системе связи это явление рассматривается. Например - у скифов золото исеребро не богатство, а амулеты удачи ивезения, они их прятали для жизни послесмерти.Привычные схемы и объяснения Марксом позитивной историографии неспособны включить в себя элементы исторического синтеза, который мог объединитьидеальное и материальное в их взаимном переплетении.

Историки марксизма довольствуютсяинформацией об источнике, если он отвечает требованиям внешней критике, они незадумываются над картиной мира существующей в сознании создателя памятника.Первый пласт - аспекты сознания автора, правило изложения исторических фактов.В рамках исторического подхода все направления экономика, социология фокусируются на сознании человека, на его представлении о себе, о мире, обобществе.

Хозяйственная деятельность, политические факты, религиозная жизньвходят в контекст исторического исследования. Любой род деятельности окрашенпсихологией человека и получает отпечаток его взглядов на мир и на его эмоции. Новая истрическая наука илишкола Аналов принципы сформулировала Блоком и Февром - крупнымифранцузскими историками нашего столетия.Глава этого направления 50-70 гг -Бродель несколько отошел от намеченного курса - история экономики и материализмцивилизации.

В 60 годы ряд историков занимался глобальной , тотальной историей на переопределенииразрыва между исторической экономикой и социальными структурами и историейдуховной жизни. Существуют группы, занимающиеся компьютерной историейисследований и разработкой серийной истории. Ряд историков участвуют вобновлении и переориентации современных исторических знаний.Подлинный переворот в профессии историказаключается в новой концепции деятельности самого историка, коренном измененииотношения и деятельности самого историка к объекту исследования. Противопоставление Февра традиционному историческомуповествованию - историческая проблема.

Историческое отражение содержанияисточника, которое он принимает за подлинное содержание истории.Блок считает, что историк действуетмаксимально активно, ставит проблемы и доминирует в отборе материалов и углезрения, его активное включение в современную жизнь и та картина, котораяотделяет события от современности, определяет вопросы к людям прошлого оглубине проблемы культуры . Социальная значимость професси историка -установление контакта с людьми минувших времен и в этом диалоге - смыслдеятельности историка.

Блок-патриот, погиб от рук фашистов. Феври Блок отчетливо понимали историка ссовременностью, которая дает исторические критерии его научного анализа.Историки отражали историческую деятельность, включая поправки современногомира.Ранке-история обнаруживает своюдвусмысленность.

Его называли большим окуляром, через его труды можноразглядеть подлинные черты прошлого.Историк познает истину весьма сложногосостава, он способен восстановить окружающие моменты исторической жизни внеискаженном виде. Исторические исследования накапливаютранние знания и способны передавать накопления ученых о той или иной эпохимомента в соответствии с картиной мира. Принадлежности историка к обществу иприсущее ему мировозрение является необходимым условием познания им прошлого.Исторические проблемы радикально отличаются от истории, основное отличие в ролиисторика, его осмыслении, понимании особенностей науки о культуре и ихпротивоположность методам наук о природе, неодушевленных и лишенных высших формсознания.

Исторические науки - науки о человеке, иметоды изучения не отличаются от методов естествознания. Историки недовольствуются только научным описанием, изображением исторических явлений исобытий с позитивной стороны наблюдателями.Историки проникают в мысли ичувства, в тайны сознания других людей. Подход из вне сочетается с подходомизнутри с позиций людей прошлого.

При данном подходе понятия современнойнауки сливаются с мнениями людей другой эпохи, происходит расшифровка языкачужой культуры, ее собственных понятий и специфики логики.Рассмотрим работы Рабле - исследованеи неограничивается анализом романов Рабле нападает на церковь, а не нахристианство , в то время не могли существовать подобные мировозрения, ненуждающиеся в идее Бога. Этот вопрос намерен изучить Февр ипривлекает различные источники, умственные способности людей XVI столетия,изучает образ жизни, психологию, реакции людей.

Он приходит к заключению, чтоэтого не могло быть. Февр создает понятие, чтобы уловить симптомы явной логикикультуры другой эпохи, нужен метод исследования глубоких слоев сознания людейиных эпох и культур. К историческим источникам предъявляются новые требования.Чтобы проникнуть в сознание людей минувшихэпох необходимо расширить круг исторических источников, которые дают ответы,необходимо ориентироваться в соседних науках.

Социальное поведение людей отчастидиктуется их материальным интересом и социальным положением, в ограниченнойстепени религиозным, этническим, образованием, половозрастными принадлежностями. Общество живет в двух измерениях - вматериальном и мире воображения, разграничения вестма условно.В историческомтруде присутствует картина мира историка и видение мира людьми изучаемой эпохи.У Маркса описывается история борьбы классов, борьба идеализма и материализма.

Историк должен охватить различные строныжизни. В прошлом столетии произошло разграничение истории, при которомэкономическая история оторвалась от политической истории и от истории религии икультуры. Это привело к утрате целостности истории общества и созрела потребностьисторическом синтезе.Февр и Блок занимались проблемой исторического синтеза,разрабатывали методы синтетического подхода к пониманию и изображению обществаи его развития,требовали резкого расширения кругозора, выхода за привычныерамки узкой специализации разделов истории.

Новая историческая наука - антропологическая история ориентированацентром внимания человека во всех его проявлениях от производственнойдеятельности до семейных отношений, от технологий до религии и быта жизни. Реализация этих задач требует ученогонового типа, с широким кругозором, всесторонне образованного профессионала ссолидной теоретической подготовкой.Критики в основном критикуют школу Аналов , где где обнаружены новые тенденции - это кризис роста, так как наука, которая неощущает кризиса находится в стагнации.

Кризис роста - не в количественныхнакоплениях, а в ломке привычных стериотипов и устоявшихся схем, происходиттрансформация исследовательских методов и научных подходов. В центре кризисастоит историк, ему надо менять свои методологические и гносеологические принципы и ориентации.