Карл Ясперс

Министерство топлива и энергетики РФ Сургутский Нефтяной техникум Сообщение Карл Ясперс. Студента I-го курса группы Бух 99-II Фролова Юры г. Сургут 2000 г. Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 года его отец, юрист, впоследствии - директор банка, происходил из семьи купцов и крестьян, мать - из местного крестьянского рода. В 1901 году Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет.Однако, проучившись три семестра, он перешел на медицинский факультет, который окончил в 1908 году в 1909 году Ясперс получил степень доктора медицины.

Во все периоды жизни, в том числе и в годы студенчества, у Ясперса были немногие, но близкие друзья так, на медицинском факультете он дружил с одаренным студентом Эрнстом Майером, братом своей будущей жены Гертруды Майер. Характерно, что и брат, и сестра живо интересовались философией, причем Гертруда Майер изучала философию профессионально.Ясперс познакомился с ней в 1907 году, а спустя три года молодые люди поженились.

С тех пор одиночество не мучило Ясперса в жене он нашел не только любящую душу, но и близкого по духу человека. В значительной мере интерес к философии развился и у молодого естествоиспытателя - ведь медицина принадлежала к естественным наукам - не без влияния его жены, и философствование на уровне экзистенции , о котором позднее так много писал Ясперс, составляло одну из самых больших духовных радостей в его семейной жизни.Окончив медицинский факультет и получив профессию врача-психиатра, Ясперс с 1909 по 1915 год работал научным ассистентом в психиатрической и неврологической клинике в Гейдельберге.

Здесь он написал свою первую большую работу Всеобщая психопатология 1913 , которую защитил в качестве диссертации, и получил степень доктора психологии.После зашиты диссертации Ясперс начал читать лекции по психологии в Гейдельбергском университете среди его первых тем была психология характеров и дарований еще студентом Ясперс увлекался характерологией и слушал в этой связи лекции Л. Клагеса , а также патография выдающихся личностей модная в то время тема - гений и болезнь . Впоследствии Ясперс опубликовал об этом несколько работ о Стриндберге и Ван Гоге, о Сведенборге и Гельдерлине, о болезни Ницше в связи с его творчеством.

В 1919 году Ясперс издал плод многолетнего труда - Психологию мировоззрений , которая затрагивала уже собственно философские проблемы и принесла ее автору широкую известность.Два года спустя Ясперс становится профессором философии в Гейдельбергском университете.

В 1931-1932 годах вышло трехтомное сочинение Ясперса Философия , над которым он работал больше десяти лет. В нем нет изложения философской системы в традиционно академическом стиле, а сделана попытка систематизации и упорядочения всех тех идей и размышлений, которые составляли содержание экзистенциального философствования мыслителя.Ясперс становится одним из ведущих философов Германии, и его право занимать философскую кафедру ни у кого больше сомнений не вызывает.

Однако с приходом национал - социализма наступает тяжелый, драматический период в жизни философа.В 1937 году его отстраняют от преподавания и лишают права издавать в Германии свои работы женатый на еврейке, Ясперс терял все права на своей родине. Находясь на пенсии, в тревожном ежедневном ожидании стука в дверь , философ долгие восемь лет продолжает работать - писать в стол . И только в 1945 году, после разгрома нацизма, Ясперс возвращается к преподаванию - сначала в Гейдельберге, а затем, с 1947 года в Базельском университете.

Публикуются работы философа, часть которых была написана в годы вынужденного молчания Об истине 1947 , Вопрос о вине 1946 , Ницше и христианство 1946 , О европейском духе 1946 , Истоки истории и ее цель 1948 , Философская вера 1948 . На первый план выходят проблемы философско-исторические и мировоззренческие как преодолеть те катаклизмы, которые постигли европейскую цивилизацию в ХХ веке? Какие духовные ориентиры остаются у европейского человека и как их обрести в современном индустриальном обществе? В послевоенные годы Ясперс - один из духовных лидеров Германии.

Он обращается к соотечественникам не только в своих книгах и статьях, но и в выступлениях по радио, и везде его главная мысль - как спасти человечество от тоталитаризма, этой главной опасности ХХ века, ввергающей людей в кровавые революции и истребительные войны.Он все отчетливее формулировал тему своей философии.

Ею в конце концов оказались человек и история как изначальное измерение человеческого бытия не случайно понятие ситуации оказывается ключевым у Ясперса при анализе человеческой экзистенции ситуация с ее неповторимой констелляцией событий, задающих историческую уникальность определенной человеческой судьбы, формирующей ее болевые точки, ее радости и надежды, ее горе и ее вину это и есть содержание того, что Ясперс связывает со словом время , эпоха мир есть для Ясперса фактическая действительность во времени . Экзистенциальная философия Ясперса с самого начала привлекла к себе внимание новой манерой выражения в отличие от академических философских направлений, преобладавших в начале века в немецких университетах, Ясперс избрал форму окрашенного личной интонацией свободного размышления, лишенного стремления вывести все содержание мысли из единого общего принципа.

Организация материала у Ясперса носит скорее характер классификации по определенным темам, чем строго систематического вывода, к какому стремились неокантианцы, неогегельянцы, неопозитивисты.

Именно в таком свободном стиле, приближающемся к философской публицистике, написаны многие важные работы Ясперса.При этом у него нет эклектики единство мировоззрения, единство авторского видения самых разных проблем заменяет Ясперсу традиционное для немецкой философии систематическое единство, которое всегда отождествлялось с научностью вспомним Фихте, Гегеля, Когана, Наторпа и др Ясперс во многом возвращает философии ту форму свободного размышления о жизненно важных вопросах, которая была характерна для писателей-гуманистов эпохи Просвещения - Лессинга, Гердера, Гумбольдта, Гете и которая в ХХ веке возродилась отчасти в философии жизни и философии культуры - у Зиммеля, Шпенглера, Хейзинги и других.

Умер Ясперс 26 февраля 1969 года, дожив до глубокой старости.