Аристотель

АРИСТОТЕЛЬ Основные философские взгляды Есливещи действительно существуют, то необходимым образомсуществуют и идеи вещей так что без идеи вещь не существует илисама вещь остается непознаваемой.Нетпринципиального отрыва идеи вещи от самой вещи. Идея вещинаходится внутри самой вещи. Идеявещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи,является некой общностью. Общностьвещи обязательно существует и в каждой отдельнойвещи, и существует каждый раз по-разному но это значит, что общность вещи охватывает все е раздельные частии потому является целостностью вещи. Целостностьвещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и всявещь, есть организм вещи в отличие от механизмавещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какоеудаление отдельных е частей и замену их другими частями.

Организместь такая целостность вещи, когдаимеется - 4 - одна или несколько таких частей, в которыхцелостность присутсвуетсубстанционально.Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма 1.Эйдос идея вещи является такой е сущностью, которая находитсяв ней самой, и без которой вообще нельзя понять,что такое данная вещь. 2. Материявещи есть только ещ самая возможность е оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная. Эйдос вещи неесть е материя, а материя вещи не естье эйдос.

Материя есть только возможность осуществления эйдоса. 3. Если вещи движутся, а для движения должна существоватькакая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение,некую причину, которая является причиной для самой жесебя.

В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижностьтак или иначе отражается и в реальной зависимостидвижения одной вещи от движения другой вещи. 4. Нельзямыслить движение в абстрактном виде, то есть без тогорезультата, который она дает. Движение вещи подразумеваетцель движения - специфическую категорию вещи, которая неесть ни е форма, ни е материя, ни е причина.

Общаяформулировка четырехпринципной структуры - вещь есть материя, форма, действующая причина и определеннаяцелесообразность, то есть каждаявещь есть овеществленнаяформа с причинно-целевым назначением.Художественно-творческий первопринцип 1.Художественная роль материи - материя не просто - 5 - отсутствиевсяких форм, но и бесконечная творческая возможность.Материя проявляет себя в виде тех или иных пространственныхи временных форм. 2. Природакак произведение искусства - природные вещи и всяприрода, взятая в целом, является той или иной смысловойкартиной. 3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела. Душа - субстанцияв качестве эйдоса физического тела, в потенцииобладающего жизнью. Художественно-творческий принцип в его завершении 1. Подобнотому, как всякое материальное тело есть нечто, то естьявляется тем или иным эйдосом, и подобно тому, как эйдос живого тела есть принцип его жизни, то есть егодуша, подобно этому и всякая душа, движущая телом в том или другом направлении, тоже имеет свой собственныйэйдос, называемый Умом, так что душа есть энергия Ума. 2. Ум естьэйдос всех эйдосов. 3. Ум, несмотря на всю свою свободу от чувственной материи, содержит свою собственную чисто умственную материю, без которой он не был бы художественным произведением.

Основные политические взгляды Государствоесть политическое общение.

Общение, естественным путем возникшее для удовлетворенияповседневных надобностей, есть семья.

Государствопринадлежит к тому, что существует по - 6 - природе, как ичеловек есть по природе своей существо политическое. Кто природесвоей принадлежит не самому себе, а другому и приэтом все-таки человек, тот по своей природе раб. Внаилучшем государстве лучше, чтобы собственность была частной, апользование ею - общим.Государственноеустройство - это распорядок в областиорганизации государственных должностей вообще, и в первую орчередьверховной власти.

Государственные устройства, имеющие в виду общую пользу,являются положительными, - это царская власть, власть немногих ,но более чем одного - аристократия, властьбольшинства - полития. Отклоненияот указанных устройств от царской власти - тирания, от аристократии - олигархия, от политии - демократия.Из всех видов государственного устройства, отклоняющихся отправильных, наихудшим будет тот, который оказываетсяотклонением от первоначального и самого божественного.

Тирания, как наихудший из всех видов государственногоустройства, отстоит далее всего от самой его сущности кней непосредственно примыкает олигархия, наиболее же умеренным из отклоняющихся видов - демократия. Правильноезаконодательство должно быть верховной властью, а должностные лица должны иметь решающее значениетолько в тех случаях, когда законы не в состоянии датьточный ответ.Государство,состоящее преимущественно из людей - 7 - среднегодостатка, будет иметь и наилучший государственныйстрой.

Законодатель должен при создании того или иного государственного устройства постоянно привлекать к себесредних граждан. Во всякомгосударственном устройстве должны быть три основныечасти законосовещательный орган, должности, судебные органы. Причинойвозмущений является неравенство. Самымважным способом сохранения государственного строяявляется воспитание в духе соответствующего государственногоустройства.