рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Галилео Галилей

Галилео Галилей - раздел История, Основоположником Экспериментально-Математического Метода Исс- Ледования Прир...

Основоположником экспериментально-математического метода исс- ледования природы был великий итальянский ученый Галилео Галилей 1564- 1642. Леонардо да Винчи дал лишь наброски такого метода изучения природы, Галилей же оставил развернутое изложение этого метода и сформулировал важнейшие принципы механического мира. Галилей родился в семье обедневшего дворянина в городе Пизе недалеко от Флоренции. Убедившись в бесплодии схоластической учености он углубился в математические науки.Став в дальнейшем профессором математики Падуанского университета, ученый развер- нул активную научно-исследовательскую деятельность, особенно в области механики и астрономии.

Для торжества теории Коперника и идей, высказанных Джордано Бруно, а следовательно, и для прог- ресса материалистического мировоззрения вообще огромное значение имели астрономические открытия, сделанные Галилеем с помощью сконструированного им телескопа.Он обнаружил кратеры и хребты на Луне в его представлении - горы и моря, разглядел бес- численные, скопления звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники, Юпитера, разглядел пятна на Солнце и т. д. Благодаря этим открытиям Галилей стяжал всеевропейскую славу Колумба не- ба. Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутни- ков Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелио- центрической теории Коперника, а явления, наблюдаемые на Луне, представлявшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятна на Солнце подтверждали идею Бруно о физической однородности Земли и неба. Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось кос- венным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.

Указанные открытия Галилея положили начало его ожесточенной полемике со схоластиками и церковниками, отстаивавшими аристоте- левско-птолемеевскую картину мира. Если до сих пор католическая церковь по изложенным выше причинам была вынуждена терпеть возз 2 - рения тех ученых, которые признавали теорию Коперника в качестве одной из гипотез, а ее идеологи считали, что доказать эту гипо- тезу невозможно, то теперь, когда эти доказательства появились, римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов Коперника даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника вно- сится в Список запрещенных книг 1616 г Все это поставило деятельность Галилея под удар, но он продолжал работать над со- вершенствованием доказательств истинности теории Коперника.

В этом отношении огромную роль сыграли работы Галилея и в области механики.

Господствовавшая в эту эпоху схоластическая физика, основавшаяся на поверхностных наблюдениях и умозрительных вык- ладках, была засорена представлениями о движении вещей в соот- ветствии с их природой и целью, о естественной тяжести и лег- кости тел, о боязни пустоты, о совершенстве кругового движения и другими ненаучными домыслами, которые сплелись в запутанный узел с религиозными догматами и библейскими мифами.

Галилей пу- тем ряда блестящих экспериментов постепенно распутал его и соз- дал важнейшую отрасль механики - динамику, т. е. учение о движе- нии тел. Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл ряд ее фундамен- тальных законов пропорциональность пути, проходимого падающими телами, квадратам времени их падения равенство скоростей паде- ния тел различного веса в безвоздушной среде вопреки мнению Аристотеля и схоластиков о пропорциональности скорости падения тел их весу сохранение прямолинейного равномерного движения, сообщенного какому-либо телу, до тех пор, пока какое-либо внеш- нее воздействие не прекратит его что впоследствии получило наз- вание закона инерции, и др 3 - Философское значение законов механики, открытых Галилеем, и законов движения планет вокруг Солнца, открытых Иоганном Кепле- ром 1571 - 1630, было громадным.

Понятие закономерности, ес- тественной необходимости родилось, можно сказать, вместе с воз- никновением философии. Но эти первоначальные понятия были не свободны от значительных элементов антропоморфизма и мифологии, что послужило одним из гносеологических оснований их дальнейшего толкования в идеалистическом духе. Открытие же законов механики Галилеем и законов движения планет Кеплером, давшими строго ма- тематическую трактовку понятия этих законов и освободившими по- нимание их от элементов антропоморфизма, ставило это понимание на физическую почву. Тем самым впервые в истории развитие чело- веческого познания понятие закона природы приобретало строго на- учное содержание.

Законы механики были применены Галилеем и для доказательства теории Коперника, которая была непонятна большинству людей, не знавших этих законов.

Например, с точки зрения здравого рассуд- ка кажется совершенно естественным, что при движении Земли в мировом пространстве должен возникнуть сильнейший вихрь, сметаю- щий все с ее поверхности. В этом и состоял один из самых силь- ных аргументов против теории Коперника.

Галилей же установил, что равномерное движение тела нисколько не отражается на процес- сах, совершающихся на его поверхности.

Например, на движущемся корабле падение тел происходит так же, как и на неподвижном. По- этому обнаружить равномерное и прямолинейное движение Земли на самой Земле. Все эти идеи великий ученый сформулировал В Диалоге о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой 1632 4 - научно доказавшем истинность теории Коперника.Эта книга послу- жила поводом для обвинения Галилея со стороны католической церк- ви. Ученый был привлечен к суду римской инквизицией в 1633 г. состоялся его знаменитый процесс, на котором он был вынужден формально отречься от своих заблуждений.

Его книга была запре- щена, однако приостановить дальнейшее торжество идей Коперника, Бруно и Галилея церковь уже не могла. Итальянский мыслитель вы- шел победителем.Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно от- делял науку от религии Он утверждал, например, что природа долж- на изучаться с помощью математики и опыта, а не с помощью Биб- лии. В познании природы человек должен руководствоваться только собственным разумом.

Предмет науки - природа и человек. Предмет религии - благочестие и послушание, сфера моральных поступков человека. Исходя из этого, Галилей пришел к выводу о возможности безг- раничного познания природы.Мыслитель и здесь вступал в конфликт с господствовавшими схоластическо-догматическими представлениями о незыблемости положений божественной истины , зафиксированных в Библии, в произведениях отцов церкви, схоластизиированного Аристотеля и других авторитетов.

Исходя из идее о бесконечнос- ти Вселенной, великий итальянский ученый выдвинул глубокую гно- сеологическую идею о том, что познание истины есть бесконечный процесс. Эта противоречащая схоластике установка Галилея привела его и к утверждению нового метода познания истины.Подобно многим другим мыслителям эпохи Возрождения Галилей отрицательно относился к схоластической, силлогистической логи- ке. Традиционная логика, по его словам, пригодна для исправления - 5 - логически несовершенных мыслей, незаменимо при передаче другим уже открытых истин, но она не способна приводить к открытию но- вых истин, а тем самым и к изобретению новых вещей.

А именно к открытию новых истин и должна, согласно Галилею, приводить под- линно научная методология. При разработке такой методологии Галилей выступил убежденным, страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может привести к истине.Стремление к опытному исследованию природы было свойственно, правда, и другим передовым мыслителям эпохи Возрождения, но заслуга Галилея состоит в том, что он разработал принципы научного исследования природы, о которых мечтал Леонар- до. Если подавляющее большинство мыслителей эпохи Возрождения, подчеркивавших значение опыта в познании природы, имели в виду опыт, как простое наблюдение ее явлений, пассивное восприятие их, то Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль экспери- мента, т. е. планомерно поставленного опыта, посредством которо- го исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них. Исследуя природу, ученый, по мнению Галилея, должен пользо- ваться двойным методом резолютивным аналитическим и компози- тивным синтетическим.

Под композитивным методом Галилей подра- зумевает дедукцию.

Но он понимает ее не как простую силлогисти- ку, вполне приемлемую и для схоластики, а как путь математичес- кого исчисления фактов, интересующих ученого.

Многие мыслители этой эпохи, возрождая античные традиции пифагореизма, мечтали о таком исчислении, но только Галилей поставил его на научную поч- ву. Ученый показал громадное значение количественного анализа 6 - точного определения количественных отношений при изучении явле- ний природы.Тем самым он нашел научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследо- вания природы, дающую возможность связать абстрактное научное мышление с конкретным восприятием явлений и процессов природы.

Однако разработанная Галилеем научная методология но сила в основном односторонне аналитический характер. Это особенность его методологии гармонировала с начавшимся в эту эпоху расцветом мануфактурного производства, с определяющим для него расчленени- ем производственного процесса наряд операций.Возникновение этой методологии было связано со спецификой самого научного познания, начинающегося с выяснения наиболее простой формы движения мате- рии - с перемещения тел в пространстве, изучаемого механикой.

Отмеченная особенность разработанная Галилеем методологии опре- делила и отличительные черты его философских воззрений, которые в целом можно охарактеризовать как черты механистического мате- риализма. Материю Галилей представлял как вполне реальную, те- лесную субстанцию, имеющую корпускулярную структуру. Мыслитель возрождал здесь воззрения античных атомистов.Но в отличии от них Галилей тесно увязывал атомистическое истолкование природы с математикой и механикой, Книгу природы, говорил Галилей, невоз- можно понять, если не овладеть ее математическим языком, знаки которого суть треугольники, круги и другие математические фигу- ры. Поскольку механистическое понимание природы не может объяс- нить ее бесконечное качественное многообразие, Галилей, в из- вестной мере опираясь на Демокрита, первым из философов нового времени развивает положение о субъективности цвета, запаха, зву 7 - ка и т. д. В произведении Пробирщик 1623 мыслитель указыва- ет, что частицам материи присущи определенная форма, величина, они занимают определенное место в пространстве, движутся или по- коятся, но не обладают ни цветом, ни вкусом, ни запахом, кото- рые, таким образом, не существенны для материи.

Все чувственные качества возникают лишь в воспринимающем субъекте.

Воззрение Галилея на материю как на состоящую в своей основе из бескачественных частиц вещества принципиально отличается от воззрений натурфилософов, приписывавших материи, природе не только объективные качества, но и одушевленность.

В механисти- ческом взгляде Галилея на мир природа умерщвляется и материя пе- рестает, выражаясь словами Маркса, улыбаться человеку своим поэ- тически-чувственным блеском Механистический характер воззрений Галилея, а также идеологи- ческая незрелость класса буржуазии, мировоззрение которого он выражал, не позволили ему полностью освободиться от теологичес- кого представления о боге. Он не смог это сделать в силу метафи- зичности его воззрений на мир, согласно которым в природе, сос- тоящей в своей основе из одних и тех же элементов, ничто не уничтожается и ничего нового не нарождается.

Антиисторизм присущ и Галилееву пониманию человеческого познания. Так, Галилей выс- казывал мысль о внеопытном происхождении всеобщих и необходимых математических истин.Это метафизическая точка зрения открывала возможность апеляции к богу как последнему источнику наиболее достоверных истин.

Еще яснее эта идеалистическая тенденция про- является у Галилея в его понимании происхождения Солнечной сис- темы. Хотя он вслед за Бруно исходил из бесконечности Вселенной, однако это убеждение сочеталось у него с представлением о неиз 8 - менности круговых орбит планет и скоростей их движения.Стремясь объяснить устройство Вселенной, Галилей утверждал, что бог, ког- да-то создавший мир, поместил Солнце в центр мира, а планетам сообщил движение по направления к Солнцу, изменив в определенной точке их прямой путь на круговой.

На этом деятельность бога за- канчивается. С тех пор природа обладает своими собственными объ- ективными закономерностями, изучение которых - дело только нау- ки. Таким образом, в новое время Галилей одним из первых сформу- лировал деистический взгляд на природу.Этого взгляда придержи- валось затем большинство передовых мыслителей 17 - 18 вв. Науч- но-философская деятельность Галилея кладет начало новому этапу развития философской мысли в Европе - механистическому и метафи- зическому материализму 17 - 18 вв.

– Конец работы –

Используемые теги: Галилео, Галилей0.053

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Галилео Галилей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

0.028
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам