Джон Мильтон

Английскаябуржуазная революция 17 века, результатом которой былоустановление в Соединенном королевстве парламентскогоправления, фактически привела к тому, что существовавшая дотого времени цензура если не была отменена, то во всякомслучае потеряла свое значение книги печатались совершенносвободно, без каких - либо цензурных стеснений.Однако 14 июня1643 года парламентом был издан закон, согласно которомувновь устанавливалась строгая цензура ни однакнига, памфлет или газета отныне не могут быть напечатаны иначе,как после предварительного просмотра и одобрения лиц или,по крайней мере, одного из лиц для того назначенных . Несмотря напоявление этого закона ,один из выдающихся английских поэтови мыслителей Джон Мильтон выпустил свое сочинение Оразводе без представления в цензуру и по жалобе компании книга продавцовStationer s Company, был привлеч н к суду.Хотя суд и неимел неблагоприятных последствий для Мильтона, этотпроцесс послужил внешним толчком , побудившем написать егопамфлет о свободе печати, обращенный к английскомупарламенту - Ареопагитику . Джон Мильтонродился в 1608 году в Лондоне, в семье нотариуса ,близкого к пуританским кругам.

Окончив Кембриджский университет, онвыпустил несколько сборников стихов , которые по содержанию былиблизки к философским воззрениям Френсиса Бэкона.Возвратившись на родину после путешествия в Италию , Мильтон включаетсяв борьбу против так называемой епископальнойцеркви, которая явилась прелюдией борьбы против монархии.

Самым известнымпублицистическим произведением Мильтона можно назвать Ареопагитику речь о свободе печати парламентуАнглии , которая была опубликована в конце ноября 1644 года.Обращенная к парламенту, она ставит своей задачей доказать,что цензурный порядок совершенно не ведет к той цели, ради которойон был установлен . Довод задоводом приводит Мильтон против врагов свободного слова.

Люди поприроде свободны.Свобода - это прирожденный нам дар Божий , -говорит он.И нельзя ее чем либо ограничивать.Если цензура ибудет действовать против соблазнительных революционных иклеветнических книг , т.е. ставит своей целью улучшение нравов, то должны поступать так же и со всеми увеселениями изабавами со всем , что доставляет человеку наслаждение .Борьба при помощи цензуры со злом , которое может произойти отсвободного обращения дурных книг, не принесет никакогорезультата.

Ведь добро и злорастут в этом мире вместе и почти неразлучны друг с другом, ииз - за обманчивого сходства одно от другого отличить бываетиногда столь же трудно, как те смешанные семена, которыедолжна была разобрать по сортам Психея.

Или же цензоры должныбыть непогрешимы или цензура должна отказаться отвыполнения своей задачи. Принести пользумогут только непринудительные законы добродетельноговоспитания, религиозной или гражданской культуры говорит Мильтон.Закон же о цензуре можно отнести к темзаконам , которые стремятся наложить ограничения на то,что не поддаваясь точному уч ту, тем не менее, можетспособствовать как добру, так и злу , поэтому было бысправедливее признать его дурным законом.

А кто же будетего исполнителями ? Для Мильтона не ясно, как кто нибудь издействительно образованных людей согласится тратить свое времяна такое пустое и бесплодное занятие.Приходя к заключению,что исполнителем такого закона может быть только явныйрасточитель своего времени, Мильтон отмечает местацензоров займут люди невежественные, властные и нерадивые илиявно корыстолюбивые , которые будут выедать из книги все то,что не соответствует их невежественному пониманию.

Помнению Мильтона, невозможно найти цензоров, способнобезошибочно определить жить или не жить книге . Значит в их рукахбудет судьба книги.Тогда как хорошая книга -драгоценный жизненный сок творческого духа, небальзамированныйи сохраненный как сокровище для грядущих поколений . И убить хорошую книгу значит почти тоже самое, что убитьчеловека кто уничтожает хорошую книгу , убивает сам разум,убивает образ божий как бы в зародыше . Цензура бесполезнаи вредна,она уничтожает человеческое достоинство, онавоспитывает в душе творца раба, и е установлениемы обязаны не какому - либо государству правительству илицеркви, ни какому - либо закону изданному некогда нашимипредками , а самому антихристианскому из соборов и самому тираническому из судилищ - судилищу инквизиции пишет Мильтон.

Но не в Италии и не в Испании не сделалисьненамного лучше, честнее , мудрее и целомудреннее с тех пор , какинквизиция стала немилосердна преследовать книги - Этот пример , а также то , что ни одиннарод и государство, если они вообще ценили книги никогда не вступали на путьцензуры , по мнению Мильтона должны заставить парламент Англиипересмотреть этот закон, ибо он посягает на свободу, знание,истину.

Лорды и ОбщиныАнглии обращается Мильтон к парламенту подумайте, к какойнации Вы принадлежите, и какой нацией Вы управляете нациейне ленивой и тупой, а подвижной , даровитой и обладающейострым умом Вы не можете сделать нас теперь менее свободными,если Вы сами не станете меньше любить и насаждать истиннуюсвободу . Вподтверждение своих слов Мильтон вспоминает виденное , ниспосланное отБога Дионисию Александрийскому около 240 г.н.э. ,раздумывавшему, следует ли читать языческие книги Читайвсякие книги, которые попадут в твои руки, ибо ты можешь сам всеправильно обсудить и исследовать таков завет Дионисия.

Дляразвращенного ума даже самые лучшие книги могут послужить поводомк основе, тогда как благоразумный читатель сможет взять длясебя необходимое важное из развращенной книги.

Мильтонпризнавал вредность плохих книг, но цензура, на его взгляд ,еще вреднее , чем плохие книги. Так как , запрещая дурныекниги, цензура вредит умному читателю, не принося никакойпользы глупцу.Христосссылался в свое оправдание, что, он не прятался, а проповедовалпублично, но письменное слово еще более публично , чемпроповедь, и опровергать его в случае нужды гораздолегче . Мильтон почти уверен в том, что парламент не замедлитотменить закон , который мы считали умершим вместе спрелатами и их братьями . Язнаю говорит он - что как и хорошие, так и дурные правителимогут ошибаться ибо какая власть не может быть ложноосведомлена в особенности, если свобода печати представленанемногим? Но исправлять охотно и быстрои, находясь навершине власти , чисто сердечные указания ценить дороже, чем иныеценят пышную невесту, это, высокочтимые лорды и общины, -добродетель соответствующая высшим доблестнымдеяниям, доступным лишь для людей самых великих и мудрых .Надо сказать, что Мильтон не жалеет похвал в адрес парламента.Может,он искренне верил в его прогрессивность? Однако этауверенность оказалась напрасной, и закон о цензуре былотменен парламентом лишь 50 лет спустя, в 1689 году, в 9 пункте Билля о правах . Публикация материалов согласно этомупункту не может подать повода к преследованию илирассматриваться в каком - нибудь месте, кроме парламента.

Уже 304 года вАнглии не ограничивается свобода печати, но парламент все жеможет решить судьбу газет и журналов.

Мильтон оказалбольшое влияние на развитие журналистики как в Англии, таки в европейских странах.

Мильтон неоставил политической борьбы. В 1649 году была опубликована егокнига Иконоборец , в которой он обосновывал осуждение и казнькороля Карла I как тирана, убийцы и откровенноговрага английского государства.Жизнь Мильтонарезко изменилась после реставрации монархии в Англии в 1660году. Сочинение Мильтона Иконоборец и Защитаанглийского народа были публично сожжены.

Последние годы жизни поэтабыли тяжелыми, но надвигавшаяся слепота не помешала емунаписать в 1667 году поэму Потерянный рай , в 1671 - Возвращенный рай , а в 1670 - Историю Британии . Последнимпроизведением Мильтона стала трагедия Самион - борец 1671 , и через три года Джон Мильтон умер в Лондоне. И в наше времяпроизведения Мильтона не утратили свою актуальность.