П.И. Чайковский

КРАТКАЯБИОГРАФИЯ Ч айковскийродился 25 апреля 1840 года в Воткинске, в семье ди ректора Воткинского завода.Впечатлительный ребенок чутко постигал окру жающие его природу и быт с детствана всю жизнь он проникся глу бо кой привязанностью к родине впитал в себянародные песни. Последующие влия ния западноевропейской музыкальной культу рыне изгладили в Чай ков ском этих запавших в его душу первых впе чат лений.В десятилетнемвозрасте Чайковский был оторван от семьи ро ди тели отдали его впривелигерованное учебное заведение - в Училище пра во ведения в Петербурге.

Онокончил училище в 1862 го ду. Но чиновничья карь ера и пустая светская жизнь непрельщали Чай ков ско го. В 1862 году он пос тупил в Петербургскую кон сер ва то рию,только что основанную благодаря иск лючительной энергии и ор га ни за торскомуталанту великого музыканта-об щест венника Антона Гри горьевича Рубинштейна.Окончив блестяще Пе тер бург скую кон сер ва торию в 1865 году, Чайковский с1866 года жил в Москве и пре подавал теорию музыки в Московской консерватории.В течение десятилетия, неотрываясь от педагогической ра боты, Чай ковский создал ряд выдающихсяпроизведений во всех жанрах музыки.

Са мые знаменитые из произведений этойпоры первые три симфонии, увер тю ра Ромео и Джульетта поШекспиру , Первый струнный квартет, опера Оприч ник , музыка ксказке Островского Снегурочка и поэма-фантазия для ор кестра Буря по Шекспиру . В своей первой симфонии Чайковский тонко за печатлелкартины русского пейзажа.Во второй симфонии особенно за ме ча тельна последняячасть с широко развернутыми плясовыми жанровыми сценами.В 1874 году Чайковскийсочиняет Первый концерт для фор те пиа но с оркестром - произведение неисчерпаемоймелодической свежести и щед рости, как и опера Кузнец Вакула , написанная втом же году. В 1875 го ду появляется мелодичнейший романтический балет Лебединое озеро с изу мительными лирическими вальсами.

В1876 году Чайковскийсозда т на ос нове эпизода из величавой поэмы Данте Божественная комедия потря сающую по выразительности, страстности и яркости мыслей поэму о че ло ве чес койлюбви - Франческа да Ремини . Годом позже Чайковский начал ра бо ту надпоэтичнейшей из своих опер - Евгений Онегин и над Четв ртой сим фо нией, нозавершил эти вещи уже за границей, в Швейцарии, после пе ре ры ва, вызванногонервным заболеванием.Жизнь Чайковского вдальнейшем - это его творчество. Музыка не была для него барским развлечениемна досуге.

Как только он отдался ком позиторскому творчеству, оно стало длянего делом жизни.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН История и процесс создания Евгения Онегина довольно неясны. Пред варительных эскизов, по-видимому, несохранилось.Жизнеспособность Ев гения Онегина обусловлена тем, чтоЧайковский наш л обоб щест вляющие сочетания звуков такого качества, какиеотвечали всецело и от ве чают до сих пор самым желанным, самым волнующимлирическим ин то на циям множества людей, миллионов слушателей, ибо не только всюжете тут де ло и не в популярности пушкинского романа.

Процентное соотношениемеж ду читателями романа и слушателями музыки Евгения Онегина будет не в пол ьзуромана слушателей окажется больше.Слушание Евгения Онегина русским обществом началось с уче ни ческого спектакля Московской консерватории17 марта 1879 года, шед ше го под управлением директора консерватории Н.Г.Рубинштейна. Спектакль проис ходил в Малом театре.Только в 1884 году, 19октября, Евгений Оне гин дождался постановки в петербургском Большом театре.Суммируя отзывы прессы икритики, солидной и несолидной, мож но принять за основной тон отношение к Евгению Онегину как к яв ле нию переходящему, без серь зного в него вникания,а только иногда с по ка зан ным видом серь зности, но при этом с позой обиды заПушкина.

Была своего рода мода защищать пушкинский роман от посяганийкомпозитора.Но пуб лика не обращала ни какого внимания на предостережения судей вы со кой вкусовой квалификации и выказывала сво чуткое, лирически-лю бов ноеотношение к Евгению Онегину Чайковского все сильнее и сильнее, при томповсеместно и не зависимо от качества исполнения. КУЗНЕЦ ВАКУЛА и ЧЕРЕВИЧКИ Опера Кузнец Вакула быланаписана и оркестрована в иск лю чи тель но короткий срок - в течение лета 1874года закончена 21 августа 1874 го да . Такая быстрота была вызвана тем, чтокомпозитор спешил закончить опе ру к конкурсу, ошибочно полагая, что срокподачи истекает осенью того же года. На самом деле конкурс состоялся годомпозже!Первоначально либретто Кузнеца Вакулы было заказано для А.Н. Серова, который не успел написатьзадуманную им оперу.

После смерти Се рова Русское музыкальное общество объявилоконкурс на сочинение опе ры по либретто в стихах Я. Полонского, согласноповести Гоголя Ночь перед рож деством . Чайковский получил первую премию.Премьера оперы состоялась вПетербурге 24 ноября 1876 года. Куз нец Вакула был поставлен очень тщательно,декорации оказались пре вос ходными, исполнение вызвало полное одобрениекомпозитора.

Опера сде лалась репертуарной в течение 1876-1880 годовсостоялось семнадцать пред ставлений.Двойственная оценка КузнецаВакулы навеяла композитора на мысль внести исправления и дополнения впартитуру.

Свою новую редакцию Куз неца Вакулы Чайковский закончил 22 марта1885 года, после месяца ра бо ты. Изменения, внес нные композитором, довольномногочисленны, но не ме няют по существу ни замысла, ни построения оперы.Темне менее, Чай ков ский дал опере во второй редакции новое название - Черевички . С тех пор сценическая жизнь Кузнеца Вакулы прекратиласьнавсегда.Первое исполнение Черевичек состоялось 19 января 1887 года в Мос ковском Большом театре под управлениемавтора.

Это было первое выс тупление Чайковского за дириж рским пультом.Опера Черевички проч но вошла в репертуар многих театров и до наших дней пользуетсябольшой по пулярностью.Главный герой спектакляЧайковского - народ, а действующие ли ца несложной и забавной гоголевской истории с мифологией глубоко на род ны. В сюжетной интриге, центром которойявляются Вакула и Оксана, при нимают активное участие все народные персонажиоперы.

У Вакулы, как и у Оксаны, большая и красивая вокальная партия.Но у негоона фактически за канчивается во второй картине второго акта оперы, а в двухпоследних ак тах, когда он отправляется за черевичками, возвращается с ними идарит их Ок сане, одним словом, когда он ид т верным пут м к своемудолгожданному счас тью, именно тогда его партия становится совершеннонезначительной, раст воряясь в народных сценах последнего акта. Его возвращениев Ди кань ку не сопровождается любовным дуэтом.

Композитор прекращает его из лия нияк Оксане и торопится передать функцию завершения оперы хору коб за рей,олицетворяющему народ.Едва ли можно назвать другуюоперу Чайковского, где была бы та кая масса народных хоров и народных образов,такое обилие бытовых сцен. В этом смысле опера Черевички занимает в наследиикомпозитора со вершенно особое место.В Черевичках целые сцены и даже целаякар ти на оперы представляет венок народно-песенных и танцевальных номеров.

Вэтом смысле опера разрабатывает на украинском материале народные эле мен тыопер Глинки.