Анри Дюнан. Красный Крест

В июле 1887 года Швейцарскую границу переск одинокий путешественник без багажа. Этот сгорбленный человек тяжлой походкой направился в гостиницу Парадиз . Там он платит за проживание считанные гроши. Он настолько беден, что ему совершенно нечего одеть, в то время как его постоянная одежда находится в стирке. С первого взгляда его можно принять за глубокого старика. На самом деле ему всего лишь 59 лет. Его здоровье в плачевном состоянии оно подорвано слишком долгими и слишком большими потерями.Правая рука поражена экземой и болит так сильно, что он не может писать.

Он нездоров, душа его исполнена горести и обиды. Деньги три франка в день, присылаемые ему его родственниками, потряснными его бедственным положением, дали ему возможность найти приют в местной богадельне. Благодаря здешнему врачу д-ру Альтхерру он снова обретает возможность писать. В больших тетрадях он начинает излагать историю своей жизни.Чего только не испытал он на свом веку он пишет и о радостях и о невзгодах одного только нет в этих воспоминаниях чрствости и скуки.

Он часто вспоминает о своих врагах, которые преследовали его и которые, быть может, и сейчас разыскивают его, чтобы доставить ему новые мучения. Он ненавидит фарисеев и лицемеров. Если он умрт, он хочет быть похороненным как собака без каких бы то ни было церемоний, потерявших для него смысл.В хандейской больнице он живт в палате 12. Георг Бумбергер, журналист, в 1895г. узнал о том, что Анри Дюнан, основатель Красного Креста живт в одной из деревушек Швейцарии.

Как же упустить такой шанс Ведь все давно думали, что Анри Дюнан давным-давно умер. И Бумбергер едет в деревню, где живт Дюнан. Его ведут к двери палаты 12 Сначала седой патриарх колеблется стоит ли раскрывать душу перед этим любопытным журналистом Но вдруг- словно не в силах вынести груз воспоминаний- он начинает говорить. Статья Бумбергера становится настоящей сенсацией. За несколько дней она обходит всю Европу.В этом же 1895г о Красном Кресте знает весь мир. Уже в 37 странах действуют национальные общества Красного Креста, среди которых есть много сильных организаций, владеющих собственными больницами, школами, санитарами.

Красный Крест уже сказал сво слово в ходе 38 вооружнных конфликтов, доказывая на деле, что взятые им в качестве девиза слова Inter Arma Caritas Милосердие на поле брани не столь парадоксальны, как может показаться с первого взгляда.Сотни тысяч раненых умерли бы, брошенные всеми на полях сражений, но они вернулись к жизни благодаря Красному Кресту.

Но насколько велик контраст между нищим стариком и размахом такой деятельности Неужели именно он стоял у истоков всего этого В 1896г. мир торжественно отмечает 68-летие А.Дюнана. Он получает письмо, написанное собственноручно Папой Римским, ему пишут многие другие выдающиеся деятели того времени. В Германии организуется подписка в его пользу.Тысяча русских врачей присуждает ему Московскую премию за служение страждущему человечеству.

На помощь ему приходит Швейцария и целый ряд других государств. Многие общества Красного Креста и благотворительные учреждения принимают его в свои ряды, выбирают почтным членом или даже почтным председателем. За считанные дни к Дюнану возвращается былая известность.Равнодушный к славе, он закрывает двери перед именитыми гостями и с тем же пылом, что и много лет назад бросается в бой за создание международного суда, за разоружение и мир. В 1901г. норвежский парламент присуждает ему первую Нобелевскую премию мира. Но Дюнан знает истинную цену почестям.

Он делает вс необходимое, чтобы передать эту огромную сумму, ничего не оставив себе, на благотворительную деятельность в Швейцарии и Норвегии. Он пишет пророческие страницы о Кровавом будущем , ожидающем мир в XX веке. Он умирает 30 октября 1910 года - в тот же год, что и два других великих человека, которыми он так восхищался Флоренс Найтингейм и Лев Толстой.Но какова же история создания общества Красного Креста и жизненный путь его организатора Анри Дюнана Анри Дюнан родился 8 мая 1828г. в Женеве.

Его мать, сестра известного физика, воспитала его в духе сострадания по отношению к несчастным, обездоленным, униженным, угнетнным. С 18 лет Дюнан посвящает свой досуг посещению бедняков, больных, умирающих - он приносит им помощь и утешение.В возрасте 20 лет он начинает посещать женевскую тюрьму каждое воскресение в послеобеденные часы он приходит к заключнным и читает им вслух книги по истории, рассказы о путешествиях, научно-популярную литературу.

Одним словом, ещ задолго до того, как Дюнан посвятил свою жизнь попечению о солдатах и раненых на полях сражений, он начал заботиться о тех, кто был изранен тяжлой судьбой в мирное время. Окончив колледж, Дюнан поступает стажром в банк. Но в 1849г. воодушевленный духом протестантского религиозного возрождения и горячей личной верой вступает в молоджную группу Свободной церкви.В 1855г. в Париже Дюнан и его друзья основывают Всемирный альянс христианских союзов молодых людей. При первом же удобном случае Дюнан покидает Женеву и едет в Алжир, чтобы открыть там предприятие, но встречает множество бюрократических препятствий, так же как и в Париже.

Наконец, когда все методы испробованы, Дюнан решает ехать к самому императору НаполеонуIII, который в это время находится на полях сражений, воюя против Австрийской армии.И вот 24 июня 1859г. неподалку от местечка Сольферино началось самое крупное сражение - таких кровавых сражений Европа не видела со дня Ватерлоо.

Дюнан находится совсем рядом. Всего через несколько минут ему суждено увидеть то, что в корне изменит его жизнь. Дюнан добирается до Кастильоне. В городке где царят сумятица и неразбериха, он весь заполнен ранеными солдатами. Девять тысяч человек лежат на улицах, площадях и в церквах, по желобу для стока воды непрерывным потоком струится человеческая кровь.Зайдя в церковь, где очень много раненых, которые стонут от боли, не получая помощи, Дюнан начинает помогать солдатам приносит воды, перевязывает раны, успокаивает их. Но вместе с состраданием в сердце Дюнана растт другое чувство негодование.

На устах всех этих раненых одни и те же горькие слова Мы честно сражались, а теперьТеперь нас бросили на произвол судьбы. Именно это и потрясает Дюнана больше всего эти люди брошены Всего лишь несколько повозок посланы на поле боя. Они могут забрать очень немногих раненых.С наступлением темноты на поле боя появляются мародры и без стеснения срывают с несчастных одежду.

Оставшимся на поле боя раненым суждено умереть от истощения, холода и жажды. Тем, кому удалось добраться до города повезло не больше. В Кастильоне но 9000 раненых - всего 6 военных врачей. И это не какая-то случайность. К своему ужасу Дюнан узнат, что так бывает всегда. Причина этого чудовищного несоответствия в том, что санитарная служба армии столь малочисленна, что едва ли можно всерьз говорить о е существовании.Солдат, потерявший способность сражаться, никому больше не нужен.

Поражнный увиденным и забыв о цели своей поездки, Дюнан пишет книгу Воспоминания о Сольферино . В этой книге он чтко высказывает сво мнение о войне и описывает ту е сторону, которую, как правило, пытаются замалчивать. Книга имеет большой успех. Дюнан становится известным.Дюнан проклинал войну более страстно, чем кто бы то ни было. Он говорил всему миру, как жестоко призывать солдат в армию, заставлять переносить их тяготы и лишения, идти в бой, презирая опасность, для того, чтобы потом, когда пули врага выведут их из строя, оставить их умирать как собак.

Он обращается к мировой общественности с призывами и выдвигает конкретные предложения В экстраординарных случаях, когда собираются главы военного дела разных национальностей,чтобы выработать какие-нибудь международные, уголовные и обязательные правила, которые, раз принятые и утвержднные, послужили бы основанием Общества подаяния помощи раненым в разных государствах Европы Человеколюбие и культура настоятельно требуют таких обществ.

Отчего нельзя основать добровольные общества, которые во время войны подавали бы помощь раненым. Отчего не воспользоваться сравнительно мирным и спокойным временем для обсуждения вопроса первостепенной важности и человечества, и христианства Дюнану приходят бесчисленные письма со всех концов Европы, все взволнованы его обращением. Дюнан находит соратника в своих делах, с которым в 1863г. создает Комитет. Это был Гюстав Муанье.Комитет состоял всего лишь из 5 женевских граждан, но они сумели составить план создания Обществ помощи раненым.

Самого Дюнана волнует так же вопрос о том, чтобы раненые, военные врачи, медицинские повозки, военно-полевые госпитали не подвергались нападению или обстрелу. Он понял, что для решения этой проблемы потребуется лишь одно договориться о введении определнного опознавательного знака, общего для всех армий.Эта эмблема будет отличать всех тех, кто, состоя в рядах вооружнных сил, не принимает никакого участия в военных действиях и, следовательно, не может быть подвергнут нападению.

Но для успеха задуманного нужно, чтобы правительства разных стран взяли на себя соответствующие взаимные обязательства, подписав договор в области международного права.Дюнан рассылает письма всем властелинам Европы с приглашением их на Международную женевскую конференцию, встречается с главами государств и военными министрами. В итоге в конференции принимают участие представители 14 правительств военачальники, воен.врачи , интенданты.

Эта конференция принимает следующие положения Ст.1. Каждая страна должна иметь комитет, чтобы в случае войны оказывать помощь санитарным службам вооружнных сил всеми имеющимися средствами Ст.5. Во время войны комитеты воюющих государств организуют добровольный персонал, а так же по согласованию с военными властями заблаговременно подготавливают помещения для ухода за ранеными.Ст.8. Такой персонал во всех странах носит единообразный отличительный знак - белую нарукавную повязку с красным крестом.

В 1876г. исламским миром красный крест был заменн полумесяцем. Эта эмблема признана равноправной с эмблемой Красного Креста с 1949г. День, когда был подписан этот документ, считается днм рождения Красного Креста это 29 октября 1863г. Менее чем за год появилось на свет 10 новых обществ помощи раненым. Важной задачей являлось в то время подписание договора о нейтралитете обществ помощи раненым.Такой договор был подписан на Конференции в 1864г. в виде Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны.

Вот некоторые положения этой Конвенции Ст.1. Походные лазареты и военные госпитали будут признаваться нейтральными и почитаться неприкосновенными во вс время, пока в них будут находиться больные или раненые. Ст.2. Право нейтральности будет распространяться на личный состав госпиталей и походных лазаретов Ст.7. Для госпиталей и походных лазаретов будет принят особый, для всех одинаковый, флаг Флаг и знак на рукаве будут белые с изображением красного креста.

Эта Конвенция знаменует новый этап в истории человечества и гуманитарного права. В 1866г. во время войны между Австрией и Пруссией Общества Красного Креста были организованы лишь в Пруссии, и разница в оказании мед.помощи раненым была очевидна. Прекрасно подготовленные, отлично оснащнные бригады приходят на помощь военным врачам Пруссии. Результат - спаснные человеческие жизни.Дюнан в это время находится на вершине славы.

К сожалению, предприятие Дюнана в Алжире терпит крах. Он оказывается полностью разорн и испытывает нищету. Его соратники по Международному комитету отворачиваются от него и исключают из членов Комитета. Не смотря на бедственное положение, Дюнан принимает деятельное участие в войне между Францией и Пруссией в 1870г снаряжая походные лазареты, оказывая помощь раненым во время Парижской Коммуны Дюнан проявляет не только милосердие, но и отвагу.После окончания войны Дюнан снова влачит нищенское существование, но его ум полон проектов мирового масштаба.

И вот только некоторые из них создание международной библиотеке, переселение еврейского народа в Палестину, защита военнопленных, партизан, создание Верховного международного арбитражного суда. Дюнан не ошибся Будет создан арбитражный суд, евреи возвратятся в Палестину, шедевры мировой литературы будут переведены на все языки мира. Но как нелегко за это бороться Затем в жизни Дюнана наступают долгие 28 лет скитаний, нищеты и отшельнической жизни в Хайденской больнице, которую он не покинул и после вновь обрушившейся на него славы.

После смерти Дюнана в 1910г. его труд продолжает призывать новых последователей спасать тех, кто в беде, склоняться над страдающим человеком, не спрашивая его, откуда он и кому служит, а задавая ему один единственный вопрос Тебе нужна помощь Приложение. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КРАСНОГО КРЕСТА И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА. Гуманность Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порожднное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так и на национальном уровне предотвращать или облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности.

Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.Беспристрастность Движение не проводит никакой дискриминации по признаку национальности, расы, религии, класса или политических убеждений.

Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается. Нейтральность Чтобы сохранить всеобщее доверие, Движение не может принимать чью-либо сторону в вооружнных конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера. Независимость Движение независимо.Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны тем не менее сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.

Добровольность В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды. Единство В стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца.Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Универсальность Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны помощь друг другу. 1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ Провести исследование биографии А.Дюнана и истории создания Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.