К.П. Брюллов

Карл Павлович Брюллов 1799-1852 Последний день Помпеи Средиперсонажей изображены автор картины художник на ступенях храма, слева, скрасками и кистями в ящике, который он держит на голове и Ю.П. Самойлова мать, обнимающая дочь .Историческийживописец, портретист и жанрист, щедро одаренный человек, К.П. Брюлловпользовался при жизни большой славой. Великого Карла почитали такиевыдающиеся его современники, как Пушкин и Гоголь. Но позже его имя сталообъектом ожесточенной полемики.Художники и критики второй половины XIX века - времени расцвета реализма - видели в Брюлловелишь представителя ненавистного им академического направления.

Должно былопройти много лет, чтобы творчество художника было понято и Брюллов занял поправу принадлежащее ему достойное место в истории русского искусства.Брюлловвырос в художественной семье, в которой не только братья живописца, но его отец, дед, прадедбыли художниками. Он успешно окончил Академию художеств.Вопреки привившимся вее стенах традиционным классицистическим правилам Брюллов уже в началетворческого пути сознательно нарушал устаревшие каноны, отстаивая правохудожника отступать от условий красоты форм во имя простойнатуры . По словам современника, он Поставил выше всего натуру и в качестве профессора Академии снискал себе широкую популярность средиучеников.

Так, взамен копирования чужих оригиналов он приучал молодежьпостоянно наблюдать реальную жизнь, фиксируя увиденное в набросках.Характеруживописного дарования Брюллова были близки устремления романтизма, развившегосяв европейском искусстве 1820-х -1830-х годов.

Это во многом определилоноваторские черты в творчестве художника.Однако в своих исторических картинахон проявляет сильную зависимость и от академической традиции.Большиехудожественные достижения и вместе с тем противоречивость эстетических позицийБрюллова обнаруживаются в его капитальном и наиболее известном произведении Последний день Помпеи . Картина написана в 1830-1833 годах в Италии,где мастер прожил несколько лет в качестве пенсионера Общества поощренияхудожников.

Сюжет картины - гибель античного города Помпеи в результатеизвержения вулкана Везувия в 79 году нашей эры. Работая над осуществлениемсвоего замысла, живописец тщательно изучил исторический материал, в частностисвидетельства очевидца катастрофы римского писателя и государственного деятеляПлиния Младшего, ездил на место археологических раскопок, где сделал многозарисовок и этюдов с натуры.Художественныйязык картины во многом традиционен, классицистичен композиция фронтальна, тоесть развернута по длине холста,изображенные люди соединены в группы, вписывающиеся в треугольник, героем подчас не достает индивидуальности образа, их чувства переданы языком жестов ипластикой драпировок. Но подход к историческому сюжету и его живописноевоплощение не согласуется с прежними представлениями.

Стремление к историческойправде и достоверности, замены темы гражданского подвига героя тема народногобедствия, страданий, нравственная красота человека как сила, противостоящаязлу все это совершенно ново для исторической картины и соответствуетэстетике романтизма.

В романтическом ключе решено и живописное построениехолста.Не виданное для воспитанника Академии художеств яркость цвета способствуетжизненности передачи материального мира, сложное двойное освещение игра света итени создают напряженный эмоциональный настрой.Вкартине Последний день Помпея косвенно отразились сложные явленияобщественной жизни того времени и творческая эволюция самого художника.

Первоереволюционное выступление против царизма - восстание декабристов 1825 года - иего разгром, революционная волна, прошедшая по Европе в 1830 году, не осталисьбез последствий в умах и чувствах мыслящих современников. Ведь колебалисьпервичные устои и порядки, рушилась вера в возможность общественной гармонии.Романтические тенденции в европейском искусстве приобрели в это времявзволнованный, бунтарский характер.Брюллов не мог быть в стороне от этихявлений.

И далеко не случайно его картина воспринималась современникаминеразрывной от эпохи, в которой была создана. Гоголь отметил, что мысль картины принадлежит совершенно вкусу нашего века, который выбирает кризисы,чувствуемые целою массою , а Герцен говорил, о героях картины, что они падают жертвами дикой. Тупой, неправой силы, всякое сопротивлениекоторой было бы бесполезной.Таково вдохновение, почерпнутое в петербургскойатмосфере.Послезавершения картина была показана на выставке в Милане, затем в Париже иПетербурге.

Она пользовалась огромным успехом, в ней видели торжество русскогоискусства.