Гюстав Курб

Гюстав КурбВразвитии реалистического искусства в Европе имя французского живописца ГюставаКурбе Courbet занимает особое место. Он был одним изтех, кто, опираясь на лучшие достижения старых мастеров, воплотил в своемтворчестве важнейшие принципы реализма, открыто провозгласил их, защищал ипропагандировал, указывая на демократическую природу этого явления.В 1855 годуКурбе выставляет свои произведения в отдельном павильоне, названном им Реализм .Первыезначительные полотна художник создал в период 1849-50 года Послеобеденныйотдых в Орнане , Дробильщики камня не сохран Похороны в Орнане . Онисвязаны с его родным городом Орнаном почему Курбе иногда и называют мастеромиз Орнана . В них Курбе стремился обобщить конкретные жизненные наблюдения, вкаждом герое угадывая судьбу целого поколения, типические характерысовременников.

Картину Похороны в Орнане , где показана траурная процессия,художник трактует как произведение исторического жанра.На полотне большогоформата он изображает множество людей, большей частью написанных с натуры, ещебольше подчеркивая реальность происходящего.

Стремление к обобщению приводитКурбе к созданию столь сложного произведения, как Мастерская художника 1855,Лувр, Париж , не случайно названного им реальная аллегория . В центре картины-фигура самого художника, вокруг которого в громадном пространстве ательерасполагаются различные персонажи часть из них можно узнать по другим картинамКурбе, часть как бы является аллегорией различных слоев населения ипрофессий.Наиболееизвестные произведения Гюстава Курбе Деревенские барышни 1851 . Такжехудожник создавал социально-критические произведения Возвращение кюри сприходской конференции 1862, эскиз, не сохран Курбе осуществлял напрактике выдвигавшийся современной художественной критикой П. Ж. Прудон, Ж.Шанфл ри принцип общественной значимости искусства-произведения Встреча , Здравствуйте, господин Курбе! 1854, Музей Фабра, Монпелье , Ателье 1855,Лувр - аллегорические композиции, в которых Курбе представил себя в окруженииперсонажей своих картин и друзей.

В некоторых произведениях Курбе проявилисьчерты салонного искусства- Источник 1868, Лувр . Живописная манера Курбеотличается предметной осязаемостью, четкой фактурой мазка, сдержанным, поройсуровым колоритом, основанным на мягких грациях тонов.

Пейзажи Курбе проникнутыощущением строгого величия и материальности природы Море у береговНормандии , 1867, ГМИИ .Сделавсвоим девизом правду в искусстве , Курбе следовал реалистическим принципамтворчества во всех жанрах, будь то портрет, пейзаж или натюрморт.

Деятельностьхудожника поддерживали ведущие художественные критики того времени, сторонникидемократического обновления общества. В 1871 году в дни Парижской Коммуны Курбебыл вместе с восставшими , участвовал в сносе Вандомской колонны, котораявоспринималась народом как символ торжествующего буржуазного общества.За этоон поплатился изгнанием в Швейцарию в 1873 году. После длительных судебныхразбирательств художника приговорили к уплате огромной суммы на восстановлениеВандомской колонны.ТворчествоКурбе вместе с творчеством Ж. Ф. Милле, О. Домье, художников барбизонской школысоставило мощное движение в искусстве Франции середины прошлого века. ИдеиКурбе были восприняты многими художниками других стран.

На наследие мастера изОрнана опирались и многие французские мастера последующего поколения, напримерЭ. Мане и импрессионисты.В этом произведении Дробильщики камня , несохранившемся к нашему времени Курбе обращался к теме труда, возвеличивающегочеловека.