Иван Николаевич Крамской

КРАМСКОЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ1837-1887Русскийхудожник жанровой, исторической и портретной живописи. Вдохновитель организатор передвижников .С1856 г. Учился в Петербургской Академии художеств.Увлекалсяреволюционно-демократическими идеями Н.Чернышевского, Д.Писарева иН.Добролюбова.Без Ивана НиколаевичаКрамского невозможно представить демократическую художественную культуру второйполовины Х1Х века. Крамской играл определяющую роль на всех этапах развитияпередовой русской живописи 1860-1870-х годов.

Он по праву был идейным лидером,совестью и мозгом передвижничества.Сила интеллекта, редкий организаторскийталант и темперамент прирожденного общественного деятеля, которым был наделенКрамской, дали основание утверждать, что Крамской сделал более для искусства,чем в искусстве, что он был художественным деятелем по преимуществу. Крамскойбезбоязненно всматривался в человека, раскрывал глубокие драмы человеческогосердца, что по убеждению художника, и есть действительное искусство в егонастоящем значении и высший его род . Через всю жизнь Крамского прошла работанад портретом.

Своим стремительным взлетом в 1870-е годы Крамской - портретиство многом обязан П.М.Третьякову, с которым его связывала в ту пору духовнаяблизость, общность эстетических и жизненных взглядов.Свидетельством тогоостался камерный, не предполагавшийся для публичного показа портрет основателяТретьяковской галереи, в котором за внешней замкнутостью, строгостью обликаживет сердечное тепло и подлинная одухотворенность.

Лучшие портреты Крамского1870-х годов созданы в осуществление давнего масштабного замысла Третьякова,над которым в начале 1870-х годов работал В.Г.Перов, а в 1880-е годы -И.Е.Репин создание портретной галереи выдающихся деятелей русской культуры, прежде всего писателей.Центральным творением Крамского 1870-х годовявился портрет Л.Н.Толстого 1873 . С силой, почти равною толстовской, художникпонял и передал владевшее Толстым чувство единства с жизнью.

М.Е.Салтыков -Щедрин в портрете1879 года предстает, напротив, в состоянии открытого ивызывающего противостояния действительности. Очень интересен и портретА.С.Грибоедова 1873 . На 2-ой Передвижной выставке в 1873 годупоявилась картина Крамского Христос в пустыне , которая вызвала долго неутихав- шую полемику.Крамского неоднократно просили пояснить его произведение.В письме-ответе В.М.Гаршину Крамской пишет о том, что хотел запечатлетьдраматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизникаждого человека, когда приходится решать - пойти ли направо или налево, взятьли за господа бога рубль или не уступать ни шагу злу . Эти слова невозможнопонимать прямолинейно.

Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и выборане существует.Для него нет альтернативы, нет возможности отступления от своеготрагического пути. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собираниевнутренних сил. Эта картина о нравственной предопределенности человеческогосуществования, о том, чего стоит человеку жить по совести при абсолютнойневозможности для него поступать иначе.

В трех главных картинах Крамского 1880-х годов- Лунная ночь , Неизвестная и Неутешное горе - выражениеобщечеловеческого оказывается связано с воплощением женских образов. Неясность сюжета Неизвестной 1883 повела квзаимоисключающим толкованиям картины.Быть может, ни в одной его картинечеловек не присутствует на холсте с такой дразнящей несомненностью и в то же времяне остается столь внутренне загадочен и закрыт для зрителя.

Неизвестная какбы воплощает реальность присутствия идеала в жизни и одновременно егонедостижимость. Неутешное горе 1884 - последняя по временисоздания большая картина Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями,смертью двух младших сыновей.Крамской пишет тишину высказывания материнскогогоря. Картина Неутешное горе - о том, как много сил требуется человеку, чтобыпродолжать жить. Крамской неизменно видел задачу искусства втом, чтобы оно приходило на помощь человеку в моменты душевных испытаний,даровало ему успокоение и крепость для продолжения того, что называетсяжизнью.

Этим и определяется сдержанное достоинство искусства Крамского.