рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные этапы феминистского движения в XIX-XX вв

Работа сделанна в 2000 году

Основные этапы феминистского движения в XIX-XX вв - Реферат, раздел История, - 2000 год - Министерство Общего И Профессионального Образования Российской Федерации Яро...

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова Кафедра Всеобщей истории реферат Основные этапы феминистского движения в XIX-XX вв. Руководитель Гаврилов А.В. Студент Рябцева Н.А. 2000РЕФЕРАТ 33 с 1 источник.ФЕМИНИЗМ, РАВНОПРАВИЕ, ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИН, СУФРАЖИЗМ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ, ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР. Объектом исследования является движение за равноправие в Западной Европе и Америке в XIX XX вв. Цель работы изучение итогов, целей и особенностей феминистского движения.

В ходе работы на основе анализа источника была обоснована периодизация женского движения.В результате исследования были сделаны выводы о постепенном отходе общества от жесткой привязки общественных норм поведения по признаку пола. ПЛАН Введение 41. Первая волна феминизма 102. Вторая волна женского движения 152.1 Женщины в 19 столетии 152.2 Эмансипация начала 20 века 202.3 Мужчины-феминисты 233. Современный этап 27Заключение 32Список использованных источников и литературы 33Введение. Феминизм фр. Feminisme, от лат. Femina - женщина-в широком смысле- стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.

Иллюстрированный энциклопедический словарь.

М 1999. С.761. Синонимом можно назвать термин эмансипация женщин. Эмансипация лат emancipatio-у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда произошло общее значение-освобождение от зависимости и ограничения. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания.Т.3. Спб 1864.С.1106. В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона этот термин трактуется как правомерное освобождение лица от юридической зависимости, предоставление неполноправному лицу полной юридической правоспособности освобождение группы населения от некоторых ограничений в правах, сравнительно с прочими гражданами.

Малый энциклопедический словарь.Т.3. Спб 1902. С.1912. Таким образом, эмансипация женщин - стремление к уравнению прав обоих полов, исходящее из мысли, что первоначально все человеческие индивидуумы были равны между собой и что неравенство полов обязано своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами. Начало эмансипации женщин относится к Великой французской революции, а появление термина emancipation de la femme- к эпохе июльской революции 1830 г Брокгауз Ф.А Ефрон Н.А. Энциклопедический словарь.

Т.80. Спб 1904. С.704 Но первоначально женское движение возникло в Северной Америке - в период войны за Независимость 1775-1783гг. Естественно, о неравноправном положении слабого пола задумывались и раньше, уже в XVII веке появляются сочинения, доказывающие, что женщина - полноценный человек, она рождается с той же способностью быть свободной, полноценной личностью, что и мужчина.

Среди этих сочинений можно выделить работу убежденного сторонника женского равноправия Пулена де ля Барра О равенстве обоих полов 1673г В числе первых он объявил о том, что неравное положение мужчины и женщины в обществе есть результат подчинения женщины грубой мужской силе, а вовсе не предписание природы.Бовуар С. де. Второй пол. М Спб 1997. С.10. Происходят глобальные изменения той роли, которую играют женщины во всех областях жизни - политике, производстве, экономике.

Этот процесс сопровождается ростом женского самосознания. Достоянием общественности становится все большее количество ранее неизвестных исторических фактов, доказывающих не последнюю их роль во многих важных событиях.И это дает возможность для того, чтобы предъявить свои права на равное с мужчинами участие в политической и социальной жизни.

Для осуществления этого необходимо воссоздать историю женского общественного движения, со всеми его проблемами и достижениями. Нельзя сказать, что историки совсем не уделяли внимание проблемам женского движения. Однако в истории, представлявшей собой описание общественной прежде всего политической жизни, не было места для женщин.Историки женского движения уделяли основное внимание исследованию сфер деятельности женщин - выполняемой ими работы, созданных ими организаций, изменение взглядов в вопросе о разделении полов.

За редким исключением, избегалось изучение политических аспектов, считая политику уделом мужчин, или воспринимали политическую деятельность женщин как средство достижения других целей, а не как самостоятельный вид активности.Аналогично теоретики женского общественного движения отдавали предпочтение изучению женских ценностей, бравших начало в узкосемейной сфере и воспроизводстве, пренебрегая исследованием природы общественной жизни и гражданства.

Для того чтобы понять всю полноту влияния женщин, необходимо изменить традиционный подход к истории и жизни, изменить свое восприятие мира так, чтобы видеть не только политических деятелей- мужчин находящихся на переднем плане, но и скромные фигуры их жен и матерей. Важно видеть их повседневную работу и семейную жизнь, деятельность женских клубов и организаций, изменения в сфере труда и деторождения.Только тогда можно будет понять, как эти столь пестрые факты повлияли на развитие общественной и частной жизни в прошлом, и как деятельность женщин активно сформировала более богатую историю и опыт человечества.

Для написания работы я использовала разноплановые источники словари, исследовательскую литературу, мемуары. Для уточнения терминов и дат была использована следующая справочная литература 1. Большая Советская Энциклопедия. Т.27. М 2. А Ефрон Н.А. Энциклопедический словарь.Т.80. Спб 3. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М 4. Малый энциклопедический словарь. Т.3. Спб 5. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания. В 3-х т. Т.3. Спб 1864. Феминизм в отечественной историографии долгое время считался частью рабочего и социалистического движения.

Самостоятельно этот вопрос не рассматривался и поэтому не получил широкого развития, отсюда немногочисленность использованной литературы.Первой отечественной работой по проблемам феминизма является сборник Феминизм Восток, Запад, Россия Феминизм Восток, Запад, Россия.

М 1993. 243с Причина этого- следствие господствовавшей в СССР политико-идеологической установки, игнорирующей феминистское направление мысли. В книге впервые в отечественной литературе сделана попытка теоретического осмысления феминизма.Особенность сборника - культурологический подход, позволяющий представить своеобразие постановки феминистской проблематики в контексте различных культур и социальных систем. Две других книги, на которые опирается моя работа - переводы.

Одна из них перевод с французского книги Симоны де Бовуар Второй пол Бовуар С. де. Второй пол. М Спб 1997. 832с Два ее тома до сих пор считаются самым полным историко-философским исследованием всего комплекса проблем, связанных с женщиной.Что такое женский удел, что стоит за понятием природное назначение пола, чем и почему положение женщин в этом мире отличается о положения мужчины, способна ли в принципе женщина состояться как полноценная личность, и если да, то в каких условиях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их преодолеть.

Симона де Бовуар обращается в своем повествовании к мифам и легендам о тайне пола, о загадке женской души, созданным, по ее словам, мужчинами.Опираясь на высочайшие образцы мировой литературы, она снова и снова говорит о чудовищной несправедливости обычной женской судьбы, о традиционном небрежении к слабому полу и связанной с этим унизительной повседневной дискриминации.

Третья книга перевод с английского работы Сары Эванс Рожденная для свободы. Эванс С. Рожденная для свободы Пер с англ. М 1993. 320с. В ней раскрывается история жизни американских женщин, начиная с 16в. Она пишет о том, как американская женщина с давних времен пыталась изменить отведенные ей границы. Отсюда взрыв социальной активности, приведший к созданию целого ряда неформальных объединений.В центре книги разнообразные судьбы американских женщин коренных американок, первооткрывательниц, рабынь, иммигранток, фабричных работниц, матерей и домохозяек.

Женское движение, по мнению Сары Эванс это скрытый источник демократизации общества.Основным источником в моей работе явился перевод с английского, книга Феминизм проза, мемуары, письма, эссе Феминизм проза, мемуары, письма, эссе Пер. с англ. М 1992. 480с В антологию включены произведения разных жанров эссе, мемуары, письма и отрывки из художественных произведений известных общественных деятелей и литераторов Ж.Санд, А. Адамс, Г. Ибсена, С.Энтони и др. Включенные в сборник произведения отражают историю 150-летней борьбы женщин за свои права со времен Американской революции по сороковые годы XX в. Среди проблем, о которых идет речь в сборнике брак как инструмент подавления и эксплуатации, желание женщины самой распоряжаться своей свободой, экономическая зависимость женщины.

В соответствии со сделанными мной выводами, структура работы соответствует периодизации женского движения. Мной выделено три этапа.На 18в первую половину 19 века приходится первая волна - борьба за достижение юридического равноправия полов.

Ее началом можно назвать движение женщин Франции, возмущенных специальным декретом, запретившим им участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях, вообще посещать публичные места и собираться в группы. Этот декрет противоречил с принципами Великой французской революции, закрепленными в ее основном документе-Декларации прав человека и гражданина.А первым документом феминизма явилась вышедшая в 1791г. из-под пера Олимпии де Гуж Декларация прав женщины и гражданки. Первый этап отличался своей сравнительной малочисленностью участников и слабой организованностью.

Вторая волна охватывает вторую половину19- начало 20 века, вплоть до начала I Мировой Войны. Она характеризуется появлением многочисленных феминистских организаций в ряде стран.Выдвигаются требования предоставления женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство.

И вновь феминистское движение начинает активизироваться уже после окончания II Мировой Войны. Его сторонники подвергают критическому анализу патриархальную культуру, призывают к пересмотру всей существующей системы социальных отношений между полами. Все большее внимание уделялось проведению в жизнь избирательных и других политических прав, признанных в законодательном порядке, устранению существующей дискриминации.Феминистские идеи, на мой взгляд, и сегодня сохраняют свою актуальность. Пусть многого женщины уже добились, но подлинного равноправия в обществе еще не осуществляется.

По-прежнему в политике и экономике главенствуют мужчины, с сомнением относятся к прогрессивным, деловым женщинам.На бумаге законы провозглашают равноправие, а на деле - преобладают старые, патриархальные устои в семье, мужчина по-прежнему считает себя хозяином в доме и в обществе. 1. Первая волна феминизма Во Франции женское движение возникло во время Великой французской революции 1789г. В основном документе, Декларации прав человека и гражданина закреплялись принципы революционеров.

Его первая же фраза гласила Все люди рождаются свободными и равными в правах. Все, без каких бы то ни было исключений. Но эта Декларация вступала в противоречие со специальным декретом, урезающим в правах женщин.Чтобы снять это противоречие, законодатели были вынуждены дополнить Декларацию целым рядов актов, в которых разъяснялось, кто же в революционной Франции попадает в категорию свободных и равных.

Женщины в нее не попали. Отказ толкователей революционной справедливости признать француженок в качестве полноправных граждан своего отечества привел к возникновению нового общественного явления движения в защиту политических прав женщин, или феминизма.Среди родоначальниц француженка Олимпия де Гуж, англичанка Мэри Уоллстонкрафт, американка Абигайль Адамс. Олимпия де Гуж предложила в 1790г. Декларацию прав женщины по аналогии с Декларацией прав человека, где потребовала уничтожения всех мужских привилегий.

По ее убеждению, естественное право предполагает всеобщую свободу, владение собственностью, сопротивление всем формам деспотизма. И женщина ничуть не менее мужчины способна к его отправлению. Единственная преграда для нее тирания сильного пола. За свой радикализм Олимпия де Гуж расплатилась сполна. В ноябре 1793г. по ложному доносу ее отправили на гильотину.Наряду с основанной ею газетой Импасьян, появляются и другие листки, но продержаться им удается недолго.

Женские клубы по большей части сливаются с мужскими и поглощаются ими. В 1790г. были упразднены право первородства и мужское преимущество в том, что касается наследования, мальчики и девочки стали равны в 1792 году законодательно утверждается развод, что несколько ослабляет суровость матримониальных уз но все это были лишь незначительные завоевания.В буржуазной среде женщины настолько сильно врастали в семейную жизнь, что не могли почувствовать между собой реальную солидарность они не составляли отдельной касты, способной выдвинуть требования, с экономической точки зрения они вели паразитическое существование.

Получается, что тем женщинам, которые могли бы участвовать в событиях, несмотря на свой пол, их классовое положение не позволяло это сделать, а женщины из активно действовавших классов были обречены оставаться в стороне именно как женщины.Таким образом, трудящиеся женщины смогли бы добиться своих прав, только если экономическая власть оказалась бы в их руках. Но это было невозможно.

Во время отката Революции женщина пользовалась анархической свободой, но когда общество упорядочилось снова, она опять оказалась в тяжелой кабале. С феминистской точки зрения Франция опережала остальные страны но, к несчастью для современной француженки, ее статус был определен во времена военной диктатуры Гражданский кодекс Наполеона, принятый в 1804г на целый век предрешивший ее судьбу, сильно задержал ее эмансипацию.Как все военные, Наполеон хотел видеть в женщине только мать но как наследник буржуазной революции он не собирался разрушать структуры общества и давать матери преимущество перед супругой он запрещает установление отцовства и жестко определяет положение матери-одиночки и внебрачного ребенка но и замужней женщине материнское достоинство жизни не облегчало.

Девушка и женщина не считаются гражданами, что лишает их права исполнять некоторые функции занимать должность адвоката или принимать на себя опекунство.

Однако незамужняя женщина пользуется всей полнотой гражданских прав. Женщине предписывается подчинение мужу. В случае супружеской измены он может добиться ее заключения под стражу и получить развод если он убьет виновную на месте преступления, в глазах закона его вина простительна. В то же время на мужа может быть наложен штраф в том случае, если он приведет сожительницу в дом, где живет его семья, и только тогда жена может получить развод.Место жительства определяет мужчина, и прав на детей у него гораздо больше, чем у матери и если только женщина не руководит коммерческим предприятием для того, чтобы она могла взять на себя обязательство, необходимо разрешение мужа. Бовуар С. де. Второй пол. М 1997. С.149. В Америке вследствие войны за Независимость и политический кризис политизировалось не только сознание женщин, но и содержание их частной жизни.

Женщины, ранее не питавшие интереса к политике, быстро приобщились к политической мысли и включились в политические дискуссии.

Просвещенные женщины конца XVIII столетия в своих письмах и дневниках все чаще затрагивали политические вопросы. Однако культурная традиция, отделяющая непосредственно женскую сферу деятельности от общественно-политической, вновь и вновь заставляла их оправдываться за свою дерзость. Абигайль Смит Адамс 1744-1818 в 1776г. пишет письмо своему мужу, Джону Адамсу, второму президенту Америки с просьбой уделить внимание дамам в новом законодательстве.Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. М 1992. С.20. Тон Абигайль Адамс в письме мужу шутливо-серьезен. Несомненно, она рассчитывала таким образом смягчить шокирующее воздействие своих столь не характерных для женщины открытых высказываний.

Неудивительно, однако, что она считала себя вправе просить новое правительство о предоставлении женщинам более широких возможностей. Привыкнув к частому отсутствию мужа Абигайль целиком взяла на себя и воспитание детей, и заботы по дому и ферме.Преодолевая многочисленные невзгоды и беды военного времени. Письма Абигайл к мужу свидетельствуют о смелости и патриотизме этой женщины перед лицом голода, инфляций, эпидемий.

Позже Абигайль Адамс вела переписку с еще одним американским патриотом М.Уорреном.Вспоминая, как она в письмах мужу вымаливала его отстоять права женщин, и особенно замужних, Абигайль не без гордости писала Я изрядно послужила на благо своего пола, Там же. хотя в действительности ее ходатайство результатов не возымело. Еще долгое время замужняя американка не могла владеть собственностью, подписывать контракты от своего имени и даже распоряжаться собственной заработной платой.

В конце XVIII начале XIX веков многие сторонники раннего феминизма рассматривали брак как основное орудие угнетения женщин. Аналогичное положение было и в Англии.Мэри Уолстонкрафт 1759-1797 в сочинении В защиту прав женщины подробно описала то состояние невежества и жалкой покорности, на которое в силу социальных предрассудков и системы воспитания были обречены женщины.

Она пишет Пустячные занятия женщины порождают и пустячное к ней отношение.Предоставляя мужчине свое тело, она притупляет свой ум, а поскольку физическая любовь как излюбленный вид его досуга обессиливает мужчину, он будет пытаться подчинить себе женщину и кто скажет, сколько еще потребуется поколений, чтобы свободные потомки нынешних жалких рабынь предстали во всем многообразии своих талантов и добродетелей Цит. По Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.39. Причину создавшегося положения женщин она видит, прежде всего, в ее необразованности, невозможности реализовать себя, поэтому если женщины способны в действительности вести себя как разумные существа, то нельзя обращаться с ними как с животными, друзьями человека, низшими по разуму.

Нет, надо развивать ум женщин, ограждая их здоровыми, возвышенными жизненными принципами, и пусть женщины, обретя достоинство, почувствуют себя зависимыми лишь от Господа Бога. Пусть учатся, подобно мужчинам, не поддаваться, но следовать необходимости, и тогда женщины станут еще более привлекательным высоконравственным полом Цит. По Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.33. Иными словами, женщины понимали, что воспитание и образование, равное с мужчинами, поставило бы их на одну ступень.

Дало бы возможность развиваться наравне с ними. Но этому препятствовало законодательство, которое они еще не могли изменить. 2. Вторая волна женского движения. 2.1 Женщины в XIX столетии.Вторая волна феминизма набирает силу во второй половине XIX в. Движение уже тесно связано с французским утопическим сен-симонизмом, а также с именем Дж. Милля. Представители феминизма требовали обеспечения равенства полов посредством социально-экономических и юридических реформ.

Речь стали вести уже не только о естественном, но еще и о социальном праве женщины, праве на свободу, образование, труд. В это время многие женщины Новой Англии стали покидать свои домашние обители.Кто-то активно выступал с лекциями, кто-то занялся политикой, участвуя в женских антирабовладельческих обществах, тысячи женщин нашли себе работу вне дома на текстильных фабриках.

Кроме того, для женщин открыли несколько высших учебных заведений. Маргарет Фулер в докладе Женщина в девятнадцатом столетии пишет, что многие женщины задумываются над тем, что им необходимо из того, чего у них нет, и что бы они имели, если бы знали, чего хотят.Мужчины же размышляют над тем, способна ли женщина быть лучше и обладать большим и если способна, то стоит ли соглашаться на то, чтобы изменить условия ее существования.

Цит. по Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.94. Но человечество только тогда созреет для изменений, когда внутренняя и внешняя свобода Женщины, как и Мужчины, станет в его сознании правом, а не уступкой. Цит. по там же. С.99. Теоретический фундамент упрочил позиции феминизма. Он стал разнообразным по форме и содержанию.К началу XX века активно действовали суфражистки от англ. suffrage избирательное право, отстаивавшие политико-правовое равенство женщины социалистки, защищавшие идеи равной оплаты женского труда и участие женщин в профсоюзах радикальные феминистки, пропагандировавшие идеи сознательного материнства и контроля над рождаемостью христианские женские благотворительные общества. В результате медленных завоеваний всех этих феминистских потоков, к концу XIX началу XX века общественные стереотипы и нормы уже позволяли женщине выходить за пределы дома с тем, чтобы получить образование, работу.

Пропорционально растущим знаниям, увеличивается и самосознание женщин, они уже не просто претендуют на равное с мужчинами положение, но порой видят свою главенствующую роль в развитии общества.

Так Фрэнсис Райт 1795-1852 в Курсе публичных лекций говорит о том, что какое бы место ни занимали женщины на пути развития рода человеческого, они этот путь определяют, а мужчинам суждено то возноситься, то низко падать в зависимости от того, высоко или низко положение женщины и даже облеченные властью, вооруженные знанием, они, в силу особенностей, присущих их полу, всегда находятся на поводу даже у самой заурядной женщины.

Цит. по Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.45-46. И женщины понимали, что нужно искоренять не только неравенство по закону, но и укоренившийся в сознании людей ложный тезис о мужском превосходстве.Об этом пишет Сара М. Гримке 1792-1873. В Письмах о равенстве полов и положении женщин она касается вопросов о несправедливой оплате женского труда, о толковании Библии мужчинами в свою пользу, о замужестве, как единственной цели девушки.

Она считает неправильным и противоестественным посвящать всю свою жизнь ведению дома и ублажению мужа, и пока не будет отвергнут тезис о превосходстве мужчин, до тех пор не изменится отношение к женщине ни со стороны общества, ни внутри ее самой, не забрезжит надежда на возрождение ее величия и восстановление прав предопределенных ей как существу разумному и ответственному.Цит. по Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.75. Женщины постепенно отвоевывают себе экономическую значимость, утраченную еще в доисторические времена, поскольку вырываются из дома и, работая на заводе, по-новому принимают участие в производстве.

Такой переворот становится возможным благодаря машине, ибо разница в физической силе между работниками мужского и женского пола в большинстве случаев нивелируется.Поскольку резкий скачок промышленности требует гораздо больше рабочих рук, чем могут предложить работники мужского пола, привлечение женщин становится необходимым. Это и есть та великая революция, которая в 19 в. преображает участь женщины и открывает перед ней новую эру. В развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизм начала XX. движение за предоставление женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство.

Сьюзен Б. Энтони 1820-1906 пишет, что отсутствие права голоса означает невозможность строить и налаживать свою жизнь или распоряжаться ею. Не имеющие права голоса всегда вынуждены делать ту работу, получать ту заработную плату, занимать то место, которые определяют для них те, кто имеет право голоса.

Не имеющий этого права находится в положении нищего бери, что дают, иначе не получишь ничего.Цит. по Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.191. Считалось, что женщинам не нужно право голоса для защиты самих себя, т.к. их обеспечивают мужчины. Статистические данные свидетельствуют, что огромное количество женщин сами зарабатывали себе на жизнь.

Они вынуждены были работать в лавках и на фабриках за ничтожную плату. Женщины-работницы, занятые в различных сферах, время от времени объединялись в профсоюзы и устраивали забастовки, чтобы добиться справедливости от своих хозяев так же, как это делали мужчины.Но не известно ни об одном успешном выступлении женщин. В газетах их осмеивали и писали, что если работницам не нравится заработок, то они вольны взять расчет и выйти замуж.

В случае с мужчинами ни один редактор не решился бы на подобное, потому что понимал стоит ему высмеять или обличить этих мужчин, как не только они, но и все остальные мужчины, члены профсоюза из этого города, во время следующей избирательной компании проголосуют против кандидатов, за которых ратует этот самый редактор.Если бы женщины могли участвовать в выборах, они бы в своем городке поддерживали равновесие политических сил. Есть множество женщин, которые точно так же, как мужчины, вполне способны быть директорами или управляющими школ, и тем не менее, хотя три четверти учителей женщины, почти все они назначаются на второстепенные должности, получая при этом половину или в лучшем случае две трети того, что зарабатывает мужчина.

И все дело только в том, что они женщины. Именно для того, чтобы миллионы женщин, зарабатывающих на жизнь, могли так же, как мужчины распоряжаться своим трудом, они должны быть наделены правом голоса.Сейчас, когда произошла великая революция в экономике и женщина может работать и зарабатывать там же, где это делает мужчина, нельзя не прийти к выводу, что она должна обладать равными с мужчиной полномочиями, чтобы защитить себя. Речь идет о праве голоса символе свободы и равенства.

Без этого ни один гражданин не в состоянии сохранить то, что имеет, ни тем более получить то, чего не имеет Цит. по Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.196. Об актуальности требований говорит появление во второй половине 19 начале 20 века многочисленных феминистских организаций в ряде стран.

В 1888г. был создан Международный совет женщин, к началу 20в. в него входили Соединенные Штаты, Великобритания, Австралия, Норвегия, Нидерланды. В 1904г. ассоциация женщин была создана в Берлине в Союз были готовы вступить ассоциации из Канады, Германии, Дании, Швеции. В 1911г. Союз насчитывал 24 национальные организации.Во всех странах-участницах Союза ежегодно проводились тысячи митингов, миллионы забастовок со словами правды о положении женщин.

В 1904г. Международный альянс за избирательные права женщин современное название Международный альянс женщин- сторонниц равных прав и обязанностей, к которым присоединился Всероссийский союз равноправных женщин основан в 1905г Большая Советская Энциклопедия. Т.27. М 1977. С.173. В их распоряжении интеллектуальный потенциал образованных женщин, способных решить любую возникшую проблему.Есть руки, готовые взять на себя Выполнение любой утомительной работы больше того, женщины готовы на любые жертвы, поскольку ими движет неопровержимая логика требований и вдохновляет неотразимая мощь растущих рядов сторонников женского равноправия Цит. по Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.388. С таким настроением женское движение вступило в новый век. 2.2 Эмансипация начала XX века. Эмансипация, как уже говорилось, в первоначальном смысле обозначает освобождение от власти мужа и отца. Испокон веков девушка, выходившая замуж, как бы переходила из рук в руки, то есть из-под опеки отца попадала в собственность мужа. Фактически, она всю жизнь была зависима от мужчин и не имела личной свободы.

Многие женщины бунтовали против такого положения, как, например, писательница Жорж Санд в начале 19в взявшая мужской псевдоним и носившая мужскую одежду.

Но большинство феминисток видели причину такого положения в сложившейся экономической ситуации. Женщины многие века вынуждены были выходить замуж по расчету, за более богатых мужчин, которые смогли бы обеспечить ее и будущих детей.

То есть зависимость женщины определялась ее экономической несостоятельностью, обусловленной обязанностью рожать, воспитывать детей и вести хозяйство. Многие женщины не хотели с этим мириться. Соджернер Трут 1799-1883, бывшая рабыня, была уверена, что женщина, не любя мужчину, идет под венец потому, что у него есть возможность зарабатывать деньги, а она ее лишена.Но если женщина на равных может соперничать с мужчиной, то она пойдет замуж по глубокой и искренней любви.

Цит. по Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.150. Так считали феминистки в 19 веке, а в начале 20 века, в 1910г. в сочинении Торговля женщинами Эмма Голдман пошла еще дальше, она смотрит на замужество как на экономическую сделку, связывает эксплуатацию проституток с эксплуатацией всех женщин в целом.Она пишет Повсюду женщину оценивают не по ее труду, но по ее полу. Почти всюду ей приходится расплачиваться за право на существование, за то положение, которое она занимает, доставляя сексуальное удовлетворение.

Цит. по Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.411. Маргарет Сангер 1883-1966 считала целью своей жизни дать каждой женщине право распоряжаться своим телом. В 1915г. она начала широкомасштабную компанию, цель которой преодолеть законодательные преграды на пути распространения врачами противозачаточных средств и информации об их использовании. Она считала право на добровольное материнство ключом к храму свободы.М.Сангер пишет, что большинство женщин из рабочих семей не располагают сколько-нибудь достоверными знаниями о противозачаточных средствах и, следовательно, рожают детей с такой быстротой, что их семьи, и их класс в целом оказались слишком многочисленными.

Отсюда и многие тяготы, которыми обременено общество в целом в свою очередь они порождают нужду, болезни, тяжелые условия жизни и общую нищету среди рабочих.Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.436. И женщина первой же страдает от голода, она хуже одета, рабочий день ее не имеет предела, даже если ее не гонят на фабрику для того, чтобы пополнить скудный заработок мужа. Это ее здоровье страдает в первую очередь и уже не восстанавливается от домашней работы, подорванное постоянными беременностями и постоянным уходом за детьми.

К сверхурочному тяжелому труду женщины не относятся законы о восьмичасовом рабочем дне никакие законы не защищают ее слабого здоровья от болезней, вызванных беременностями и родами.По статистическим данным Департамента труда Соединенных Штатов в 1913г. в США около 15 тысяч женщин умерли от послеродовых осложнений.

И эти данные, по мнению врачей сильно занижены Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.437. Физическая ослабленность, материальное неблагополучие дополнялись экономической зависимостью женщин. Оплачиваемая работа вне дома представлялась решением множества проблем, с которыми сталкивались женщины.Однако приблизительно для двух третей всех работавших в 1900г. женщин реальность обернулась не финансово самостоятельностью и удовлетворением личных проблем, а изнурительной работой за мизерную плату либо в качестве прислуги, либо в потогонных условиях фабричных цехов.

На рубеже веков в США 20,6 женщин старше 16 лет работали. Поскольку большинство работниц не входили в профсоюзы, некоторые феминистки решили исправить это положение. Были созданы лиги потребителей, выявляющие те торговые и промышленные предприятия, где плохо обращались с женщинами.А в 1903г. была образована Лига женских профсоюзов с ее помощью представительницы среднего класса боролись за улучшение условий труда.

Лига поддерживала забастовки с участием женщин, оказывала существенную помощь бастующим в защите прав арестованных, организации пикетов, бесплатных кухонь и социальных пособий. В результате Конгресс США санкционировал проведение детального исследования, посвященного положению работающих женщин и детей.Был сделан доклад Женщины и дети, работающие по найму в США, который изучался с 1908 по 1911 года, состоял из 19 томов.

Это привело к основанию в 1920 году Женского бюро при департаменте труда США. Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.344. Женщины медленно, но верно отвоевывали свои права. В период I Мировой Войны 1914-1918гг. феминистки повсюду прекратили свою деятельность, возобновив ее ненадолго после войны. В 1925г. был создан Объединенный постоянный комитет женских организаций с 1934г. Комитет связи международных женских организаций.Движение за женское равноправие развернулось в 1920-х годах и в ряде стран Азии. БСЭ. С.273. В США в 1918г. прошел закон о федеральной поправке к Конституции о женском избирательном праве в Палате представителей, но Сенат отклонил поправку.

И только благодаря усилию активисток движения, спустя год, а для некоторых штатов чуть позже, 26 августа 1920г. 19-я поправка стала частью конституции США после ратификации тридцатью шестью штатами.Эванс С. Указ. Соч. С.179. Получение женщинами США и Европы избирательных прав, а также рост их занятости привели к спаду феминистского движения, которое вновь начинает активизироваться после окончания II Мировой Войны. 2.3 Мужчины феминисты.

Первым феминистом, наверное, можно назвать Пулена де ля Барра, о котором я уже говорила. Но это, скорее, исключение из правила. Большинство мужчин не признавали женщин равными себе еще очень долгое время.Они утверждали, что женщина должна оставаться в подчинении у мужчины, что женщина существо неполноценное, во-первых, потому что ее физическая сила составляет всего лишь две трети от мужской силы, а во-вторых, потому что интеллектуально и морально она ниже его в той же пропорции. Между тем, антифеминисты воспевали женщину за ее женственность, ценили ее как свою рабыню и свое зеркало, увеличивающее значимость мужчины вдвое.

Торнстайн Веблен 1858-1929 в Теории праздного класса 1899 так описывает предназначение женщины, приписываемое ей мужчинами Долгом женщины было проводить свой досуг таким образом, чтобы весь свет видел, что мужчина, глава семьи, способен содержать человека, чье существование полностью посвящено заботе о его удобстве, его доме и поискам удовольствий.

Женщина должна была потреблять огромное количество товаров вне зависимости от жизненной необходимости, только для того, чтобы продемонстрировать способности мужчины как добытчика.Цит. по Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.287. Считалось, что зарабатывать на жизнь производительным трудом не женское дело. Ее дело дом, который она должна украшать и главным украшением которого она должна являться. Мужчины видели женское предназначение, женскую природу в единственном занятии обслуживании мужчин, женщинам буквально навязывалось теплично-кухонное воспитание, на благо и удовольствие их повелителей.

Об этом пишет и Джон Стюарт Милль 1806-1873 в Порабощении женщин Все женщины с детских лет воспитываются в вере, будто в идеале характер женщины резко отличается от характера мужчины женскому характеру присуще не своеволие, не умение управлять собой, а покладистость, уступчивость давлению со стороны.

Мораль твердила им, будто эмоциональной внутренней сущности женщины соответствует предназначение жить для других, умение целиком отвлечься от себя и не иметь иной жизни, кроме растворения в нуждах близких. Цит. по Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.228. По сути дела, путеводной звездой при воспитании женщины и формировании ее характера стало мировоззрение, угодное мужчинам.Но даже все мужчины разом не способны постичь и поэтому не могут с помощью закона предъявить женщинам в чем, собственно, истинное их предназначение.

Но прогрессивные здравомыслящие мужчины понимали, что принцип, регулирующий отношения между двумя полами, а именно узаконенное подчинение одного пола другим, несправедлив в своей основе и является одним из препятствий на пути человечества к совершенству.И этот принцип следовало заменить принципом равенства, не допускающим никакой власти или привилегий ни для одной из сторон, равно как и признания несостоятельности какой-либо из них. А женщины пребывали в положении, отличном от прочих угнетенных классов, поскольку хозяева требовали от них не только преданного служения, но и чувств.

Многие женщины вместе с мужчинами боролись за отмену рабства, это была одна из форм борьбы за равноправное общество.Когда напишут правдивую историю движения противников рабства, множество ее страниц будет посвящено женщинам, поскольку борьба рабов была в большой степени и борьбой женщин, Цит. по Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.117 пишет Фредерик Дуглас 1817-1895. Но многие из тех, кто, наконец, обнаружил, что негры обладают определенными правами точно так же как другие члены человеческого общества, еще предстояло убедить, что женщины тоже могут на что-то претендовать.

Одним из ревностных приверженцев немедленной и безусловной отмены рабства был Уильям Ллойд Гаррисон 1805-1879, он также считал, что права не имеют расы и пола. В сочинении Злой умысел он говорит о том, что мужчины явно доказывают свою вину тем, как воспринимают, как относятся к женскому движению.

Тот, кто совершил зло по неведению, не упорствует в своем заблуждении, поняв, что он на ложном пути. Неведение не есть, конечно, свидетельство вины. Это лишь свидетельство недостатка знания.Тот, кто всего лишь невежественен, никогда не станет негодовать, бесноваться, угрожать и брызгать слюной, если его озарит светом знания. Напротив, он питает интерес и стремится к просвещению, воспринимает новое и преодолевает ошибки, когда на них указывают.

Разве не это подобает мужчинам Цит. по там же. С.124. Совершенно с другой стороны подошли к женскому вопросу Ф.Энгельс 1820-1895 и А.Бебель 1840-1913, который они определили как проблему социального признания. Правда, в отличие от предшественников, они, говоря об эмансипации, обращались не только к индивиду, сколько к массам. К массам женщин- наемных служащих.В марксистском анализе женского вопроса тема женского труда главная.

И это естественно, поскольку начина со второй половины XIX века женский труд становится все более массовым, что принципиально меняет как положение женщины, так и спор о нем. Утверждается, что задача освобождения женщины совпадает с более общей задачей освобождения пролетариата. В работе Происхождение семьи, частной собственности и государства 1884 Ф.Энгельс рассматривает существующую моногамную структуру как инструмент осуществления мужского превосходства.Дается фундаментальное марксистское объяснение эксплуатации женщин.

По его мнению, эта эксплуатация коренится в двух вещах в частной собственности и в исключении женщин из общественного производства. Цит. по Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.274. Он считал, что господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собой исчезает вместе с последним.Аналогичные взгляды прослеживаются и у А. Бебеля в труде Женщина и социализм 1885, он верил, что полная эмансипация женщин возможна только при социализме.

Бебель пишет Женский пол в своей массе страдает в двойном отношении во-первых, он страдает вследствие социальной и общественной зависимости от мужчин эта зависимость может быть ослаблена, но не устранена формальным уравнением женщин перед законом и в правах. Во-вторых он страдает и от экономической зависимости, в которой находятся женщины вообще и пролетарские женщины в особенности, наравне с пролетариями-мужчинами.Цит. по Феминизм проза, мемуары, письма, эссе. С.282. Он был уверен, что освобождение человечества невозможно без социальной независимости и равноправного положения полов.

Таким образом, к началу XX века феминистское движение сумело охватить широкие слои общества, стало более массовым и организованным, подкреплялось идейной основой и сочувствием со стороны наиболее прогрессивных мужчин.Женщины смогли добиться для себя уже значительных прав и создали предпосылки для дальнейшей реорганизации общества. 3. Современный этап. Успех суфражизма на время приостановил общее развитие женского политического движения, которое последующие почти четыре десятилетия находилось в состоянии спячки.

Но, несмотря на все достижения феминизма, по-прежнему во всех сферах жизни главенствовали мужчины. Оказалось, что равноправия на бумаге недостаточно, необходимо было изменить отношение к женщине и в сознании людей.Пробуждение, или женское возрождение началось в 60-е годы. Его эпицентром стали США, где именно в эти годы наблюдалась активизация демократических процессов, направленных на ликвидацию различных форм дискриминации, и прежде всего расизма.

Женское движение обрело новые, зачастую радикальные формы, что нашло отражение в его названии женское освободительное движение Women s liberation. Новая волна борьбы за эмансипацию была обусловлена структурными изменениями в социуме и, прежде всего значительным увеличением доли женского труда в общественном производстве.Так, к 1960г. в США женщины составляли более одной трети трудовых ресурсов страны, при этом 54 трудящихся женщин были замужними, а 33 имели детей, что свидетельствует об экономических факторах, побуждавших женщин включаться в общественную производственную практику.

Феминистское движение 60-х начала 70-х годов получило несколько экстравагантную окраску, проявляясь в вызывающих, даже шокирующих традиционно настроенную общественность непривычных лозунгах, формах выражения протеста.Стремясь к пробуждению женского самосознания, освобождению общественного мнения от инерции патриархально ориентированных нравственных установок, феминистки использовали, например, приемы площадного театра.

В листовках возникшей в 1968г. американской организации под скандальным названием Ведьма говорилось Все, что репрессивно, имеет исключительно мужскую ориентацию, завистливо, отмечено пуританством и авторитарностью, должно стать мишенью вашей критики.Ваше оружие ваше безграничное прекрасное воображение. Ваша сила исходит от вас самих как от женщин, и она многократно усиливается от совместной работы с вашими сестрами.

Ваш долг освободить ваших братьев хотят они этого или нет и самих себя от стереотипов половых ролей. Цит. по Феминизм Восток. Запад. Россия. С.4-5. Шокирующий характер носили не только формы феминистского протеста, но и его содержание.Критике подвергались те устои общества, которые способствовали, по мнению феминисток, закреплению неравноправного положения женщин замужество, материнство и т.п. Логика рассуждений сводилась приблизительно к следующему В браке, согласно закону, мужчина и женщина одно лицо, то есть само бытие или правовое существование женщины прекращается с началом ее замужества.

Ибо одно всегда подразумевает мужское господство. Там же. Экстремизм феминистского движения имел позитивные и негативные последствия.С одной стороны, он содействовал пробуждению женского самосознания, а с другой давал повод для дискредитации, позволял оппонентам обвинять феминисток в том, что у них комплекс неполноценности, нездоровое пристрастие к власти, склонность к половой распущенности и т.д. Феминизм, как и всякое другое политическое движение, не мог избежать радикализма, левизны как своего рода болезни роста.

Потребовалось время, чтобы пришли зрелость оценок, умеренность и взвешенность действий, наконец, теоретическая обоснованность.Этому в значительной степени способствовало создание сети так называемых женских исследований women s studies, призванных одновременно вести просветительскую работу и подводить научный фундамент под движение за освобождение женщин.

Женские исследования стали неотъемлемой частью учебных программ многих университетов, появилось немало специализированных научно-исследовательских центров. В 70-е годы повсеместно в западных университетах возникают центры женских или феминистских исследований с особыми программами, включающими специалистов по биологии, физиологии, антропологии, этнографии, философии, истории, филологии.В них переместился спор, разделивший феминистов на сторонников эгалитарного подхода и проповедников женской субъективности.

С распространением женских исследований спор этот не только не разрешился, но развел оппонентов в разные стороны. Свой выход из этого тупика предложили исследователи, строившие анализ, исходя из сопоставления мужской и женской ролей в разных ситуациях в разные периоды.Они предложили ввести новое понятие гендер от англ. gender род. В русском языке это понятие можно раскрыть только смысловой фразой социальные отношения пола, или социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские.

Они стремятся перевести анализ отношений пола с биологического уровня на социальный, чтобы, наконец, отказаться от постулата о природном назначении пола показать, что понятие пол принадлежит к числу таких же смыслообразующих понятий, как класс или раса Бовуар С. Указ. Соч. С.19 В 70-80-е годы международным сообществом приняты документы, которые призывают к ликвидации всех форм дискриминации женщины.

В них женщина признается таким же полноценным субъектом истории, как и мужчина, а ее личность оценивается выше, чем ее природное назначение, в них подчеркивается, что рождение детей, продолжение рода это право, а не обязанность женщины.Начатая в 60-е годы женская революция шла под лозунгом Если женщина имеет право на половину рая, то она имеет право и на половину власти на земле - в 80-90-е годы вынудила власть имущих потесниться и впустить, наконец, и женщин во все структуры управления обществом.

Эти структуры из однополых мужских стали превращаться в смешанные. Суфражистки, бабушки американок конца 20в порадовались бы увеличению числа женщин членов политических партий.В 1969г. женщины занимали только 3,5 должностей в штатах, к 1986г. эта цифра выросла до 13. В местных органах власти их представительство составляло 4 в 1975г. и 10 в 1981г. Эванс С. Указ. Соч. С.316. Доля женщин в парламенте США составляет 11,2, в Великобритании 7,8. И эти цифры продолжают расти, хотя и очень медленно. Таким образом, женская революция изменила представление о роли женщины в современном обществе.

Феминизм распространился по свету с такой быстротой только потому, что повсюду мог использовать уже существовавшие традиции общественной деятельности. Феминизм воспринял основополагающие нормы эпохи гуманизма и Просвещения, согласно которым человек есть существо, воздействующее на окружающую среду и на самого себя, изменяя и творя.Однако в патриархальном обществе мужчина присвоил себе активную роль и право на воплощение этих особенностей человеческого рода. Целью феминизма является, таким образом, освобождение женщин от ограничений, навязанных мужчинами, предоставление ей равных возможностей участвовать в творческом процессе, в истории.

Феминизм вырос из других движений, направленных на реформирование общества. В США одним из предков феминизма стало движение за освобождение чернокожего населения, другим студенческое движение.В Великобритании и западноевропейских странах современный феминизм уходит своими корнями в радикальное студенческое движение 60-х годов.

С приобретением опыта политической деятельности женщины стали и более уверенными в себе, в своих силах. Создается впечатление, что современное движение за освобождение женщин шло сходным путем.На начальном его этапе разворачивалась борьба за достижение одних и тех же конкретных целей таких как право на аборт, право развода, правовое преследование насильников и мужчин, избивающих своих жен. Ключевым словом было право выбора женщины стремились сами распоряжаться собственной жизнью и, прежде всего собственным телом.

Еще одной важной сферой деятельности женского движения на современном этапе стал рынок труда.Здесь борьба женщин ведется за право на получение работы, равенство возможностей продвижения по ступеням карьеры, равную оплату за равный труд. Выдвигается требование отмены законодательных актов, призванных якобы защищать, а на самом деле дискриминационных по отношению к ним. Шенар А. Куда идет феминистское движение Сегодня. 1996. 26 апреля.

С.6. Таким образом, феминизм вызывает существенные и необратимые изменения в жизни женщины, во всем, что имеет отношение к ее социальному статусу, ее сексуальному функционированию, ее месту в обществе. Эти процессы оказывают значительное влияние на рост самосознания, как женщин, так и мужчин. Заключение.Воздействие политических, экономических, социальных изменений на положение женщин было очень противоречивым.

Традиционно женщину возводили на пьедестал, видели ее роль главным образом в создании и сохранении семейного очага, в воспитании детей. Но это не мешало использовать женский труд на тяжелых работах и закрывать глаза на неравенство в заработной плате мужчин и женщин.Когда возросла потребность в рабочей силе, женщины пополнили ряды наемных работников. И это притом, что долгое время замужняя женщина не могла владеть собственностью, подписывать контракты от своего имени и даже распоряжаться собственной заработной платой.

Потребовались столетия, прежде чем в развитых странах Европы и Америки были провозглашены равные права граждан независимо от пола в США в 1920г Общество стало постепенно отходить от жесткой привязки тех или иных экономических и поведенческих норм по признаку пола, от традиционных понятий о построенном на гендерном факторе разделения домашних, родительских обязанностей и трудовой активности вне дома. Равенство мужчин и женщин это вопрос равенства человеческого существования.

Недопустима дискриминация между мужчинами и женщинами. Исторический опыт требует относиться ко всем, как к людям, соблюдать права человека безотносительно пола. Список использованных источников и литературы Источники 1.Феминизм проза, мемуары, письма, эссе Пер. с англ. М 1992. 480с. Литература 1. Бовуар С. де. Второй пол. М Спб 1997. 832с. 2. Феминизм Восток, Запад, Россия.М 1993. 243с. 3. Шенар А. Куда идет феминистское движение Сегодня. 1996. 26 апреля.

С.6. 4. Эванс С. Рожденная для свободы Пер с англ. М 1993. 320с. Справочники 1. Большая Советская Энциклопедия. Т.27. М 1977 2. Брокгауз Ф.А Ефрон Н.А. Энциклопедический словарь. Т.80. Спб 1904 3. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М 1999. 4. Малый энциклопедический словарь. Т.3. Спб 1902. 5. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания. В 3-х т. Т.3. Спб 1864.

– Конец работы –

Используемые теги: основные, этапы, феминистского, движения, XIX-XX0.08

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные этапы феминистского движения в XIX-XX вв

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные характеристики движения материальной точки: траектория движения, перемещение точки, пройденный ею путь, координаты, скорость и ускорение
Фи зика область естествознания Наука изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности определяющие структуру и эволюцию... Мате рия объективная реальность... Все вещества состоят из отдельных мельчайших частиц молекул и атомов...

СОДЕРЖАНИЕ ФАРМАКОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ. ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДИ ДРУГИХ МЕДИЦИНСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФАРМАКОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛАХ ФАРМАКОЛОГИИ
ФАРМАКОЛОГИЯ это наука о взаимодействии химических соединений веществ используемых как лекарственные вещества с живыми организмами в... Фармакология устанавливает характер и интенсивность этих изменений... Проще говоря фармакология изучает лекарственные средства применяемые в медицине для лечения и профилактики а также...

Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии ХIX - XXвв
Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении… Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно - научного звания,…

Организационный этап выполнения курсовой работы 2.1 Примерная тематика курсовой работы . 3 Основной этап выполнения курсовой работы 3.1.1 Назначение и место ученого предмета дисциплины
стр Введение... Введение Реформирование национальной системы высшего образования связанное с введением нового перечня специальностей общегосударственного классификатора...

Основные принципы и этапы разработки плана PR-кампании с использованием рекламных средств и приемов в целях продвижения товара или услуги на рынок (ООО "Ростовский колбасный завод - "Тавр")
Основные принципы и этапы планирования PR-кампании 1.1 Характер и разновидности PR-кампаний 1.2 Подготовка PR-кампании 1.3 Исследования условий… Совершенно очевидно, что сегодня любая фирма или компания должна нести… В ведущих странах мира эта философия бизнеса достаточно популярна и развивается под девизом "социальная…

Оценка основных средств и переоценка основных средств
На сайте allrefs.net читайте: "Оценка основных средств и переоценка основных средств"

Экология как наука. Основные этапы ее развития
Наименование НТЗ Экология... Расположение НТЗ R тесты биологический факультет кафедра общей биологии... Авторский коллектив НТЗ Шугушева Л Х Для АСОУ курс...

Основные этапы развития общественной мысли в Беларуси и идеология белорусского государства
Любая идеология базируется на национально-государственной идее, в которой народ выражает смысл своего исторического существования.… Выбор оптимального пути развития страны во многом зависит от наличия у… Для американцев это общество равных возможностей, когда каждый может добиться всего, чего хочет. Французская идея…

Основные маркетинговые стратегии на различных этапах жизненного цикла товара
Тип и особенно конкретная модель продукции обычно более чтко следуют традиционному жизненному циклу, чем вид продукции или торговая марка.… В случае с дорогостоящими новинками, такими как телевизоры, с высокой… Соотношение затрат на продвижение товаров и объм продаж в этот период максимально, поскольку необходимо ь…

При движении материальной точки ее координаты с течением времени изменяют­ся. В общем случае ее движение определя­ется скалярными уравнениями
Механика для описания движения тел в зависимости от условий конкретных задач использует разные физические модели Простейшей моделью является... Произвольное макроскопическое тело или систему тел можно мысленно разбить на... Под воздействием тел друг на друга тела могут деформироваться т е изме нять свою форму и размеры Поэтому в...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Основные этапы исторического развития естествознания Движение науки нужно сравнивать не с перестройкой какого-нибудь города, где старые здания немилосердно разрушаются, чтобы дать место новым… М 1983 г. ВВЕДЕНИЕ Концепция современного естествознания новый предмет в… Науке можно учить, как увлекательнейшей части человеческой истории как быстро развивающемуся росту смелых гипотез,…
  • Основные этапы развития античной философии Тем самым происходит становление философской категориальной системы.На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между… Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении… Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа,…
  • Основные этапы развития социологической мысли III. Современные парадигмы социологии. Заключение. Список литературы. Введение. Данная курсовая работа направлена на то, чтобы… С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы разливы рек,…
  • Инновационный процесс. Подходы к его изучению основные этапы Инновация - это такой общественный технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию… Инновационный тип развития общества предполагает, что инновации пронизывают… По этому признаку все инновации можно разделить на: • базисные инновации (в корне меняющие процесс или содержание…
  • Философия позитивизма и основные этапы её развития Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции… Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами… Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовс-кой идеи «вещи в себе» и тем самым…