Русские в истории Чечни: 7-19 вв.

Русские в истории Чечни 7-19 вв. Исторически значимые контакты чечено-ингушского вайнахского общества с Российским государством связаны с политическими акциями России в борьбе за расширение своей территории, за выход к южным морям в середине 16 века. Однако связи вайнахов с русскими и Россией начались гораздо раньше. В борьбе против общих врагов.Интересы горцев и русских княжеств совпадали в борьбе с хазарским каганатом 7-9 вв Представители народов Северного Кавказа находились в войсках киевского князя Святослава при взятии хазарских поселений Белу-Веж и Семендер.

Об этом пишет профессор В.Г. Гаджиев в своем труде Роль России в истории Дагестана. М 1965г. Общие интересы с предками вайнахов имела Тмутараканская Русь 11 в. Вместе с горцами она отражала набеги кочевых племен. Свидетельства об этом нашли отражение в русском литературном памятнике Слово о полку Игореве, где упоминается о том, как горец Овлур спасал князя Игоря из половецкого плена.На территории Чечено-Ингушетии, по мнению историка, профессора Я. Ахмадова, протекала деятельность русского князя Георгия, сына знаменитого Андрея Боголюбского 12 в Георгий бежал на реку Сунджу Сунжу и нашел приют у родственников со стороны матери, которая была родом с Северного Кавказа. 13 век отмечен совместным противостоянием русских и горцев татаро-монгольским полчищам.

В 1237-1240 годах кочевники-захватчики под предводительством хана Батыя совершали опустошительные набеги на земли горцев Северного Кавказа и на русские княжества.

Как отмечает профессор Я. Ахмадов, Растущее сопротивление то на Руси, то на Северном Кавказе заставляло Батыя распылять, перебрасывать силы с одного направления на другое. Чеченцы, не покоряясь, отвлекали отряды монгольских полководцев Субедея и Менгу от северных походов.Так, из записок папского посла в Москве Плано Карпини известно, что горцы в течение 12 лет удерживали позиции в горах Тюллой Лам Тебулос Мта. Оборону возглавлял легендарный герой - чеченец Идиг. Согласно последним изысканиям, в 1318 году на территории Чечено-Ингушетии в районе левого берега Сунжи в становище хана Золотой Орды Узбека, был убит великий князь Михаил Тверской.

В ночь перед казнью, говорит летопись, слуги предложили ему побег господин, кони и проводники готовы, беги в горы, жизнь сохранишь Горы и впрямь были рядом, и в них неподвластная Золотой Орде вольница чечено-ингушских племен. Возможно, многочисленные русские пленные спасались бегством в предгорья Кавказа.Исследователи русских летописей 13-14 веков отмечают знание их авторами местных рек и урочищ, этнографических деталей.

Куликовская битва ускорила освобождение не только русского, но и чеченского народа от монгольского ига. Лишь после разгрома татаро-монголов на Куликовом поле горные и равнинные вайнахи сумели приступить к возрождению единого нахского общества.А чуть позже, по словам профессора В.Б. Виноградова, самоотверженное сопротивление народных масс Северного Кавказа полчищам эмира Тимура в существенной мере предопределило провал его планов опустошительного нашествия на русские земли.

Первые союзы с Россией. Ослабление Ногайской Орды и Крымского ханства, этих островков, уцелевших после распада Золотой Орды, отвечало интересам и горских народов Кавказа, которые возвратили свои степные земли, и Российского государства, обеспечившего себе выход к Черному и Каспийскому морю. Верно определившие свои геополитические интересы в новой политической ситуации Кабарда, Адыгея, Черкессия первыми вступили в союзнические отношения с Россией.

Политические контакты чеченцев начались с 1567 года. У их истоков стоял чеченский окоцкий князь Ушурма. Во время первой русско-турецкой войны 1569 года, когда турецкий султан совершал военную экспедицию на Астрахань, чеченцы были на стороне русских и способствовали позорному провалу этой экспедиции.В 1571 после разрушительного похода на Москву крымского хана, по требованию Турции русская крепость Терки на территории нынешней ЧР была снесена.

Однако князь Ушурма и его сын Шихмурза продолжали сохранять верность Москве об этом свидетельствуют сохранившиеся письма-челобитные периода 80-х годов 16 века от чеченцев - После того, как велел еси, государь, те городы Терки разорити и мы тогда с твоими государевыми и терскими атаманами и казаками тебе, государю служили и от казаков - прежде всего служили государю на Тереке и промышляли всяким государевым делом заодно с Шихмурзою Окуцким.Во время движения в Грузию московского посольства в 1638 году активно содействовал проходу через горную Ингушетию земли своей владелец Хавса. В 1647 году четверо выборных, лучших людей от всей Мичкизской земли на юго-востоке Чечни, насчитывавшей 36 вайнахских поселений, принесли присягу Москве.

В то же время в Москве побывали делегации из Аргунского ущелья, которые заключили межземельные договора. Посланцы крупнейшего в Чечне Шибутского джамаата в сентябре 1658 года были приняты русским царем Алексеем Михайловичем.Они присягнули в Успенском соборе Кремля.

Есть несколько свидетельств историков о том, что тогда же грузинский князь Теймураз передал царю Алексею Михайловичу прошение о принятии в подданство трех братьев Турловых, княживших в низовьях Аргуна на земле на Чачине, в Чеченеевской деревне. Ответная государева грамота гласила Раз они учинились под государевою высокою рукою держать их в государевом милостивом жалованье, как и иных иноземцев.Процесс сближения русского и вайнахского населения продолжался в 18 веке. Свой вклад вносили и торговые люди, и российское офицерство, и первые русские ученые, побывавшие на Кавказе.

С возникновением города Кизляр стали налаживаться торговые русско-вайнахские отношения. Чечено-ингушские посольства не раз бывали в тот период в столице России, задерживаясь иногда в ней надолго.Источники 17 века в том числе западноевропейские и восточные свидетельствуют, что представители северокавказских народов стремились овладеть русским языком. В период так называемого Персидского похода Петра I равнинные чеченцы были приняты в российское подданство.

С 1733 в политические контакты с Россией вступили горные общества чеченцев и ингушей. В коллегию иностранных дел России поступило сообщение, что знатные правители, именуемые дзурдзуки, да глегаи просят, чтобы приняты были в протекцию и под высокую державу е.и.в Между 1743 и 1756 годами укрепляются позиции России в округе Чечен-Аул, приобретая характер прочного союза.В русское подданство вступили также чеченские общины Герменчук, Чебутлы, Шали, Алды и др. Ингушские или, как их тогда называли, киштинские делегации ходатайствовали, чтобы под протекцию ее императорского величества приняты были и счисляемы в ней как и стоящие в российском подданстве чеченцы.

В феврале 1770 года завершилось добровольное вхождение ингушей в российское подданство. Российское подданство преимущества и противоречия.Российская ориентация чеченцев была обусловлена интересами безопасности, а также стремлением к расширению торговли и других экономических связей.

Однако не всегда и не во всем горцы были готовы поддерживать официальную российскую власть. Так, к примеру, чеченцев возмущали многие запреты на торговлю, на владение землями, на передвижение. На исконных чеченских землях строились казацкие станицы, поселения, крепости, и это не устраивало горцев. На левом, плодородном берегу Терека обрабатывавшиеся веками земли чеченцев местные власти раздавали по своему произволу.На организованные протесты горцев власти отвечали карательными экспедициями.

Конфликты переходили в продолжительное противостояние. Таким было, например, восстание во главе с шейхом Мансуром, оно продолжалось в течение 1785-1791 гг. Однако местные кофликты уходили в тень в годы, когда опасность нависала над всей страной. В Отечественную войну 1812 года отличилось немало солдат и офицеров из горцев. Самый известный из чеченцев-героев той войны Александр Чеченский.Многие чеченцы были готовы драться в боях с армией Наполеона.

В этих целях был создан отряд горских ополченцев. За короткий срок в него вступили сотни уроженцев Кавказа. Годы Кавказской войны 1816-1864 гг. драматичный период в истории русско-чеченских связей. Но и многолетнее кровопролитие не повлияло на тенденцию тяги двух народов друг к другу. Невзирая на жесткие законы войны, шел процесс сближения и узнавания. В русских крепостях и вокруг них поселялись вайнахи.В центре мятежных гор возникали целые селения, состоявшие из беглых русских.

Продолжался обмен товарами. Большое значение для развития торговли сыграло открытие ярмарок в станицах Наурской, Николаевской, Калиновской, Слепцовской. По-прежнему куначились казаки и чеченцы. В русской художественной литературе и демократической публицистике звучала тема исторически обусловленной необходимости дружеских связей русского народа с горцами. 20 век Россия в становлении современной экономики Чечни В 20 век Чечня вошла отсталой окраиной царской России.Население единственного промышленного города Грозного составляли в основном русские.

В Грозном было несколько примитивных нефтеперерабатывающих заводов, небольшие предприятия по металлообработке, обслуживающие нефтяную промышленность, и полукустарные предприятия пищевой промышленности. История трех русских революций 1905-1917 гг. прочно сплела судьбы чеченского, ингушского и русского народов. Горской бедноте импонировали идеи справедливости и свободы, декларировавшиеся большевиками.Чеченцы и ингуши активно поддерживали революционные события.

Классовые столкновения на территории Чечни напоминал один из крупнейших памятников в Грозном революционеры-романтики русский Николай Гикало, ингуш Гапур Ахриев, чеченец Асланбек Шерипов.С 20-х годов, сразу после окончания гражданской войны, начался период бурного развития экономики Чечни. Приток квалифицированных специалистов из городов и республик СССР обеспечил восстановление и расширение в кратчайшие сроки ранее действовавших предприятий, строительство новых.

Развитие республики обеспечивалось капитальными вложениями, которые возрастали из пятилетки в пятилетку. Значительная их часть была направлена в промышленность, транспорт и связь, в социальную сферу. Коренным преобразованиям подверглось и сельское хозяйство. Центр обеспечивал Чечню современной сельхозтехникой. На месте тысяч мелких единоличных хозяйств были организованы крупные колхозы, совхозы, сельскохозяйственные кооперативы.Активно финансировались мелиоративные работы, строительство под руководством русских специалистов Аргунского, Атагинско-Гойтинского каналов.

К концу 30-х гг. под посевными площадями было 402 тыс. га земли против 3 тыс. га в 1913 году. Русские специалисты готовили кадры из числа чеченцев и ингушей. Начинали практически с нуля. В 1922-23 годах в Коммунистическом университете трудящихся Востока учились 33 чеченца. К 1929 году количество рабочих и служащих в системе Грознефти достигло 3098 человек.На железной дороге работало 500 человек. Почти все они прошли через школы ликвидации неграмотности, затем учились на курсах средних специальных учебных заведений.

В 1934 году к работе на промышленных предприятиях были подготовлены еще 2 тыс. чеченцев и ингушей, а в 1936 году - 400 девушек-горянок. Сотрудники грозненских предприятий, в основном, русские, были привлечены к шефской работе в горных аулах они оказывали помощь в налаживании производства и ликвидации неграмотности.В 1925 году 21 селение с населением более 10 человек было охвачено шефской заботой горожан. По постановлению Совета народных комиссаров РСФС с помощью русских специалистов в Чечено-Ингушетии создавались МТС машинно-тракторные станции, к 1937 году их было в республике было 18. В результате, Чечня быстро наверстала большую дистанцию, отделявшую ее от уровня развитых в экономическом отношении районов России.

Важнейшим итогом хозяйственных преобразований в Чечне стало ее разностороннее индустриальное развитие. К 30-м годам Чечня превратилась в самую развитую индустриальную республику на Северном Кавказе.

Она занимала второе место по добыче нефти в бывшем СССР. Русские, которые по переписи 1989 года составляли 23,5 населения, жили и трудились в Чечне и в годы войны 1941-1945 гг и в прискорбный период депортации коренного населения. В послевоенные годы и особенно с 1956 года после восстановления Чечено-Ингушетии начался новый этап стремительного обновления хозяйственных и социальных структур.В промышленности возникали новые отрасли нефтеперерабатывающая, газовая, строительная, химическая Первенец большой химии - Грозненский химический завод им. 50-летия СССР, начал давать продукцию в 1954 году. Возникали новые промышленные центры.

Гудермес был преобразован в город из рабочего поселка в 1941 году. Он стал важным транспортным узлом Северо-Кавказской железной дороги с крупными предприятиями - Мединструмент, Штамп, кирпично-черепичным заводом и многими другими.В 1967 году на карте республики появился новый промышленный город Аргун с заводом Пищемаш, мясокомбинатом, сахарным заводом, домосроительным комбинатом.

Уже в 60-е годы в республике было подготовлено 10 докторов и 159 кандидатов наук, 6748 врачей и среднего медицинского персонала из числа представителей местных национальностей. За 1961-63 годы было построено около 300 тыс. кв. м жилья, 26 новых школ, много других объектов социально-культурного назначения.В процессе строительства, а затем уже в каждодневной работе русские специалисты, годами жившие и работавшие в Чечне, растили себе на смену местные профессиональные кадры. К 1990 году в Чечне насчитывалось 194 промышленных предприятия.

Объем промышленной продукции республики к 1991 году по сравнению с 1913 годом вырос более чем в 120 раз Хозяйство республики было связано с экономикой многих регионов Российской Федерации, впоследствии - со странами СНГ. Производственный процесс предприятий Чечни был тесно увязан с деятельностью российских предприятий в различных городах.

Структура народного хозяйства Чечни была интегрирована в экономику Российской Федерации и ориентирована на общесоюзный, российский и зарубежный рынок.Русская культура как часть культуры Чечни Русская культура исторически вписалась важной составной частью в культуру Чечни. Заглянув в далекое прошлое, найдем подтверждение тому в языке чеченцев, живших в 16 веке. Тогда происходило массовое переселение вайнахских племен на равнинные плодородные земли, которые были уже заселены русскими казаками.

Развивавшиеся торгово-экономические связи способствовали тесным контактам между русскими и вайнахскими племенами. В те давние времена в чеченском языке появились первые заимствования из русского языка - слова пунт пуд, кийла килограмм, ишкап шкаф, чамда чемодан, чейник чайник сухар сухарь и другие. Первые контакты вайнахов с казаками были разные, но в целом они обогащали культуру региона, работали на прогресс.Летописец, не оставивший своего имени, писал, что чеченцы и русские, как и всякие соседи ссорились и мирились, угоняли скот и дарили лихих скакунов, менялись оружием и торговали хлебом, похищали девушек и пировали на свадьбах, запоминали кровных врагов и братались с кунаками.

Известное фольклорное Сказание об удальце Ахмаре Автуринском оставило в истории чеченской литературы сюжет на эту тему о встрече двух воинов чеченца и казака, во время которой они решили не меряться силой, в результате чего один бы обязательно погиб, а подружиться навеки.

Чеченский этнограф Умалат Лаудаев писал Основав на плоскости аулы, чеченцы и ингуши тотчас воспользовались выгодами, которыми могли, из земли своей подражая русским, они заменяют свои горские сохи плугами производят правильное хлебопашество и по этой отрасли промышленности превосходят прочие племена окружных стран.Исследователь прошлого века отметил взаимопроникновение культурных традиций двух народов в быту. В станице Гребенской, пишет он, избы бревенчатые, часто дубовые и с острой, высокой крышею, а кровля с коньком, окна украшены резьбою К удовольствию своему вы видите и чеченские сакли, стоящие рядом и на одном дворе с русскою избою Домашняя обстановка гребенца еще более поражает оригинальностью, когда переступаешь порог его дубовой, великорусской избы. Первая комната больше напоминает чеченскую кунацкую, нежели жилище русского на стенах развешаны шашки, кинжалы и разное другое оружие кавказского горца на полу стоят пестрые сундуки, а на них разложены перины, ковры и коврики азиатского образца и изделия.

Большинство членов семьи здесь сидят по-чеченски, поджавши под себя ноги образов никаких не видно, и из мебели в ходу чаще чеченская треногая скамеечка, нежели стул или русская скамья.

Нынешняя чеченская письменность на основе русской графики существует с 1938 года. До этого были непродолжительные эксперименты с введением письменности на основе арабской и латинской графики.Но еще ранее была первая попытка создания чеченского алфавита с помощью русских букв. Ее предпринял в 1862 году П.К. Услар. Своими трудами по изучению чеченского языка и распространению грамотности среди чеченцев он объективно внес вклад в становление современной чеченской нации.

Ему принадлежит исследование Чеченский язык, в которое вошли образцы чеченских сказок, преданий и пословиц. П. Усларом была открыта первая школа для чеченцев в крепости Грозной, где 25 детей обучались чтению и письму на чеченском языке.На любительских спектаклях, игравшихся здесь, ставились пьесы А.Островского, других русских классиков.

С помощью П. Услара чеченец К. Досов составил первый чеченский букварь на основе русской графики. Русский ученый считал, что сближение с русской жизнью, хотя бы даже умственное, бесконечно важно для Кавказа. Он был уверен, что именно образование и культура могут сблизить горцев с русскими.Здесь нельзя не вспомнить слова знаменитого дагестанского поэта Расула Гамзатова Не Русь Ермолова нас покорила, Кавказ пленила пушкинская Русь. О связи жизни и творчества крупнейших русских писателей А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого - с Кавказом, можно узнать здесь.

В Чечне, в крепости Грозная жил русский поэт А.И. Полежаев. Большую роль сыграл край вайнахов в судьбе писателя А.С. Грибоедова.По этому поводу В.Г. Белинский высказался так Дикая и величавая природа этой страны, кипучая жизнь и суровая поэзия ее сынов вдохновляли его За ситуацией в Чечне внимательно следили и революционные демократы А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

В их наследии статьи, осуждающие колонизаторскую политику властей в крае. Интерес к Чечне проявляли многие известные русские художники 19 века Г.Гагарин, Ф.Горшельд, Л.Дмитриев-Кавказский и другие.Отец и сын Лансере создали - один в бронзовых статуэтках, а другой в графике - произведения о жизни казаков и горцев, иллюстрации к прозе Л. Н. Толстого Казаки и Хаджи-Мурат. Монументальные полотна Пленение Шамиля, Смерть генерала Слепцова и другие написал автор знаменитой панорамы Бородинская битва русский живописец Ф.А. Рубо. А маринист Айвазовский отразил красоту кавказских гор в большом полотне Алхан-Юрт. 19 век воспитал первых чеченских и ингушских деятелей культуры.

Все они имели самые тесные контакты с Россией. Один из них - художник Петр Захаров-Чеченец, о жизни и творчестве которого рассказывается здесь. В кавказоведении стали известны имена вайнахских этнографов, историков, просветителей.Среди них Чах Ахриев, Умалат Лаудаев и другие.

Свою этнографическую работу о чеченцах У. Лаудаев начал такими словами Из чеченцев, я первый пишу на русском языке о моей Родине, еще так мало известной. Учителями и наставниками первых вайнахских интеллигентов были российские ученые - П.Услар, А.Берже, Н.Воронцов, Н.Семенов, В.Долбежев, Г.Вертепов и многие другие.В 70-90-х гг. 19 века сформировалась пророссийская чеченская элита. Выходцы из офицерских и купеческих семей получали образование в учебных заведениях крупных российских городов.

В то же время уже 1 марта 1867 года в Грозном было открыто женское бесплатное училище. В нем обучалось 200 учениц, позже оно было преобразовано в гимназию. В 1876 году было создано театральное общество, затем общество хорового пения. Грозный посещали знаменитые русские артисты Чарский, Дауров, Васильев-Вятский и другие. В период трех русских революций 1905-1917 гг. на чеченское общество оказала влияние российская социал-демократия.Она сформировала демократические взгляды просветителей Адиль-Гирея Долгиева, Ассадуллы Ахриева, Таштемира Эльдарханова братьев Мутушевых, братьев Шериповых.

Оценивая свои задачи уже с позиций европейского мышления, они занялись подъемом национального самосознания, стали для Чечни первыми историками, экономистами, политическими деятелями, редактировали первые газеты, писали первые учебники для школ. Представители светской чеченской интеллигенции получили образование в России.Так, С. Арсанов учился в Политехническом институте в Петербурге, Х. Ошаев - в Лесном институте, И. Бекбузаров - в Медико-хирургической академии в Петербурге Ставропольскую гимназию закончили М. Кадиев, М. Курумов, А. Ахтаханов и другие.

Таким образом, культурное строительство в Чечне в начале 20 века началось под влиянием русской культуры. Оно набирало стремительные темпы при поддержке энтузиастов своего дела, приехавших сюда из разных уголков страны. Уже в 1923 г. началась ликвидация безграмотности в селах. В 1929 г. был создан Союз писателей.С 1 мая 1928 г. начала работу радиовещательная станция. Образованное в 1929 г. научное общество в 1930 г. было преобразовано в НИИ краеведения.

В Грозном начали работать два педтехникума, два нефтяных техникума, рабфак Ростовского института инженеров транспорта, два сельхозтехникума, медтехникум, нефтяной институт. 1 мая 1931 г. открылся первый национальный театр.С 1 сентября 1938 г. начал работу педагогический институт с тремя факультетами историческим, физико- математическим и филологическим, с дневным, вечерним и заочным отделениями.

Были организованы творческие союзы писателей, художников, архитекторов и композиторов. Распахнул двери Музей изобразительных искусств, начал работать Дом народного творчества. В республике издавалось 16 газет. Трудно перечислить все имена людей разных национальностей, которые закладывали фундамент новой культурной жизни в Чечне. Большинство из них были русские.Если взять только одну сферу музыкальную, то и здесь можно вспомнить десятки имен. Первые записи чеченского музыкального фольклора были сделаны еще в середине XIX века русским ссыльным на Кавказ декабристом.

В 1925 году научно-художественная экспедиция при участии композитора А.А.Давиденко собрала по Чечне и издала сборник исторических, обрядовых и танцевальных народных песен. В 1959 году вышел еще один сборник старинных и современных песен и танцев чеченцев и ингушей. Среди его составителей - Е.А.Колесников, А.М. и М.М.Халебские.А.М. Халебский стал впоследствии художественным руководителем Государственного ансамбля песни и танца ЧИ АССР. В 1936 году был создан оркестр народных инструментов.

Реконструкцией чеченских народных инструментов занимались профессор Московской консерватории В.М.Беляев, музыкальный мастер-конструктор П.А.Шошин. Значительную работу по развитию чеченской профессиональной музыки провели композиторы Н.С.Речменский, В.И.Шнапер, В.И.Ашкенази, Е.Казановский, А. Шаргородский, Е.Захарович, А.Розенберг и другие.Многие композиторы создали произведения разных жанров на основе чеченской народной музыки.

Среди них А.Давиденко, М.Коваль, С.Ряузов, В.Шведов, А.Александров. Чеченцы-композиторы - Умар Бексултанов, Саид Димаев, Аднан Шахбулатов, Али Димаев - получили высшее музыкальное образование в Москве и Санкт-Петербурге. Учеником балетмейстера И.К. Ковтунова стал всемирно известный танцор, чеченец Махмуд Эсамбаев.В свою очередь, на становление новых литературных жанров и писательских кадров в Чечне оказывало влияние творчество крупных литературных авторитетов советского периода писателей М.Горького, М.Шолохова, В.Маяковского, С.Есенина.

Многие советские писатели побывали в Чечне еще в 20-е годы. Так, на строительстве железной дороги к Грозному побывали писатели М.Горький и С.Серафимович. Результатом этой поездки стали рассказ Горького Ущелье и рассказ Серафимовича Лихорадка. Литературные связи оказывали громадное влияние на развитие культуры чеченского народа.Настало время взаимных гастролей драматических театров, филармонических коллективов, танцевальных ансамблей.

Чечня расширяла свои культурные горизонты, знакомясь с творчеством российских артистов. Чеченских деятелей искусства узнала вся страна и многие зарубежные государства. В области науки появлялось все больше квалифицированных местных ученых. Молодые чеченские доктора и кандидаты наук защищали свои диссертации под руководством авторитетных ученых в различных городах России.В годы становления чеченской культуры десятки тысяч специалистов из России годами работали и в городах, и в самых глухих хуторах, поселках, селах Чечни - пока не подросла, собственно, национальная интеллигенция.

Прочные профессиональные контакты русской и чеченской творческой и научной интеллигенции, зародившиеся в те годы, продолжаются поныне.