Терско-гребенское казачество

Терско-гребенское казачествоКазаками с конца 15 века называли вольных людей,работавших по найму или несших военную службу на пограничных окраинах России.Казаки, служившие на Кавказе на нынешней территории Чеченской республики,получили по месту службы имя гребенских от старого казачьегослова гребень гора , а позднее терских по названию реки Терек .Впервые казаки появились наСеверном Кавказе в 1578-1579 гг когда по требованию Турции русская крепостьна реке Сунже была снесена.Чтобы вести наблюдение за ситуацией в регионе,власти направили сюда казачьи отряды с Волги. Московские цари в то времяпризнавали эти земли вотчиной кабардинских князей . Поэтому русский казачийотряд существовал здесь многие годы без прямой поддержки метрополии.Согласно документам 16 века, казаков взял под свое покровительство чеченскийправитель Ших-Мурза Окуцкий верный союзник Москвы.

Они находились навременной службе, поэтому жили без хозяйства и без семей.Число казаков вто время на Северном Кавказе, по данным военных реестров, колебалось от 300 до500 человек.

Задолго до появления на Тереке крепостей иказачьих городков, горцы теснили ордынские кочевья в степях за Тереком. К 16 веку они контролировали территорию от устья Терека по обоим его берегам идо Дарьяльского ущелья. Тем не менее, постепенно Москва наращивала присутствиев этом районе казачьих отрядов.Складывание постоянного казачьего войска,оседлость русского населения здесь относится к середине 17 века. Именно этим периодом датированы первые сведения о земледельческих занятияхтерско-гребенских казаков, о наличии такой организации как войско ,своеобразной самоуправляемой общины, имевшей выборного атамана и войсковойкруг , подобный общинному совету.

Население казачьих городков постояннопополнялось за счет беглых крепостных крестьян и посадских людей из ЦентральнойРоссии, Поволжья, Украины.Приток беглого русского люда на Терекувеличивался в период крупных крестьянских войн и восстаний в 17 -18 вв.В терское казачество вливались и выходцы из горской среды, беглые ипленные разных национальностей.

В казачьи городки, как в безопасное убежище,бежали кабардинцы, чеченцы, кумыки, грузины, армяне, закубанскиечеркесы все, кому по тем или иным причинам в том числе и из-за нарушениязакона нельзя было оставаться в родных местах. Многонациональностьформировала своеобразный быт и нравы казачьих поселений.Бесконечные вражеские набеги препятствовали прочной оседлости гребенских и терских казаков, селившихся в 16-17веках на правом и левом берегах Терека.

Укрепленные городки подолгу несуществовали, разрушенные после очередного набега, они восстанавливались вдругом, стратегически более удобном месте. И население не былопостоянным так уж повелось, что и казаки, и горцы беспрепятственно перемещалисьиз своих поселений к соседям. Вот, например, как горцы уходили к казакам.Случалось, пишет русский историк 19 века В.А. Потто в своей работе Двавека терского казачества , что какой-нибудь Гассан похищал в соседнем селекрасавицу Фатиму, и оба на одном коне, спасаясь от погони, являлись ночью вгребенской городок. А наутро Гассан превращался в казака Ивана, а Фатимастановилась Марией, или, по-гребенски, Машуткой .Казаки, также как и горцы, занимались земледелиеми скотоводством.

В то же время они вместе с горцами, в том числе чеченцами иингушами, охраняли рубежи русского государства, вместе строили военныеукрепления, а при переговорах выполняли роль переводчиков.В 1721 году терско-гребенские казаки, как и всепрочие вольные казаки, были определены в ведение военной коллегииРоссии, оформлены как военное сословие.

К этому времени казачьи поселенияокончательно переместились на левый берег Терека, где воссоединились внесколько крупных станиц, существующих и поныне. Линия поселенияказачьего Гребенского войска по левому берегу Терека состояла из пяти станиц,из которой самой западной являлась Червленная.В 60-80 годы 18 в. правительствоЕкатерины II создает новую казачью линию казачьих поселений между Моздоком иЧервленной путем переселения сюда донских казаков.

Это шаг вызвал недовольствочеченцев, ибо тем самым у них отнимали левый берег Терека, вплоть до границКабарды. Недовольство выражали и гребенские казаки, разделявшие с чеченцами икабардинцами степи за Тереком в хозяйственных целях. Но если казаки глухороптали, то чеченские отряды, численностью порой до 3 тыс. человек,открыли настоящую войну.В 70-80 годы 18 в. они неоднократно атаковалилевобережье Терека, стремясь ликвидировать здесь новые крепости и станицы.В 1785 году началась антиколониальная война горцевСеверного Кавказа под руководством имама Мансура.

Под его удар попали крепостиКизляр, Владикавказ, Григориполис и многочисленные станицы. Окончательно жевопрос о левобережье Терека был решен в пользу России в 1859 году сразгромом и пленением Шамиля.Быт и культуратерско-гребенских казаковДомашний быт казаков складывался под влияниемобычаев местного горского населения чеченцев, ингушей, кабардинцев, кумыков.

Всельской местности казаки строили избу, саклю и кладовую, так называемую хатку . В станицах, прилегавших к Грозному, Владикавказу или к железнойдороге, дома казаков приближались к городскому типу. Внутреннее устройстводомов казаков и горцев мало отличалось. Сакля обычно делилась на две части, иказачья изба имела две комнаты. Убранство комнат было также схожим.Л.Н. Толстой, живший в молодости в Чечне, писал о гребенских казаках, что они устраивают свои жилища по чеченскому обычаю . Традиционно в каждом казачьем, так же как и вгорском доме, имелся арсенал оружия.

На одной из стен висели кобура дляпистолета и кинжал в кожаной или серебряной оправе, тут же - шашка ссеребряными бляхами, револьвер, берданка или двустволка и несколько штук кинжалов в простой оправе. Оружие для казака, так же как и для чеченца,ингуша, кумыка, кабардинца было неотъемлемой частью жизни.Казаки высокоценили мастерство чеченских оружейников, поэтому о знаменитых атагинскихклинках говорится даже в старинных казачьих песнях.Горская одежда, приспособленная к укладуместной жизни, была принята и освоена казаками, как мужчинами, так иженщинами.

Мужчины носили кавказскую бурку, бешмет, папаху, башлык,черкеску. Украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическимиили серебряными наконечниками.Праздничная одежда казака висела в избе навидном месте несколько черкесок разных цветов, украшенных простымии серебряными газырями, мягкая праздничная обувь - сапоги, ноговицы ичувяки с чулками, обшитыми галуном или бархатом.Чеченцы, ингуши, кумыки,черкесы, ногайцы в свою очередь, многое из одежды переняли у русских.

Последствия сближения с русскими, отмечал в 1859 году современник, былиочевидны . Детей стали одевать в рубашки.А с течением времени и взрослые сталипробовать носить одежду европейского покроя.Терские казаки ввели в свою кухнюряд чеченских национальных блюд лепешки с начинкой из сыра и овощей, пресныйхлеб пасту, дат-кодар смесь творога с топленым маслом многое другое.

Горцытоже оценили некоторые чисто русские продукты, в том числе удобные для кухни взимние месяцы воблу и квашеную капусту.Горские музыкальные инструменты и танцыестественно вошли в жизнь терских казаков. На зурне, свирели, пондуре игралимужчины, а на гармошке играли женщины-казачки. А круговой итемпераментный танец Наурская лезгинка стал национальным танцем терскихказаков.Так же естественно неотъемлемой частью жизниказаков стало участие в состязаниях по джигитовке, во время которых онидемонстрировали смелость, находчивость и искусство верховой езды. А казачки,так же как и женщины-горянки, любовно и заботливо ухаживали за конями.Многонациональность региона неизбежносказалась на взаимных языковых заимствованиях.

В процессе общения иказаки, и горцы расширяли свой словарный запас. Благодаря этому сегодня мыможем, например, описать чеченскую одежду и обычаи.Смешанныесемьи Терские казаки еще с середины 16 века установилидобрососедские отношения с чеченцами.

На протяжении длительного времени горцы иказаки жили мирно то рядом, то вместе, помогали друг другу во всем и роднилисьмежду собой. Среди многих свидетельств об этом - рассказ чеченскогоисторика Умалата Лаудаева о своих сородичах из станицы Червленной. В эту станицу бежали чеченцы из селения Гуни, нынешнего Веденского района.Прожив там довольно долго, гуноевцы породнились с казаками, хотя никогда незабывали своей прародины и всегда были рады встрече с земляками.Один излюбителей старины писал Среди терских казаков даже в типе ихнаружности проглядывают черты, общие с горцами особенно характерны эти черты указачек наряду с лицом великорусской красавицы, круглым, румяным, мы встречаемпродолговато-бледное, овальное личико с чеченской кровью . Еще одно наблюдение о результатах соединениярусской и кавказской крови оставил в 1915 году местный краевед Ф.С.Гребенец Новогладковская женщина местного происхождения.

Она приобрелалегкий стан от кавказского горца, а от казака заимствовала рост, мускульнуюсилу и трезвый характер русской женщины.

Таким образом, в каждой новогладовскойказачке течет кровь чеченца, кабардинца или ногайца и многих других народностейКавказа, которые так или иначе соприкасались с ними, входили в семью гребенцови становились ее членами . Многие терские казаки были кунаками друзьями чеченцев. Они гордились этой дружбой и верность ей передавали отпоколения к поколению. А кунаки всегда роднились между собой.Читаем у Толстого Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченцами Дедушка Ерошка говорил Оленину - Вся наша родня чеченская, у кого бабка, укого тетка чеченка была .Смешанные семьи возникали не только в казачьихстаницах, но и в горных аулах.

Так, во время Кавказской войны русские солдатыпорою в силу определенных обстоятельств уходили в горы. Там они женились начеченках, ингушках, черкешенках, кумычках, обзаводились хозяйством и начиналиновую, мирную жизнь.Веками шло взаимопроникновение русских игорских обычаев и традиций. И в результате разные нации пришли к общемусемейному и общественному укладу.