Карл Мария фон Вебер

Карл Мария фон Вебер1786 - 1826Творческий путьНемецкийкомпозитор, дирижер, превосходный пианист. Он так же был музыкальным критиком.Написал критические статьи Музыкальные и драматические заметки ,автобиографический роман незавершенный Жизнь музыканта , рецензии.Значениетворчества Вебера в западноевропейской музыке основоположник национальнойнемецкой оперы романтической . Несмотря на оперы Моцарта зингшпили и Фиделио Бетховена, в Германии, по сути, не было национальной оперной школы,господствовала итальянская опера.

Вебер выступал против нее в рецензиях.Первуюнемецкую романтическую оперу написал Гофман Ундина .Основныепроизведения 10 опер, музыка к спектаклям Турандот и Проциоза , 2 симфонии,увертюры, 2 фортепианных концерта, Концертштюк для фортепиано с оркестром,концерты для кларнета, фагота, валторны, камерные ансамбли, 4 сонаты дляфортепиано, Приглашение к танцу , вариации, романсы, пьесы, песни, хоровыесочинения.Жизненный путьС детстваВебер находился в атмосфере театра, т. к. его отец был антерпринтром устроителем и капельмейстером в труппе.

Из-за постоянных переездов не былопостоянного образования, но в конце 90-х годов он начинает заниматься сМихаэлем Гайдном младший брат Йозефа Гайдна и пишет первые произведения иоперы опера Лесная девушка , зингшпиль Петер Шмоль и его соседи .В 14 лет онвыступает как пианист, а в 17 лет как дирижер.В 1803 году занимается с аббатомФоглером, который привил Веберу интерес к народной музыке.1804-1817 гг. становление оперного творчества.

Вебер работает при различных дворах итеатрах капельмейстер в оперном театре Бреславля, несколько лет прослужилличным секретарем герцога Вюртембергского в Штутгарде, руководил опернымтеатром в Праге 1813-1816 гг В Дармштадте он встречался с другимикомпозиторами, и образовалось Гармоническое общество , в числе композиторовкоторого был Мейербер. Вебера интересует немецкая литература и немецкая музыка песня . Начал писать критические статьи.Появляются оперы Рюбецаль , Сильвана , Абу Гассан .1817-1826 гг. зрелый дрезденский период.

В это время Вебер работает как дирижер ируководитель оперного театра. Идет борьба за национальную оперу немецкую ,против итальянской. Это период творческого расцвета.В этот период Веберсоздает свои лучшие произведения сонаты, Приглашение к танцу поднимаетбытовой жанр на художественную высоту . Предвосхищает вальсы Шопена, написал Концертштюк для фортепиано с оркестром - программная музыка, виртуозноеконцертное произведение.1821 г. опера Волшебный стрелок . С огромным успехом она была поставлена в Берлине.Это рождение национальной немецкой оперы.

Жанр романтический зингшпиль.1823 г. опера Эврианта . Написана для Вены. Новый тип оперы большая романтическаярыцарская опера без разговорных диалогов. В основе сюжета средневековаялегенда 13 века . Эта опера большого признания не получила. Она предвосхищаетоперы Вагнера Лоэнгрин .1826 г. опера Оберон . Поставлена в Лондоне. Сказочная опера.По жанру зингшпиль.Сочетается фантастика с реальностью.

Волшебный стрелок Опера прошлав Берлине с колоссальным успехом. Это первая немецкая романтическая опера. Жанр романтический зингшпиль. Либретто Кинда. По народному сказанию очерном охотнике из книги Апеля Книга страшных историй .Строениеоперы 3 действия 1-е действие завязка драмы 2-е действие развитие 3-едействие кульминация и развязка. В 1-ом и 3-ем действиях есть массовые сцены.Во 2-м действии фантастика.Оно 2-е действие контрастирует с 1 и 3действиями.

В драматургии видны 3 плана 1 план народно-бытовые массовые сцены. Для них Вебер использует бытовыежанры, танцы, марши, подменные Богемские темы, интонации золотого хода валторн. Ясная и простая инструментовка, очень простые гармонии, несложныемелодии, которые близки народным темам.Он переделал местный богемский колорити опоэтизировал его.1 действие хоры и лендлер, марш крестьян, песнь народа.3 действие хор подружек, хор охотников.2 план связан с фантастикой финал 2-го действия.

Музыка резкоконтрастирует с 1-м и 3-м действиями. Это фантастика ужасов. Огромную рольиграет оркестр. Вебер использует совершенно иные выразительные средства, чем в1-м плане. Финал 2-го действия сцена в Волчьей долине . Каждую пулюсопровождает новое фантастическое видение буря, дикая охота лай собак , дикийвихрь, битва и др. Использует минор.Тональный план c-moll, fis-moll, c-moll.Лай собак аккорды у валторн и фаготов. Вихрь фагот и низкие струнные снеуклюжей темой в басу. Вебер использует деревянные духовые инструменты внехарактерных регистрах кларнеты в низком, флейты либо очень низко, любоочень высоко, пронзительно.

Использует так же тромбоны, валторны и литавры.Оркестровые находки Вебера повлияли на творчество других композиторов Берлиоза, Мусоргского Ночь на лысой горе .3 план связан с отдельными героями ХарактеристикаМакса типичный романтический герой. Ария I действие слабовольныйхарактер. Агата более целеустремленная натура.Ей посвящена большая ария портрет во II действии из нескольких разделов речитативное вступление, 1-йраздел возвышенного молитвенного характера.

Последний раздел быстрая, активная,очень оптимистическая музыка, это лейтмотив Агаты, который звучит в увертюреи завершает всю оперу. Есть и другие лейтмотивы. Один из них лейтмотивСамьеля лейтмотив злых сил. Есть так же лейт-тембры. У Агаты кларнет, уСамьеля флейта в низком регистре. Лейтмотивы предвосхищают творчествоВагнера.