Александр Даргомыжский

Александр Даргомыжский1813-1869Творческий путьОн продолжаетсоздание русской музыкальной классики после Глинки , но его творчествоотличается своими особенностями. Его внимание было направлено не на героическуюлинию, а на конкретного, простого человека, на его переживания, страдания.Художники стремились выявить пороки общества и, критиковали его. Социальнаятема была очень важна. Даргомыжскийотразил в музыке явление жизни не обобщ нно, как Глинка, а конкретно раскрываяхарактер.Впервые в музыке создается жанр бытовой психологической драмы.

Этазадача требовала новых выразительных средств. Даргомыжский стремился передатьпсихологию через речь человека. Речевая интонация стала главным выразительнымсредством.Вокальныежанры у Даргомыжского самые главные 4 оперы Эсмеральда , Торжество Вакха , Русалка , Каменный гость . Около 100 романсов и песен.Создает новые жанры сатирический романс и т. д. На стихи Курочкина и Вейнберга Червяк , Титулярный советник . Создал комедийные сценки, тип лирического монолога самые яркие на стихи Лермонтова.

Написал 3 одночастные увертюры Баба яга , Украинский казачок , Фантазия на финские темы .Жизненный путьРодился втульской губернии. Отец чиновник, мать поэтесса. В 1834 году встретился сГлинкой, подружился. Глинка убедил его серьезно изучить теорию и отдал емутетради Дена.1830-начало 40-х.Стиль ещ несложился.Лучшие романсы в этот период на стихи Пушкина Ночной зефир , Вкрови горит огонь желанный совпадают с глинкинскими.

Опера Эсмиральда написана по роману Гюго Собор парижской богоматери . Тут проявился драматизмсвойственный Даргомыжскому. Долго не удавалось поставить оперу. Только в 1847г.поставили.1844-45гг.Первые выездызаграницу Вена, Брюссель, Париж, города Германии. В письмах к отцу критиковалто, что видел и слышал. Исполнял свои произведения и получил известность.1845-65гг. Творческаязрелость . Вернулся на родину и работал над Русалкой . Писал романсы на стихиПушкина.Но появились и другие жанры комедийные сценки, романсы лирическогомонолога.

Обращается к поэзии Лермонтова, Кольцова. Много песен написал отяж лой женской доле. Русалку писал лет 16. В 1855 закончил и в 56 поставил.Неудачно. Отношение к опере было двойственно. Поддержал Даргомыжского Серов. Нонеудачная постановка подействовала Д. Впал в депрессию. Общался с друзьями-певцами.КОНЕЦ 50-х.Открылсялитературный журнал Искра . Курочкин был поэтом и переводчиком, он открылжурнал и пригласил к себе Даргомыжского. 1864-65гг.Втораязаграничная поездка Варшава, Лейпциг, Брюссель, Париж. Имел вс больший ибольший успех.1865-69гг. Последнийпериод.

Возобновил постановку Русалки . В 67г. Д. стал председателем русскогомуз. Общества петербургского отделения. Подружился с композиторами могучейкучки. В 60-х появляются новые жанры. 3 симфонические увертюры. Написал Каменного гостя . Не успел закончить. Завершил Кюи. ОркестровалРимский- Корсаков.Романсы и песниДаргомыжскийобращался к поэтам, многих из которых использовал и Глинка Дельвиг, Кольцов,Павлов, Пушкин.

Лирика Лермонтова у Даргомыжского важную роль. Это новейшаяпоэзия. У Даргомыжского появляются новые вокальные жанры, связанные с его, таксказать, принципиальной направленностью. Это романсы сатирические, совсемновые, их не было у Глинки. Это скорее песни. Даргомыжский писал их в моментсотрудничества с литературным журналом Искра на стихи Курочикина иВейенберга.Титулярный Советник и Червяк - это сатирические сценки, вкоторых Даргомыжский делает ремарки.

Есть и комические сценки.На стихи Пушкина- Мельник, где есть даже 2 действующих лица. Черты театрализованности.Появляются и лирические монологи Мне скучно и грустно . Старый капрал -классическая песня, построенная как театральная сцена, в которой Даргомыжскийхотел использовать хор.Если Глинкаотражал в музыке общий характер, настроение стиха, то Даргомыжский подходит кстиху более конкретно, как бы выделяя отдельные детали, поэтому вокальныепартии у него более речитативные, есть речевые интонации, в вокальных партияхменьше пластичности.

Это особенно заметно в сатирических романсах.Для Глинкихарактерны куплетные формы, которые отражают общее настроение, а уДаргомыжского очень мало куплетной формы, т.к. все постоянно меняется, музыкаменяется вслед за текстом. Романс Ночной зефир струит эфир на Пушкина естьи у Глинки, и у Даргомыжского. У Глинки форма АВАВА, а у Даргомыжского рондос контрастными эпизодами. Мнеминуло 16 лет на Дельвига.Это бесхитростныйроманс, который очень точно выражает настроение юной девушки.

C-dur. Примерширокой песенной мелодии. Мнегрустно на Лермонтова. Элегия. D-moll. Старыйкапрал на Курочкина. Жанр - драматическая сцена.Монолог старого капрала, приговоренного к смерти за оскорбление молодогоофицера. Состоит из нескольких разделов, в конце каждого из них рефрен. Ввокальной партии много речитативности В ногу, ребята, раз, два рефрен . 2-йкуплет Я оскорбил офицера . Каждый куплет более драматический, чемпредыдущий.В конце Даргомыжский вводит хор В ногу, ребята, раз, два . Егообычно исполняет фортепиано.

Червяк на Курочкина. Сатирическая сцена. Высмеивание чинопочитания.Главное вокальная партия. Фортепианная партия очень скромная. Смена интонаций C-dur-As-dur. Какое счастье . Титулярныйсоветник на Вейнберга. B-dur. Музыка идет закаждым словом текста. Сквозная форма. 1-й раздел B-dur, 2-й раздел пьяныйсоветник. Ночнойзефир на Пушкина. Один из лучших романсовДаргомыжского.В этом романсе заключено отличие стиля Даргомыжского от Глинки.У Глинки обобщенное отражение текста, объективное, форма 3-х-5-ти частная АВАВА . Даргомыжский подходит к стихам более конкретно и делает из романсасцену.

Получается форма рондо. Есть рефрен c-moll Ночной зефир струит эфир .1-й эпизод.Резкий контраст. C-dur. Сценка. Вот взошла луна золотая . Серенада. Вфортепианной партии изображается перебор гитарных струн. Даргомыжскийконкретизирует картину.2-й эпизод.Опять контраст. Серенада кавалера перед дамой.Сбрось мантилью, ангел милый .Смена темпа.

Тоже есть переборы струн.Рефрен Ночной зефир струит эфир.