Антонин Дворжак

Антонин Дворжак 1904 Чешскийкомпозитор, дириж р, педагог. Член Чешской академии наук и искусств 1890 .Ученик И. Ф рстера орган и др. Играл на альте в капелле К. Комзака и воркестре Временного театра 1862 73 , в 1873 77 церковный органист в Праге.Выступал как дириж р с исполнением собственных произведений, в том числе вВеликобритании 1884 96 , России 1890 , где встречался со многими русскимидеятелями культуры.Переписывалсяс П. И. Чайковским в 1888 состоялась встреча с ним в Праге . Был дружен с И.Брамсом.

С 1891 профессор композиции в Пражской консерватории с 1901 е руководитель . Среди учеников И. Сук, О. Недбал, В. Новак. В 1892 95 работал вСША, где выступал с авторскими концертами. Был профессором и директоромконсерватории в Нью-Йорке, в которой перестроил систему музыкального обучения.Отразил американские впечатления в симфонии Из Нового Света и другихпроизведениях , в которых, сохранив своеобразие индивидуального стиля,воссоздал характер и некоторые особенности негритянского и индейскогомузыкального фольклора.

Один из основоположников чешской национальноймузыкальной классики, Дворжак вслед за Б. Сметаной развивал национальныетрадиции и утвердил мировое значение чешской музыки. Произведения Дворжакаотличаются мелодичностью богатством, разнообразием ритма и гармонии,красочностью инструментовки, стройностью формы. Дворжакшироко использовал жанровые и ритмоинтонационные особенности чешского иморавского музыкального фольклора.Черты национальной самобытности проявились вкомической опере Король и угольщик , патриотическом гимне Наследники БелойГоры для хора и оркестра и вокальных Моравских дуэтах особенно ярконациональный характер ощутим в Славянских танцах первоначально дляфортепиано в 4 руки, позже для оркестра , и других инструментов и Славянскихрапсодиях . Ряд произведений Дворжака посвящены историческому прошлому Чехии инационально-освободительным устремлениям народа среди них оратория СвятаяЛюдмила , Гуситская увертюра , музыка к спектаклям драматического театра, втом числе к пьесе Йозеф Каетан Тыл . Оперы Дворжака наряду с операми Б.Сметаны составляют основу национального музыкально-театрального репертуара.

Наиболееценным вкладом в мировую музыкальную культуру являются симфонии Дворжака,заложившие фундамент национального симфонизма, концерт для виолончели соркестром и камерно-инструментальные сочинения трио Думки . Многие сочиненияДворжака привлекают жизнерадостностью, т плым лиризмом, мягким юмором, отражаюткартины чешской природы и быта. Своеобразный мир чешских сказок и легендраскрывается в симфонических поэмах Водяной , Полуденница и др. В Прагеработают Дворжаковское общество и музей его имени с 1932 . В Нелагозевесе вдоме, где родился Дворжак, также открыт музей.

Имя Дворжака носит один изпражских квартетов.Сочинения оперы- Альфред героическая опера с увертюрой, 1870, не опубликована, поставлена 1938,Оломоуц , Король и угольщик Kral a uhlir, комическая, 1871 2-я редакция, ор.14, 1874, Временный театр Прага 3-я редакция, 1881 4-я редакция, 1887 ,Упрямцы Tvrde palice комическая, ор. 17, 1874, поставлена 1881, Новый чешскийтеатр, Прага , Ванда трагическая, ор. 25, 1875, поставлена 1876, Временныйтеатр Прага , Хитрый крестьянин Selma sedlak, комическая, ор. 37 1877,поставлена 1878, там же , Димитрий ор. 64, 1881-82, поставлена 1882 Новыйчешский театр, Прага 2-я редакция, 1894 , Якобинец Jakobin, ор 84,1887-88,поставлена 1889, Национальный театр, Прага 2-я редакция, 1897 , Ч рт и Кача Cert а Кaca, ор. 112, 1898, пост. 1899, там же , Русалка лирическая сказка,ор. 114, 1900, поставлена 1901, там же , Армида ор. 115, 1902-03, поставлена1904, там же для солистов хора и оркестра-Оратория Святая Людмила cлова Я. Врхлицкого, ор, 71, 1885-86 , кантаты - Гимн Наследники Белой Горы-Dedicove Вile Ногу, cлова В. Галека, ор. 30, 1872 2-яредакция, 1880 3-я редакция, 1885 , Свадебные рубашки Svatebni kosile,известно также под названием баллада Невеста призрака, cлова К. Я. Эрбена, ор.69, 1884 и Гимн чешских крестьян Hymn ceskeho rolni.