Рихард Штраус

Рихард Штраус 1864-1949Немецкийкомпозитор, дириж р, музыкально-общественный деятель. С детства обучался игрена фортепьяно и скрипке. Изучал гармонию, контрапункт, инструментовку подруководством Ф. В. Мейера. Первые навыки дирижирования получил в любительскоморкестре. Выступал с оркестрами Майнингена, Берлина, руководил оркестрамиГосударственной оперы в Дрездене и в Вене. С 1924 гастролировал в странахЕвропы в России в 1896 и в США, выступал в Байрейтских фестивалях.В 1901 09председатель Всегерманского музыкального союза, в 1917 20 руководитель классакомпозиторского мастерства в Берлинской академии искусств.Ведущий жанртворчества Штрауса в 1880-х гг. симфоническая поэма или фантазия, с 1900 опера всего 6, многие оперы созданы в содружестве с австрийским драматургом X.Гофмансталем . Творчество Штрауса , тесно связанное с традициями романтическогоискусства Р. Вагнер, И. Брамс, Ф. Лист , немецкой поэзией и философией И. В.Г те, И. Эйхендорф, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше , отразило характерные тенденциизападно-европейского искусства 1-й половины 20 в. Штраус прош л путь отпозднего романтизма к экспрессионизму, а затем к неоклассицизму.Отталкиваясьот опыта Листа одночастность, принципы монотематизма, лейтмотивного развития,трансформации тем , Штраус создал тип симфонической поэмы, в которойфилософская концепционность сочетается с яркой изобразительностью,театральностью музыкальных характеристик.

Многие симфонические поэмы и фантазииШтрауса связаны с произведениями мировой литературы Макбет по У. Шекспиру, Дон Жуан по Н.Ленау, Дон Кихот по М. Сервантесу , а также философскимиучениями Так говорил Заратустра по Ф. Ницше . Симфоническим поэмам близкисимфонии Штрауса , среди которых особенно известны одночастная Домашняя и Альпийская , продолжающая линию 6-й Пасторальной симфонии Бетховена иявляющаяся по существу программной симфонической поэмой.Оперноетворчество Штрауса отличается жанровым многообразием. Первая опера Гунтрам ,1893 написана по образцу вагнеровских музыкальных драм. В Саломее 1905 и Электре 1908 близость к экспрессионизму проявилась в обостр нностивыразительных средств, передающих состояние напряж нности, порой экзальтации обилие хроматизмов и задержаний, элементы политональности, полиритмическиеэффекты, мощная и красочная инструментовка, оркестр увеличенного состава .Стилевойповорот от повышенной экспрессивности и сложности музыкального языка кнарочитой простоте, прозрачности и экономности выразительных средств произош лв опере Кавалер розы 1910 , отличающейся ясностью языка, изящнойкомедийностью в духе опер-буффа В. А. Моцарта.

В русле неоклассицизма созданытакже оперы Ариадна на Наксосе 1912 , Молчаливая женщина 1935 , Дафна 1937 и др. Разнообразное по стилю оперное творчество Штрауса оказало влияние наразвитие музыкального театра 20 века. Сохранилось большое эпистолярное наследиеШтрауса издана переписка с X. Бюловом, X. Гоф-мансталем, Р. Ролланом, Г.Малером, Э. Шухом, И. Грегором, С. Цвейгом, К. Краусом, В. Шу, Р. Хартманном идр Штраусу принадлежит также новая редакция трактата об оркестровке Г.Берлиоза Instrumenta-lionslehre , 1905.