рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О достоверности образа императора Тиберия в "Анналах" Тацита

О достоверности образа императора Тиберия в "Анналах" Тацита - раздел История, О Достоверности Образа Императора Тиберия В Анналах Тацита. Пальма Первенств...

О ДОСТОВЕРНОСТИ ОБРАЗА ИМПЕРАТОРА ТИБЕРИЯ В АННАЛАХ ТАЦИТА. Пальма первенства среди римских писателей, увековечивших в своих трудах события истории Вечного города в античную эпоху, по праву принадлежит Корнелию Тациту.Созданные им образы политических и государственных деятелей Рима I в. н. э. по достоинству вошли в золотой фонд мировой литературы. В первую очередь это касается образов римских императоров, вокруг которых, по существу, и строится повествование в главных произведениях Тацита, Анналах и Истории.

Однако труды Тацита, помимо их чисто литературного значения, являются для нас главным источником информации о событиях истории Рима эпохи ранней империи. Вопрос о достоверности созданной в сочинениях Тацита картины внутренней истории Рима в указанный период и, в частности, образов преемников Августа приобретает, таким образом, первостепенную важность.Особое место среди принцепсов I в. н. э. в произведениях Тацита занимает фигура наследника основателя империи Тиберия Клавдия Нерона 14-37 гг Во-первых, посвящнная ему часть Анналов книги I-VI дошла до нас почти полностью за исключением части V книги, чего, к сожалению, нельзя сказать о разделах, посвящнных другим Юлиям-Клавдиям полностью утеряны книги, повествовавшие о правлении Гая и значительная часть клавдиевых, а изложение событий правления Нерона в Анналах не было, как известно, доведено до конца. Во-вторых, Тиберий, пожалуй, наиболее противоречивая личность из всех Юлиев-Клавдиев целый ряд качеств выгодно отличает его от последующих правителей империи, безумного Гая Калигулы, мягкотелого Клавдия, артиста Нерона.

Более того, у нас есть все основания видеть в нм одного из наиболее выдающихся государственных деятелей не только ранней империи, но и всей римской истории. И тот же Тиберий представлен в Анналах как жестокий и лицемерный тиран, свирепо расправлявшийся с теми, кого он подозревал в намерении посягнуть на величие его власти, даже если они приходились ему ближайшими родственниками Tac. Ann I, 3-4, 7-10, 72, 82 II, 31, 42 III, 3, 15, 48 IV, 6-7, 20, 29, 44 VI, 19, 51. Эти два фактора, хорошая сохранность тибериевых книг и очевидная значительность и противоречивость его личности привели к тому, что суждение о Таците-историке в Новое время формируется, прежде всего, на базе первой гексады Анналов.

Огонь критики, который обрушила на Тацита и его труд немецкая историография второй половины XIX века, был направлен, в первую очередь, против Тацита-биографа императора Тиберия.

См. Sivers G. R. Tacitus und Tiberius Sivers G. R. Shtuden zur Geschichte der rцmischen Kaiser. Berlin, 1870 Mommsen Th. Cornelius Tacitus und Cluvius Rufus Hermes, Bd. IV, 1870. S. 295-325 Starr A. Tiberius.

Leben, Regierung, Charakter. 2 Aufl Berlin, 1873 Freytag L. Tiberius und Tacitus. Berlin, 1867 Ritter J. Die taciteische Charakterzeichunng des Tiberius.Rudolfstadt, 1895 Критические установки школы Т. Моммзена были восприняты исторической наукой других европейских стран и США, и на протяжении следующего столетия получили дальнейшее развитие в рамках так называемой традиции реабилитации Тиберия, представленной, в частности, работами Ф. Б. Марша, М. П. Чарльзуорта, Ч. Э. Смита, Р. С. Роджерса, М. Гранта, Э. Корнемана и др пик популярности которой пришлся на 30-50ые годы. См. Marsh F. B. The reign of Tiberius.

Oxford, 1931 Charlesworth M. P. Tiberius CAH, Vol X, 1934. P. 604-652 Smith Ch. E. Tiberius and the Roman Empire.

Baton Rouge, 1942 Rogers R. S. 1 Studies in the reign of Tiberius. Baltimore, 2 Tacitean pattern in narrating treason treals TAPhA, Vol. LXXXIII, 1952. P. 279-317 Grant M. Aspects of the principate of Tiberius. New York, 1950 Kornemann E. Tiberius.Stuttgart, 1960. Но приблизительно с середины текущего века отношение к Тациту-историку начинает меняться этапным моментом здесь был, по-видимому, выход в свет монографии Р. Сайма о Таците 1958 г В последующие годы признание высоких достоинств Тацита не только как художника и мастера слова, но и как историка постепенно становится общим местом в посвящнных ему исследованиях.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что подобная точка зрения высказывалась в научной литературе и до Р. Сайма. Так, в частности, русским учным В. И. Модестовым и французским историком античности Г. Буассье ещ в прошлом веке независимо друг от друга была сформулирована так называемая теория moderatio, в рамках которой впервые была раскрыта вся сложность и неоднозначность отношения Тацита к империи Цезарей, под властью которых ему приходилось жить. В начале 30ых годов XX века появляется посвящнная Тациту работа Ф. Клингнера, а в 1950 году монография Э. Параторе Тацит. Все эти исследователи, так или иначе, подвергали пересмотру сформировавшийся в рамках позитивистской историографии взгляд на Тацита как на клеветника империи и к тому же посредственного и несамостоятельного историка.

Однако именно монография Р. Сайма, ставшая крупным событием в мировой науке об античности, сыграла в этом процессе решающую роль многие идеи, высказанные предшественниками Р. Сайма, приобрели широкую известность через посредство его книги, не говоря уже о собственном вкладе английского учного в изучение творческого наследия Тацита и римской истории I - начала II вв. н. э. См. Модестов В. И. Тацит и его сочинения.

СПб 1864 Boissier G. Tacite. 2e йd. Paris, 1904 Klingner F. Tacitus Klingner F. Rцmische Geisteswelt. 3 Aufl. Mьnchen, 1956. S. 451-471 Paratore E. Tacito.

Milano, 1951 Syme R. Tacitus.Vol. I-II. Oxford, 1958. Изменение отношения к трудам Тацита как к источнику по истории ранней империи во второй половине XX века имеет одну любопытную особенность признавая, что взгляд Тацита на события римской истории I в. н. э. носил, в целом, реалистический характер, Gooodyear F. R. D. History and biography The Cambridge history of classical literature.

Vol. II, 1982. P. 654f. современные исследователи его творчества Р. Сайм, Ф. Р. Гудеар, Г. С. Кнабе и др. делают одно любопытное исключение принципат Тиберия. Gooodyear F. R. D. 1 Tacitus. Oxford, 1970. P. 31-34 2 History and biography.P. 649f. Эпоха Тиберия представляется им временем глухой политической борьбы и острой социальной ломки, периодом, когда, старая аристократия вс ещ сохраняла сильные позиции и оказывала действенное сопротивление императорской власти. Кнабе Г. С. 1 Корнелий Тацит. М 1981. С. 163-164 2 Анналы Тацита и конец античного Рима Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М 1993. С. 503. Тацит, писавший тибериевы книги Анналов при Траяне, не понял этой уже далкой от него эпохи, как не понял он и Тиберия, не сумев увидеть в нм политика, для которого идеал старинной аристократической республики с сенатом во главе ещ сохранял всю свою притягательность.

Syme R. Tacitus.

Vol. I. P. 427-428. Изображение Тацитом принципата Тиберия в Анналах основано на нарочитом сгущении красок римский историк не излагает факты во всей их полноте, достоверности и логической связи, а группирует и подат материал так, что в густых светотенях тонут контуры реальных событий и полувысказанные намки заставляют читателя предполагать нечто страшное и гнетущее.

Кнабе Г. С. 1 Корнелий Тацит и проблемы истории Древнего Рима эпохи ранней империи.Дисс д-ра ист. наук. Л 1982. С. 72 2 Анналы Тацита и конец античного Рима Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М 1993. С. 504-505. Таким образом, и в наши дни образ Тиберия в Анналах остатся поводом для обвинений Тацита в необъективности, непонимании истинного смысла исторических событий, привнесении в свой труд ряда необоснованных параллелей и аналогий, которые свели на нет стремление автора писать sine ira et studio.

Сформировавшиеся в рамках позитивистской историографии второй половины XIX века негативное отношение к Тациту и его произведениям продолжает оказывать сильное влияние на изучение истории Рима эпохи ранней империи. Общий смысл упреков, предъявляемых Тациту сторонниками критического направления, сводится, в основном, к следующему.Во-первых, Тацит пользовался своими источниками сочинениями Клувия Руфа, Плиния Старшего, Фабия Рустика и др не проверяя их данных по документам, причм собственные политические взгляды заставляли автора Анналов опираться на наиболее враждебную принцепсам, в том числе и Тиберию, традицию.

Производя соответствующий отбор материала, Тацит, с заслуживающей лучшего применения последовательностью, трактовал все добытые таким образом факты в невыгодную для Цезарей сторону.Во-вторых, некоторые психологические особенности, присущие римскому историку, вкупе с его личным жизненным опытом привели к тому, что Тацит воспринял и отразил в своих сочинениях не столько саму историческую реальность, сколько собственное крайне субъективное впечатление от не. И, наконец, в-третьих, будучи ритором, смолоду приученным становиться на защиту любой позиции и сходу сочинять соответствующие речи, Тацит стремился создать эффектный литературный образ и, ради этого, расставлял акценты так, чтобы преувеличить, или наоборот, затемнить подлинное значение приводимых фактов.

Sivers G. R. Tacitus und Tiberius Sivers G. R. Shtuden zur Geschichte der rцmischen Kaiser.

Berlin, 1870. S. 103-104 Marsh F. B. The Reign of Tiberius. Oxford, 1931. P. 1-15 Tompson A. A History of historical writing. New York, 1942, Vol. II, P. 84-87 Smith Ch. E. Tiberius and the Roman Empire. Baton Rouger, 1942. P. 1-12 Walker B. The Annals of Tacitus. A Study in the writing of history.Manchester, 1952. P. 1-8, 82, 195f Fritz K. von. Tacitus, Agricola, Domitian and the problem of the Principate ClPh, Vol. 52, 1957. P. 73-97 Rogers R. S. A Group of Domitian s treason trials ClPh, Vol. 55, 1960. P. 19-31. Однако против такого подхода, на наш взгляд, можно привести целый ряд возражений, главные из которых суммированы ниже. Опора преимущественно на литературную традицию и малое внимание к документам - общая черта творческого метода античных историков, и Тацит, в сравнении со своими коллегами, если и выделяется, то в лучшую сторону.

Гревс И. М. Тацит. М Л 1946. С. 176-178, 184 Syme R. Tacitus.

Oxford, 1958, Vol. II. P. 546. Он располагал большим количеством достоверной информации о событиях описываемой эпохи, Гревс И. М. Тацит. С. 176-178, 184. в его руках были разнообразные источники, в том числе и документального характера, которые он сравнивал и сопоставлял. Елагина А. А. Тацит и его историческая концепция.Автореф. дисс кан-та ист. наук. Казань, 1984. В ряде случаев автор сам называет их так, например, в Анналах упоминаются acta diurna Tac. Ann III, 3 XII, 24 XII, 31 XVI, 22, acta patrum ibidem, V, 4 XV, 74, commentarii senatus ibidem, VI, 47, edicta principum ibidem, I, 7-8 III, 6 IV, 67 V, 5, senatus consulta ibidem, I, 7 II, 32, 85 III, 51, 57, 63 IV, 45, 63 VI, 6, 12, различного рода письма ibidem, I, 7, 25, 48 II, 65, 78-79 III, 16 V, 2. Проведнный современными исследователями анализ речей, которые историк вкладывает в уста главных действующих лиц его произведения, римских императоров, включая Тиберия, показывает, что Тацит верно передат не только общий смысл сказанного, но, по-видимому, и некоторые характерные особенности речи своих героев.

Mendell.

Cl. W. Tacitus. The Man and his work. London, New Haven, 1957. P. 212f Syme R. Tacitus. P. 317-320, 428f Miller N. P. 1 Dramatic speech in Tacitus AJPh, Vol. LXXXV, 1964. P. 279-296 2 Tiberius speaks.An Examination of the utterances ascribed to him in the Annals of Tacitus AJPh, Vol. LXXXIX, 1968. P. 1-19. Данное обстоятельство позволяет предположить, что Тацит, вероятно, имел возможность ознакомиться с фрагментами и переложениями этих речей, которые могли сохраниться в официальных документах и надписях, в частной переписке и т. д. Не исключено также, что в руки историка могли каким-то образом попасть конспекты выступлений принцепсов в сенате из Светония нам известно, что Август, например, имел обыкновение вс произносить по написанному и делал наброски того, что он намеревался сказать в курии или даже в важном частном разговоре Aug 84. Другой важный корпус источников, которым, без сомнения, Тацит также активно пользовался, составляла богатая мемуарная литература времени Юлиев-Клавдиев.

Гревс И. М. Тацит. С. 142. Мемуары оставили после себя многие видные деятели описанной Тацитом эпохи, и в их числе императоры Тиберий и Клавдий Suet. Tib 61 Claud 41, полководцы Лентул Гетулик и Домиций Корбулон Tac. Ann XV, 16 Suet. Calig 8, Агриппина Младшая Tac. Ann IV, 53 В распоряжении историка были произведения, вышедшие из под пера оппозиционных принципату авторов риторов Тита Лабиена, Кассия Севера и проч. драматических поэтов, чьи трагедии изобиловали намками на современные политические события о них мы можем судить по сохранившимся трагедиям Сенеки О них см. ниже. историков, таких как Кремуций Корд или Луций Аррунтий.

Труды многих из них были официально осуждены и подвергнуты публичному сожжению, но, несмотря на это, тайно читались и переписывались Suet. Cal 15. К этой же категории источников относятся биографии выдающихся представителей стоической оппозиции, Тразеи Пета и Гельвидия Приска Plin. Epist VI, 19, 5-6. В целом, у нас есть все основания полагать, что главные исторические сочинения Корнелия Тацита, История и Анналы, опираются на весьма солидную источниковедческую базу, создающую адекватное представление об описываемой эпохе.

Разврнутая характеристика методов работы Тацита с историческим материалом содержится в адресованных ему письмах Плиния Младшего.

Между Тацитом и Плинием, как известно, поддерживался постоянный и чрезвычайно продуктивный обмен мнений по вопросам литературного творчества, которые живо интересовали обоих друзей Plin. Sec. Epist VII, 20, 1-2. Корнелий Тацит посылал Плинию отрывки своих сочинений и получал в ответ письма Плиния с пространными отзывами на них ibidem.

У нас есть все основания полагать, что Плиний достаточно хорошо представлял творческую кухню своего друга, и, следовательно, мог объективно оценить качество его работы.Таким образом, для характеристики применявшихся Тацитом методов работы с материалом мнение Плиния представляет чрезвычайную, и, можно сказать, первостепенную важность.

Плиний не сомневается в том, что историческим трудам Тацита суждено бессмертие Plin. Sec. Epist VII, 33, 1. Поэтому в одном из писем он настоятельно просит своего друга включить в Историю эпизод, участником которого был он сам ibidem.Впрочем, Плиний уверен, что дело Бебия Массы О нм см. Plin. Sec. Epist III, 4, 4 Tac. Agr 45, 1-2, 5 Histor IV, 50 Juv. Sat I, 35. и так не останется неизвестно Тациту, поскольку занесено в acta senatus ibidem, 3. Данное письмо позволяет со всей определнностью утверждать, что, с точки зрения Плиния, труд Тацита основан на документальных данных, и от его внимания не может ускользнуть ни один мало-мальски значительный факт ibidem.

Весьма показательно в этом плане, что современные исследователи творчества Тацита и, в частности, такой его знаток, как Р. Сайм, признают, что изображение Тацитом принципата Тиберия основано на самостоятельном изучении историком документального материала.

Syme R. Tacitus. Vol. I. P. 430, n. 1. Впрочем, по мнению английского исследователя, результаты своих изысканий Тацит попытался согласовать с тем образом преемника Августа, который к тому времени уже успел сформироваться в римской историографической традиции. Ibidem.Разумеется, Тацит прекрасно знал труды своих предшественников, римских историков I в. н. э. Плиния Старшего, Клувия Руфа, Фабия Рустика, Випсания Мессалы, Сервилия Нонниана и Ауфидия Басса Tac. De orat 23 Hist III, 25, 28 Ann I, 69 XIII, 20 XIV, 2 XV, 53, 61, и активно использовал их в работе над собственными сочинениями.

Из них он, безусловно, мог заимствовать не только те или иные конкретные факты, но также их интерпретацию, однако, знакомство с первоисточниками давало ему возможность проверки полученных таким образом данных.Мнения и оценки Тацита сформировались в результате кропотливой исследовательской работы и в гораздо большей степени являются результатом его личных выводов, нежели каких-либо заимствований и литературных влияний.

Дополнительный авторитет суждениям Тацита в наших глазах придат его успешная служебная карьера, О ней см. Syme R. Tacitus. Oxford, 1958, Vol. I. P. 63-72 Vol. II. P. 621f Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. М 1981. С. 64-67. в ходе которой он получил возможность непосредственно ознакомиться с государственным механизмом Римской империи.Корнелий Тацит с полным основанием противопоставляет себя тем кабинетным исследователям, которые имели порой лишь самые общие представления относительно повседневной политической и административной практики, и, тем не менее, брались описывать деяния римского народа Histor I, 1. Что касается присущих римскому историку психологических особенностей, то, каковы бы они ни были, очень сомнительно, чтобы данное обстоятельство фатальным образом повлияло на его объективность. Разумеется, на творчестве Тацита не могло не сказаться полученное им риторическое образование, однако весьма примечательно в этой связи, что Плиний Младший, являвшийся, наряду с Тацитом, одним из первых ораторов своего времени, строго разграничивает искусство красноречия eloquentia и труд историка historia Plin. Sec. Epist V, 8, 8-11. Мнение Плиния, безусловно, можно рассматривать в данном случае как мнение того круга интеллигентных и образованных римлян, к которому принадлежал и Тацит. Весьма вероятно поэтому, что и он не только прекрасно понимал разницу между ораторским искусством и историей в одном случае требуется красота и убедительность речи, в другом истина, но и руководствовался этим представлением, работая над Историей и Анналами.

Гревс. И. М. Тацит. С. 176. События собственной жизни историка всегда оказывают значительное влияние на его творчество.

Не был исключением и Тацит. Современник Домициана, одного из самых жестоких принцепсов, он был свидетелем многочисленных проявлений императорского деспотизма, который ненавидел, и этот личный опыт, безусловно, повлиял на его позицию в Анналах.

Marsh F. B. The Reign of Tiberius.

P. 1-15 Smith Ch. E. Tiberius and the Roman Empire. P. 1-12, 162-163 Walker B. The Annals of Tacitus. A Study in the writing of history. P. 162 Mendell Cl. W. Tacitus. P. 68-69 Klingner F. Tacitus und die Geschichtsschriber des ersten Jh. N. Chr. Museum Helveticum, Bd. XV, 1958. S. 194-206 Rogers R. S. A Group of Domitian s treason trials. P. 19-31 Грант М. Двенадцать Цезарей.М 1998. С. 103. Но ведь историк и не может быть абсолютно свободен от субъективизма в своих оценках, и в случае с Тацитом, как, впрочем, и в любом другом, можно констатировать лишь степень его объективности или необъективности.

Других источников, способных опровергнуть созданную Тацитом картину правления принцепсов из династии Юлиев- Клавдиев, у нас нет, и, следовательно, нет, и не может быть оснований считать, что эти и другие параллели не имели под собой реальной почвы.Это утверждение справедливо и в отношении принципата Тиберия, так как Римская история Веллея Патеркула, во-первых, никак не освещает постсеяновский период его правления, с которым преимущественно и связаны негативные оценки Тацита.

Немировский А. И. Три малых римских историка Малые римские историки. М 1996. С. 248 Во-вторых, произведение Веллея, в части, касающейся Тиберия, носит панегирический характер, Syme R. M. Vinicius cos. 19 B. C. Danubian Papers.Bucarest, 1971. P. 32-33. и, следовательно, трудно ожидать от него исторической объективности.

И, наконец, в-третьих, сообщение Веллея слишком кратко, количество сообщаемых им фактических данных ничтожно в сравнении с богатством их у Тацита.Связного и хронологически последовательного рассказа о событиях он, по существу, не дат. Что касается писателей-провинциалов, Страбона и Филона, положительно характеризующих Тиберия и его правление Philo. C. Fl 3 De leg 2, 21 Strabo VI, 4, 2, то эти авторы, по-видимому, не располагавшие полной и достоверной информацией о событиях в сердце империи, Риме, взирают на преемника Августа со своей провинциальной колокольни.

Римские подданные имели все основания быть благодарными Тиберию преемник Августа поддерживал мир на границах империи, снизил кое-где налоги, боролся с коррупцией провинциальных властей, помогал городам, пострадавшим от стихийных бедствий и т. д. О провинциальной политике Тиберия см. Marsh F. B. The reign of Tiberius. Oxford, 1931. P. 134-159 Smith Ch. E. Tiberius and the Roman Empire.Baton Rouge, 1942. P. 184-214, 233-251 CAH. Vol. X. P. 643-652. Несколько иную точку зрения см. Alfoldy G. La politique provinciale de Tibere Latomus, XXIV, 1956. P. 824-848. Tac. Ann I, 74, 80 II, 42, 47, 56 III, 8, 66-69, IV, 6, 13 VI, 29 Suet. Tib 31-37 Dio LVII, 10 Vell. II, 126 Philo. De leg 38 Strabo XIII, 4, 8. Императорская власть проявляла себя в Риме и на периферии отнюдь не одинаково Тиберий и Домициан заботились о провинциях ничуть не меньше чем optimus princeps Траян или Август.

Буассье Г. Оппозиция при Цезарях Сочинения Гастона Буассье.

Т. II, СПб 1993. С. 31. Имя Тиберия несколько раз упоминает Плиний Старший Hist. Nat XXXIV, 62 XXXV, 28, 70, 131 XXXVI, 55, 195, 197, но ценной исторической информации в его кратких сообщениях не много. Что касается Светония Транквилла и Диона Кассия, чьи сочинения являются для нас наиболее важными разумеется, после Анналов источниками сведений об эпохе Юлиев-Клавдиев, то их оценка Тиберия, в общем, совпадает с оценкой Тацита.Образ императора у Светония несколько более противоречив, лишен того художественного единства, которое есть у Тацита.

Pippidi D. Autour de Tibere.Bucuresti, 1944. P. 69. Автор Жизнеописания двенадцати Цезарей склонен более положительно оценивать первый период правления Тиберия, но в целом его отрицательное отношение к преемнику Августа не вызывает сомнений Suet. Tib 26-32 50-62. Сочинение Диона Кассия также укладывается в традиционную схему умеренное на первых порах правление Тиберия после смерти Германика 19 г. постепенно вырождается в жестокую тиранию Dio LVII, 13, 19. По существу, ни тот, ни другой не вносят принципиально новых штрихов в созданную Тацитом картину, и их сведения имеют значение, прежде всего, для восполнения лакун в изложении Тацита.

Следует также отметить, что характеристика, которую получает в сочинениях Тацита императорский режим в лице своих главных представителей, принцепсов, далеко не столь однозначна, как может показаться на первый взгляд.В самом деле, резкие выпады, расточаемые Тацитом по адресу тех или иных императоров а также их приближнных, не мешают ему видеть положительные стороны принципата как системы.

Жизненная необходимость сильной авторитарной власти для поддержания порядка и стабильности в огромной империи была доказана всем предшествующим ходом развития римского государства, и Тацит осознал и признал этот бесспорный факт Tac. Histor I, 1, 16 De orat 41. Рисуя образы преемников Августа преимущественно в чрных тонах, Тацит упоминает и о положительных моментах в их деятельности, и хотя общая картина производит на читателя, скорее, отрицательное впечатление, принципат в его трудах представлен далеко не в столь однозначном освещении, как пытались и пытаются показать критики Тацита.

Немало подобных оценок и суждений можно найти в тибериевых книгах Анналов Tac. Ann II, 47-48, 88 III, 28 IV, 6, однако, дабы не злоупотреблять вниманием слушателей, останавливаться на них мы не будем.Вместо этого мы обратимся к тем отрывкам, в которых наш автор излагает свои взгляды относительно общих задач и принципов историописания. В частности, мы позволим себе разобрать один из таких теоретических пассажей, занимающий две главы IV книги Анналов ibidem, IV, 32-33. Тацит начинает с того, что защищается от воображаемого упрка, объясняя, что именно побудило его взяться за описание мрачных десятилетий эпохи террористического режима ibidem, IV, 32. История не знает мелочей, как бы говорит он, и нередко незначительные на первый взгляд события являются симптомами важных перемен в государстве ibidem. Всеми государствами и народами пишет далее Тацит правят или народ, или знатнейшие, или самодержавные властители наилучший образ правления, который сочетал бы и то, и другое, и третье, легче превозносить на словах, чем осуществить на деле, а если он и встречается, то не может быть долговечным.

Итак, подобно тому, как некогда при всесилии плебса требовалось знать его природу и уметь с ним обращаться или как при власти патрициев наиболее искусными в ведении государственных дел и сведущими считались те, кто тщательно изучил мысли сената и оптиматов, так и после государственного переворота, когда римское государство управляется не иначе, чем если бы над ним стоял самодержец, будет полезным собрать и рассмотреть все особенности этого времени, потому что мало кто благодаря собственной проницательности отличает честное от дурного и полезное от губительного, а большинство учится этому на чужих судьбах ibidem, IV, 33. Здесь и далее Анналы цитируются по русскому переводу А. С. Бобовича Тацит Корнелий.

Анналы.

Малые произведения Тацит Корнелий.

Сочинения.Т. I, М 1993. Как видно из приведнного выше отрывка, Тациту был не чужд широко распространнный в античности взгляд, согласно которому занятие историей преследовало, в первую очередь, дидактические цели. Однако, наделнный практическим и, в этом смысле, истинно римским складом ума, Корнелий Тацит рассматривает эту дидактическую функцию истории не в виде отвлечнной назидательности его труд, по мысли автора, должен принести пользу тому, кто готовит себя к активной общественной деятельности при Цезарях.

Чтобы преуспеть на общественном поприще необходимо иметь верное представление относительно основополагающих социальных и политических условий своего времени.Подобно тому, как суверенитет народа и могущество оптиматов были характерны для республики, отличительной чертой императорской эпохи является сосредоточение всей власти в руках принцепса. Каждая форма правления имеет свои положительные и отрицательные стороны идеальный государственный строй Тацит, по-видимому, считал утопией, и, поэтому, должно правильно пользоваться первыми и избегать последних, такова, насколько мы можем судить, главная мысль процитированного выше отрывка.

Отрицательная сторона императорского режима произвол принцепсов и интриги их приближнных, и Тацит не пожалел тмных красок на их изображение в Анналах. Однако это не означает, что у старого порядка не было столь же серьзных минусов, или что они были не известны Тациту.

Syme R. Tacitus.Vol. II. P. 547-548. Огромное тело римского государства уже давно не могло обходиться без тврдой направляющей руки, и Тацит желает не перемены существующего строя, но хорошего принцепса capax imperii, Ibidem, Vol. I. P. 58. способного успешно справиться с нелгкой задачей, достойно управлять людьми, которые не в состоянии выносить ни подлинной свободы, ни настоящего рабства Tac. Hist I, 16. Однако далеко не всегда случается так, что умершему императору наследует достойный преемник.

Рим ко времени Тацита видел уже немало дурных правителей, и никто не мог дать гарантии того, что в будущем они не появятся снова. Поэтому будущим поколениям римских граждан будет полезно узнать, каково это жить и заниматься государственной деятельностью в правление Тиберия, Калигулы, Нерона или Домициана.Но чтобы exempla virtutis и exempla vitii, содержащиеся в его трудах, могли принести пользу читателю, это должны быть истинные, взятые из жизни примеры доблести и порока, поданные к тому же в правдивом и достоверном освещении.

Таким образом, требование объективного освещения изложенных фактов органически вырастает из взятой на себя историком задачи только так он мог научить своих соотечественников быть полезными государству даже находясь под властью правителей, враждебных доблести Tac. Agr 42. Наконец, помимо аргументов так сказать логического порядка у нас есть возможность проверить данные Тацита свидетельством современника Тиберия, Луция Аннея Сенеки Младшего, значительная часть жизни которого пришлась на те годы, когда Римом управлял примный сын основателя империи.

Принято считать, что Луций Анней Сенека родился в 4 г. до н. э. Следовательно, в год смерти Агуста ему было 17-18 лет, и около 40 в год смерти Тиберия.О его жизни и творчестве см. Фаминский В. Религиозно-нравственные воззрения Л. Аннея Сенеки Философа и их отношения к христианству.

Киев, 1906 Виппер Р. Ю. Этические и религиозные воззрения Сенеки ВДИ, 1948, 1 Ошеров С. А. 1 Сенека. От Рима к миру Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луциллию. М 1977. С. 324-352 2 Сенека драматург Луций Анней Сенека. Трагедии.М 1983. С. 351-381. То, что мы узнаем о времени Тиберия из его сочинений О благодеяниях, Нравственные письма к Луциллию хорошо вписывается в нарисованную Тацитом картину те же бесчинства доносчиков, терзавших государство хуже всякой междоусобной войны то же чувство собственной незащищенности, отравлявшее жизнь даже самым знатным и богатым римлянам.

В памяти Сенеки правление Тиберия запечатлелось как эпоха жестокого террора и связанного с ним страха за свою жизнь, который глубоко пропитал высшие слои римского общества.Привлекать чрезмерное внимание к своей персоне в те годы было опасно, а принцип живи незаметно многим казался тогда воплощением житейской мудрости Senec. De benef III, 26 Epist. LV, 3. Не меньшее значение в этом плане имеют драматические произведения Сенеки.

Написанные, в основном, на мифологические сюжеты, его трагедии Эдип, Фиест и др. содержат массу намков на современную ему римскую действительность. Буассье Г. Оппозиция при Цезарях Сочинения Гастона Буассье. Т. II, СПб 1993. С. 77-78. Принято считать, что Сенека приступил к работе над трагедиями во время своей корсиканской ссылки 41-49 гг то есть в правление Клавдия, однако в них могли отразиться и более ранние впечатления автора.В трагедиях Сенеки есть один весьма примечательный персонаж.

Это правитель-тиран, в уста которого автор вкладывает речи, защищающие право властителя по собственному усмотрению распоряжаться жизнью своих подданных, доказывающие, что власть монарха стоит над законом и справедливостью.Таким правителем-тираном предстат у Сенеки царь Микен Атрей. В диалоге со своим наперстником он отстаивает тезис о том, что моральные запреты и нормы существуют лишь для простых граждан, правитель же может делать вс, что ни пожелает Senec. Phiest 217-218. Преимущество царской власти видится Атрею в том, что народ вынужден не только безропотно переносить произвол властелина, но и раболепно пресмыкаться перед ним. Его не страшит дурная слава повелитель, заботящийся о сохранении своей власти не может и не должен быть связанным в своих действиях представлениями о чести, долге, порядочности или святости семейных уз. Сильнейшим средством укрепления единовластия Атрей считает страх ibidem, 206-216. Представление о том, что любая власть, пусть даже монархическая и царская, должна быть ограничена законом и нормами общественной морали было в высшей степени свойственно римскому сознанию.

Покровский М. М. Толкование трактата Цицерона De re publica.

М 1913, с. 61, 134. Однако практика террористического режима вступала с таким взглядом в резкое противоречие и, следовательно, проблема соотношения власти правителя с законом и моральной нормой, приобретала в I в. н. э. актуальное общественное звучание. И не потому ли некоторые высказывания Атрея в Фиесте так напоминают нам сохраннные римской традицией изречения принцепсов из династии Юлиев-Клавдиев, что его образ у Сенеки сформировался под влиянием не только греческой мифологии, но и его личного опыта жизни при дворе Цезарей Пусть кроткий убивает царь в моей стране должны молить о смерти Здесь и далее трагедии Сенеки цитируются по русскому переводу С. А. Ошерова Сенека Луций Анней. Трагедии.

М 1983 восклицает Атрей ibidem, 246-247, и ему вторит Тиберий, ответивший как-то осужднному, умолявшему его ускорить казнь Я тебя ещ не простил Suet. Tib 61, 5. Царь волен делать вс, что он хочет защитником такого принципа выставляет Сенека легендарного микенского царя Senec. Phiest 217-218, но ведь именно этот принцип пытались претворить в жизнь некоторые римские императоры Suet. Calig 29. Злу и коварству даже не наученных престол научит эти слова Атрея Senec. Phiest 312-313, вложенные в его уста Сенекой, звучат как вывод из заключительных строк VI книги Анналов, относящихся к Тиберию жизнь его была безупречна и он заслуженно пользовался доброй славой, покуда не занимал никакой должности или при Августе принимал участие в управлении государством он стал скрытен и коварен, прикидываясь высокодобродетельным, пока были живы Германик и Друз он же совмещал в себе хорошее и дурное до смерти матери он был отвратителен своею жестокостью, но таил ото всех свои низкие страсти, пока благоволил к Сеяну или, может быть, боялся его и под конец он с одинаковою безудержностью предался преступлениям и гнусным порокам, забыв о стыде и страхе и повинуясь только своим влечениям Tac. Ann VI, 51. Сенека Младший лично наблюдал, как по мере укрепления императорского режима, власть Цезарей из династии Юлиев-Клавдиев высвобождается из под всякого контроля со стороны общественного мнения, как к императорам постепенно приходит понимание всей безграничности их могущества, как принцепсы-тираны утверждают свой сверхчеловеческий статус, попирая все общепринятые моральные нормы и освещнные авторитетом предков традиции.

Одним словом, воспитатель Нерона был очевидцем тех негативных явлений в общественной жизни Рима I в. н. э описание которых составляет основное содержание Анналов Тацита.

Венцом деградации режима Юлиев-Клавдиев выступает у Сенеки правление Нерона.

Конечно, ожидать от него полной объективности в оценке этого императора трудно будучи, наряду с Афранием Бурром, фактическим руководителем государства в первые годы правления Нерона, Сенека, как известно, был впоследствии отстранн от власти, и естественное чувство обиды и разочарования не могло не сказаться на изображении им своего воспитанника в трагедии Октавия.

К тому же мысль о том, что во многих преступлениях Нерона виноват, в сущности, он, Сенека, не справившейся с взятой им на себя ролью наставника юного государя, по всей вероятности, сильно беспокоила философа, а значит, желание освободиться от комплекса вины занимало среди мотивов, побудивших его написать Октавию, далеко не последнее место.

Однако нас в данном случае интересует не принципат Нерона как таковой, но эпоха Юлиев-Клавдиев в целом, какой е видел Сенека.

С тех пор, как Октавиан одержал победу в братоубийственной войне и принял под свою руку римское государство, единственно прочным основанием власти, по мнению Сенеки, стал страх, внушаемый императором своим подданным.Принципат был утверждн на крови тысяч павших в Гражданских войнах, своим происхождением он неразрывно связан с насилием, которое является лучшим средством поддержания и упроченья власти принцепса.

Этот тезис защищает в трагедии Нерон Senec. Octav 492-532, защищает, вне всякого сомнения, не только от своего лица, но и от имени своих предшественников на императорском престоле.Важно отметь при этом, что принципат Тиберия ни коим образом не выпадает у Сенеки из обрисованной им общей картины преемник Августа воздал своему примному отцу божеские почести и продолжил его дело ibidem, 529-530. Складывается впечатление, что, подобно тому, как трагедия дома Атридов результат преступлений, совершнных несколькими поколениями правителей Микен, так и трагедия, переживаемая римлянами при Нероне плод преступных деяний не только этого принцепса, но и Августа, Тиберия, Калигулы, Клавдия.

Таким образом, мы фактически ответили на вопрос о том, как соотносится с исторической реальностью известный нам из произведения Тацита образ преемника Августа.Приведнные выше аргументы значительная источниковедческая база Анналов отсутствие в дошедшей до нас традиции исторических сочинений, которые могли бы стать основой для ревизии тацитовской версии понимание Тацитом своей задачи как историописателя, предполагавшее работу sine ira et studio наличие в лице Сенеки Философа современного Тиберию источника, подтверждающего справедливость оценки этого императора Тацитом на наш взгляд, показывают, что картина правления Тиберия в Анналах не содержит оснований для обвинений римского историка в предвзятости, необъективном освещении фактов, злоупотреблении литературными и риторическими примами, которые со времн Т. Моммзена предъявляла и продолжает предъявлять ему новейшая историография.

В своих основополагающих чертах эта картина верна, и, хотя определнные коррективы могут и должны вноситься, о радикальном пересмотре античной традиции в данном случае не может быть и речи. Автор К. В. Вержбицкий.

– Конец работы –

Используемые теги: достоверности, образа, императора, Тиберия, Анналах, Тацита0.093

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О достоверности образа императора Тиберия в "Анналах" Тацита

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Образ Софьи - первый в русской литературе образ думающей и чувствующей женщины
Романы не могли не повлиять на ее представление о том, каким должен быть любимый и любящий человек.Софья очень чувствительна, и даже бедность… Чацкий недоумевает: « Какою ворожбой сумел к ней в сердце влезть?» И правда,… И вот, в утешение себе, она и придумала своего Молчалина.Несмотря на природную живость, остроумие, своенравие, в ней…

…И сотворила Любовь человека по образу Своему, по образу Любви сотворила его; мужчину и женщину сотворила их.
На сайте allrefs.net читайте: …И сотворила Любовь человека по образу Своему, по образу Любви сотворила его; мужчину и женщину сотворила их....

Русская иконопись: художественное значение, сюжеты, образ Спаса, образ Богородицы
Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была… Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет… Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь…

Образ Ив. Карамазова в романе "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевского
Бунтующий человек М 1990 - такой вопрос ставят перед собой многие писатели, мыслители. Достоевский, будучи художником не ставил вопросов, не… Одно из направлений связывает рождение образа в творческом сознании художника… Сочин. в 2-х т. Т. 2 М 1990 В отличие от русских философов попытку анализа творчества Достоевского с позиций…

Женские образы в литературе XIX века
Это и «Светлана» В.А. Жуковского, «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Героини этих… Раньше мне казалось, что их жизнь полна чего – то необычного, таинственного,… Другие говорили о женственности, душевной чистоте, искренности, силе характера. Самыми известными, на мой взгляд,…

Образ Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова
За свою короткую жизнь М. Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, Елизавета Арсеньевна (его… Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года в… Пробуждение первого чувства («О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!»)…

Образ мятежника у Пушкина
В 50 - 60-х годах 17 века неудачные опыты казны, война России с Речью Посполитой за воссоединение Украины с Россией, усугубили назревавшее… С большим трудом и немалым напряжением сил феодалы подавили это массовое… ЛЕГЕНДА О ВЕЛИКОМ МЯТЕЖНИКЕ 1. «А разве нет удачи удалому?» В крестьянской войне (1773-1775 гг.) под…

Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина
Русская философская мысль относилась различно к Петру I и его деятельности. « Различие взглядов происходило во-первых, от громадности дела,… В то время они воспевали монархов потому, что они олицетворяли государство,… Пётр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателей и поэтов. Пушкин также не мог обойти…

Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание"
И все это время мы не перестаем ощущать присутствие рядом с ним некоего неживого персонажа - огромного города. Действие романа погружено в эпоху,… Один - город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой… Первый Петербург был воспет многими поэтами-лириками. Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем: “Люблю тебя,…

Трансформацiя образу Фауста у творчостi Й.В. Гете та О.С. Пушкiна
Одна з найпопулярнiших легенд Середньовiччя - легенда про доктора Фауста, яка виникла навколо історичної особистостi, що вразила уяву народу. Фауст… Цей псевдонiм пiдкреслював успiшний характер дiяльностi вченого, мага,… Загинув Фауст внаслідок несподіваної катастрофи, яка вразила сучасникiв. Передбачають, що це був вибух у лабораторії…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза" Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле» среди, материнской любви и… Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным.… Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала.Но…
  • Женский образ в романе Индиана Это возбуждение было скорее мучительно, чем приятно.Я писала экспромтом, без плана, буквально не зная, к чему приду, не отдавая себе отчета в той… Я не была сенсимонисткой ни тогда, ни после, хотя сочувствовала многим идеям и… Это не жалоба на какого-нибудь определенного человека, это протест против тирании вообще; олицетворяя эту тиранию в…
  • Здоровый образ жизни (питание, вредные привычки, алкоголизм, наркомания, гигиена). Новое поколение вырастает слабым. Что нас ждет дальше ) Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, способ… Основными составляющими этой системы являются:  оптимальный… Рассмотрим несколько аспектов здорового образа жизни.
  • Образ войны в произведениях Константина Симонова Об этом думает в романе "Товарищи по оружию" Климович: "Для него, военного человека, война была экзаменом, который неизвестно когда состоится, но к… Но наш волосок оказался крепче.Немцы — противник такой, его и при последнем… Так, в романе "Последнее лето", посвященном 1944 году, часто употребляются метафоры "машина войны", "машина…
  • Образ русской женщины в поэме "Кому на Руси жить хорошо?" Дело не только в том, что он писал о революционерах и помещиках, крестьянах и петербургских чиновниках. Можно найти немало поэтов, тематика… Актуальность нашей работы определяется тем, что вопросы народной жизни –… Поэма является источником знаний о России 1870-х годов, в ней – художественное решение сложных вопросов. Поэма «Кому…