Две древние дороги

ДВЕ ДРЕВНИЕДОРОГИИстория показывает, чтосколько люди живут на земле, столько и прокладывют они себе пути-дороги. Внаших болотистых лесистых местах дороги были всегда особой заботой правителей.Алексею Михайловичу, например, мы обязаны возникновением Пречистенки.Это он,второй царь дома Романовых, облагородил и благоустроил гиблое когда-то,непроходимое Чертолье.Отдавая дань дипломатии.военным походам, соколиной охоте, увеселениям молодости, царь в то же самоевремя был образцом ревностного исполнения православных обычаев.

Ни одинпраздник в Москве не проходил без его участия. Не было ему равных в благовейныхпреклонениях перед святыми иконами, в умилении и кротости, за что и получил онэпитет тишайший . особенно любил царь длинные монастырскиебогослужения.И, если государственные дела не позволяли ехать на несколько днейпод Звенигород в Савво-Сторожевский монастырь или в Троицкую лавру, тишайший отправлялся в Новодевичий, где хранилась чудотворнаяОдигитрия - Пречистая богородица Смоленская.Из Кремля царская семья исвита выезжала через Боровицкие ворота на колымажный двор и направлялась кЧертопольной башне Белого города.

Эту семиверхую красавицу поставил в конце XVIв. великий русский зодчий Федор Савельев, прозванный за силу Конь. Тристатридцать лет назад Москва собственно здесь и кончалась.За белокаменной стенойпути лежал по бездорожью. прямо под стеной Белого города по дну глубокогооврага протекал ручей Чертогорий черт рыл , склоны которого были покрытымелколесьем и колючим кустарником. В половодье ручей был многоводным и бурным.Дорога с визгом несла вниз, а перемахнув ручей побревенчатому, постоянно сносимому мостику, терялась в мшистах болотах.

Весной иосенью здесь была непролазная грязь, зато летом заливные луга благоухалиразнотравьем.Путь в монастырь лежал из Москвы прямо по остожью - так называлисьлуга, пригодные для заготовки большого количества сена.Жители древней Москвы иокрестных сел ничего не начинали делать не помолившись. в двунадесятый праздникТроицу, на второй его день, служили в Лужках в Лужниках молебен, как правило,в присутствии царя и его приближенных.

Помолившись и получив царскоеблагословение, крестьяне широким фронтом начинали покос. Скосить, выслушить иостожить сено надо было в срок и весьма умело, чтобы стога могли простоять всюзиму не загнивая. Молодой задор и веселье царило на лугу. Песни, клики, звонпоправляемой косы, запахи цветов и скошенных трав вызывали подъем сил,побуждали к свершениям.Холщовые рубахи косцрв, пестрые волосники сгребальщиц,вихрастые головы мальчишек, ворошившых сено, умиляли взор наблюдателя.

Какзнать, может быть, это благолепие сподвиголо Алексея Михайловича благоустроитьсию дорогу.В середине XVII в. начализасыпать ямы и колдобины, спускать в реку Сивку топи и болота, наводить гать,высаживать березы, тополя, сосны, липы. Чтобы не портить луга, дорогу отвелинемного вправо.А великим постом 1658 г. богобоязненный царь отдал указ непонимать боле черта по пути к Пречистой Богородице, а именовать дорогу и всюместность Пречистенкой.

Выезды в монастырь стали чеще и пышнее. Пешеходы же по привычкеи из почтения двигались по другой дороге, вытоптаой прямо по остожью.На месте древних дорогвозникли в XVIII веке центральные московские улицы с теми же названиями Пречистенка и Остоженка. С тех далеких пор так и лежат они почти параллельно,начинаясь ныне у станции метро Кропоткинская и заканчиваясь наСадовом кольце.Даже судьбы у них одинаковые.По свидетельству князяП. А.Кропоткина, чье детство прошло на Старой Конюшенной, эти улицы и переулки,от них отходящие, облюбовало московское родовитое дворянство, гордое, спесивое,тщеславное.

Удалившись от царскогодвора, большинство из них возвращалось в Москву и поселялось в доме возле тойцеркви, где их когда-то крестили и где отпевали их родителей. Они ценилиПречистенку очень высоко и называли московским Сен-Жерменом в пику молодым,разъезжавшим по Европе.Москва - городмедленного исторического роста. оттого различные ее части так хорошо сохранилидо сих пор черты, наложенные на них ходом истории так Петр Кропоткин,один из образованнейших людей России, начинает свои мемуары.

С 1921 годаПречистинка называлась улица Кропоткинская. Москва с глубоким тогда почтениемпроводила своего земляка в последний путь. Из Колонного зала до Новодевичьегогроб несли на руках. В траурных колоннах мирно шли большевики и анархисты,разрозненные эсеры и монархисты.Всех их объединяла высокая нравственностьпочтившего.

Человечество чувствует себя сиротливо с уходом людей. Чьи идеиволнуют и побуждают умы. Его именем назвали улицу, которую через 70 лет сочлинужным переименовать. Такая же судьба и у Остоженки и ее имя москвичи дваждыосмысливали и запоминали. Более шестидесяти лет она называлась Метростроевская,и это было понятно горожанам без всяких объяснений. К тому же метро -неотъемлемлемая часть истории нашего города - не все ездить на лошадях.Непонятно лишь, какую политическую окраску усмотрели в нем современные апологеты,чем не угодили им строители, почему побоялись расширить топонимическуюноменклатуру.

Объяснение безусловно красивое, но совершенно ушедшее из жизнипонятие - остожье. Все ныне качественно изменилось, в том числе и корм дляскота.Изрубленный, законсервированный он перестал быть обыкновенным сеном.Обогатив кормовыми добавками, его давно упрятали в огромные закопанные в землюемкости. Возможно, от названия Метростроевская отказались заблаговременно,дескать, когда-нибудь наступит всеобщая транспортация и надо будет объяснятьслово метро . Ведь история показывает, сколько люди живут на земле,столько они заново прокладывают сеье пути-дороги.Автор К.А.Ковалева,преподаватель Москвоведения школы 587.