Семен Людвигович Франк (1877-1950)

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ,ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИДОКЛАДСтудент Преображенский К.Г.Группа ВВ-3-94Семен Людвигович Франк 1877-1950 Семен Людвигович Франк философом,который пытался разъяснить природу человеческой души и знаний человека.Выработать систему философского миропонимания, в особенности религиозноокрашенную, нелбзя без теории знания.Франк особенно выделял в человеке двапонятия интуиция и логическое знание и во всех своих трудах пытался объяснить,что же такое бытие?Возможность интуиции, говорилФранк, как знания о бытии, независимом от сознания, объясняется тем, что бытиеиндивидуума укоренено в Абсолютном как Всеединстве, вследствие чего всякийпредмет до всякого знания о нем близок к нам совершенно непосредственно, таккак мы с ним слиты не через посредство сознания, а в самом нашембытии . Всякое логическое отвлеченное знание возможно не иначе, как нафоне интуиции этого Всеединства.Логическое знание же по Франку,имея дело с элементами, выделенными из целого, всегда имеет отвлеченныйхарактер и относится к низшему слою бытия, прерывистого и лишенного жизни оно дано в созерцательнойинтуиции.

Все живое бытие, развертывающееся во времени в форме сплошноготворческого становления, относится к области магического для постижения еготребуется не созерцательная интуиция, не знание-мысль, а живое знание,знание-жизнь, достижимое в те моменты, когда наше я не только созерцаетобъект, но и живет им .Философские основы психологииФранк развил в своей книге Душа человека . Он исследует в ней стихиюдушевности как бытия, проникнутого субъективностью, изучает изменения,происходящие в нем, когда оно становится осознанным как объект, разграничиваетсферу духовного и душевного.Учения, изложенные в книгах Предмет знания и Душа человека , углублены и дополнены вкниге Непостижимое . Высказав много знаний онепостижимом, Франк ставит вопрос, как это возможно, что мистики, признаваяБога непостижимым, в то же время дают много сведений о Нем. Отвечает он на этотвопрос так. Рациональное знание достигается путем различения, средствомкоторого служит отрицание.

Непостижимое находится по ту сторону отрицания оноесть область отрицания самого отрицания или преодоления отрицания.

Онепостижимом нельза сказать, что оно есть либо одно, либо другое ,как всеобъемлющая полнота оно есть и то, и другое . Однако это и неточно, В своих Сочинениях Франк доказывает путем довода рациональных знаний,что невозможно понять непостижимое, так как мы являемся частью этого, как онназывает, самобытия.В книге С нами Бог Франк излагает основы христианства и доказывает, что все существенноесодержание христианства основано на религиозном опыте, на встрече человеческогосердца с Богом , на живом общении с Богом . Различая двапонятия веры, веру как доверие, и веру, как достоверное знание, Франкпоказывает, что доверие к авторитету предполагает такие переживания, которыесвидетельствуют, что авторитет действительно выражает истину о Боге.Следовательно, даже и вера в религиозный авторитет опирается на веру какзнание, основанное на религиозном опыте.

Точно так же он доказывает связьнашего доверия к положительному откровению с нашими непосредственнымирелигиозными переживаниями.Проблемы социальной философииФранк излагает главным образом в брошюре Очерк методологии общественныхнаук , Общество есть, согласно Франку, первичная целость, единое существо.Опираясь на свою теорию знания и на свое учение о душе человека, он показывает,что сознания различных индивидуумов не обособлены, а всегда до некоторй степенислитны и что общение индивидуальных сознаний есть первичное свойствовсякого сознания . Индивидуальное сознание не первично, оно лишь постепеннодифференцируется из сознания вообще, никогда не отрываясь от целого, так чтоиндивид в подлинном и самом глубоком смысле слова производен от общества, какцелого.Мысль о Творении мира Богомиз ничего Франк заменил на еготакой теорией творения мира Богом, в которй сохранены только слова творение , творец , но понятий этих нет.Я думаю, Франк внес огромныйвклад в мировую философию, внеся свои поправки и домыслы в существующие идоказанные философами, работавшими до него. Также он развил свою, новую теориюо сотворении мира и разделил понятие личности на интуитивную личность иличность, основанную на рациональных знаниях.