Василий Григорьевич Перов (1834-1882)

Школа 57Русский художникВасилий Григорьевич Перов 1834-1882 Ученица 9-го Г класса. Красноярск2000ВасилийГригорьевич Перов родился в городе Тобольске в 1834 году. Его отцом былгубернский прокурор барон Г.К. фон Кридинер. Но, появившись на свет до брака родителей, художник получил фамилиюкр стного отца Васильев.Правда, она ему по каким-то причинам не нравилась, ивпоследствии художник утвердил за собой прозвище, данное ему в детстве зауспехи в чистописании.Первые уроки живописи Перов получил в арзамасскойшколе А.В. Ступина лучшей провинциальной художественной школе того времени.18-летним он переехал в Москву и поступил в московское Училище живописи, ваянияи зодчества. Проповедь в селе однаиз первых картин Перова, за которую он получил в Училище большую золотую медальи право на стипендию для поездки за границу.

В картине Проповедьв селе , созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры овзаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви.Священник одной рукой указывает вверх, а дугой на задремавшего в креслепомещика, толстенького, неприятного сидящая рядом молодая барыня тоже неслушает проповедь, она увлечена тем, что наш птывает ей на ухо како-то хол ны господин.

Левее стоят крестьяне в рваных одеждах.Они, поч сывая затылки,огорченно и недоверчиво слушают священника, видимо внушающего, что всякаявласть от Бога. Я хотел изобразить одну из проповедей Иоанна Златоуста, прич мстарался показать степень е действия на разные характеры, на юность истарость, на бедность и богатство , так объяснял художник замысел полотна.Одновременнос Проповедью в селе Перов пишет картину, прин сшую ему первую известность, Сельский кр стный ход на пасхе . На фоне хмурого деревенского пейзажаразворачивается нестройное пьяное шествие с образами и хоругвями послепраздничной пасхальной службы.

С жестким реализмом Перов передает не столькофизическое, сколько духовное убожество этих людей. Картина произвела насовременников убийственное впечатление контрастом между смыслом обряда и темпочти животным состоянием, до которого может опуститься человек.

Сельскийкрестный ход на пасхе вызвал протест официальной критики и церкви, была снятас выставки Общества поощрения художеств, запрещена к показу и воспроизведению.Купившему е Павлу Михайловичу Третьякову художник В. Г. Худяков писал слухиносятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на какомосновании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публике? 1862-1864 годы художник проводит за границей.Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже.

Там его живописный языки колористическая гамма меняются, отступают на задний план назидательность ирассудочность раннего творчества.В Париже раскрылся Перов-лирик иПеров-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как Савояр , Слепоймузыкант , Парижские тряпичники . Париж Перова это народные гулянья, балаганына Монмартре, бродячие музыканты, нищие и бездомные.

Но дальше этюдов работа недвигается. Большие картины остаются незаконченными. Написать картину совершенно невозможно незная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, чтосоставляет основу жанра , пишет Перов. И не отбыв за границей положенных емукак пенсионеру Училища пяти лет, он просит разрешения вернуться на Родину.Вернувшись,Перов увидел Россию другими глазами.Едкий обличитель нравов превращается в поэта скорби . Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшиепроизведения Проводы покойника , Тройка , Утопленница , Приездгувернантки в купеческий дом , Последний кабак у заставы , Спящие дети , Странник . Каждая из них законченная новелла о человеческом горе.Согбеннаяфигура вдовы крестьянина, главной героини Проводов покойника 1865 г. ,показывает, что е горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущениетоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире. Персонажи картины Тройка 1866 г. ,изображающей детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой, вызываютеще большее сострадание у зрителя.

Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и вдругих произведениях этого периода, таких как Утопленница 1867 г. и Последний кабак у заставы 1868 г Следующеедесятилетие, сменившее проникнутые пафосом отрицания шестидесятые,ознаменовалось поисками положительного идеала.

Такие идеалы были найдены всреде русской интеллигенции.В это время П.М. Третьяков начинает заказыватьпортреты лидеров русской культуры.

Многие из портретов Достоевского, Погодина,Майкова, Даля, Тургенева были написаны Перовым. Признанный публикой икритикой мэтром жанровой живописи, он неожиданно становится портретистом. Хотядаже в портрете Перов сохраняет мышление жанриста по немногим деталям, позе,жесту, костюму мы всегда можем представить, как изображ нный им человекразговаривает, ходит, какие у него привычки, кто его окружает.Большинствоего моделей писатели.Литература занимала центральное место в культуре тоговремени.

Писатель воспринимался как живое воплощение общественной совести, онбыл властителем дум , к нему обращались за разрешением самых жгучихнравственных, социальных вопросов. Именно таким предстает у Перова ФедорДостоевский. Из мрака фона выступает бледное, нервное, мятое лицо, лежащие наколенях руки сцеплены замком.Не менее замечателен и портрет ВладимираИвановича Даля писателя, этнографа, автора знаменитого Толкового словаряживого великорусского языка , созданного им в последний год жизни.

Сидящий вкресле сухой старик, покойно сложив руки, будто созерцает в глубину прожитыхлет.В облике Даля просвечивают образы святых старцев Древней Руси искусствовторой половины ХIХ века искало носителей идеалов духовности и мудрости нестолько среди служителей церкви, сколько среди интеллигенции.Виконостас лучших людей русских включаются и портреты крестьян. Искусствотворило мечту об идеальном общественном устройстве, где не будет ни бедных, нибогатых, а люди-братья будут работать на благо всех. Лучший из крестьянскихпортретов-типов Перова Странник . В его облике ощущается чувствособственного достоинства, своеобразный аристократизм, умудренная старость.Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как Охотники напривале , Птицелов , Рыболов , Голубятник . Их герои чудаки, идеалисты,романтики на свой лад, находящие отраду в общении с природой.Втораяполовина десятилетия окрасилась для Перова одиночеством, болезнью илихорадочным творчеством.

В 1875 году живописец последний раз участвует вэкспозиции передвижников, а в 1877-м он, в течение многих лет казначейТоварищества передвижных художественных выставок, отчитавшись до копейки,выйдет из его состава.

Перовмного работает в мастерской никому не показывая свои новые картины, не понятыйтоварищами, списанный с корабля современности Крамским и другими критиками. Вэти годы рождается Перов исторический живописец. Он обращается к евангельскимсюжетам, к фольклору.Перов задумывает триптих о Емельяне Пугачеве Восстание , Помещики и крестьяне , Суд Пугачева замысел беспримерный длярусского искусства ХIХ века, из которого удалосьосуществить только последнюю часть.

Пишет многофигурную монументальную картинуна сюжет из истории раскольничьего мятежа 1682 года Никита Пустосвят. Спор овере 1880-1881 гг Перова привлекают переломные моменты русской истории,выявляющие суть национального характера.Глубоко личное переживание Евангелиянаходит выражение в двух пронзительно эмоциональных работах Христос вГефсиманском саду и Снятие с креста . Плач Ярославны , Тающая снегурочка , Иван-царевич на сером волке примеры обращения Перова к народному эпосу, невсегда убедительные по форме, но чрезвычайно интересные как первооткрытие этойтемы в русском искусстве.Существенныеизменения претерпевает и живописный язык художника. Если раньше Перов долго итщательно работал над своими произведениями, то теперь он словно торопитсявысказаться, мазок становится нервным и подвижным.

Перов мечется от сюжета ксюжету, многие работы начинает, но не заканчивает.

Воображение художникарождает все новые грандиозные замыслы, но нет уже сил для их воплощения, и самон понимает это. В 1882 году он умирает от чахотки.ПутьПерова в искусстве это путь постоянного поиска, он не боялся меняться, безсожаления оставлял области, где удалось снискать славу.Во время преподавания вМосковском училище живописи, ваяния и зодчества у Перова было много учеников,которые впоследствии стали известными русскими художниками М.В. Нестеров, А.П.Рябушкин, А.С Архипов.

Слюбовью и уважением вспоминали Перова его ученики. Заканчивая воспоминания освоем учителе, художник М.В. Нестеров писал Перова больше нет среди нас.Осталось его искусство, а в нем его большое сердце.