Естествознание в эпоху Средневековья

Естествознание в эпоху Средневековья 1. Физические идеи средневековья В средневековом сознании доминировали ценностно-эмоциональные отношения к миру над познавательно - рациональным.Именно поэтому точкой отсчета в духовном освоении мира выступали ценностные противоположности добро и зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное и др. Вещь, попавшая в сферу отражения, воспроизводилась прежде всего с точки зрения ее полезности для человека, а не в ее объективных связях.

Аналогичным образом человек характеризовался прежде всего не его объективными чертами деловитостью, активностью, способностями, а через сословно-иерархические ценности престиж авторитет власть и др. Стержнем средневекового сознания выступало религиозное мировоззрение, в котором истолкование всех явлений природы и общества, их оценка, а также регламентация поведения человека обосновываются ссылкой на сверхъестественные силы. Представление о сверхъестественных силах было порождено как практическим бессилием человека перед природой неразвитость производительных сил, сельскохозяйственный и ремесленный характер производства, так и стихийным характером социально-классовых процессов, процессов общения социальный гнет, социальная несправедливость, непредсказуемость жизненных ситуаций и др Выделяя себя из природы, но еще не противопоставляя себя ей полностью, средневековый человек и не формулирует своего отношения к природе как самостоятельной сущности. В качестве такого определяющего отношения для него существует другое отношение к богу, а отношение к природе вторично и производно от отношения к богу. Знание природы подчинено чувству божества.

Природа рассматривается им как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим божеством, абсолютно зависящая от него, своими предметами, их поведением реализующая его волю во всем в том числе и в отношении воздействия на людей, их судьбу, социальный статус, жизнь и смерть.

Природа проводник воздействия на людей божьей воли, вплоть до того, что она есть и средство их наказания.

Для средневекового человека природа - это мир вещей, за которыми надо стремиться видеть лишь символы бога. Поэтому и познавательный аспект средневекового сознания был направлен не на выявление объективных свойств предметов зримого мира, а на осмысление их символических значений, т. е. их отношения к божеству.Познавательная деятельность была по преимуществу толковательной, оценочной, опиралась на иерархизированную и субординированную систему ценностей, ценностное сознание.

Таким образом, средневековое сознание не ориентировано на выявление объективных закономерностей природы. Его главная функция сохранение ценностного равновесия человека и мира, субъекта и объекта. К концу ХII - началу ХIII веков наметился исторический рывок средневековой Западной Европы, в основе которого лежало развитие производительных сил как в сельском хозяйстве, так и в ремесле.Происходит целая технологическая революция в агротехнике - появляется тяжелый колесный плуг, боронование, совершенствуется упряжь тягловых животных, что позволяет в 3-4 раза увеличить нагрузки, появляется трехпольная система земледелия, совершенствуется земельно-хозяйственная кооперация, осваиваются новые источники энергии - сила воды и ветра, распространяются водяные и ветряные мельницы и др. Изобретение кривошипа и маховика механизирует многие ручные операции. Рационализируется организация хозяйственной деятельности особенно в монастырях.

Избыточное производство сельскохозяйственной продукции стимулирует развитие торговли, ремесленного производства.

Нарастает тенденция урбанизации. Складываются центры мировой торговли Венеция, Генуя, миры-экономики. Формируется дух уважительного отношения к физическому труду, к деятельности изобретателей, инженеров дух изобретательности и предприимчивости все в большей степени пронизывает культурную атмосферу общества.Превращение физического труда в ценность, в достойное занятие открывает путь к его рационализации.

Тяжесть физического труда осознается как нечто нежелательное формируется представление о необходимости поисков путей его облегчения и высвобождения свободного времени. В этих условиях происходит и подъем духовной жизни. Одним из наиболее ярких его выражений явилось возникновение новых образовательных учреждений - университетов. Еще в ХII веке возник университет в Болонье.1200 год считается годом основания Парижского университета.В ХIII веке появляется много университетов в других городах Западной Европы в Неаполе 1224, в Тулузе 1229 и др. В ХIV веке появляются университеты в Германии Пражский 1349, Венский 1365, Гейдельбергский 1385 и др. В жизни университетов в концентрированной форме отражались и воспроизводились духовные традиции средневековой культуры.

Среди них в первую очередь - особое отношение к знанию.Знание не рассматривалось как главная цель духовной деятельности оно трактовалось как некоторый ее побочный продукт.

Удвоение мира в сознании на земной грешный, бренный и небесный, божественный, возвышенный, идеальный предполагало постановку вопроса о возможности приобщения к миру по ту его сторону. Способом такого приобщения считались не знания, а вера в том числе и формы чувственно-эмоциональной экзальтации, связывавшие человека с божественной первосущностью. Поэтому вере здесь отдается предпочтение перед знанием.В период позднего средневековья ХIV-ХV в.в. постепенно осуществляется пересмотр основных представлений античной естественнонаучной картины мира и складываются предпосылки для создания нового естествознания, новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии.

Такой пересмотр базируется, с одной стороны, на усилении критического отношения к аристотелизму, а, с другой стороны, на трудностях в разрешении тех противоречий, с которыми столкнулась схоластика в логической, рациональной интерпретации основных религиозных положений и догматов.Одно из главных противоречий, попытки разрешения которого толкали средневековую схоластическую мысль на разрушение старой естественнонаучной картины мира, состояло в следующем как совместить аристотелевскую идею замкнутого космоса с христианской идеей бесконечности божественного всемогущества Ссылки на всемогущество бога служили у средневековых схоластов основанием для отказа от ряда ключевых аристотелевских представлений и выработки качественно новых образов и представлений, которые впоследствии способствовали формированию предпосылок новой механистической картины мира. К таким качественно новым представлениям и образам могут быть отнесены следующие. o Во-первых, это допущение существования пустоты, но пока не абстрактной, а лишь как нематериальной пространственности, пронизанной божественностью поскольку бог не только всемогущ, но и вездесущ, как считали схоласты. o Во-вторых, изменяется отношение к проблеме бесконечности природы.

Бесконечность природы все чаще рассматривается как позитивное, допустимое и очень желательное с точки зрения религиозных ценностей начало.

Такое начало как бы проявляло такую атрибутивную характеристику бога как его всемогущественность. o В-третьих, как следствие образа бесконечного пространства возникает и представление о бесконечном прямолинейном движении. o В-четвертых, возникает идея о возможности существования бесконечно большого тела. Образ пространственной бесконечности постепенно перерастает в образ вещественно-телесной бесконечности. При этом рассуждали примерно так Бог может создать все, в чем не содержится противоречия в допущении бесконечно большого тела противоречия нет значит бог может его создать. o В-пятых, все чаще допускалось существование среди движений небесных тел не только идеальных равномерных, по окружности, соизмеримых между собой, но и несоизмеримых.

Иррациональность переносилась из земного мира в надлунный, божественный мир. В этом перенесении усматривали признаки творящей силы бога бог способен творить новое повсюду и всегда.

На этом пути снималось принципиальное аристотелевское различие мира небесного и мира земного и закладывались предпосылки интеграции физики, астрономии и математики.

Качественные сдвиги происходят как в кинематике, так и в динамике. В кинематике средневековые схоласты вводят понятия средняя скорость и мгновенная скорость, равноускоренное движение они его называли униформно-дифформное.Они определяют мгновенную скорость в данный момент как скорость, с какой стало бы двигаться тело, если бы с этого момента времени его движение стало равномерным.

И, кроме того, постепенно вызревает понятие ускорения. В эпоху позднего средневековья получила значительное развитие динамическая теория импетуса, которая была мостом, соединявшим динамику Аристотеля с динамикой Галилея.Жан Буридан ХIV в. объяснял с точки зрения теории импетуса падение тел. Он считал, что при падении тел тяжесть запечатлевает в падающем теле импетус, поэтому и скорость его все время возрастает.

Величина импетуса, по его мнению, определяется и скоростью, сообщенной телу, и качеством материи этого тела. Импетус расходуется в процессе движения для преодоления трения, и когда импетус растрачивается, тело останавливается. Аристотель считал главным параметром для любого момента движения расстояние до конечной точки, а не расстояние от начальной точки движения.Благодаря теории импетуса внимание исследовательской мысли постепенно переносилось на расстояние движущегося тела от начала движения тело, падающие под действием импетуса накапливает его все больше и больше по мере того, как оно отдаляется от исходного пункта.

На этом пути складывались предпосылки для перехода от понятия импетуса к понятию инерции. Все это постепенно готовило возникновение динамики Галилея. 2. Алхимия как феномен средневековой культуры Алхимия складывается в эпоху поздней античности II - VI вв. в александрийской культурной традиции и представляет собой форму ритуально-магического герметического искусства.

В эпоху средневековья все формы человеческой деятельности и общения пронизывались ритуалами. Все формы действий людей были строго регламентированы если же действие было коллективным, то строго регламентировалось поведение каждого в отдельности. Магические, обрядовые и ритуальные действия рассматривались как способ влияния на природные и божественные стихии.С ними связывались надежды на дополнительную сверхъестественную помощь со стороны добрых сил и ограждения от сил злых. Соблюдение календарных обычаев, праздников, исполнение разного рода заклинаний, просьб, призывов все это точное соблюдение ритуально-магических действий рассматривалось как необходимое условие благоприятного исхода деятельности, причем не только в хозяйственной области, но и в сфере общения людей, в сфере познания, политической и юридической практики и др. В ремесленном и мануфактурном производстве ритуалы сопровождали каждую технологическую процедуру.

Их выполнение рассматривалось как условие полного раскрытия заложенных в предметах труда потенциальных возможностей.

Мировоззренческие основания алхимии могут быть концентрировано выражены следующими представлениями сущность вещи усматривалась в ее производстве, как сущность земного мира в его творении богом познать вещь означало прежде всего ее создать субстанция всех металлов - одна различны лишь их формы идущая из первобытной мифологии и магии идея всеобщей связности всего со всем подобное влияет на подобное то, что когда-то было в соприкосновении, продолжает воздействовать друг на друга и после соприкосновения и др. неразличимость связи, взаимосвязи, взаимодействия и взаимопревращения убеждение в том, что влиянием на часть можно изменить целое всеобщая анимизация мира мир рассматривался как живой одухотворенный организм, в котором части представляли и заменяли собой целое существуют безграничные возможности влияния на события мира, на вещи не только со стороны бога, но и со стороны некоторых избранных людей. в реализации рецепта предполагалось участие священных или мистических сил частицы бога или дьявола, надъестественного бытия, в котором проявления человеческого мира свою силу теряют, а средством обращения к этим силам было слово заклинание, молитва, являвшееся необходимой стороной ритуала именно поэтому алхимический рецепт выступал одновременно и как действие и как священнодействие.

Алхимия развивалась в тесном союзе этих мистических философско-религиозных представлений с химическим ремеслом, прежде всего с той его частью, которая занималась имитацией металлов золота и серебра прежде всего.

В средневековой алхимии ее расцветом были ХIII-ХV в.в. выделялись две различные тенденции.

Первая - это мистифицированная алхимия, ориентированная на химические превращения в частности, ртути в золото, и, в конечном счете, на доказательство возможности человеческими усилиями осуществлять космические превращения.Вторая была больше ориентирована на конкретную практическую технохимию. Алхимическая деятельность в своих конкретных формах опиралась на некоторую совокупность теоретических представлений и образов.

Прежде всего, на представление о том, что исходное материальное начало - первичная материя она хаотична, бесформенна и потенциально содержит в себе все тела, все минералы и металлы. Порожденные первоматерией тела, уже не исчезают, но зато могут быть превращены друг в друга.Между первоматерией и отдельными порожденными ею материальными телами лежат два промежуточных звена. Первое - это всеобщие качественные принципы мужского сера и женского ртуть начал.

В ХV веке к ним добавили еще третье начало - соль движение. Второе звено - это состояния, качества, свойства первоэлементов земля твердое состояние тела, огонь лучистое состояние, вода жидкое состояние, воздух газообразное состояние, квинтэссенция эфирное состояние.Алхимики считали, что в результате взаимодействия качественных принципов начал и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

Правда, кроме различных химических операций с веществами, для достижения успеха алхимики считали необходимым привлечь к трансмутации еще и потусторонние силы с помощью заклинаний. Таким образом, алхимия выступала как мистическое творчество вещей человеком в соавторстве с богом. Список литературы Азимов А. Краткая история биологии. М 1967. Алексеев В.П. Становление человечества. М 1984. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание.М 1961 Борн М. Эйнштейновская теория относительности.М 1964. Вайнберг С. Первые три минуты.

Современный взгляд на происхождение Вселенной. М 1981. Гинзбург В.Л.О теории относительности. М 1979. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала 19 века до середины 20 века. М 1979. Кемп П Армс К. Введение в биологию. М 1986. Кемпфер Ф. Путь в современную физику. М 1972. Либберт Э. Общая биология. М 1978 Льоцци М. История физики. М 1972. Моисеев Н.Н. Человек и биосфера.М 1990. Мэрион Дж. Б. Физика и физический мир. М 1975 Найдыш В.М. Концепции современного естествознания.

Учебное пособие. М 1999. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М 1993. Николис Г Пригожин И. Познание сложного. М 1990. Пригожин И Стенгерс И. Порядок из хаоса. М 1986. Пригожин И Стенгерс И. Время, Хаос и Квант. М 1994. Пригожин И. От существующего к возникающему. М 1985. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М 1992. Фейнберг Е.Л. Две культуры.Интуиция и логика в искусстве и науке.

М 1992. Фролов И.Т. Перспективы человека. М 1983.