Крестовые походы. Со времени избрания Готфрида до Аскалонской битвы

Со времени избрания Готфрида до Аскалонской битвы 1099 Раздел военной добычи произошел без всякого беспорядка по определению,постановленному перед последним приступом, каждый воин мог почитать себяобладателем того дома или здания, в которое он вступит первый крест, щит иликакой-нибудь знак, прибитый к двери здания, служит для победителя правом наобладание. Святилища, посвященные имени Иисуса Христа, сироты и бедные такжеимели свою долю в богатствах, забранных у неприятеля.Несметные сокровища,найденные в мечети Омара, достались Танкреду.

В продолжение нескольких дней в Иерусалиме переменились обитатели, законы,вероисповедание. Латиняне немедленно позаботились о выборе царя, чтобы сохранитьи поддержать свое завоевание. Собрался совет из князей. Между вождями, которымпредстояло предложить царствование в Иерусалиме, особенно выдавались Готфрид,Роберт Фландрский, Роберт Нормандский, Раймунд Тулузский и Танкред.РобертФландрский задумывался о своем возвращении в Европу и довольствовался титуломсына св. Георгия, который он заслужил своими подвигами во время священнойвойны.

Герцог Нормандский всегда выказывал более мужества, чем честолюбия.Чтокасается Танкреда, то он только и стремился к военной славе и титул рыцаряставил гораздо выше, чем титул царя. Оставались Готфрид и Раймунд Тулузский.Последний, известный своим честолюбием и несокрушимой гордостью, не пользовалсяни доверием, ни любовью пилигримов, так что все данные на избрание короляоказывались на стороне герцога Лотарингского.

Решено было, что избрание будет произведено советом из десяти самыхпредставительных лиц духовного и военного звания. Этот совет, тщательноразузнав мнение войска о каждом из подлежащих избранию вождей, расспросив дажеприслугу их и домашних, провозгласил Готфрида. Избрание герцога Лотарингскогобыло встречено с живейшим сочувствием.Готфрид отказался от короны и знаковкоролевского достоинства, говоря, что он никогда не примет золотого венца в томгороде, где на Спасителя мира был возложен терновый венец.

Он удовольствовалсяскромным титулом барона и защитника Святого Гроба. Итак, новое государство получило правителя следовало дать правителя ицеркви Иерусалимской.Но епископами городов, подчинившихся латинской власти,выбраны были, в большинстве случаев, ловкие и пронырливые люди, вместоблагочестивых и действительно достойных этого сана. Это странствующеедуховенство, потеряв своего разумного вождя и преобразователя в лице епископаАдемара, очень испортилось и представляло из среды своей мало добродетельных ипросвещенных личностей. Арнульд, капеллан герцога Нормандского, избранныйпатриархом Иерусалимским, не отличался безукоризненной нравственностью.

Первымзаявлением его духовной власти было оспаривание у Танкреда богатств Омарскоймечети, как бы составляющих достояние Гроба Господня ему не удалось, однакоже, получить отсюда более 700 серебряных марок. Слух о завоевании Иерусалима распространился по всему Востоку.Христиане изСирии, Киликии, Месопотамии и Каппадокии направились в Иерусалим, иные - чтобыпоселиться в нем, другие - чтобы поклониться Святым местам.

Радость воцариласьмежду последователями Евангелия, между тем как жители Каира, Дамаска, Багдадапредавались отчаянию. Имамы и поэты оплакивали бедственную участь иерусалимскихмусульман. Хребты верблюдов и утробы коршунов - вот единственноеприбежище братьев наших, бывших доселе владыками Сирии пела музаислама.Мусульмане из Дамаска и с берегов Тигра присоединились к многочисленнойегипетской армии, прибывшей для нападения на новых владетелей Палестины.Готфрид получил уведомление, что несметное неприятельское войско перешло ужечерез Газские владения и что через три дня оно может подступить к Иерусалиму.Воины Креста решились выступить на битву с ним. Крестоносцы собрались в Рамле. Оттуда двинулись они к югу, имея налево отсебя горы Иудейские, а направо - груды песка, покрывающего морской берег.

Такимобразом перешли они через землю Ибелимскую, через древние города Гаф, Экрон и Азот.От пленников узнали крестоносцы, что мусульманская армия расположилась лагеремна Аскалонской равнине христиане находились от нее только на один час пути. 14августа на самом рассвете герольды возвестили, что сражение начинается иерусалимский патриарх обошел тогда ряды воинов, показывая им древоЖивотворящего Креста, которое почиталось у латинян самой священноюдрагоценностью. Вскоре затем крестоносцы являются перед неприятелем в равнинеАскалонской, окаймленной с востока холмами, с запада - плоскогорьем,возвышающимся над морем, а с юго-запада - громадными песчаными заносами.

ГородАскалон был выстроен на западном плоскогорье.

Египетская армия расположилась наскате песчаных холмов, к юго-западу от равнины. Готфрид, Раймунд Тулузский, Танкред и оба Роберта заняли каждый тот пункт,откуда удобнее всего было произвести общее нападение.Христианских воинов былоедва 20 000 мусульманская же армия насчитывала до 300 000 под своимизнаменами.

И сверх того, с моря угрожал египетский флот. Несмотря на это, небез испуга встретили враги Креста отряд, смело выступивший против них.Египетские легионы дрогнули, когда засвистели сквозь их ряды первые дротикилатинян. Поэтому битва не затянулась. При первом натиске вождей крестоносцевмусульманская армия пришла в полное смятение. Вихри пыли, поднявшиеся поГазской дороге, обозначили бегство неприятеля. Но не все мусульмане нашлиспасение в бегстве.Те, которые направились к морскому берегу, чтобыприсоединиться к египетскому флоту, погибли большей частью в волнах или отмеча.

Несколько корпусов мусульманской армии хотели соединиться между собой, ноГотфрид ворвался в их ряды, и снова латинский меч произвел между ними страшноеопустошение. Он косил мусульманские головы говорится в летописи какколосья на бороздах или как траву на лугах . То, что было найдено припавших на поле битвы, обогатило победоносных христиан.Они не запаслисьпродовольствием и нашли его в изобилии в неприятельском лагере.

Ссора,возникшая между Готфридом и Раймундом Тулузским, который хотел удержать Аскалонза собой, воспрепятствовала присоединению этой крепости с той же минуты кновому Иерусалимскому королевству. По возвращении из Аскалона Раймунд Тулузский, шедший во главе христианскоговойска, напал со своим отрядом на город Арсур, находящийся на берегу моря, внескольких часах расстояния к северу от Рамлы но, встретив сильный отпор, онотказался от осады города.Покидая крепость, Раймунд послал сказать гарнизону,чтобы тот не пугался нападения со стороны короля Иерусалимского.

Скоро послетого Готфрид явился под стенами Арсура жители решились защищаться. Узнав, чтоэто противодействие было следствием советов Раймунда, король Иерусалимскийпришел в негодование и решился отомстить оружием Танкред и оба Робертапомирили князей, которые обнялись в присутствии своих ратников.Армияхристианская снова направилась в Иерусалим и принята была в священном городе сшумными изъявлениями радости и при пении священных гимнов.

Большое знамя и мечпредводителя египетской армии были прикреплены к колоннам Святого Гроба. Весть об этой битве скорораспространилась и снова навела страх на врагов христианской армии. Этообеспечивало на несколько времени спокойствие христиан. И многие бароны ирыцари стали подумывать о возвращении в Европу.Те же, которым приходилосьоставаться здесь, просили своих товарищей не забывать их и убеждатьхристианский мир не оставаться безучастным к спасению и славе Иерусалима.Нетрудно представить себе картину слез и печали во время прощания пилигримов суезжавшими товарищами.

Готфрид остался царствовать в священном городе, имеяпособниками только Танкреда и 300 рыцарей. Раймунд Тулузский, решившийсякончить жизнь свою на Востоке, получил от императора Константинопольскогокняжество Лаодикею. Петр Пустынник, возвратясь во Францию, кончил свою жизнь вмонастыре, основанном им самим.Евстафий, брат Готфрида, Роберт Фландрский иРоберт Нормандский возвратились в отечество, и, без сомнения, последние дни ихжизни были часто озарены хотя и грустными, но вместе с тем славными воспоминаниямио крестовом походе.Список литературы Жозеф Мишо ИСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ.