Крестовые походы. Осада и взятие Иерусалима

Осада и взятиеИерусалима 1099 Иерусалим, город еврейских царей, пророков и Христа, Спасителя мира, столькораз прославленный и столько раз разоренный, имел во время первого крестовогопохода то же пространство, ту же окружность и тот же вид, что и в настоящеевремя.Характер местности был также тот же самый тогда, как и теперь,смоковница, масличное и терпентинное деревья составляли скудную растительностьиерусалимской почвы. Природа вокруг священного города представилась спутникамГотфрида такой же, как и нам, неизвестным путешественникам новейших времен безмолвной,суровой, мертвенной.

Над ней как будто навек суждено тяготеть проклятиямСвященного писания.Впрочем, следует заметить, что печальная картина этихбесплодных гор находится в соответствии с судьбой Иерусалима как не омертветьприроде вокруг того места, где принял смерть сам Бог, Творец ее Обозначим прежде всего расположение христианского лагеря. Плоская местностьсеверной части Иерусалима, покрытая масличными деревьями, представляетединственное подходящее место для лагеря.

На этой площади, ксеверо-северо-востоку от Иерусалима, и раскинули свои палатки ГотфридБульонский, Роберт Нормандский и Роберт Фландрский против лагеря, с этойстороны, были ворота, называемые теперь Дамасскими, и другие, малые ворота,Иродовы, которые теперь заделаны. Танкред расположился на северо-западнойстороне против ворот Вифлеемских затем, палатки Раймунда Тулузского былирасставлены на возвышенности, называемой теперь холмами св. Георгия между нимии стенами города находилась узкая долина Рефраимская и обширный, глубокий пруд.Такая позиция была не совсем благоприятна для осады.

Поэтому граф Тулузскийрешился перевести часть своего лагеря на гору Сион, к югу от города. На востокеже были долины, или, вернее, глубокие овраги, Иосафатовы и Силоамские, которые непозволяли ни стать лагерем, ни приступить к осаде города с этой стороны.Египетский гарнизон, защищавший Иерусалим, состоял из 40 000 человек.Взялись за оружие и 20 000 городских жителей.

Толпы мусульман с береговИордана, Мертвого моря и из других окрестных стран собрались также в столицеИудеи, ища здесь прибежища или с целью присоединиться к защитникам города.Имамы ходили по улицам Иерусалима, убеждая и призывая к мужеству защитниковислама и ободряя их обещанием победы во имя Пророка. В первые дни осады в христианский лагерь явился один отшельник с Масличнойгоры и посоветовал им начать приступ всеми силами разом.Крестоносцы, поверивчудесным обещаниям отшельника, решились сделать приступ к стенам. К сожалению,одного только мужества и восторженного настроения духа недостаточно было, чтобыразрушить стены и башни понадобились лестницы и стенобитные орудия.

Христиане,разделившись на батальоны, приступили к осаде города, не обращая внимания нато, что их закидывали огромными каменьями и обливали сверху горячим маслом исмолой. Сарацины могли удивляться в этот день чудному мужеству своих врагов.Если бы у крестоносцев были орудия и машины, то после этого первого приступаперед ними открылись бы ворота Иерусалима.

Но не суждено было исполниться чудесам,обещанным отшельником, и крестоносцы возвратились в свой лагерь, оставив подстенами города многих товарищей, павших со славою. Вожди армий позаботились тогда о том, чтобы достать дерево, необходимое длясооружения машин, но это было нелегко в стране с обнаженной почвой.Первымдеревом, послужившим для осадных работ, были дома и даже ближайшие по соседствуцеркви, разрушенные пилигримами.

Знойное лето было во всем разгаре, когда франкская армия прибыла к стенамсвященного города. При слухах о приближении крестоносцев неприятель засыпал илиотравил все цистерны. Ни одной капли воды не осталось в пыльном русле Кедрона.Силоамский источник, из которого истекала временами вода, был недостаточен длямножества пилигримов головы их жег палящий зной, а под ногами была иссохшаяземля и раскаленные скалы.Воины Креста подверглись всем мучениям жажды, и таквелико было это бедствие, что недостатка в пище они почти и не замечали.Генуэзский флот, прибывший в Яффу с продовольствием всякого рода, несколькорассеял мрачное настроение христиан в лагерь доставлены были съестные припасы,различные инструменты для сооружений, инженеры и плотники-генуэзцы под защитой300 человек, предводительствуемых Раймундом Пеле. Между тем, дерева все-таки еще не могли достать.

Но крестоносцы узнали, чтоесть лес в окрестностях Наплусы, и вскоре доставлен был в лагерь на верблюдахсосновый, кипарисовый и дубовый лес. Во все руки роздана была работа, ни одиниз пилигримов не остался без дела. В то время как одни сооружали тараны, катапульты,крытые галереи и башни, другие, взяв в проводники христиан той местности,отправлялись с мехами за водой к источнику Эльпирскому, по дороге в Дамаск, илик источнику Апостолов, повыше Вифании, к источнику Марии, в долине, называемойпустыней св. Иоанна, или еще к одному ключу, к западу от Вифлеема, где, посказанию, раб эфиопской царицы, Кандакий, принял крещение от св.Филиппа-диакона.

Между приготовленными боевыми машинами угрожающего вида замечательны былитри огромные башни совершенно нового способа постройки в каждой из этих башенбыло по три этажа первый предназначался для рабочих, которые руководилидвижением, второй и третий - для воинов, которые должны были вести осаду.

Этитри перекатные крепости были выше стен осаждаемого города.На вершине ихприкрепили что-то вроде подъемного моста, который можно было перекинуть наукрепления и по которому можно было проникнуть в саму крепость. К этиммогущественным средствам для нападения следует присоединить и религиозныйэнтузиазм, который произвел уже столько чудес во время этого крестового похода.После трехдневного строгого поста крестоносцы, в настроении глубочайшегосмирения, совершили крестный ход вокруг священного города.

Осажденные, между тем, также запаслись большим количеством боевых машин иукрепились с той стороны города, откуда угрожали им христиане восточную жечасть они оставили без защиты. Сюда-то и перенесли свой лагерь Готфрид и обаРоберта и заняли позицию против ворот св. Стефана.

Это перемещение, радикоторого понадобилось разобрать башни и разные военные машины и которое должнобыло решить участь Иерусалима, было совершено в одну ночь, и в ночь июньскую,то есть в течение пяти или шести часов. 14 июля 1099 г на рассвете дня,предводители армии подали сигнал ко всеобщему наступлению.Все силы армии, всебоевые орудия разом нагрянули на неприятельские укрепления. Три большие башниили перекатные крепости под управлением Готфрида на востоке, Танкреда насеверо-западе и Раймунда Тулузского с южной стороны города двинулись к стенам,среди грома оружия и криков рабочего люда и воинов.

Этот первый натиск былужасен, но он еще не решил судьбу сражения после 12-часовой упорной битвынельзя еще было определить, на чьей стороне останется победа. Когда наступившаяночь заставила враждующих разойтись по лагерям, христиане томились тем, что Бог не удостоил еще их войти в священный город, чтобы поклониться ГробуЕго Сына . На следующий день битва возобновилась.

Осаждаемые, узнав о приближенииегипетской армии, ободрились надеждой на победу. Но вместе с тем и мужествовоинов Креста возросло до непобедимой силы. Нападая с трех сторон, онидействовали разрушительно. Две колдуньи, которые, стоя на укреплениях,заклинали стихии и все адские силы, свалились мертвыми под градом стрел икаменьев.Осада длилась уже полдня, но крестоносцы все еще не могли проникнутьв Иерусалим.

Вдруг на Масличной горе показался рыцарь, размахивающий щитом иподающий христианским вождям знак, чтобы они вступали в город. Это внезапноепоявление воспламенило рвение христиан. Башня Готфрида выступает вперед подградом каменьев, стрел и греческого огня и опускает свой подъемный мост настены.Крестоносцы в то же время пускают горящие стрелы в боевые машиныосажденных, и в мешки с сеном и соломой, и в шерстяные тюки, прикрывающиеостатки городских стен. Ветер раздувает пожар, относит пламя в сторону сарацин,и они, окруженные столбами дыма, в смятении отступают.

Готфрид, предшествуемыйдвумя братьями, Летальдом и Энгельбертом Турнейскими, сопровождаемый БалдуиномБурским, братом его Евстафием Ремботом Кротонским, Гишером, Бернаром деСен-Валье, Аманжье и Альбертским, теснит неприятеля и по следам его вторгаетсяв Иерусалим.Танкред, оба Роберта и Раймунд Тулузский не замедлили со своейстороны с вступлением в крепость.

Крестоносцы вошли в Иерусалим в пятницу, втри часа пополудни, в самый день и час крестной смерти Спасителя. С ужасом описывает история гибель мусульман в побежденномгоооде. Избиение их продолжалось целую неделю, и жертвами его оказалось до 70000 человек. Причиной такой варварской политики было то соображение, что труднобыло бы наблюдать за слишком большим числом пленников и что рано или позднопришлось бы вновь бороться с ними, если бы их теперь только выселить изИерусалима.Ярость победителей уступила только рвению, с которым ониустремились в храм Воскресения, чтобы поклониться Гробу Христа.

Загадочноепротиворечие человеческой природы! Те самые люди, которые только что избивалина улицах побежденных врагов, шли теперь с босыми ногами, с обнаженными головами,с благочестивыми воздыханиями и проливали слезы умиления и любви.Молитва инабожные рыдания внезапно раздались в Иерусалиме вместо яростных криков истонов погибающих жертв.Список литературы Жозеф Мишо ИСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ.