Жизнь и творчество советского медиевиста А .И. Неусыхина

Министерство общего и профессионального образования РФ Удмуртский государственный университет Исторический факультет Кафедра истории древнего мира и средних веков Реферат. Тема Биография А.И. Неусыхина. Выполнил студент гр. 131 Пресняков С.А. Проверил к.и.н доцент Черниенко Д.А. Ижевск 2001 Александр Иосифович Неусыхин исследователь и педагог родился 19 января 1898 года в Москве.Раннее детство провл на Смоленщине, в селе Борисовщина, где служил земским врачом его отец И.Я. Неусыхин.

Мать Е.А. Неусыхина, урожднная Именитова, была фельдшером. Родители Неусыхина пристально следили за литературой, литературной критикой, во время наездов в Москву интересовались театральными новостями, музыкой, а жизнь рассматривали как исполнение долга служения людям.Родители оказали огромное влияние на духовное становление сына. Он с детства впитал атмосферу демократической интеллигенции с е высокой гуманитарной культурой, верностью своим убеждениям, способностью к сочувствию и состраданию, отсутствием снобизма и элитарного высокомерия.

После развода родителей, тяжко пережитого единственным сыном, мать Неусыхина работала в слах Ярославской губернии.После краткого периода жизни в Риге и обучения в реальном училище, Неусыхин переехал в Ростов-Ярославский, там ему посчастливилось обучаться в одной из лучших гимназий России, где директором был известный историк, один из одарнных учеников П.Г. Виноградова, С.П. Моравский, а историю преподавал незаурядный педагог Е.А. Мороховец.

Их влияние на Александра-гимназиста было велико и плодотворно. Несмотря на трудные условия жизни мать работала в селе, а он жил один на частной квартире и был очень стеснн в средствах Неусыхин в 1916 году окончил Ростовскую гимназию с золотой медалью и с отметкой об особой склонности к гуманитарным наукам.Однако, уважая волю отца, он поступил на медицинский факультет московского университета, где уделял особое внимание общей биологии. Возможно, что проявившийся впоследствии ряд черт его исследовательского почерка стремление к точности и скрупулзности, чткость в выражении своих мыслей, особое внимание к методике исследования отчасти сформировались в процессе обучения в биологических и химических практикумах, где он работал присущей ему уже тогда добросовестностью и основательностью.

Но ярко выраженное призвание к истории победило.В 1918 году он перевлся на историко-филологический факультет, который окончил в конце 1921 года. Его руководителем все эти годы был Петрушевский, принимавший студентов в свои семинары с большим выбором и лишь после особого экзамена.

Трудовая жизнь Неусыхина началась уже в студенческие годы в 1920-24 годы он работал в институте Маркса и Энгельса, расшифровывал некоторые рукописи Энгельса сотрудничал в редакции Большой советской Энциклопедии.Уже в 20-е годы, будучи ещ совсем молодым человеком, Неусыхин составил себе имя множеством статей, критических обзоров и рецензий на книги К. Бюхера, В. Зомбарта, О. Шпенглера, Г. Кунова, Л.И. Мечникова и других, ставших заметными вехами на пути развития европейской исторической науки.

По окончании университета он стал аспирантам тогда Института истории Российской Ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук РАНИОН, где в 1929 году защитил кандидатскую диссертацию Оющественный строй древних германцев Неусыхин А.И. Общественный строй древних германцев.М 1929 Тогда же началась его педагогическая деятельность в 1927-1930 годы Неусыхин был доцентом Педагогического института им. К. Либкнехта.

В эти же годы Неусыхин предпринял серьзное исследование трудов Макса Вебера, безусловно, оказавшего на него значительное влияние. Его статьи Социологическое исследование Макса Вебера о городе 1923 и Эмпирическая социология Макса Вебера и логика исторической науки 1927 были первыми тогда попытками ввести работы Вебера в оборот отечественной исторической науки.Однако обещанный автором в 1927 году в примечании к статье анализ исторической логики Макса Вебера не увидел света, а задуманный перевод Протестантской этики не был осуществлн, так как публиковать его в то время было практически невозможно.

Ещ раз Неусыхин вернулся к Веберу, написав рецензию на книгу А. Шельтинга о логике исторического познания у Вебера, но эта работа оказалась в архиве учного. 20-е годы принесли большие перемены в личной жизни. В 1922 году он женился на Маргарите Николаевне Кобленц, с которой он познакомился ещ в Риге. В ней он обрл истинного друга и помощницу, разделявшую все его интересы, с неизменной приветливостью принимавшую в двух крохотных комнатках коммунальной квартиры на Малой Бронной, где они прожили почти всю жизнь лишь за два года до кончины Александра Иосифовича они переселились в маленькую квартиру хрущвской пятиэтажки многочисленных студентов и аспирантов, вечерами приходивших на назначенные и незапланированные консультации и беседы чуть ли не ежедневно.

Теплоту и участие, человечность и гостеприимство верной спутницы учного ощутили на себе многие поколения студенчества и молодых учных.

По образованию биолог, как и единственная их дочь Елена, Маргарита Николаевна некоторое время работала в библиотеке Наркомпроса, но затем посвятила себя семье.Когда в середине 50-х годов Александр Иосифович в результате нервного заболевания руки не смог сам писать, его книги, статьи, рецензии, многочисленные отзывы на монографии и диссертации коллег писала под диктовку жена, а это было нелгким трудом.

Да и тем, что сам историк, с детства не отличавшийся крепким здоровьем, с развившейся с годами болезнью сердца, неустанным трудом не раз доводивший себя до изнеможения, дожил почти до 72 лет, он обязан преданной заботе своей жены. До самой своей кончины в 1982 году она много сил отдавала разбору его архива.Постоянный интерес к новым веяниям в западной историографии и особенно высокая оценка трудов Вебера, их значимости для историков создали в Неусыхину в официальных кругах репутацию еретика.

Это усугублялось тем, что Неусыхин не мог мыслить и писать по сложившимся догматическим шаблонам, приспосабливаться и отказываться от собственного мнения. Это и имел ввиду А.М. Деборин, называя его одиозным . Смелое выступление Неусыхина в 1928 году в дискуссии по поводу новой книги Петрушевского, подвергнутой разгрому ортодоксальными догматиками, считавшими себя подлинными марксистами, завершило опалу.Неусыхин посмел встать на защиту бесконечно уважаемого им учителя, пытался разъяснить присутствовавшим смысл книги и научную позицию Петрушевского, его стремление разобраться в новых течениях в западной исторической науке и выступить против устаревших теорий и штампов. Петрушевского так и не поняли, а его непокорный ученик, упорно отказывавшийся идти в ногу со временем , стремившийся защитить марксизм от вульгаризации, был назван печальным представителем школы Петрушевского . Это клеймо лежало на Неусыхине вплоть до конца 50-х годов ещ не раз в течение жизни принудить его к отречению от учителя, к необоснованной критике его взглядов, но никогда, даже при угрозах воспрепятствовать публикации его монографии уже в 1956 году, он не поступился принципами человека и учного и не совершил недостойного поступка.

В 1930-1934 годах Неусыхин, как и многие историки, остался не у дел и был вынужден работать не по специальности референтом Всесоюзной ассоциации сельскохозяйственной библиографии при Библиотеке им. В.И. Ленина.

Книга, глубоко им продуманная, занимавшая важное место в его творческих планах Проблемы исторического мышления , также не состоялось остался лишь проспект с набросками отдельных мыслей и пометкой на рукописи Книга, которая никогда не будет напечатана . C 1934 года и до конца дней Неусыхин старший научный сотрудник Института истории Академии наук СССР. До конца 30-х годов Неусыхин имел возможность напечатать лишь несколько статей для первого издания БСЭ. С 40-х годов он опубликовал серию статей, посвящнных варварским Правдам, а в 1946 году защитил докторскую диссертацию Собственность т свобода в варварских Правдах . Затем вышли монографии, определившие его облик как исследователя Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI-VIII вв. М 1956. Неусыхин А.И. Судьбы свободного крестьянства в Германии в VIII-XII вв. М 1964 В 1945-1946 годах, когда Неусыхин завершал работу над докторской диссертацией, ещ можно было надеяться на какую-то, пусть ограниченную возможность высказывать свои мысли.

После лета 1946 года исчезли последние следы относительной либерализации военных лет, что немедленно сказалось и на положении науки и учных.

После 1946 года Неусыхин уже не смог бы защитить свою работу, ибо в ней сопоставлялись и взаимно обуславливались собственность и свобода как основополагающие институты на начальных этапах развития варварского общества, лежащие в основе его социального членения, являвшиеся его структурирующими опорами, несущей конструкцией.

Впоследствии из этого разовьтся концепция варварского дофеодального общества как общества переходного периода, стоявшего вне формаций, признание которых в то время было обязательным.

Писать и даже говорить об этом при жизни Неусыхина было невозможно.Позднее эта работ была переработана и издана под названием Возникновение зависимого крестьянства , акценты были сдвинуты в сторону развития крестьянства, и острота в постановке и решении проблемы как бы замаскирована.

В 60-х годах на этой основе выросла концепция варварского общества как общества особого переходного периода, не вписывавшегося ни в одну из известных по учению марксизма социально-экономическую формацию ни в первобытнообщинную, ни в рабовладельческую, ни в феодальную. Догматическое мышление было глубоко чуждо Неусыхину, хотя интерес к учению К. Маркса, возникший ещ на гимназической скамье, он сохранил всю жизнь.Неусыхин ценил в Марксе его историзм и понимал, что именно эта сторона Марксова учения подвергалась наибольшим искажениям.

Концепция дофеодального периода вынужденная уступка принятым тогда схемам в терминологии как длительного переходного периода, занимавшая важное место в системе взглядов Неусыхина, оставалась непонятой, вызывала критику, когда он излагал е на научных заседаниях.Он резюмировал е в двух статьях Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родо-племенного строя к раннефеодальному на материале истории Западной Европы раннего средневековья.

Вопросы истории, 1967, N1. Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родо-племенного строя к раннефеодальному на материале истории Западной Европы раннего средневековья. Проблемы истории докапиталистических обществ, кн.1. М 1968 которые и завершили его научную деятельность.Верный своей идее отыскания корней и индивидуальных особенностей, учный стремился показать, как медленно и своеобразно и вместе с тем органично создавались предпосылки нового общественного строя, который ни на каких стадиях исторического развития не может возникнуть внезапно.

Концепция переходного периода имеет не только конкретно-историческое, но и социологическое значение.Заслугой Неусыхина была разработка представлений об обществе варваров, заселивших Европу и давших е новую жизнь, как об обществе чрезвычайно сложном, не функционирующем уже на очень ранней стадии без института собственности, хотя и обладавшем специфической природой, на которой и зиждилась градуированная, отнюдь не для всех слов одинаковая свобода, что противостояло представлениям о примитивности варварского общества.

В истории Неусыхина интересовали критические моменты изменения происходивших процессов и даже не столько сами эти рубежи, сколько подспудная подготовка к ним в течение длительного времени, вынашивание новых изменений . Он подводил к представлению о множественности стадий развития, о переходных периодах и промежуточных типах.Его занимало не столько отношение к последующему развитию событий, сколько к предшествующему, начатки тех или иных явлений в истории, генезис как самоценность.

Рассматривая ранние общества как живой организм, он своим анализом разрушает миф об элементарности структур общественного организма в пору его генезиса.Книги и статьи Неусыхина не легки для чтения, они требуют сотворчества, мысль его сложна. Время может поправить какие-либо конкретные наблюдения учного, но его метод отыскания истины, способы вживания в исторический материал, убежднная вера в самоценность исторического бытия на каждом этапе развития ещ долго будет сохранять свою плодотворность.

Особую и значительную роль в жизни Неусыхина играло преподавание, постоянное общение со студентами и научной молоджью.Он преподавал на историческом и филологическом факультетах Московского института истории, философии и литературы МИФЛИ, историческом факультете Московского государственного университета и ряде других вузов Москвы, а во время ВОВ, в 1941-1943 годах Томска и Свердловска, где был в эвакуации.

В 1938 году Неусыхин был утверждн в звании профессора. Этот человек, невысокого роста, очень скромный, не обладавший импозантной наружностью, тем не менее притягивал к себе людей.Привлекал взгляд его серых глаз, полный понимания, сочувствия, непритворного интереса к душевному миру собеседника, независимо от того, кем он был начинающим студентом или академиком, захватывало обаяние его личности, нестандартность незаурядного интеллекта, доброта при том, что он был строгим и требовательным руководителем, душевность и подлинный демократизм в общении.

Ученики обычно всегда провожали его после занятий или заседаний кафедры в МГУ или сектора в Институте истории, останавливались на перекрстках и в воротах дома на Малой Бронной, и это было время интереснейших бесед, которые надолго врезались в память, как и незабываемые вечера у него в доме, когда после консультаций по специальности начиналось посвящение в современную философию, чтение стихов Александр Иосифович был замечательным чтецом, не уступавшим эстрадным.

Особенно он любил Блока, Пастернака, Мандельштама, мало кому известных тогда у нас Рильке, Георги, Валери и др. Он не раз сожалел о том, что существенным недостатком образования довоенного и послевоенного поколения студентов-историков является недостаточная осведомлнность в философии и литературе.Он говорил, что историк, чем бы он не занимался, должен читать философскую литературу и разбираться в ней. Лекционные курсы Неусыхина, читавшиеся историкам и филологам МИФЛИ и МГУ и других вузов, отличались отточенностью формы, блестящей архитектоникой, увлекательностью изложения без каких-либо внешних эффектов.

В общих курсах истории средних веков он с редким умением отыскивал общее в особенном и особенное в общем течении исторического процесса.Излагая историю отдельных стран, он обращал особое внимание на корни их исторического развития, связь явлений и событий, генезис и значимость наиболее характерных институтов, возникающих в недрах общества, прежде чем они становились на службу развивающейся государственной власти и затем оказывали обратное воздействие на жизнь народа.

Его подчркнутый интерес к коням исторических явлений, исторических напластований, индивидуумов, стремление преподносить студентам отдельные исторические эпохи и феномены в общем контексте мировой культуры, понимавшейся им очень широко от уровня орудий земледелия, до изощрнных произведений человеческой мысли делали его лекции захватывающе интересными, хотя и трудными для восприятия.

Он как бы заставлял студентов работать вместе с собой, входить изнутри в историческую ткань, чтобы лучше понимать смысл совершившегося. В своих специальных курсах Неусыхин не ограничивался стройным изложением поставленных проблем, а вводил слушателей в лабораторию исследования, подробно знакомил с источниками, методикой их обработки, степенью изученности в специальной литературе.Он не однократно читал спецкурсы по истории Германии, каждый раз обновляя ход своих размышлений, привлекая новую литературу. Целиком на анализе источников был построен спецкурс История права и средневековых учреждений , собиравший большую аудиторию лекции посещали не только студенты, но и аспиранты, и молодые преподаватели, и научные работники.

Подлинной школой работы над историческими документами были практикумы и спецсеминары Неусыхина он учил в них не только ремеслу историка, но и ответственности, самоконтролю, интеллектуальной честности, высоко ценил самостоятельность, хотя всегда готов был прийти на помощь, ободрить в минуты уныния, когда студент начинал тонуть в обширной литературе он рекомендовал иностранную литературу уже на втором курсе, а тем, кто ссылался на плохое знание языка, советовал изучить язык именно в процессе чтения и в труднейших текстах памятников, самый подбор которых исключал возможность пересказа или иллюстративного метода работы.

Зато как окрыляла студента его похвала за доклад или удачный ответ на экзамене. Он очень пострадал в 1949 году, когда в ходе разгромной компании был объявлен космополитом.

Он остался на работе и в Институте истории, и в МГУ, но от чтения общего курса Неусыхина отстранили.Его специальные курсы были сведены на нет, число студентов, специализирующихся у него, сократилось ряд учеников, рекомендованных им в аспирантуру, заставили работать у других руководителей фактически же они продолжали консультироваться у него. В 1959 году он расстался с университетом, так как было запрещено совмещать преподавание с работой в академических институтах, что нанесло большой вред высшему образованию.

Но поразительно то, что факультет не нашл возможности произнести хотя бы слово благодарности профессору, отдавшему многие годы самоотверженного труда студентам.Неусыхин узнал о своей отставке из уст служащей бухгалтерии. Он был потрясн, хотя работа всю жизнь не ради благодарности или внешних успехов, а по велению внутреннего долга.

Крайне велико эпистолярное наследие учного. Число корреспондентов превышает 100 человек. Литеретатура 1. Новая и новейшая история. 1992. N3. 2. Средние Века. Выпуск 42. 1978. CREATE DATE 10.05.01 1618 PRINT DATE 00.00.00 000 SAVE DATE 12.05.01 1019 NUM CHARS 15140 FILE NAME Александр Иосифович Неусыхин USER NAME Presnyakov Sergey A. USER ADDRESS Ижевск, Лихвинцева 48-6 spudm.ru.