рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мыслители Русского зарубежья о русской революции

Работа сделанна в 1994 году

Мыслители Русского зарубежья о русской революции - раздел История, - 1994 год - Мыслители Русского Зарубежья О Русской Революции. Литература 1 Франк...

Мыслители русского зарубежья о русской революции. Литература 1 Франк С. Из размышлений о русской революции. Русская идея М. Исскуство,1994г Т.2.С.8-2 Милюков П. Почему русская революция была неизбежна Русская идея.Т.2.С.119-3 Ильин И. Русская революция была катастрофой.Русская идея.Т.2.С.286-I Проблема бунта черни или революции как чаще называют события, произошедшие в России и начале двадцатого века интересует, интересовала и будет интересовать каждого русского человека, который питает хоть каплю интереса к собственной Родине.

И в особенности это относится к представителям гуманитарных наук - философам, историкам, политикам. Каждый из них по своему относится как к самой революции, так и к результатам, ставшим следствием оной. Большинство из них пытаются представить ее как хаотическое проявление русской ментальности, не подкрепленное никакими историческими предпосылками.Только лишь причины этой победоносной и до конца осуществленной всероссийской пугачевщины начала ХХ века. интересуют исследователей.

Подразумевая систему во всех революциях будь то Россия или Франция, они в русской выделяют специфические черты, которые сделали возможным победу черни в России.Что такое есть русская революция Как осмыслить и понять эту ужасную катастрофу, которая нам современникам и жертвам ее, легко кажется чем то небывалым, доселе невиданным по своей опустошительности которую и бесстрастный объективный историк должен будет признать одной из величайших исторических катастроф, пережитых человечеством- писал в 1923 году С.Франк, а Ильин, соглашаясь в том, что русская революция есть величайшая катастрофа не только в истории России,но и в истории всего человечества, отвечает ему в 1954, что она была следствием безумия всех жителей великого государства, будь то крестьянство, которое к 1924 годупо мнению Ильина должно было стать полностью равноправным с остальными слоями населения вследствие того, что Земля отдавалась ему в частную собственность реформа П.А.Столыпина, 1906 или пролетариата, который получил бы право на профсоюзы, если бы не произошла революция, безумие было и со стороны промышленно-торгового класса, истребленного после победы большевиков но наибольшим безумием революция была для русский интеллигенции, уверовавшей в пригодность и даже спасительность западноевропейских государственных форм для России и не сумевшей выдвинуть и провести необходимую новую русскую форму участия русского народа в осуществлении государственной власти II В чем же причина такого небывалого безумия, приведшего ко многомиллионным потерям в численности русских, да и всех народов, населяющих Россию Можно ли назвать безумием ту основную русскую особенность, проходящую красной нитью через все стороны исторического процесса - политическую, социальную, интеллектуальную и национальную известная слабость сцепления и сцементирования составляющих социальный агрегат как пишет Милюков Он в своей работе пытается в историческом материале найти объяснение анархической природе русского крестьянства, которая по мнению большинства историков является причиной всех проявлений бунтарства в России.

Политическое несоответствие ,по его мнению, находится в парадоксе развития экономики государства, постоянно неуспевающей за общим уровнем государственного развития, что постоянно создавало объективную необходимость прибегать к силе. Недостаток сцепления среди социальных элементов объясняется отсутствием группировок населения, достаточно плотных, чтобы ограничить правительственную власть.

Не существовало в России и интеллектуального сцепления между верхом и низом русского общества. Хотя Милюков и не отрицает единства национального способа мыслить и чувствовать - единства, проходящего через все социальные слои но и здесь история надолго развела верхи и низы в разные стороны и помешала их непрерывному взаимодействию Четвертым проявлением недостатка сцепления явились центробежные стремления национальностей, населявших российскую империю.

III Но откуда же взялась революция Какие силы ее породили Франк утверждает, что Идеологически она идет по меньшей мере от декабристов и уже совсем явственно от Белинского и Бакунина.

Два течения сплелись между собой и в своем единстве образовали могучую революционную силу, которая обрушилась на старую русскую государственность и культуру и уничтожила их. Вольномыслие небольшой горстки безумцев лавиной обрушилось на неокрепшие умы представителей российской интеллигенции.

Желание помочь Родине, народу и себе одержало убедительную победу над благоразумием. Причем пример народовольцев прекрасно показывает, что для достижения собственных целей революционеры готовы применить любые средства.

При этом народ как и в случае с декабристами отстранялся от революционной деятельности.

Впоследствии этот барский комплекс привел к постепенному отстранению некрестьянских и непролетарских партий и отдельных политиков от руля власти в середине 1917 года с последующим их уничтожением.

Но это было уже в двадцатом веке, а революция сама по себе вызрела в конце девятнадцатого. Без всякого сомнения в то время подлинным фундаментом русской государственности был не общественно - сословный строй и не господствовавшая бытовая культура, а была ее политическая форма - монархия.Идеал царя - батюшки в то же время медленно, но неудержимо угасал в народной душе и на смену ему пришла смутная, но острая тоска по народовластию, самоопределению, по общественной автономии.

Этот конфликт вполне уже выявился после неудачной японской войны и привел к революции 1905 года. Безмерное испытание мировой войны окончательно поколебало неустойчивое равновесие страны.Все это привело к удару по самому слабому месту в российской социальной структуре - к противостоянию русского мужика и барина Русская революция по своему основному, подземному социальному существу есть восстание крестьянства И это крестьянство было продуктом , который и не ожидали получить просвещенные русские мужи, искренне заботившиеся о воспитании своих подданых. Идеи просвещения, павшие на благодатную русскую почву привели к довольно - таки странным последствиям гуманизм, провозглашенный основной доктриной был исковеркан до неузнаваемости, превратившись, конечно же невольно, в самое страшное мужитское преступление.

Простой русский человек оказался заложником не менее простого русского барина, который пользуясь собственным непониманием человеческой природы довел крестьянина до безумия революции. И нет ни единой возможности оправдаться члена любой политической группировки, представлявшей российский народ в 1917 году. Кадеты и октябристы, черносотенцы и трудовики а не только социал-демократы повинны в миллионных жертвах прогрессивного сумасшествия.

Необходимо конечно же помнить, что усмотрение главного виновника революции в интеллигенции и ее идеях методологически стоит на одном уровне с утверждением, что революцию создали инородцы, евреи, или с утверждением, что Россию загубили слабость и безволие временного правительства, легкомысленность и безответственность Керенского и т.д. Все такого рода утверждения одновременно и верны, и не верны.

Конечно нельзя забывать, что в основе революционного настроения и интеллигенции лежало то же основное чувство социальной, бытовой и культурной обиды, та же ненависть к образованному, господствующему барскому сословию , та же глухая злоба к носителям власти, словом, то же самое ressentiment, которое жило и в народных массах в более скрытой и до поры бездейственной форме.

По своему социальному, бытовому и образовательному уровню она стояла гораздо ближе к низшим слоям, чем к господствующему классу. И потому она первая подняла знамя бунта и явилась авангардом того нашествия внутренних варваров, которое переживала и переживает Россия.IV Рассматривая позиции авторов русского зарубежья стоит обратить внимание на термин прогрессивные. Франк употребляет это слово для разграничения двух схожих явлений вот что он пишет под революцией разумеют потрясение , вызванное прогрессивными силами и ведущие к прогрессу, к улучшению общественной жизни, под смутой же - потрясение , в котором не участвуют силы, осуществляющие общественный прогресс.

Но в тоже время двумя страницами раньше тот же автор говорит нечто совершенно противоположное Революция никогда не и нигде не есть целесообразный, осмысленный способ их потребностей общества удовлетворения. Она всегда есть только смута, то есть только болезнь, разражающаяся в результате несостоятельности старого порядка и обнаруживающая его несостоятельность, но сама по себе не приводящая к удовлетворению органических потребностей , чему - то лучшему революция есть всегда чистое разрушение, а не творчество.

Правда, на развалинах разрушенного, по окончании разрушения или даже одновременно с ним, начинают действовать и восстанавливающие творческие силы организма, но это суть силы не самой революции, а скрытые, сохраненные от разрушения живые силы Попытаемся же разобраться в позиции сего уважаемого человека.

Совершенно очевидно, что чистое разрушение не есть прогресс, а представляет ему полную противоположность. Но те самые живые силы, которые по мнению Франка действуют восстанавливающее на развалинах революции, и представляют единственно прогрессивное в хаосе разрушения.Они заставляют общество по-новому взглянуть на окружающую обстановку, принять меры к защите вновьприобретенных идеалов, позаботиться, наконец, о передаче всех ценностей следующему поколению. совершенно очевидно, что историческое развитие вообще никогда не может удовлетворить всех и, будучи для одних прогрессом, для других есть регресс.

V Таковы основные моменты, глубоко уходящие корнями в историю столетий, которые не могли не выйти наружу при первой серьезной встряске и не произвести соответственного влияние на определение физиономии русской революции.Специальные особенности, отличающие эту революцию, ее национальное лицо, сводятся, таким образом, 1 к самобытному анархизму масс, удерживающихся режимом насилия в состоянии пассивного подчинения, 2 к упадку влияния правящего класса, осужденного на гибель и цеплявшегося для своего спасения за такую же клонившуюся к падению силу - самодержавие, 3 к теоретическому максимализму революционной интеллигенции, склонной к утопическим решениям и лишенной политического опыта, и 4 к сепаратистским стремлениям интеллигентских вождей национальных меньшинств. Соединенным результатом действия этих факторов явился русский большевизм - специфический русский продукт, выросший на национальной почве и невозможный в этом виде нигде, кроме России.

Эти самые основные моменты, которые человеколюб Милюков едва ли осмелился бы назвать безумием на самом деле таковыми и являются, а когда народ впадает в безумие, тогда совершается нечто с рациональной точки зрения абсолютно бессмысленное наступает хаос саморазрушений - наступает смута как точно отмечал С.Франк. Но с другой стороны, всякая смута есть революция.

Это значит безумие саморазрушения имеет всегда свою органическую, внутреннюю причину, обусловленна всегда перенапряжением и болезненным раздражением подземных творческих сил, не находящих себе выхода в нормальном, здоровом развитии.

Не будучи ни в малейшей мере удовлетворительной и осмысленной формой развития и никакого положительного развития не осуществляя, смута есть все же всегда показатель и симптом накопления исторических сил развития, благодаря некоторым неблагоприятным условиям превратившихся в разрушительные, взрывчатые силы пишет он, и продолжает Смута есть бесспорно болезнь, явление патологическое.

Но в жизни народов не бывает чисто заразных наносных болезней всякая историческая болезнь идет изнутри, определена органическими процессами и силами. Разумеется, существует и защита от любой болезни , даже исторической.Каждому проявлению хаоса противостоит некий амортизационный фонд , накапливающий здоровые клетки , готовые вступить в борьбу с болезнью.

Эти живые силы не порождены революцией и даже не освобождены ею как вcе живое, они имеют органические корни в прошлом, действовали уже при старом порядке , и как-бы затруднено ни было тогда их действие, оно, во всяком случае, не менее ослаблено разрушением и пустотой, причиненными революцией.VI Таким образом, подводя итог работе мы можем говорить о неоднозначной позиции по отношению к русской революции в эмигрантской среде.

С одной стороны нетрудно заметить полное отрицание авторами революционных идей и вряд ли можно было бы представить иной вариант, но с другой стороны прослеживается особый интерес к данной проблеме на строго научном уровне. Предпринимается попытка разобраться в проблеме отбросив чувства и эмоции. Но это удалось лишь Франку и Милюкову, хотя работа Ильина и написана несколько позже.У Ильина сильнее прослеживается религиозный момент и потому работа написана и более экспрессивной манере.

– Конец работы –

Используемые теги: Мыслители, русского, зарубежья, Русской, революции0.086

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мыслители Русского зарубежья о русской революции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
На сайте allrefs.net читайте: "РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Конспект статьи Н. Бердяева "Духи русской революции"
Долгий исторический путь ведет к революциям, и в них открываются национальные особенности даже тогда, когда они нанесли тяжелый удар национальной… Духи русской революции русские духи. Призрачность ее русская призрачность.… Каждый народ в любой момент своего существования живет в разные времена и разные века. Но нет народа, в котором…

Литература русского зарубежья. И.Шмелев
Одни в творчестве изливали свою тоску, ностальгию, другие ставили своей целью сохранение русской культуры (дореволюционной, по сути, погибшей) для… Проза этого периода была разнообразна, в ней проявились разные стороны… Это очень гуманная, можно сказать, толерантная проза.Она объективно рассматривает великое горе и через жизнь человека,…

Истоки и смысл русской революции
Революция - конец старой жизни, а не начало новой, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. Революция всегда говорит о том,… Освобождение осужденных в 90_х гг особо опасных преступников, которые ничего… В данной работе мы рассмотрим из-за чего же все «волнения» начинаются. 1. Русская революция Понятно, что название…

Литература русского зарубежья первой половины XX века (По произведениям В. В. Набокова)
Он - видный русский и американский прозаик, поэт, переводчик и ученый-литературовед и энтомолог, более известный произведениями других жанров один… И лишь спустя много лет нам повезло случайно наткнуться на этот удивительный… Нам уже мало просто увидеть, нам хочется понять. Но тут-то мы и натыкаемся на прозрачную стену, которой окружил себя …

Русское зарубежье. Искусство зарубежной России
На сайте allrefs.net читайте: "Русское зарубежье. Искусство зарубежной России"

Литература русского зарубежья первой половины XX века (По произведениям В. В. Набокова)
Он - видный русский и американский прозаик, поэт, переводчик и ученый-литературовед и энтомолог, более известный произведениями других жанров один… И лишь спустя много лет нам повезло случайно наткнуться на этот удивительный… Нам уже мало просто увидеть, нам хочется понять. Но тут-то мы и натыкаемся на прозрачную стену, которой окружил себя …

Менталитет русского народа через призму русской литературы 19-го века
Поэтому можно сделать вывод, что на сегодняшний день это довольно актуальная тема. Однако этому вопросу посвящено мало научной литературы, лишь… Объектом нашего исследования является менталитет русского народа, его… Задача данного исследования проследить, каким образом в русской литературе и истории отображены особенности русского…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Роль Великой Октябрьской революции для России и мира. Была ли альтернатива февральской революции И его предположение не безосновательно Россия занимала 2-еместо по темпам развития промышленности после США и 1-е место по… Но думаю, в США непредвидели, насколько далеко идущими будут последствия этой… Апоследствия были таковы Наименеекрепкие государства, измотанные войной, как правило - монархические, невыдерживали…
  • Культура русского зарубежья Ключом к правильному пониманию культуры русского зарубежья, ее места в Российской культуре этого столетия является, активное приобщение к… Следует заметить, что культурное наследие российских эмигрантов в нашей стране… Однако, существует много общих моментов, которые объединяют культуру русского зарубежья с отечественной…
  • Английская революция – первая революция нового времени Тенденции попятного движения восторжествовали в странах средиземноморского региона Италия, Испания, Португалия.Началось второе издание… Английская революция середины XVII в. занимает среди них особое место. Как… Система английского общего права, предмет особой гордости англичан, стала восприниматься как гарант нерушимости…
  • Стилистика русского языкаСтилистика русского языка На сайте allrefs.net читайте: "Стилистика русского языка"
  • Метафизика русской революции Если нынешние писатели и режиссеры иногда к ней и обращаются, у них получается нечто шаблонное и вторичное - это уже игра в испорченный телефон.… Сейчас можно взвесить её на весах логики и фактов, так как никто не будет… Это требование хорошо известно: освободить угнетенные народные массы.Ради его выполнения и загорелся сыр-бор, никакой…