Святая и две Венеры

Святая и две ВенерыЛев Лившиц Если Богсуществует, то атеизм должен казатьсяему меньшим оскорблением, чем религия .Дж.ГолсуорсиСпустя 477 лет послереформации католической церкви в сентябре 1524 года в Таллинне впервыевосстановлен и освящен монастырь ордена св. Биргитты.Рядом со средневековымиразвалинами построен новый монастырский комплекс, и появились его первыенасельницы в серых одеяниях с черными чепцами, белыми платками с пятью краснымипятнышками символом ран Христа.Каждый раз, проезжая в Пирита мимо монастыря, вспоминаю две беломраморныескульптуры в Петербургском Эрмитаже и рассказ одного из его сотрудников обистории их появления на берегу Невы.В 1718 году Петр I командировал своего офицера для особых поручений ЮрияКологривова в Рим присмотреть за посланными для обучения наукам и искусствумолодыми людьми и, кроме этого, употребить всяческое старание для закупкинаипече пригожих в Италии произведений искусства статуй мраморных и картинживописных знатнейших . Говорят, что Кологривову удалось связаться с нужнымчеловеком, ревностным католиком, который выкопал в своей усадьбе мраморное мерзкое изваяние нагой языческой блудницы, сущей белой дьяволицы соблазна .Владелец был готов продать статую.

Однако незадолго до этого Папа РимскийКлимент ХI запретил вывоз античных древностей из Италии.

Казалось, что делозашло в тупик. Пришлось прибегнуть к хитрости и обману.По Риму был пущен слух,будто около города Ревеля в заброшенном монастыре находятся в полном небрежениии забвении мощи святой Биргитты, умершей в 1373 году. Климент ХI озаботилсявозможностью вернуть реликвию под защиту Ватикана.

Только в обмен на блудницу нагую, мраморную! таков будто бы был ответКологривова, переданный через кого-то из приближенных Папы.Клименту ХI пришлось преступить свой запрет.Мощи якобы были отправлены в Рим,а богохульная девка нагая через Италию, Австрию и Польшу доставлена в Петербург.Так гласят многочисленные версии приобретения статуи Венеры Таврической,которая действительно в свое время была доставлена в Петербург.

Только когда?В зале античной скульптуры Эрмитажа на цоколе скульптуры Венеры Таврическойприкреплена бронзовая пластинка с гравировкой Императору Петру I в угодностьподарил Папа Климент ХI .Подарил, а не продал! И все-таки в архивах Эрмитажа есть документ о покупкеКологривовым мраморной статуи в феврале 1719 года, но какой? Из этого документаследует, что первым захотел получить мощи св.Биргитты вице-канцлер Ватиканскойкурии кардинал Оттобони. От другого агента Петра I в Риме Микетти не тоголи, что построил дворец в Кадриорге? он узнал , где именно хранятся мощи святой.

К письму кардинала русскому царю приложена сопроводительная запискаКологривова, в которой он пояснил, кто такая Биргитта и что она жила в Риме иумерла в Швеции, а тело ее хранится якобы в Упсале. Кологривов ошибся, Биргиттазахоронена в шведском городе Вадстане, но это не имело значения.Важнее, что онсоветовал Петру I включить в переговоры о заключении мира со Швецией пункт опередаче России мощей святой Биргитты.

Значит, в 1719 году в Пиритаскоммонастыре, его развалинах и вообще в Ревеле этой реликвии не было.Судя по датам сохранившихся писем Кологривова Петру I, речь о мощах шла в связис вывозом в Россию совсем другой статуи Венеры, не Таврической, а Венеры,выходящей из бани , приобретенной в начале 1719 года. А вот документов сподтверждением или просто упоминанием о доставке святых мощей в Ватикан так ине обнаружено.В письме же папы Климента ХI Петру Первому из Ватикана в июле1719 года говорится Хотя нельзя вывозить из Рима никакой древней вещи, однакоПапа уступает Русскому Государю в угодность ему за благосклонность ккатолическим миссионерам отправлявшимся через Россию в Тибет и Китай . Неза эту ли услугу Петра I, а не за мощи , без обмена на них были благополучновыпущены из Рима статуи Венеры? Вряд ли многоопытные папские кардиналы моглиподдаться на такой простой обман.

Статуя Венеры, выходящей из бани в 1720 году, за год до мира со Швецией, былаустановлена в Санкт-Петербурге, в Летнем саду в специальной галерее на местенынешних ворот знаменитой чугунной ограды со стороны набережной Невы . Позже еепоместили в не сохранившемся до наших дней искусственном гроте, некоторое времяона украшала Царскосельский парк, была в Таврическом дворце, а с 1850 года ипоныне в зале античной скульптуры Эрмитажа.

Там же находится и ВенераТаврическая.Такова подлинная история появления двух прекрасных скульптур на берегах Невы,или, все-таки еще не все их тайны раскрыты, но так или иначе две Венерыпо-прежнему радуют своим совершенством посетителей музея, не подозревающих обовсех их действительных и легендарных приключениях.