Хозяйство и быт Степной Скифии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ Гуманитарная гимназия 2 Историко географическое направление Хозяйство и быт Степной Скифии Научно исследовательская работа ученика 11-А класса гуманитарной гимназии 2 Сиротина Дмитрия Николаев , 2001 г. ПЛАН I . ВСТУПЛЕНИЕ . II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ . 1 . Хозяйственная деятельность скифов а скотоводство б земледелие в домашнее производство 2 . Быт а жилище б одежда в утварь г пища III . ЗАКЛЮЧЕНИЕ . ВСТУПЛЕНИЕ Одним из основных этапов развития украинского общества является вопрос развития скифов кочевников , появившихся в начале VII в. до н.э. в степях Причерноморья .появившись , скифы сразу обратили на себя внимание более цивилизованных современников в странах Средиземноморья . Так , в одной из книг Ветхого Завета читаем Вот , идт народ из страны северной , и народ великий поднимается от крав земли держат в руках лук и копь они жестоки и немилосердны , голос их шумит , как море , и несутся на конях , выстроены , как один человек Мы услышали весть о них , и руки , у нас опустились , скорбь объяла нас Не выходите в поле и не ходите по дороге , ибо меч неприятель , ужас со всех сторон .Пройдя огнм и мечем по странам Ближнего Востока , скифы наконец осели в Северном Причерноморье , основав первое на территории Украины крупное политическое объединение . Когда персидский царь Дарий I пошл походом на Скифию , чтобы наказать скифов за их нападение на персидские земли ,то он был поражн тем ,что скифы не покорились ему и не вступили с персами в открытый бой ,а убегали от них ,опустошая свои собственные земли .Тогда могучий Дарий послал гонца к скифскому королю Иданфирса ,через которого передал предложение сдаться или вступить в открытый бой ,на что получил ответ ,что скифы не имеют ни городов ,ни обрабатываемые земли, которые должны были защищать бы . Единственное ,что заставило бы скифов воевать с персами это отцовские могилы .Если же персы желают воевать ,тогда пусть разыскивают те могилы и пробуют разрушить их. Тогда и увидят ,будут ли скифы воевать за эти могилы или нет . Вот как почитали скифы своих предков .Это далеко не единственная черта , характеризующая скифов .Я заинтересовался именно скифами ,так как их политическое объединение Великая Скифия находилась и на территории Николаевщины .Однако нетронутых курганов скифов практически не осталось . Один из курганов скифов был раскопан на территории Корабельного района города Николаева в 80-е годы .Скифы являются одним из кочевых племн , которые поселились на территории Северного Причерноморья в период с VI-III века до нашей эры .Одной из причин поселения скифов на территории Северного Причерноморья является благоприятная погода этого региона . Природа степи способствовала развитию многих отраслей хозяйства у скифов , например земледелие ,скотоводство . Вся политическая власть Скифии принадлежала кочевникам царским скифам . Нас больше всех , и мы лучше всех , -утверждали они .Все прочие скифские и нескифские племена Украины платили день царским скифам .В споре о том , кто лучше всех , царские скифы прибегали к неотразимому аргументу своей огромной , хорошо вооружнной и прекрасно дисциплинированной коннице . Чтобы считаться настоящим воином , скиф должен был испить крови первого убитого им врага . с противников снимали скальпы , из их черепов делали чаши , украшая золотом и серебром . Но превыше золота и серебра ценились дружба и товарищество между воинами . Скифское общество было обществом мужчин . Родословная велась по отцовской линии . Имущество делилось между сыновьями . Многожнство было нормой . Юных жн часто убивали после смерти их мужа , чтобы положить в его в могилу . До сих пор в украинских степях высятся скифские могилы курганы . Тут и роскошное захоронения племенной знати , и убогие могилы простых людей . Так что если судить по этим курганам , среди царских скифов существовало заметное социально экономическое расслоение . Кроме военного грабежа , у скифов был ещ один немаловажный источник обогащения торговля с греческими колониями на Черномор-ском побережье . Именно скифы первыми стали предлагать на рынок те товары украинской земли что на долгие века останутся для не традиционными зерно , воск , мд , меха , рабов . Взамен они получали вина , ювелирные изделия и другие предметы роскоши , к которым быстро пристрастились . Видимо , из этого же самого стремления к роскоши , к украшению жизни возникло и высокооригинальное прикладное искусство скифов . Декоративный скифский стиль легко узнатся поего излюбленому мотиву животным . С неподражаемой грацией ведут свой вечный хоровод летящие олени , кони , львы изящных скифских амфор . Украина эпохи скифов важная , хотя и отдаленная часть классической Средиземноморской цивилизации . При посредничестве греческих колонистов Причерноморья скифы не только вступили в контакт с Древней Элладой , но сумели по достоинству оценить е . В то же время связи со Средиземноморским миром втягивали скифов и в его конфликты . Выбору научно исследовательской работы на тему Хозяйство и быт Степной Скифии -способствовало ряд положений . Во первых , каждый уважающий себя человек обязан знать историю своих предков тех , кто положил начало формированию его народной этничности , и хочу донести информацию о жизни скифов до учащихся моей школы . Во вторых , поселения скифов были обнаружены на территории Николаевщины той части Украины , где я родился так что история скифов тесно связана и с историей развития Николаевщины да и всего юга украинских земель . В третьих , развитие скифов довольно интересно в хозяйственной деятельностиземледелие , скотоводство , домашнее производство и в бытужилище , одежда , утварь, пища. Основная часть Хозяйство Скифы -наиболее яркие представители ранних евразийских номадов.

Поэтому все стороны их жизни ,в том числе хозяйство, носят отчетливый отпечаток кочевого способа жизни .Здесь мы не касаемся вопросов экономики, по отношению к которой хозяйство является подчиненным попятием .За пределами работы также осталась проблема взаимодействия Степной Скифии с античными центрами Северного Причерноморья ,в экономическую систему которых входила экономика номадов . Из всех сторон хозяйства отображены наиболее важные его составляющие скотоводство , земледелие и домашнее воспроизводство.

Скотоводство Главным занятием скифского населения Степной Скифии долгое время было КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО . Скифы , писал Геродот не основывают ни городов , ни укреплений , но все они , будучими стрелками , возят свои дома с собой , получая пропитание не от плуга, а от разведения домашнего скота . Кочевое скотоводство Степных Скифов основывалось на разведении и круглогодичном содержании под открытым небом стадных копытных лошадей , овец , крупного рогатого скота .В течении достаточно долгого времени , т.е. весь период скифской архаики , этот вид хозяйства был господствующим на всем Северном Причерноморье . Но с середины V в. до н.э. в долине Днепра и на ближайших к ней участках степи начинает возникать новая форма скотоводства -полукочевая , предполагающая зимнее содержание скота в загонах с подкормкой его твердыми кормами . Длительное время - вплоть до гибели Великой Скифии - эти два вида скотоводства сосуществовали , составляя экономическую основу политического объединения именуемого Великая Скифия.

Но вернемся к кочевому скотоводству , определяющему хозяйственно-культурный облик степи в период скифской архаики и сохраняющему свое значение и в среднескифский период . Наиболее благоприятные природные условия для ведение чисто кочевого скотоводства существовали в самой южной и средней природных подзонах степи территории нынешней Одесской , Николаевской , Херсонской и Донецкой областей . В составе стада , определяемого по остатку костей в погребениях и в насыпях курганов , преобладали животные , способные к длительным перекочевкам - лошади и овцы , в меньшей мере присутствует крупный рогатый скот . Об экстерьере животных можно судить по изображениям на предметах скифской торевтики - в первую очередь на Пекторали из кургана Толстая Могила , что на Днепропетровщине рис.1,1-24-6 на чаше из Братолюбовского кургана на Херсонщине рис.13 . Сведений об организации скотоводческого хозяйства мало . Учитывая особое значение качества пастбищ , расположение водопоев и особенности выпаса лошадей и овец , можно предположить , что основная направленность сезонных перекочевок кочевников - от водораздельных пастбищ весной и летом - в долине рек , на подовые и пойменные пастбища осенью и зимой . Возможным местом зимовки кочевников была пропойменная зона Днепра . Не случайно Геродот писал , что Борисфен Днепр предоставляет прекраснейшие и изобильные пастбища для скота.

Именно в этих районах по археологическим материалам прослеживается возникновение первых зимовок скифов , затем превращающиеся в стационарные поселения.

На рубеже V-VI вв. до н.э. в экономике Степной Скифии происходят значительные изменения . Некогда плодородные пастбища Северного Причерноморья под воздействием непомерного выпаса животных и ряда других негативных влияний человеческой деятель- ности ухудшаются . Вытаптывание пастбищ происходит в первую очередь на водоразделах . Это закономерный процесс развития любого кочевого общества . Также закономерности и поиски человеком лучших условий существования и попытки изменить хозяйство , приспособившись к новым условиям . Так на рубеже V и IV вв. до н.э. возникает полукочевое скотоводство . В стаде полуосдлых скифов начинает преобладать крупный рогатый скот , меньше становится лошадей и овец . По внешним признакам они мало чем отличались от скота кочевых скифов рис. 22-6 . В костных материалах поселений полуосдлых скифов фиксируются кости домашней свиньи . Кормовую базу полукочевого скотоводства составляли пойменные пастбища , использование которых не требовало длительных перекочевок . На левом берегу Днепра выделяются три массива плавневых пастбищ -Великий Лук , Малая и Большая Плавни , на правом берегу - Базавлукские плавни . Ближе к ним в начале IV в. до н.э. и переселяется большинство степных скифов . Здесь почти одновременно возникает более 100 поселений , селищ и городищ степных скифов . Обычно они группировались вокруг городищ - укреплнного поселения , защищнного земляным валом высотой более 2 м. Наиболее изучнным является Каменское городище , расположенное на левом берегу Днепра в г. Каменка-Днепровская Запорожской обл . За валами внутри территории городища располагалось несколько разновременных послков . Переходящие к полукочевому образу жизни скифы этим валом как бы отделялись от других , закрепляя за собой пастбища обширной поймы . За пределами городища , на расстоянии 1-3 км по берегам небольших балок и над поймой формируется округа городища , состоявшая из небольших незащищенных поселений , селищ , зимовок . В систему Каменского городища входит также Лысогорское городище . В этой системе оно играло особую роль , которая выражалась в поставке всему региону твердых кормов , о чем свидетельствуют большие зерновые ямы этого памятника . С памятниками оседлости Каменского региона связаны обширные курганы могильники - Момай-гора , Солоха с группой курганов , Ильинские , Знаменские и др. могильники . Особую группу составляют скифские памятники о. Хортица , которые группируются вокруг Савутинского городища , защищавшего единственный на Днепре брод . Оно укреплено не только земляным валом , но и сырцово-деревянными конструкциями на нм . Городище окружали поселения и селища , а также безкурганные могильники . Подобную структуру имел правобережный регион оседлости с центральным Капуловским городищем , послками и селищами вокруг него и курганами могильниками типа Кутянского , Никопольского , Капуловского, группы Чертомлыка и др . Таким образом в Степной Скифии выделяются особые структуры -эколого-экономические , состоящие из городища-центра , расположенного на пересечении торговых путей , расселенческой зоны , в которой сосредоточены неукреплнного поселения и селища , и зоны фильтрации ресурсов с единичными и многочисленными погребальными памятниками . В Степной Скифии таких районов пять Каменский , Капуловский , Хортицкий , Приднестровский .Степное Побужье-Поингулье входило в Ольвийский эколого-экономический район . Оценивание в целом скотоводство степных скифов , отметим , что эта отрасль имеет главную роль на каждом этапе развития хозяйства степных скифов . Изменялись лишь формы е организации - если в период скифской архаики существовало лишь кочевое скотоводство , то в среднескифский период существуют две формы организации скотоводства- кочевая и полукочевая . Земледелие Раскопки поселений Поднепровья свидетельствуют о том , что на рубеже V-VI вв. до н.э. тут формируется новая отрасль экономики Степной Скифии - земледелие . Земледелие степных скифов не связано со способами обработки земли , применявшимися в Поднепровье в период поздней бронзы . Земледелие скифов возникло из потребностей скифского кочевого хозяйства и было ориентировано на производство тврдых кормов , столь необходимых для подкормки скота в зимнее время . По-видимому , к IV в. до н.э. пастбища днепровской поймы перестали обеспечивать кормами скот в зимнее время и появилась необходимость в запасах пленчатого ячменя и проса . Именно эти культуры преобладают в зерновых ямах городища Лысая Гора . Палеоэкологическая ситуация в степи в этот период стала причиной сложения скифского степного земледелия . В видовом отношении среди культурных растений преобладали засухоустойчивые просо обыкновенное , ячмень пленчатый , в меньшей степени - полба . В обработке земли использовался перелог . На небольшом участке целены жгли травостой , потом при помощи ручного деревянного орудия ни одного плуга пока на территории Степной Скифии не найденно е обрабатывали и засеивали . Через год-два участок запускали в перелог , который использовался как пастбище . Приблизительно через десять лет участок вновь обрабатвался . Таким образом , земледелие степных скифов в IV в. до н.э. играло вспомогательную роль в хозяйстве степных скифов и было подчинено скотоводству . Объмы его производства обеспечивали лишь минима-льные потребности населения в кормовом зерне , и его вывозе или о товарном характере земледелия в степи говорить не приходится.

Этим земледелие в степи по сути отличается от античной земледельческой системы , ориентированном не только на внутренние потребности античных центров Северного Причерноморья , но и на вывоз определнной части хлеба в Грецию . Домашнее производство Все виды домашнего производства степных скифов - деревообработка , обработка камня , изготовление посуды , обработка скотоводческого сырья , прядение и ткачество были полностью обеспечены собственным сырьм . Зависимость от природных ресурсов обусловила концентрацию основных видов домашнего производства степных скифов в Поднепровье . Именно в пойме Днепра были сосредоточены леса-сырь для деревообработки . Использовалась древесина дуба , ясеня , бука , граба , клна , берзы , тополя, ольхи , липы , ивы . Способы обработки древесины степными скифами довольно сложны - здесь и рубка , и раскол ствола дерева при помощи клиньев , и лицовка поверхности долотом , теслом , и гнуть , и долбление . Т.е. деревообработка у степных скифов достигала значительного уровня развития и находилась на стадии превращения в ремесло . Как и обработка дерева , обработка камня , была сосредоточена в Степном Поднепровье , где расположены мощные выходы гранита и песчаника . Уровень специализации в обработке этих материалов в раннем железном веке оставался достаточно низким и это производство не вышло за пределы домашнего . Домашний характер имели прядение и ткачество , появившееся в среде осдлых скифов в среднескифский период . Сырьм для этих видов домашнего производства были шерсть , конопля , крапива и , возможно , лн . Геродот так описывает сырь для прядения и ткачества у скифов Растт у них в стране конопля более всего напоминающая лн , от которого отличается высотой и толщиной . Этими качествами конопля немного превосходит лн . Она растт и сама по себе , и посеянная . Из не скифы делают себе одежду , чрезвычайно похожую на льняную . Тот , кто не очень хорошо е знает , не различит - из льна эта одежда или из конопли тот , кто вовсе не видал конопли , считает , что одежда льняная . Обработка скотоводческого сырья также осуществлялась в рамках домашнего производства . Кочевники были умелыми косторезами . Об этом свидетельствуют раскопки хозяйственного комплекса на Каменском городище , мастером которого изготовлялись костяные ручки к ножам и шильям , а также сами ножи , костяные орудия для обработки кож . Сравнение материалов этой мастерской с находками ножей с костяными ручками в погребениях Степной Скифии позволяют говорить о том , что мастерская , обнаруженная на Каменском городище , снабжала своими изделиями вс Степное Поднепровье . Степные скифы обрабатывали шкуры животных , шили из них одежду , умели валять войлок о чм свидетельствуют находки войлока в кургане Вишневая могила , делать вервки из сухожилий лошадей , кожаную утварь из шкур , плетные , крученые или шитые ремни для упряжи , т.е. почти вс необходимое в скотоводческом хозяйстве производилось в нм же . Основные виды повседневной утвари также производились самими же скифами . К среднескифскому периоду скифянки полностью усвоили способы лепки посуды . К этому времени в скифском быту утвердились наиболее рациональные формы посуды , удобные при кочевом и полукочевом образе жизни в основном горшки средних размеров и небольшие миски , своя орнаментация посуды . Т.е к началу среднескифского периода сформировался так называемый степной скифский керамический комплекс . В основном эта посуда для приготовления мясной и молочной пищи . Изготовление такой посуды не было централизованным - каждая хозяйка могла вылепить необходимое ей количество посуды и обжечь е на костре . Как видно из описанного выше , у степных скифов ремесла как такового не было . Ремесленные изделия , которые встречаются в скифских памятниках , в большинстве случаев поступали сюда из Лесостепи или из античных центров Северного Причерноморья . Земледелие появилось в Степной Скифии в конце V - начале IV вв. до н.э в начале как дополнительный компонент скотоводческой экономики . Возникает оно из потребностей скотоводства - для расширения кормовой базы последнего . Лишь в позднескифское время земледелие под влиянием античности превращается в самостоятельную отрасль экономики Нижнего Поднепровья .Земледелие степного региона на протяжении всего периода существования Степной Скифии оставалось дополнительной отраслью , ориентирован-ной на потребления внутри общества . О его товарности и вывозе зерна за пределы Степной Скифии говорить не приходится . Б ы т С хозяйством , способом жизни народа , неразрывно связан его быт . Он играет роль связующего звена между производственной хозяйственной и непроизводственной сферой жизни . В связи с этим изучение быта представляет особый интерес . Кроме того , быт , точнее его основное составляющие - жилище , одежда , утварь , пища - достаточно полно представлены археологически . Ж и л и щ е Одним из основных элементов материальной культуры , отражающих приспособление человека к условиям обитания , является его жилище . Подвижный образ жизни кочевников диктовал выбор лгких строительных материалов . Тип жилища отвечал не только требованиям окружающей среды , но и техническому уровню эпохи , специфике местных строительных материалов . Первому периоду кочевания , когда кочевники не имеют определнной территории для кочевания и передвигаются на значительные расстояния , присущи единственный вид жилища - повозки с крытым верхом . Существование у скифов таких передвижных жилищ фикси руется в первую очередь письменными источниками . Гиппократ подробно сообщает о кибитках скифов Наименьшие бывают четырхколсные , а другие - шестиколсные они не проницаемы для света ни для ветров . В эти повозки запрягают по две или три пары безрогих волов . В таких помещаются женщины , а мужчины ездят верхом на лошадях . Остатки повозок зафиксированы в 12 погребениях Степной Скифии . Таким образом , жилище кочевника - скифа периода архаики реконструируется как один из вариантов кочевнического крытого войлоком или шкурами шалаша на повозке . Во второй половине V-VI вв. до н.э. определяются пастбищные территории . В местах , наиболее пригодных для зимнего выпаса скота возникают зимовья . По - прежнему основным видом жилища является повозка , плетеный верх которой снимается и превращается в наземное жилище . Позднее появляются сооружения с углублнной в землю основой - полуземлянки или землянки . Следы подобных жилищ исследованы на скифском городище Лысая Гора у г. Васильевка Запорожской обл . Такая полуземлянка имела небольшое круглое в плане основное помещение и круглое входное . Наземную часть сооружения можно восстановить как конический шалаш , покоящийся на вертикальных стенах без дополнительного крепления крыши . В расположении входов в жилище Каменского и Лысогорского городища проявляется одна общая закономерность . Большинство остатков дверных промов располагается в южных или юго - западных , западных стенах раскопанных жилищ . В соответствии с этнографическими данными , например , по кочевым казахам , входы в жилище на зимовниках располагались с подветренной стороны . В холодное время года в Поднепровье преобладают восточные и северо - восточные ветры . Сопоставляя розу ветров в холодную пору года и планы строительных остатков , можно заметить , что скифы также располагали входы в свои жилища с подветренной стороны . Жилища строились самими скифами - специальных знаний для возведения столь простых сооружений не требовалось . Сведения об интерьере жилищ довольно скудны . Края полуземлянок могли использоваться как круговые скамейки или лежанки . Земляная скамейка или лежанка , расположенная в торцевой части одной из полуземлянок городища Лысая Гора имела высоту 0,40 м в ширину 0,50 м . Подобное сооружение прослежено в землянке на поселение Первомаевка . В жилищах Каменского городища и на Лысой Горе выявлены остатки очагов . Для жилых помещений городища Лысая Гора характерны открытые очаги открытой формы . Очаг одной из полуземлянок был обложен поставленными на ребро небольшими камнями . Изнутри они обмазаны глиной , которая была прожжена на 2-3 см. Для освещения жилищ использовались глиняные светильники . Один из них найден в полуземлянке на поселении Лысая Гора . Он изготовлен из лепного горшка с отбитым горлом и имел на стенках сквозные отверстия для подвешивания . На внутренней поверхности сосуда - толстый слой нагара . В качестве светильника использовались иногда лепные чашечки , подобные находкам из материалов поселений у с. Нико - лаевка . О д е ж д а Раскопки скифских погребений , как богатых , так и бедных , немногочисленные изображения скифов на предметах торевтики позволяют реконструировать их одежду . Изображения на куль обском, воронежском , гайманском сосудах , на шлеме из Передериевой Могилы позволяют представить внешний облик скифа - воина . Остроконечные кожаные башлыки закрывали голову . Кожаные безрукавки со свисающими острыми концами пол , застеганные влево и опущенные мехом надевались поверх рубах с длинными рукавами . Верхней одеждой были плащи из кожи иногда даже человечьей Многие из них делают из содранной кожи верхние плащи с тем , чтобы носить , сшивая их , словно овчины . Длинные кожаные штаны напоминающие шаровары и мягкая обувь без каблука или скифики завершали мужской костюм . Женскую одежду восстановить труднее , так как изображения женщин немногочисленны . Основным источником для восстановления женского костюма остаются женские погребения . По положению бляшек в районе головы можно восстановить головной убор - в виде кокошника или конуса , обшитого золотыми бляшками . Изредка голову украшали повязки - стленгиды , метапиды . Основу одежды составляло платье - рубашка с длинными рукавами , поверх которого одевался плащ без рукавов , обшитый золотыми бляшками . Серьги , ожерелья , гривны и перстни из золота , серебра и бронзы , стеклянные или пастовые бусы , многочисленные золотые нашивные бляшки рис. 4 дополняли одежду любой скифянки . Л.С. Клочко провл реконструкцию скифского женского костюма , что показано на рисунке 3 . У т в а р ь Утварь степных скифов бедна и набор е подчинн образу жизни и быта е создателей и потребителей . Предметы домашнего обихода разделяют на группы по признакам функционально - бытового предназначения , по материалам и техники изготовления . Наиболее многочисленная посуда , разделенная на группы по материалам - лепная, деревянная , каменная , металлическая . Прослеживается деление по функциональному назначению - на столовую , кухонную или тару . Анализ инвентаря погребений , связанного с погребением пищи дал результаты , показывающие особенности быта различных слов насе ления . Причм , такое социальное расслоение в быту по погребениям раннескифского периода не прослеживается . Замечено , что в наиболее богатых погребениях скифской знати сооружались специальные помещения - так называемые , хозяйственные ниши , в которых хранились пищевые запасы погребнного . При анализе инвентаря 26 ниш составлено представление о наборе утвари наиболее богатых скифов . В хозяйственных нишах наиболее богатых погребений хранились посуда для варки котл , котелок , железные крючки для мяса и щипцы и потребления блюда , подносы мяса или бульона деревянные чаши , иногда с обивками . Отдельный блок составляла посуда для питья вина амфора , черпак , ситечко , килик , кувшин , молока или молочной водки кожаные сосуды , металлические или деревянные открытые сосуды . Прослежены некоторые закономерности расположения хозяйственных ниш в погребальном комплексе . Ниши с пищей располагались в области головы погребнного , в то время как отсеки или отдельные ниши с набором утвари для питья располагались в ногах Двугорбая Могила . Крайне редко хозяйственные ниши сооружались в дромосах.

Сооружение хозяйственных ниш с таким богатым набором инвентаря характерно для погребений царского ранга или высшей скифской знати . Менее богатые могли позволить себе простой набор инвентаря - лепная керамика , деревянные сосуды , блюда или подносы для мяса и греческая посуда для вина . Амфоры в таких курганах чаще всего происходят из материалов тризны . Типичный набор утвари рядовых погребений среднескифского периода - лепной горшок и деревянное блюдо или поднос с частью туши барана или коровы с одним - двумя железными ножами . В наборе утвари как из погребений , так и из материалов памятников оседлости , наиболее многочисленная группа лепной посуды . Коллекция посуды , изготовленной без применения гончарного круга из поселений среднескифского времени более многочисленна , но менее разнообразна , по сравнению с керамическим комплексом архаического периода . В погребениях IV в. до н.э. количество посуды, вылепленной вручную уступает лишь амфорной таре , а в материалах памятников оседлости за исключением Каменского городища оно чуть больше или равно количеству амфор . Именно в IV в. до. н.э с переходом к оседлости , скифские женщины научились лепить посуду . В этот период появляется свой , чисто скифский набор лепной керамики - горшки особых форм и миски .Они преобладают в материалах памятников IV в. до н.э. Горшки разнообразны - с короткой дуговидной в разрезе шейкой , с горлом , отогнутым в виде раструба , с прямым горлом , с резко отогнутым венчиком и почти цилиндрической шейкой , больших размеров рис. 5 3,10,5,11 . Мисок немного , в основном это посуда с загнутым внутрь венчиком и в форме переврнутого усечнного конуса . Основные мотивы орнаментации сосудов скифской керамики - пальцево-ногтевые вдавления , косые насечки по краям венчика , отпечатки штампа или косые насечки в основании шейки рис. 5 3,5,10 . В среднескифский период почти полностью исчезает рельефный орнамент , крайне редко встречается прочерченный рис. 5 11 . Скифянки научились лепить сосуды , напоминающие формы греческих гончарных - так появились лепные подражания античным формам рис. 5 6 . Некоторые из подражаний найдены в погребениях . Эти находки свидетельствуют о сильном влиянии античного гончарного производства на формирование скифского керамического комплекса . Количество лепной посуды , имеющей аналогии в керамике фракийских культур , по сравнению с периодом архаики заметно сокращается . Группа состоит из горшков с короткой изогнутой шейкой , баночных сосудов и мисок двух типов . Для посуды фракийского облика характерен рельефный орнамент и тщательная обработка внешней поверхности - заглаженная или заложенная поверхность . В IV в. до н.э. на территории Степной Скифии появляются первые сосуды меото-сарматского облика . Они более характерны для керамики Елизаветовского городища . Два горшка , имеющие анологии в керамике сарматских памятников найдены в скифских погребениях Крыма . Картографирование курганов IV в. до н.э в которых была найдена лепная керамика , показывает их повышенную концентрацию вблизи Днепровской поймы . Наиболее многочисленная коллекция таких сосудов в таких могильниках , как Широкое , Шевченко , Любимовка , Вольная Украина , Гаймоново поле . Могильники , расположенные в открытой степи Носаки , Рясные Могилы , Златополь , Троицкое , Большая Белозрка , дают единичные экземпляры лепных сосудов . Соотношение основных разных в технологическом отношении групп керамики амфоры , столовая-чернолаковая керамика , простая гончарная, лепная показывает различные уровни экономического развития регионов Степной Скифии . Основная масса античной посуды поступала в Степное Поднестровье , также много , как и в Поднестровье , керамики поступало в Степной Крым , а вот Поднепровье , Побужье снабжалось античной посудой в меньшем количестве . Причм , основная масса античного импорта оседала в Поднепровье , в Левобережье . В памятниках среднескифского периода греческая гончарная посуда становится господствующей в группе столовой керамики , почти полностью вытесняет лепную столовую посуду . Так количество чернолаковой керамики в погребениях IV в. до н.э. увеличивается по сравнению с предыдущим периодом более чем в 10 раз , количество простой гончарной - почти в 9 раз . Набор амфор из скифских погребений мало чем отличается от амфорной тары хорошо изучнной по материалам античных памятников Северного Причерноморья . Амфоры чаще всего встречаются в скифских погребениях Поднестровья и Степного Крыма. В погребениях Крыма амфора в ногах погребнного или в насыпи кургана - почти обязательная деталь погребального комплекса коллекция гончарной керамики из Акташского могильника . Меньше чем в Поднестровье или в Крыму , но больше , чем в Поднепровье , амфор найдено в погребениях Побужья . Равное количество погребений с амфорами на Правобережье и Левобережье Днепра . Амфорной тарой поселений Степной Скифии представлены все основные центры виноделия Греции . В первой половине IV в. до н.э. преобладали продукты , вывозившиеся в фасосской и гераклейской таре . В слоях второй половины IV в до н.э. чаще встречаются фрагменты синопских и херсонесских амфор . В материалах Каменского городища много фрагментов амфор боснорского производства . Часть амфорной тары имела клейма . Наиболее ранние клеймнные амфоры появляются на Каменском городище - амфоры с о. Фасос . Фрагменты амфор с фасосскими клеймами найдены в поселениях Маячка , Великая Знаменка и Высшетарасовка . Амфоры с гераклийским клеймением встречаются на Каменском и Лысогорском городищах , на поселении Князь- Григорьевка . Группа амфор с синопскими клеймами наиболее многочисленна . Синопские клейма зафиксированы на амфорах Каменского и Капуловского городищ и Волошского поселения . Крайне редко встречаются амфоры с херсонесскими клеймами . Они найдены лишь на Каменском и Лысогорском городищах . На Каменском городище найдено много фрагментов амфор с монограммными клеймами . В целом коллекция фрагментов амфор с клеймами подтверждает вывод о том , что основными центрами , поставлявшими вино в Правобережную и Левобережную Степную Скифию были о. Фасос , Гераклея , Пепарет , позднее - Синопа и Херсонес . Иногда на стенках сосудов из памятников Степной Скифии встречаются граффити . Так , на горле амфоры из Каменского городища была процарапана большая А . На горле лепного сосуда из материалов Каменского городища процарапаны знаки , напоминающие магические . Тара из Греции очень ценилась обитателями скифских поселений . Многие амфоры имеют следы ремонта просверленные в стенках отверстия , через которые сшивались стенки сосуда . Фрагменты амфор , которые нельзя было отремонтировать использовались вторично как инструменты -чаще всего -терочники или лощила для обработки кож . Посуда для питья вина а этот обычай уже прочно утвердился в скифской среде представленабольшой группой чернолаковой керамики . Широкие возможности импортанарядной греческой посуды затормозил производство обитателями Северного Причерноморья своей лощевой лепной керамики .Больше всего посуды для вина поступало в Поднестровье . Количество погребений с чернолаковыми сосудами одинаково и в Степном Крыму и в Поднепровье и в Побужье . Чернолаковая керамика представлена в основном сосудами для вина. Замечено что в конце V - первой половине IV вв. до н.э. в Степное Причерноморье поступают кратеры и килики рис.6 2 . Чуть позже в скифском быту появляются канфаровидные килики , а со второй - третьей половины IV - канфары рис.6 3,5 , и солонки рис.6 4 , часто имевшие штампованный орнамент рис.6 1,7 . В материалах памятников осдлости фрагменты чернолаковой керамики встречаются крайне редко . Со второй половины IV в. до н.э. в степных скифских погребениях появляются простая гончарная керамика - серо- и красноглиняная .Чаще всего посуды этой группы встречаются в памятниках Поднестровья и Степного Крыма . Стабильно невысокий процент погребений с простой гончарной керамикой в Поднепровье и в Побужье . Это сосуды для вина или для воды - сероглиняные кувшины рис.5 9 . Красноглиняные сосуды из погребений Степных Скифов - кувшины - найдены в слоях городища Лысая Гора , Первомайского поселения и поселения Чернеча , много фрагментов сероглиняных кувшинов и мисок найдено на Каменском городище . Эти сосуды могут быть отнесены к продукции Ольвии , где они распространены начиная с периода архаики до первых веков н.э. Деревянная утварь играет большую роль в обработке и потреблении молочных продуктов . Чаще всего использовались неглубокие полусфери - ческие чаши - для молока или бульона рис.5 7 . Их количество в погребениях среднескифского периода по сравнению с захоронениями более раннего времени заметно уменьшается . Количество же деревянных блюд или подносов в погребениях среднескифского времени увеличивается приблизительно в восемь раз . Встречаются в виде скреплнных деревянных дощечек со слегка загнутыми бортами рис.6 9 или блюда с высокими бортиками и выступающими бортиками по бокам , подобные блюда из Трехбратнего кургана в Крыму рис.5 2 . Они использовались в качестве сосудов для готового вареного мяса . Металлическая утварь . Коллекция сосудов , изготовленных из металла бронзы , серебра , железа из погребений среднескифского периода немногочисленна . В основном это бронзовые котлы . Большинство происходит из курганов скифской знати . Скифские котлы литые , отличаются большими размерами рис.6 4 , их объмы нередко достигают 100 литров и больше . Котлы часто орнаментируются котл из Черномлыка . По-видимому , это сосуды лесостепного производства . Для питья вина , кроме чернолаковых сосудов использовались серебряные кубки , чаши , килики , ритоны и т.п т.е. парадная посуда . Их коллекция не многочисленна . Чаще всего встречаются серебряные или бронзовые килики на невысокой ножке с фигурными , возвышающимися над венчиками сосудов ручками рис. 5 10,11 . Формы античных и фракийских фиал повторяют серебряные чаши из Солохи , из кургана у села Владимировка . Редкая находка в степных скифских погребениях - приспособление для разлива вина - киафы - железные или бронзовые чашечки на длинной ручке , которая иногда заканчивается лебединой головкой рис. 5 8 . Иногда встречаются полусферические ковши с прикреплнной через втулку деревянной или металлической ручкой . Последние , правда , могли использоваться и для разлива бульона . В курганах , расположенных ближе к античным центрам чаще всего Побужье встречаются бронзовые ситечки для процеживания вина - неглубокие широко открытые чашечки с короткими фигурными или плоскими ручками , иногда также украшенными птичьими головками рис.5 6 Изучение всех видов утвари из погребений и материалов поселений среднескифского периода позволяет получить представление не только о материальной культуре степных скифов , но и о системе питания этого народа . П и щ а Система питания один из наиболее консервативных элементов быта и только по некоторым деталям можно судить о е изменениях . В питании степных скифов присутствовала мясная , молочная и растительная пища . В рационе степных скифов преобладало мясо - костные остатки животных найдены в каждом третьем погребении Степной Скифии IV в. до н.э. Встречались кости лошадей , овец и крупного рогатого скота , редко - кости птиц . При анализе системы питания замечены некоторые социальные особенности потребителей . В отличии от рядовых могил , в напутственной пище из богатых погребений Мелитопольский , Александропольский , Краснокутский курганы , Гаймонова Могила , Малая Цимбалка , Толстая Могила отсутствует мясо крупного рогатого скота- т.е. любимой , а может быть канонизированной пищей кочевника остатся конина . О преобладании в рационе знатных скифов мясной пищи и пренебрежение ими растительной пищи свидетельствуют некоторые данные антропологии , в частности - патологические наросты на костях позвоночника . В костных кухонных остатках из материалов поселений и городищ преобладают кости крупного рогатого скота . Основной способ приготовления мяса - его варка . Геродот пишет Так как скифская земля совершенно безлесна , то для варки мяса придумано у них следующее как только они cдерут шкуру с жертвенного животного , Они очищают кости от мяса и затем кладут мясо в котлы если они у них окажутся местной выделки , похожие больше всего на лесбосские кратеры . разве только много больших размеров . Бросив в них мясо , варят его , поджигая снизу кости жертвенных животных . Если же у них под рукой нет котла , они кладут вс мясо в желудки жертвенных животных и , подлив воды , поджигают кости . Кости горят прекрасно , а желудки легко вмещают мясо , очищенное от костей . И таким образом бык варит сам себя , и остальные жертвенные животные каждое варит само себя . Новой составляющей системы питания степняков , перешедших к полуоседлому способу ведения хозяйства становится мясо свиньи . Кости этих домашних животных зафиксированы практически на всех поселениях Приднепровья . Основная утварь для приготовления мяса - котлы и ленные горшки больших размеров . Для извлечения из котлов мяса использовались щипцы рис. 6 8 и крюки , для разделки - железные ножи с костяными или деревянными ручками . Эта утварь встречается как в хозяйственных нишах богатых погребений , так и в погребениях рядовых скифов . При разделки мяса скифы , подобно другим кочевым народам соблюдали определнные правила . Например , в качестве напутственной пищи погребнному обычно клали грудинку с отсечнными костями позвоночника или мясо передних конечностей . У большинства кочевников соблюдался сезонный ритм питания . Мясная пища преобладала осенью , когда перед зимовкой забивались слабые и старые животные ,и зимой, когда мясо долго хранится . В дневном рационе тяжлая мясная пища употреблялась вечером после трудового дня . Сезонный характер мясной пищи принуждал скотовода к поискам растительной пищи . Археологические данные позволяют определить видовой состав зерновых культур . В составе зерновых преобладали ячмень и просо - культуры хорошо известные скотоводу и использующиеся для приготовления блюд из толчного зерна . Подсушенное на солнце зерно растирали на зернотрках рис. 6 1 . Толченое зерно варилось в небольшом количестве молока и воды . Вопрос об употреблении степными скифами хлеба остатся открытым . Они несомненно знали выпечку хлеба из пресного теста . Но отсутствие в материальной культуре жерновов позволяет нам высказать предположение , что до состояния муки зерно скифы не размалывали и мучные продукты в рационе степняков ещ не появились . В целом растительная пища не отличалась разнообразием , но потребности человека в белках растительного происхождения , углеводах , минеральных веществах и витаминах обеспечивала . Растительная пища кочевника , доставляемая путм собирательства, чрезвычайно бедна щавель , полевой лук , чеснок . Широкое распространение у скифов получило вино греческого производства , чему способствовали не только широкие возможности греческого импорта , но и знакомство скифов с алкогольными напитками типа молочной водки араки или кумыса . Молочные водки боле крепки , чем виноградное вино , которое скифы сразу стали пить неразбавленным и быстро пьянели , чем поразили греков . Спартанцы желая выпить по-крепче, говорили - Налей по-скифски . Молочная пища . Молоко - универсальный продукт , который можно употреблять в его естественном виде . Античные авторы преувеличивали роль кобыльего молока в рационе кочевника . По удойности , пищевой ценности , количеству вторичных продуктов кобылье молоко значительно уступало овечьему в частности , по калорийности вдвое , а по жирности - втрое . Из овечьего молока изготовлялся сухой сыр типа бислага или арула у монголов , курата у киргизов . Сухой сыр , хранившейся века , найден в одном из алтайских курганов скифского времени . Хотя кобылье молоко по ряду качеств уступает другим видам молока, оно не заменимо при изготовлении кумыса . В кобыльем молоке , богатом сахаром и бедном жирами , за счт специфической микрофлоры с особой лгкостью протекают процессы брожения , в результате которых получается напиток , обладающий высокой калорийностью , повышенным содержанием витаминов , высокими вкусовыми качествами . Считают , что кумысный грибок зародился в кожаном сосуде и затем , путм многолетнего отбора была получена закваска необходимого качества . Много позже , кумысная закваска , попав в среду коровьего молока , и постепенно обогатившись другими типами грибков , превратилась в новый вид кисломолочных продуктов.

Кроме того кумыс содержит алкоголь до 2,5 , что повышает его вкусовые качества по сравнению с другими молочными продуктами . Лишь в условиях осдлой жизни стал возможен обычай потребления коровьего молока . В среднескифский период он находился на стадии внедрения . Широкое использование коровьего молока для питания человека стало боле реальным лишь благодаря улучшению пород крупного рогатого скота , при котором человек добился развития способность давать молоко в количествах , намного превышающих потребности для вскармливания молодняка . Оценивая в целом систему питания степных скифов , отметим некоторые его особенности выдвижение на первое место потребления мяса крупного рогатого скота , появление в мясной пище свинины знакомство с хлебом и увеличение доли зернового компонента в питании степняков . ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение хозяйства и быта степных скифов позволило заметить , что изменения в хозяйстве степных скифов связаны с изменением природных ресурсов , которое чаще всего происходит под антропогенным явлением . Основной отраслью экономики Степной Скифии было скотоводства , которое существовало в двух формах - в виде кочевого весь период развития Степной Скифии и полукочевого с конца V до III вв. до н.э Показано , что в целом скотоводческая отрасль экономики Степной Скифии могла обеспечивать необходимым только сво собственное население , и что о товарном характере скотоводства Степной Скифии говорить не приходится . Таким образом , земледелие степных скифов в IV в. до н.э. играло вспомогательную роль в хозяйстве степных скифов и было подчинено скотоводству . Объмы его производства обеспечивали лишь минима-льные потребности населения в кормовом зерне , и его вывозе или о товарном характере земледелия в степи говорить не приходится . Изучение непищевой сферы экономики показало е развитие в виде домашних промыслов, ориентированных на потребности лишь скифского общества . Одним из основных элементов материальной культуры , отражающих приспособление человека к условиям обитания , является его жилище . Подвижный образ жизни кочевников диктовал выбор лгких строительных материалов . Тип жилища отвечал не только требованиям окружающей среды , но и техническому уровню эпохи , специфике местных строительных материалов . Утварь степных скифов бедна и набор е подчинн образу жизни и быта е создателей и потребителей . Предметы домашнего обихода разделяют на группы по признакам функционально - бытового предназначения , по материалам и техники изготовления . Наиболее многочисленная посуда , разделенная на группы по материалам - лепная, деревянная , каменная , металлическая . Прослеживается деление по функциональному назначению - на столовую , кухонную или тару . Оценивая в целом систему питания степных скифов , отметим некоторые его особенности выдвижение на первое место потребления мяса крупного рогатого скота , появление в мясной пище свинины знакомство с хлебом и увеличение доли зернового компонента в питании степняков . Ни о каком развитие ремсел если считать ремесло , специализированном производством , оторванным от земледелия и скотоводства и ориентированном на выпуске товара , в скифском обществе говорить не приходится . Список используемой литературы 1. Буйский С.Б. Античные земледельцы нижнего Побужья 2. Клюминцев В.Н. Поселение земледельцев и скотоводцев позднего бронзового века . Гранитно степное Побужье 3. Ахматова М.И. Киммерийцы и скифы 4. Ильинская В.А. и Тероножкин А.И. Скифия VII-IV вв. до н.э. 5. Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия 6. Смирнов А.П. Скифы 7. Бунятин Е.П. Древнейшие скотоводы украинских степей 8. Мурзин В.Ю. история скифов 9. Флалко Е.Е. Искусство скифов.